Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Выездные консультации и диагностика детей из семей мигрантов в школах города Чебоксары

Новости МПГУ

21–23 декабря 2022 года специалисты Московского педагогического государственного университета и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» побывали с серией выездных консультаций для педагогов и администрации школ в образовательных учреждениях города Чебоксары. Выезды состоялись в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, и научно-исследовательской работы, выполняемой Московским педагогическим государственным университетом по поручению Министерства просвещения России.

В состав делегации вошли главный методист проекта Татьяна Криворучко, зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Алексей Кричкин и ведущий специалист Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО Алистер Орлов.

За три декабрьских дня специалисты успели провести диагностику около 100 детей из семей мигрантов в трех городских школах. Также в каждой из школ были организованы встречи с педагогами, обучающими детей-инофонов. Следует отметить, что Чувашская Республика — это один из российских регионов, для которого билингвизм в повседневной жизни, в том числе в школе, является нормой. Большинство жителей Чувашии владеют не только русским языком, но и чувашским, что бесспорно является важным фактором для формирования поликультурного образовательного пространства.

Подавляющая часть учеников-инофонов в чебоксарских школах – дети таджикского происхождения, хотя в некоторых школах можно встретить носителей азербайджанского, узбекского, армянского и даже испанского языков. Во всех школах специалисты МПГУ отметили достаточно хорошее владение русским языком как языком обучения и неплохой уровень социальной и культурной адаптации к российской образовательной среде. Это связано прежде всего с тем, что большинство детей-инофонов до поступления в школу посещали дошкольные образовательные учреждения, предоставившие возможность для более спокойного и мягкого вхождения в новую культуру.

В школе № 24, которую делегация посетила первой, число инофонов из Средней Азии невысокое, поэтому для проведения диагностики администрация школы рекомендовала детей с русско-чувашским билингвизмом, которые имеют проблемы с успеваемостью. Как и следовало ожидать, дети показали хорошие коммуникативные навыки во всех видах речевой деятельности. В разговоре со специалистами диагностируемые обращали внимание на сложность усвоения предметов естественно-научного цикла, а также на проблемы с восприятием текстов больших объемов, при этом охотно рассказывали о себе, своих планах и составляли довольно объемные истории по сюжетным картинкам.

На встрече с педагогами специалисты рассказали об особенностях методики преподавания русского языка как иностранного. Учителя активно участвовали в беседе, приводя аналогии с методикой преподавания чувашского языка в школах с русским языком обучения. Татьяна Васильевна Криворучко, главный методист Центра «Этносфера» с радостью поделилась практическими знаниями о родных языках инофонов, о том, как работать с этими знаниями, чтобы исправить фонетические и грамматические ошибки.

Иная обстановка – в школе № 10 имени летчика-космонавта А. Г. Николаева. Из-за близости нахождения к школе городской мечети среди учеников много детей-мусульман, преимущественно – носителей таджикского, азербайджанского и узбекского языков. Здесь уровень владения русским языком значительно ниже, что связано скорее с недавним поступлением детей в школу, а не с особенностями языковой адаптации, которую планомерно осуществляет администрация школы. Несмотря на невысокий уровень владения языком, некоторые дети являются активными билингвами, так как родились в двуязычных и бикультурных семьях, где для матерей русский является родным.

Школа № 10 принимает активное участие в конкурсе «Билингва», который уже несколько лет проводится Московским педагогическим государственным университетом во взаимодействии с Центром «Этносфера» при поддержке Правительства Москвы. На встрече со специалистами Ирина Григорьевна Евсеева и Елена Германовна Лебедева, учителя русского и чувашского языков, поблагодарили организаторов конкурса за возможность сохранять самобытность чувашского народа и рассказывать о ней в Москве.

Заключительный день диагностических мероприятий специалисты провели в школе № 1 города Чебоксары. Это достаточно новая школа, в которой обучается практически 1500 учеников, число детей-инофонов небольшое. Здесь наблюдается такая же картина, как и в школе № 10: много детей свободно говорят на двух языках, так как посещали детские сады до поступления в школу, некоторые говорят только на русском (материнском) языке, а значительная часть инофонов обучается в начальной школе (хотя в средней школе год от года также фиксируется рост числа детей из семей мигрантов).

Директор школы Татьяна Львовна Николаева провела для московской делегации интересную экскурсию по школе: на каждом этаже размещены просветительские экспозиции, посвященные чувашской национальной культуре, цивилизационному наследию России и Чувашии, знаменитых россиянах, родившихся в Чебоксарах и Чувашской Республике. Отдельная экспозиция представляет собой инфографику о Великой Отечественной войне, которая размещена на стенах: с помощью наглядных средств педагогический коллектив решает задачи патриотического воспитания и исторического просвещения школьников. Администрация школы № 1 всячески способствует воспитанию детей средствами поликультурного образования. Педагогов особенно заинтересовала практика создания женского клуба для мам детей-инофонов, которая реализована в одной из школ Перми, участвующих в нашем проекте.

23 декабря делегацию МПГУ принял заместитель министра образования Чувашской Республики. Состоявшиеся переговоры выразили готовность министерства образования Чувашской Республики к дальнейшему сотрудничеству с Московским педагогическим государственным университетом и Центром содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» в сфере интеграции детей с миграционной историей, в совместном проведении конкурса «Билингва» и других проектов по этнопедагогике и поликультурному образованию.

Мы сердечно благодарим за помощь и поддержку наших чебоксарских коллег: Иванову Луизу Анатольевну, Егорову Альбину Всеволодовну, Кумалькову Светлану Владимировну, Николаеву Татьяну Львовну, Окуневу Елену Петровну.

 

Подробнее о проекте можете узнать на сайте МПГУ www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

 

29 / 12 / 2022

Показать обсуждение