Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Концепция развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования

Новости МПГУ

Московский педагогический государственный университет на протяжении своей 145-летней истории не только шел в ногу со временем, но и обладал высоким потенциалом опережающего развития.

МПГУ всегда осознавал свою роль и ответственность ведущего педагогического вуза России и СССР, который опирается на лучшие отечественные и мировые традиции высшего образования.

Принципы открытости, сотрудничества и сотворчества с российскими вузами и зарубежными партнерами в решении научных задач, подготовке кадров для системы общего и непрерывного педагогического образования были и остаются важнейшими во всех сферах деятельности университета.

Приоритетами в подготовке педагогических кадров в МПГУ являются фундаментальный подход к изучению предмета и психолого-педагогических дисциплин, воспитание уважения к отечественной истории и традициям, личности; осознание ответственности и важности педагогического образования как базового направления в системе российского образования, учет передовых идей и запросов социума.

Установка на фундаментальность научной подготовки учителя в области естественных, социально-гуманитарных и педагогических наук привела к созданию, а затем и развитию научных школ, представленных учёными с мировым именем: В.И. Вернадским, С.А. Чаплыгиным, В.О. Ключевским, С.М. Соловьевым, С.С. Наметкиным, П.С. Новиковым, С.Н. Трубецким, Н.Д. Зелинским, О.Ю. Шмидтом, К.А. Тимирязевым, Л.С. Выготским, А.Ф. Лосевым, И.Е. Таммом. Фундаментальность научной подготовки в университете всегда сочеталась с высокими требованиями к воспитательной миссии профессорско-преподавательского состава – людей высокой не только научной и педагогической, но и общечеловеческой Культуры.

Важнейшими вехами в развитии университета стали:

– открытие в 1872 г. Московских высших женские курсов (МВЖК – будущего 2-го МГУ – МГПИ им. В.И Ленина – МПГУ), впервые позволивших женщинам России получать высшее образование, не выезжая за пределы страны;

–  создание в 1921 г. (в структуре 2-го МГУ) первого в России педагогического факультета дало старт формированию и развитию самостоятельного направления в системе высшего профессионального образования – педагогического образования;

– развитие разных моделей подготовки педагогических кадров, переход в формат «обучающегося общества» и «обучения на протяжении всей жизни» привело к появлению в 1990 году первого педагогического университета в стране – Московского педагогического государственного университета;

– включение МПГУ в 2009 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации подтвердило особый вклад университета в культуру России, которая зиждется на следовании традициям, приумножении и развитии всего, что связано с передачей культурного кода нации средствами учения, просвещения, воспитания, созидания личности человека, гражданина и патриота Отечества;

– участие в разработке государственных и федеральных государственных образовательных стандартов всех поколений не только для системы высшего профессионального (педагогического), но и общего образования, реализация требований стандартов в учебниках для системы общего и высшего педагогического образования, созданных авторскими коллективами нашего вуза, по которым и сегодня учится вся страна, стало отдельной вехой в истории университета.

История Университета – длительный, последовательный путь формирования устойчивой открытой модели отечественного педагогического образования, исторически доказавшей профессиональную эффективность и востребованность со стороны личности, общества и государства. Инновации, рожденные в вузе, превращались в традиции, становились почвой для следующих инноваций.

За последние 25 лет университет прошёл сложный путь поиска новой модели подготовки кадров для системы образования в условиях попыток вестернизации отечественной образовательной системы, пренебрежения традициями и достижениями российского образования,  отчуждения подавляющей части  общественности и педагогического сообщества, уставших  от непрерывной череды образовательных реформ. Перипетии этого пути проявились в ряде негативных факторов:

– дисбалансе основных компонентов подготовки будущего учителя: предметного, психолого-педагогического (включая методический), воспитательного;

– ослаблении внимания к духовно-нравственному становлению личности;

– снижении актуальности тематики научных исследований, их практической результативности, степени внедрения результатов;

– уменьшении доли молодёжи в структуре научно-педагогических кадров;

– несоответствии сформировавшейся образовательной среды университета новым общественным запросам и образовательным потребностям обучающихся, прогнозируемым моделям организации учебно-воспитательного процесса в вузе и школе;

– опасном отставании учебной и научной материально-технической базы от уровня, необходимого современному вузу, и уровня технологической оснащённости российской школы;

– ослаблении связей с социальными партнёрами, позиций в межрегиональном и международном сотрудничестве.

Нацеленность коллектива университета на преодоление этих противоречий, понимание роли учителя и педагогического образования в формировании интеллектуального, экономического капитала страны определяют современную миссию МПГУ.


Современная миссия МПГУ

 заключается в обеспечении преемственности и развитии культуры современной России через восстановление отечественного педагогического образования на основе гармоничного сочетания традиций и инноваций, формирования российской идентичности и профессионализма будущих педагогов, всемерного раскрытия их талантов.

Университет должен стать площадкой для формирования новой модели педагогического образования, отвечающей научным, духовно-нравственным, социальным запросам и потребностям современного российского общества.

Подготовленные в университете кадры призваны стать носителями идей обновления отечественного образования.


Цель и задачи Концепции развития МПГУ

Концепция ориентирована на решение актуальных задач, определенных государством с учетом экономических и социокультурных особенностей России, мировых тенденций в науке, образовании и культуре.

Концепция учитывает уникальные особенности, исторические традиции и потенциал МПГУ как первого педагогического университета России, передовой опыт ведущих университетов мира.

Цель Концепции – определить стратегические приоритеты и основные направления разработки инновационной образовательной модели педагогического университета, призванной обеспечить опережающее развитие российского образования и общества в целом.

Задачи:

  1. Определить целевые ориентиры и обосновать научно-методические подходы к созданию актуальной модели педагогического образования.
  2. Подготовить методологическую основу для разработки программы и «дорожной карты» развития университета.
  3. Задать направления развития социального партнёрства, межрегиональных и международных отношений университета как российского и мирового научно-педагогического лидера в сфере педагогического образования.
  4. Способствовать формированию общественного признания значимости концептуальных перемен в подготовке педагога.

 

Стратегические приоритеты МПГУ

 Современную ситуацию в отечественном и мировом образовании в целом можно охарактеризовать как важный этап формирования новой образовательной парадигмы. Привычная традиционная модель образования исчерпывает себя, так как находится в состоянии противоречия с изменяющимся состоянием социума, стремительными процессами технико-технологических новаций и нарастающей информатизацией всех сфер жизнедеятельности общества. Под давлением внешней среды изменяются цели образования, формы и технологии получения и освоения знаний, создания и передачи информации, организации учебного процесса, инструменты измерения результатов обучения, условия функционирования образовательной системы. Для сокращения этого нарастающего разрыва необходимы эвристические решения по ряду кардинальных образовательных проблем.

Реагируя на внешние вызовы, университет сам становится созидателем будущего. Творческое кредо МПГУ основывается на:

– позиционировании образования как способа развития общества (а не «надстройки»);

– создании и трансляции гибкой, адаптивной к вызовам общества модели образовательной среды;

– развитии в качестве инфраструктурного кластера системы непрерывного педагогического образования;

– прогнозировании, разработке и внедрении в социокультурное пространство собственного образовательного продукта;

– открытом диалоге с научно-педагогическим сообществом, основными общественными институтами;

– равноправной и взаимовыгодной интеграции отечественного педагогического образования и систем образования других государств.

Эвристическая инновационная многомерная образовательная модель университета направлена на обеспечение баланса современных и прогнозных потребностей и запросов личности, семьи, общества и государства в:

– социокультурном измерении (развитие образования как органической части культуры личности, семьи, многонационального российского народа, российского общества, инструмента формирования российской идентичности и основы национальной безопасности страны);

– психолого-педагогическом измерении (развитие образования как среды, создающей условия для личностного роста и развития каждого человека на протяжении всей его жизни);

социально-экономическом измерении (развитие образования как инструмента постоянного наращивания и приумножения национального «человеческого капитала»);

административно-организационном измерении (формирование эффективно управляемого гибкого образовательного пространства, способного к быстрой перестройке в соответствии с динамично меняющимися внутренними и внешними вызовами).

 

Целевые ориентиры формирования новой образовательной модели университета


Современный студент МПГУ – педагог будущего

Практическая деятельность педагога – сфера сложной системы отношений, профессиональных трудностей и достижений, в которую будущему специалисту предстоит войти. Их понимание и учёт в построении и реализации образовательной модели университета позволит научить будущих педагогов преодолевать барьеры, неизбежно возникающие в профессиональной деятельности.

Основные барьеры педагогической деятельности:

– невысокая познавательная мотивация значительной части педагогов, внутренне не нацеленных на профессиональный рост и самореализацию, предпочитающих работать по готовым методическим схемам, по образцу;

– недостаточная фундаментальная предметная и психолого-педагогическая подготовка;

– отсутствие навыков анализа и критического мышления при описании и представлении собственного профессионального опыта;

– узкий взгляд на вопросы образования и развития человека с позиции преимущественно своего предмета преподавания, недостаточное соединение содержания предмета обучения с вопросами жизни человека и общества;

– отсутствие знаний и навыков практической конфликтологии; недостаток внимания к психологической поддержке учителя, процессам профессионального «выгорания» педагога;

– недооценка жизненного опыта обучающихся, роли личного опыта педагога как важной составляющей профессиональной деятельности.

В своей деятельности университет должен видеть и учитывать современное состояние и вероятностные контуры школы будущего. На этом синтезе строятся целевые ориентиры формирования образовательной модели университета:

  1. Развитие у студентов интереса к знаниям требует усиления в образовательном процессе философских аспектов теории познания, реализации системного и междисциплинарного подходов, обучения методам и приёмам самообразования и самовоспитания.
  2. Углубление фундаментальной подготовки, освоение универсальных методов анализа и прогнозирования, включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность на всех этапах обучения.
  3. Формирование понимания самоценности жизни, ценностных ориентиров и установок личности и общества, ответственной гражданской позиции.
  4. Воспитание у будущего специалиста уважительного отношения к жизненному опыту обучающихся и профессиональному опыту коллег.
  5. Формирование устойчивой готовности обучающихся к освоению новых профессиональных функций и видов деятельности педагога.

 

Основные направления формирования новой образовательной модели университета

Новая образовательная модель университета ориентирована на опережающую подготовку кадров для социальной сферы. Для ее создания и  реализации необходимо осуществить комплекс мер.

В образовательном процессе:

– усилить аналитико-прогностическую деятельность по изучению потребностей и запросов общества в области образования;

– актуализировать разработку вариативных моделей подготовки кадров для системы образования на основе мониторинга ее содержания, технологий обучения;

– осуществить модернизацию образовательных программ с учетом развития науки, потребностей работодателей, интересов личности на основе вариативности и индивидуализации;

– развивать практику создания доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– укрепить фундаментальность педагогического образования на основе интеграции науки и образования;

– разработать систему практико-ориентированной и психолого-педагогической подготовки обучающихся, в том числе для работы с разными категориями детей;

– организовать работу по созданию учебно-методического сопровождения для  академических обменов, развивая программы обучения на иностранных языках;

– разработать и реализовать программу широкого внедрения новых образовательных технологий и форм организации учебной и научно-исследовательской деятельности;

– развивать электронную образовательную среду, включая создание портфолио для каждого обучающегося;

– совершенствовать институт адаптации и сопровождения молодых специалистов;

– провести мониторинг состояния университетской системы непрерывного дополнительного образования и создать новые модели дополнительных образовательных программ;

– развивать сеть филиалов университета и базовых школ в регионах России;

– начать работу по формированию информационно-образовательного портала «Педагогическое образование России».

В научной деятельности:

– провести мониторинг состояния научно-педагогических школ, публикационной активности профессорско-преподавательского состава, эффективности организации научно-исследовательской деятельности с целью определения  приоритетов развития университетской науки и продуктивных форм ее организации;

– участвовать в работе по прогнозированию потребностей в кадрах на разных уровнях системы образования, направлений развития образования и социальной сферы;

– создать научно-исследовательский центр по изучению и распространению инновационного педагогического опыта;

– разработать модель педагогического научно-образовательного кластера;

– восстановить позиции университета как ведущего экспертного центра  в области образования;

– расширить сетевое взаимодействие с научно-образовательными центрами в России и за рубежом;

– совершенствовать механизмы интеграции научных исследований и учебной деятельности университета и высокотехнологичных компаний, способствовать созданию совместных технопарков, научных центров (в первую очередь, с РАН, РАО);

– развивать инновационные формы раннего включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность  и научное творчество;

– создавать условия для внедрения и коммерциализации научной и научно-педагогической продукции с ориентацией на перспективные рынки;

– разработать модель научно-образовательного центра по работе с одаренными обучающимися с целью их углубленной профессионализации;

– участвовать  в разработке, обновлении, внедрении, экспертизе образовательных стандартов и программ;

– создать общеуниверситетскую систему регистрации, охраны и использования интеллектуальной собственности;

– осуществить систему мер по преобразованию библиотеки университета во всероссийский библиотечно-информационный центр по непрерывному педагогическому образованию;

– расширить формы внедрения и популяризации результатов научных исследований, в том числе путем активизации издательской деятельности, модернизации материально-технической базы издательского комплекса.

В воспитательной работе:

– поддерживать университетские традиции, развивать корпоративную культуру МПГУ и формы сотрудничества с выпускниками университета;

расширять социокультурное пространство, практику информального образования, партнерство с учреждениями науки, культуры, общественными и религиозными объединениями (Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиональными сообществами) в целях формирования ценностных установок и гражданской позиции, социально-культурного опыта обучающихся;

– развивать новые формы студенческого самоуправления, вовлеченности обучающихся в деятельность университета, поддержки активной гражданской позиции, межнационального диалога и ответственности за результаты совместной деятельности;

– воспитывать стремление к самообразованию и саморазвитию через все виды деятельности (учебную, научно-исследовательскую, творческую и др.) на протяжении всей жизни с использованием традиционных и инновационных подходов и технологий;

– создавать условия для развития и поддержки потребности в здоровом и безопасном образе жизни, превратив территорию университета в территорию здоровья и спорта;

– совершенствовать перспективные социальные и социально-педагогические практики с целью социализации и профессиональной адаптации обучающихся, содействовать трудоустройству выпускников университета.

В социальном партнёрстве:

– расширить формы социального партнерства в подготовке кадров для организаций социальной защиты, культуры, науки и бизнеса, правоохранительных органов;

– активизировать и разработать новые формы целевой подготовки кадров, в том числе для регионов России,  стран ближнего и дальнего зарубежья;

– развивать совместные сетевые проекты с образовательными организациями Москвы и московского региона;

– актуализировать просветительскую деятельность с учетом многообразия возможностей университета, расширить формы сотрудничества с Российским обществом «Знание».

В межрегиональном и международном сотрудничестве:

– сотрудничать с ведущими вузами, профессиональными сообществами в разработке и реализации стратегии развития отечественного образования;

– провести анализ и разработать программу восстановления межрегиональных и международных  позиций университета среди гуманитарных и педагогических вузов в целевых регионах активности (СНГ, ЕАЭС, БРИКС и др.);

– создать пакет образовательных и просветительских продуктов для системного продвижения русского языка и культуры России, образования на русском языке за рубежом;

– разработать предложения по развитию взаимодействия университета с Русским миром.

В кадровой политике:

– совершенствовать систему опережающего развития кадрового потенциала университета, стимулирующую профессиональную самореализацию работников;

– разработать критерии и механизм формирования кадрового состава университета в соответствии с современными профессиональными стандартами;

– разработать модели оптимизации кадрового состава структурных подразделений университета;

– развивать систему оплаты труда работников университета в зависимости от качества и эффективности  их производственной деятельности;

– сформировать систему поддержки и стимулирования профессионального роста работников университета;

– создать условия для воспроизводства научно-педагогических кадров на основе принципов преемственности и обновления, в том числе через подготовку кадров высшей квалификации, практику наставничества;

– привлекать внешних высококвалифицированных  работников  к  образовательному процессу и научной деятельности.

В ресурсном обеспечении:

– разработать программу материально-технического переоснащения университета в соответствии с требованиями современной научной и образовательной деятельности;

– выполнить университетский План антикризисных мероприятий;

– разработать программу диверсификации источников поступления материальных и финансовых средств в бюджет университета.

 

Перспективный облик Московского педагогического государственного университета

Концепция развития МПГУ разработана в соответствии с основными нормативными документами развития образования в Российской Федерации, приоритетными направлениями социального, экономического, научно-технологического, политического развития страны.

В результате реализации Концепции развития университет способен занять ведущие позиции в педагогическом образовании России:

МПГУ – инновационный центр педагогического образования на федеральном и международном уровне;

МПГУ – экспертный и координационный центр многоуровневого непрерывного педагогического образования;

МПГУ – социокультурная среда для получения качественного образования, раскрытия личностного потенциала обучающихся;

МПГУ – территория грамотности и высокой культуры;

МПГУ – привлекательная научно-образовательная среда для вовлечения обучающихся и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования;

МПГУ – центр социальных и общественных инициатив молодежи, способной взять на себя ответственность и умеющей отстаивать экономические, политические и культурные интересы своей страны;

МПГУ – территория здорового образа жизни и спорта;

МПГУ – площадка активного межкультурного и межнационального общения;

МПГУ – территория равных возможностей и доступной среды;

МПГУ – центр подготовки специалистов в сфере дополнительного образования;

МПГУ – центр научно-исследовательских партнёрских отношений с региональными научными организациями и научными школами;

МПГУ – университет с современной системой администрирования и менеджмента качества.

 

Организационные условия реализации Концепции

Условиями реализации Концепции является ее принятие коллективом университета, поддержка на государственном уровне, разработка Программы развития университета (2017- 2022 годы) и ее «дорожной карты», включающей систему мероприятий, этапы их осуществления, индикаторы результативности.

Концепция утверждена решением ученого совета МПГУ от 27.03.2017 протокол № 8.

В МПГУ рассказали о новом облике педагогического образования

11 / 04 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Мамедов Агамали Куламович, 15 / 02 / 2017 в 13:52

Ув.Коллеги,прочитал вашу Концепцию.Что ж-молодцы.Поздравляю.Четкие ориентиры и прописанные шаги.Понравилось акцентирование на фундаментальности исследований,связь науки и педагогического образования. Интерес вызывает последний раздел- перспективный облик вуза.Хватил б еще организационных и иных ресурсов.Чего Вам и желаю.А так,хороший документ,программа действий.Но надо выставлять на обсуждение и на иных площадках.Вопрос стратегического развития флагмана педагогического образования волнует не только ваш коллектив.С ув.Мамедов А..К-заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем МГУ.








Руководители практики готовятся к новому 2022/2023 учебному году
Новости МПГУ
Руководители практики готовятся к новому 2022/2023 учебному году
26 / 06 / 2022

Учебно-методическое управление совместно с руководителями практики обсудили актуальные вопросы организации и содержания практики в следующем учебном году.

ХГФ: поздравляем победителей в конкурсе художественных работ в рамках акции «День исторического и культурного наследия Москвы»!
Новости
ХГФ: поздравляем победителей в конкурсе художественных работ в рамках акции «День исторического и культурного наследия Москвы»!
26 / 06 / 2022

Поздравляем преподавателей и студентов Художественно-графического факультета Института изящных искусств – победителей в конкурсе художественных работ в рамках акции «День исторического и культурного наследия Москвы» в Библиотеке Московского музея современного искусства.

Новые подходы к иноязычному образованию, межкультурная коммуникация и фронтиры мышления в цифровую эпоху
Новости МПГУ
Новые подходы к иноязычному образованию, межкультурная коммуникация и фронтиры мышления в цифровую эпоху
26 / 06 / 2022

С 21 по 23 июня в Финансовом университете при Правительстве РФ в гибридном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Методика преподавания иностранных языков 2.0: реальное и виртуальное».

Накануне летних каникул состоялся межрегиональный вебинар по обмену практиками педагогической работы с детьми с миграционной историей
Новости МПГУ
Накануне летних каникул состоялся межрегиональный вебинар по обмену практиками педагогической работы с детьми с миграционной историей
26 / 06 / 2022

21 июня 2022 года в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» при поддержке Фонда президентских грантов началась серия информационно-методических обучающих вебинаров для администрации и педагогов образовательных организаций.

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на «Радио России» (ВГТРК) в программе «Российский радиоуниверситет. Теофиль Готье и “вдова Клико”»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на «Радио России» (ВГТРК) в программе «Российский радиоуниверситет. Теофиль Готье и “вдова Клико”»
26 / 06 / 2022

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на «Радио России» (ВГТРК) в программе «Российский радиоуниверситет. Теофиль Готье и "вдова Клико"».

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Стиллавин Today. Портрет 2-го плана. Михаил Алексеев»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Стиллавин Today. Портрет 2-го плана. Михаил Алексеев»
26 / 06 / 2022

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Стиллавин Today. Портрет 2-го плана. Михаил Алексеев».

Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на канале «Liveclasses». Лекция «Жанры кино. Происхождение телесериалов»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на канале «Liveclasses». Лекция «Жанры кино. Происхождение телесериалов»
26 / 06 / 2022

Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на канале «Liveclasses». Лекция «Жанры кино. Происхождение телесериалов».

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Как разваливали Петербург после Петра I»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ А.П.Синелобов на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Как разваливали Петербург после Петра I»
26 / 06 / 2022

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Как разваливали Петербург после Петра I».

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на радио «Спутник» в программе «Прямой эфир. Как Екатерина II преобразила Россию»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ А.П.Синелобов на радио «Спутник» в программе «Прямой эфир. Как Екатерина II преобразила Россию»
26 / 06 / 2022

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на радио «Спутник» в программе «Прямой эфир. Как Екатерина II преобразила Россию».

Профессор МПГУ Г.В.Талина и доцент МПГУ А.П.Синелобов на «Радио России» (ВГТРК) в программе «Радио-Док. Петр I: на путях к империи». Часть 2-я.
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.В.Талина и доцент МПГУ А.П.Синелобов на «Радио России» (ВГТРК) в программе «Радио-Док. Петр I: на путях к империи». Часть 2-я.
26 / 06 / 2022

Профессор МПГУ Г.В.Талина и доцент МПГУ А.П.Синелобов на «Радио России» (ВГТРК) в программе «Радио-Док. Петр I: на путях к империи». Часть 2-я.

Хоровой практикум студентов: факультет музыкального искусства верен традициям
Новости МПГУ
Хоровой практикум студентов: факультет музыкального искусства верен традициям
25 / 06 / 2022

Проведение хорового практикума обучающихся кафедры музыкально-исполнительского искусства – это давняя традиция факультета музыкального искусства. Не только будущие дирижеры овладевают навыками руководства хором, но и те, кто специализируется в вокальном или инструментальном исполнительстве. Это необходимо для полноценного профессионального образования будущего музыканта-педагога....

«Мне моего бессмертия довольно». К юбилею Арсения Тарковского
Новости МПГУ
«Мне моего бессмертия довольно». К юбилею Арсения Тарковского
25 / 06 / 2022

115 лет назад, 25 июня 1907 г., родился выдающийся отечественный поэт, лауреат Государственной премии СССР, отец легендарного кинорежиссера Андрея Тарковского Арсений Александрович Тарковский.

ХГФ поздравляет всех с 170-летием Антонио Гауди
Новости
ХГФ поздравляет всех с 170-летием Антонио Гауди
25 / 06 / 2022

Плакат разработан Анастасией Сальниковой, студенткой 3 курса направления подготовки “Дизайн”. Руководитель практики Г.М.Салтыкова.

В МПГУ обсудили проект создания медиалабораторий на базе педагогических вузов
Новости МПГУ
В МПГУ обсудили проект создания медиалабораторий на базе педагогических вузов
24 / 06 / 2022

16 июня в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования состоялась рабочая встреча проректора по дополнительному образованию Д.А. Кудрявцевой и проректора по связям с общественностью, директора Института журналистики, доктора педагогических наук Т.Н. Владимировой с представителями Всероссийского общества «Знание».

Сергей Алексеевич Засорин официально избран в состав РИО
Новости МПГУ
Сергей Алексеевич Засорин официально избран в состав РИО
24 / 06 / 2022

На состоявшемся на днях общем собрании Российского исторического общества в его состав официально избран директор Международного центра педагогического образования МПГУ, почетный доктор Луганского государственного педагогического университета Сергей Алексеевич Засорин, принимавший активное участие в его работе.

Результаты проекта МПГУ “Всероссийская школа вожатых” представлены Министру просвещения России С.С.Кравцову в Международный день вожатого
Новости МПГУ
Результаты проекта МПГУ “Всероссийская школа вожатых” представлены Министру просвещения России С.С.Кравцову в Международный день вожатого
24 / 06 / 2022

24 июня 2022 года в Международный день вожатого в Тульском кремле состоялась встреча Министра просвещения России Сергея Сергеевича Кравцова с представителями вожатского сообщества. К встрече онлайн подключились все всероссийские детские центры "Орленок", "Смена", "Океан" и международный детский центр "Артек".

Визит директора Института педагогики и психологии в Правительство Владимирской области
Институт педагогики и психологии (новости)
Визит директора Института педагогики и психологии в Правительство Владимирской области
24 / 06 / 2022

22 июня состоялся визит директора Института педагогики и психологии в Правительство Владимирской области. Татьяна Николаевна Сахарова встретилась с временно исполняющем обязанности первого заместителя Губернатора Владимирской области Александром Александровичем Ремига, заместителем губернатора Владимиром Алексеевичем Куимовым и директором Департамента образования Владимирской области...

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на Первом канале («Останкино») в программе «Время вспомнить. О независимости Украины»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на Первом канале («Останкино») в программе «Время вспомнить. О независимости Украины»
24 / 06 / 2022

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на Первом канале («Останкино») в программе «Время вспомнить. О независимости Украины».

Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на канале «Редакция». Документальный фильм «Как М.Герасимов возвращал лица тиранам и героям»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на канале «Редакция». Документальный фильм «Как М.Герасимов возвращал лица тиранам и героям»
24 / 06 / 2022

Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на канале «Редакция». Документальный фильм «Как М.Герасимов возвращал лица тиранам и героям».

VII ежегодный Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ «Be First!»
Новости библиотеки
VII ежегодный Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ «Be First!»
24 / 06 / 2022

Уважаемые читатели! Компания Антиплагиат, издательство «Директ-Медиа», журнал «Университетская книга» и консорциум НЭИКОН приглашает студентов МПГУ принять участие в VII Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ «Be First!». Конкурс «Be First!» – это ежегодное мероприятие, направленное на стимулирование научной деятельности у студентов бакалавриата...

Продлен срок приема работ на V Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «История семьи – история Отечества»
Новости МПГУ
Продлен срок приема работ на V Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «История семьи – история Отечества»
24 / 06 / 2022

До 17 июля 2022 года продлен приём заявок на ежегодный Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «История семьи — история Отечества».

Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на канале «Звезда» в программе «Скрытые угрозы. О Волынской резне: правда и ложь»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на канале «Звезда» в программе «Скрытые угрозы. О Волынской резне: правда и ложь»
24 / 06 / 2022

Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на канале «Звезда» в программе «Скрытые угрозы. О Волынской резне: правда и ложь».

Навигатор абитуриента 2022 по библиотеке МПГУ
Новости библиотеки
Навигатор абитуриента 2022 по библиотеке МПГУ
24 / 06 / 2022

Уважаемые абитуриенты! На странице библиотеки на сайте университета для вас размещен «Навигатор абитуриента 2022 по библиотеке МПГУ». Перейдя на страницу навигатора, вы сможете узнать, какие электронные ресурсы доступны для абитуриентов, познакомиться с историей библиотеки и отчетами о проведенных мероприятиях, а...

Преподаватели Института детства Л.А. Головцич и Т.И. Исаева приняли участие в круглом столе Псковского государственного университета
Новости МПГУ
Преподаватели Института детства Л.А. Головцич и Т.И. Исаева приняли участие в круглом столе Псковского государственного университета
24 / 06 / 2022

23 июня 2022 г. в Пскове состоялся круглый стол «Образование и социокультурная инклюзия людей с выраженными интеллектуальными нарушениями с тяжелыми множественными нарушениями развития». Круглый стол прошел на площадке Псковского государственного университета в рамках международного фестиваля «Другое искусство». В его организации...

Доклад директора Института детства А.А. Алмазовой на круглом столе в РАО
Новости МПГУ
Доклад директора Института детства А.А. Алмазовой на круглом столе в РАО
24 / 06 / 2022

21 июня 2022 г. в Российской академии образования состоялся круглый стол, посвящённый вопросам стандартизации содержания адаптированных основных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте достижения целевых ориентиров национального проекта «Образование».  С приветствием к участникам круглого обратились Президент...

Защита китайских магистрантов: горячие новости от музыкантов
Новости МПГУ
Защита китайских магистрантов: горячие новости от музыкантов
23 / 06 / 2022

На факультете музыкального искусства прошли защиты выпускных квалификационных работ по образовательной программе 44.04.01 «Педагогическое образование», направленности: «Музыкальное искусство и образование» (для иностранных обучающихся). В этом году выпуск составил пятьдесят магистрантов КНР. Научными руководителями выпускных квалификационных работ выступили преподаватели ФМИ Института изящных...

Руководство МПГУ подписало меморандумы о взаимопонимании с вузами Херсонской и Запорожской областей
Новости МПГУ
Руководство МПГУ подписало меморандумы о взаимопонимании с вузами Херсонской и Запорожской областей
Журнал ректора
23 / 06 / 2022

С 19 по 21 июня исполняющий обязанности ректора МПГУ Алексей Лубков и проректор МПГУ Иван Шонус вместе с делегацией Министерства просвещения РФ провели командировку в освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей, посетили вузы городов Херсона, Мелитополя и Бердянска.

Проект МПГУ «Слово учителя о России, во имя России. МПГУ – педагогам» продолжился лекцией о ходе Второй мировой войны
Новости МПГУ
Проект МПГУ «Слово учителя о России, во имя России. МПГУ – педагогам» продолжился лекцией о ходе Второй мировой войны
23 / 06 / 2022

22 июня в рамках просветительского проекта МПГУ «Слово учителя: о России, во имя России. МПГУ – педагогам» состоялась лекция "Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов». Лекцию провёл Василий Петрович Попов - автор более 60 научных трудов, доктор исторических наук, профессор, учёный, внесший значительный вклад в развитие методики преподавания курса Новейшей истории XX в.

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «ИнфоРос» в программе «Интервью. О Болонском процессе»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «ИнфоРос» в программе «Интервью. О Болонском процессе»
23 / 06 / 2022

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «ИнфоРос» в программе «Интервью. О Болонском процессе».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «RT на русском». Комментарий «Более конфронтационная фаза»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «RT на русском». Комментарий «Более конфронтационная фаза»
23 / 06 / 2022

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «RT на русском». Комментарий «Более конфронтационная фаза».

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Скрытые угрозы. О неоязыческих сектах на Украине»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Скрытые угрозы. О неоязыческих сектах на Украине»
23 / 06 / 2022

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Скрытые угрозы. О неоязыческих сектах на Украине».

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «НТВ» в программе «У нас выигрывают. Выпуск № 243 Столото»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «НТВ» в программе «У нас выигрывают. Выпуск № 243 Столото»
23 / 06 / 2022

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «НТВ» в программе «У нас выигрывают. Выпуск № 243 Столото».

Международная онлайн-выставка дипломных работ иностранных студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств 2022 года ’’Интеграция культуры России и Китая”
Художественно-графический факультет (новости)
Международная онлайн-выставка дипломных работ иностранных студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств 2022 года ’’Интеграция культуры России и Китая”
23 / 06 / 2022

Представляем выставку дипломных работ иностранных студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств 2022 года ’’Интеграция культуры России и Китая”

Подведены итоги учебного года и намечены очередные задачи работы учебных подразделений
Новости МПГУ
Подведены итоги учебного года и намечены очередные задачи работы учебных подразделений
23 / 06 / 2022

22 июня 2022 года состоялось совещание с заместителями руководителей и начальниками учебных отделов институтов, факультетов, филиалов.

Уникальная возможность осуществить профессиональную переподготовку
Институт педагогики и психологии (новости)
Уникальная возможность осуществить профессиональную переподготовку
23 / 06 / 2022

ТАКОЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ! УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ! Остаются считанные дни и часы до запуска программы профессиональной переподготовки «Технологии коучинга, медиации и организационного консалтинга». Цель реализации программы – развитие и формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения эффективного функционирования...

Добровольцы студенческого спасательного отряда МПГУ посетили Ржевский мемориал Советскому Солдату
Новости МПГУ
Добровольцы студенческого спасательного отряда МПГУ посетили Ржевский мемориал Советскому Солдату
23 / 06 / 2022

  22 июня 2022 года добровольцы студенческого спасательного отряда МПГУ посетили Ржевский мемориал Советскому Солдату. В 4 часа утра совместно с коллегами из отрядов других вузов и сузов Москвы и Московской области наши студенты почтили память павших героев Великой Отечественной...

На Факультете дошкольной педагогики и психологии завершился заочный тур Олимпиады «Такая есть профессия – Педагог»
Новости МПГУ
На Факультете дошкольной педагогики и психологии завершился заочный тур Олимпиады «Такая есть профессия – Педагог»
23 / 06 / 2022

На Факультете дошкольной педагогики и психологии завершился заочный тур Олимпиады «Такая есть профессия - Педагог» по направлению подготовки 44.03.02 Психология и педагогика дошкольного образования. Учащимся 9-11 классам, а также студентам колледжей было предложено задание написать эссе на заданную тему. Более 30 участников из Москвы и городов России выложили работы, по результатам которых были выбраны победители и призеры.

«Как справляться с речевыми нарушениями?»: директор Института детства А.А. Алмазова на ПостНауке
Новости МПГУ
«Как справляться с речевыми нарушениями?»: директор Института детства А.А. Алмазова на ПостНауке
23 / 06 / 2022

Директор Института детства, д.пед.н., заведующий кафедрой логопедии дефектологического факультета Института детства Анна Алексеевна Алмазова приняла участие в проекте «Мир особенного ребёнка» портала ПостНаука. Формирование речи — сложный процесс, в котором опасности подстерегают на каждом шагу. Для успешного развития речи необходима...

В состав РИО избран профессор Михаил Анатольевич Гончаров
Новости МПГУ
В состав РИО избран профессор Михаил Анатольевич Гончаров
23 / 06 / 2022

На общем собрании Российского исторического общества, которое вел Председатель Общества С.Е. Нарышкин, в состав РИО избран доктор педагогических наук, профессор МПГУ Михаил Анатольевич Гончаров. Он стал 555-м действительным членом РИО, о чем было сообщено участникам заседания.

Форум АНОР «Образование. Карьера. Перспектива» как новая площадка для молодежи России
Новости МПГУ
Форум АНОР «Образование. Карьера. Перспектива» как новая площадка для молодежи России
23 / 06 / 2022

В Московском Доме национальностей 16 июня в очно-заочном формате прошел I-й Форум азербайджанских национальных объединений России (АНОР) «Образование. Карьера. Перспектива», в котором приняли участие представители Государственной думы РФ, Россотрудничества в Азербайджане, руководители и студенты вузов, эксперты в области медиации, главы национально-культурных автономий и общественных объединений более 20 регионов России.

Студенты Факультета дошкольной педагогики и психологии – победители в номинациях на II Международном конкурсе исполнительского искусства “Шёлковый путь” посвящённом А.Н. Скрябину
Выводить на главной
Студенты Факультета дошкольной педагогики и психологии – победители в номинациях на II Международном конкурсе исполнительского искусства “Шёлковый путь” посвящённом А.Н. Скрябину
23 / 06 / 2022

11 мая 2022 года в Москве завершился II Международный конкурс исполнительского искусства “Шёлковый путь” посвящённый А.Н. Скрябину.  Студенты Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, выступавшие под руководством доцента кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста Романа Вячеславовича Чистякова вошли в число победителей в разных...

Книги в дар библиотеке Художественно-графического факультета от Месяцевой Леси Александровны
Новости библиотеки
Книги в дар библиотеке Художественно-графического факультета от Месяцевой Леси Александровны
23 / 06 / 2022

Уважаемые читатели! Библиотека Художественно-графического факультета пополнилась уникальными иллюстрированными изданиями для начинающих по изготовлению куклы, кукольной обуви и изучению анатомии и основ скульптуры. Мы благодарим Лесю Александровну Месяцеву за книги, подаренные библиотеке, и теплые слова в адрес библиотеки ХГФ. Изоиздания, несомненно,...

По всей России прошла 14-я международная мемориальная акция “Свеча памяти”.
Новости МПГУ
По всей России прошла 14-я международная мемориальная акция “Свеча памяти”.
23 / 06 / 2022

  В ночь с 21 на 22 июня по всей России прошла 14-я международная мемориальная акция “Свеча памяти”, приуроченная к 81-й годовщине начала Великой Отечественной войны. 81 год назад, 22 июня 1941 года, фашистская Германия вероломно напала на нашу страну....

Обращение ректора Донецкого национального университета Светланы Владимировны Беспаловой
Новости МПГУ
Обращение ректора Донецкого национального университета Светланы Владимировны Беспаловой
23 / 06 / 2022

Между Донецким национальным университетом (ДонНУ) и Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ) подписано и успешно действует Соглашение о сотрудничестве. В журнале "Славяне" №1 (21) опубликовано обращение Ректора Донецкого национального университета (ДонНУ), председателя Совета ВУЗов Донецкой Народной Республики Светланы Владимировны Беспаловой.

Каким мы видим наше будущее?
Новости МПГУ
Каким мы видим наше будущее?
23 / 06 / 2022

На вопросы Виктора Набутова в телепередаче «ПРАВ! ДА?» ответила директор ФКЦ МПГУ Наталья Юрьевна Лесконог.

Вожатые Всероссийского детского центра «Смена» на инструктиве с МПГУ
Новости МПГУ
Вожатые Всероссийского детского центра «Смена» на инструктиве с МПГУ
23 / 06 / 2022

Уже третий год ФКЦ МПГУ совместно с ГАУ СО МО «СОЦ «Лесная поляна», Правительством Московской области, Министерством социальной защиты Московской области организовывают выездной инструктив вожатых.

Торжественная линейка вожатых, посвященная старту лета «С чего начинается Родина?»
Новости МПГУ
Торжественная линейка вожатых, посвященная старту лета «С чего начинается Родина?»
22 / 06 / 2022

В преддверии Международного дня вожатого, который празднуют 24 июня, рассказываем о Торжественной линейке вожатых, посвященной старту лета, которая стала традицией нашего университета в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых». В этом году проекту 5 лет.

С юбилеем, дорогая Тамара Николаевна Зубрева!
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
С юбилеем, дорогая Тамара Николаевна Зубрева!
22 / 06 / 2022

В год 150-летия нашего Университета отмечает юбилей одна из старейших сотрудниц кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования Тамара Николаевна Зубрева. Тамара Николаевна много лет проработала бок о бок с Татьяной Ивановной Шамовой, была ее ближайшим помощником...

Заведующему кафедрой педагогики и психологии семейного образования, Приступе Елене Николаевне, выражена благодарность от Российского общества «Знание»
Институт педагогики и психологии (новости)
Заведующему кафедрой педагогики и психологии семейного образования, Приступе Елене Николаевне, выражена благодарность от Российского общества «Знание»
22 / 06 / 2022

Заведующему кафедрой педагогики и психологии семейного образования, Приступе Елене Николаевне, выражена благодарность за помощь в успешной реализации проекта обучения профессии няни-гувернантки в Школе подготовки домашнего персонала «Бабушка и дедушка на час». Проведена серия встреч со слушателями программы повышения квалификации с...

Директор Института педагогики и психологии выступила перед руководителями психологических служб ВУЗов
Институт педагогики и психологии (новости)
Директор Института педагогики и психологии выступила перед руководителями психологических служб ВУЗов
22 / 06 / 2022

Татьяна Николаевна Сахарова, директор Института педагогики и психологии выступила перед руководителями психологических служб ВУЗов и проректоров по воспитательной работе и молодежной политике в рамках организованных РАО курсов повышения квалификации по программе «Организация деятельности психологической службы образовательной организации высшего образования». Т.Н....

Подготовку педагогов к изобразительной деятельности обсудили преподаватели МПГУ на круглом столе в Городском методическом центре
Новости МПГУ
Подготовку педагогов к изобразительной деятельности обсудили преподаватели МПГУ на круглом столе в Городском методическом центре
22 / 06 / 2022

21 июня 2022 г. в Управлении непрерывного художественного образования Городского методического центра состоялся круглый стол на тему реализации требований ФГОС НОО 2021 года при подготовке учителей начальных классов в области изобразительного искусства. В работе круглого стола приняли участие преподаватели кафедры...

«Как вырастить читателя?»: представители Института детства на конференции в РГДБ
Новости МПГУ
«Как вырастить читателя?»: представители Института детства на конференции в РГДБ
22 / 06 / 2022

17 июня 2022 г. в Москве в Российской государственной детской библиотеке прошел открытый лекторий «Как вырастить читателя?» Во встрече в рамках многогранного партнерского сотрудничества активное участие приняли доцент кафедры психологической антропологии, кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Рычагова, старший преподаватель Ирина...

Делимся опытом с коллегами: семинары профессора Института детства К.Е. Сумнительного в Ингушетии
Новости МПГУ
Делимся опытом с коллегами: семинары профессора Института детства К.Е. Сумнительного в Ингушетии
22 / 06 / 2022

  С 6 по 17 июня 2022 г. профессор кафедры психологической антропологии Института детства К.Е. Сумнительный провел в Ингушетии серию информационных семинаров и консультаций для коллег, работающих в трех республиках Кавказа (Ингушетии, Осетии и Чечни). Инициаторами этого визита стали выпускники...

Ректор МПГУ: У россиян и украинцев общая историческая матрица
Новости МПГУ
Ректор МПГУ: У россиян и украинцев общая историческая матрица
Журнал ректора
22 / 06 / 2022

Россия до 1 сентября приведёт на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей систему образования в соответствие с российскими стандартами, заявил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов. А на днях на освобождённые территории Украины прибыла делегация от министерства и Московского педагогического государственного университета. О подробностях визита рассказал ректор МПГУ доктор исторических наук Алексей Лубков.

В Независимой газете опубликована рецензия на монографию «Международные стандарты образования: уроки истории и современность»
Новости МПГУ
В Независимой газете опубликована рецензия на монографию «Международные стандарты образования: уроки истории и современность»
22 / 06 / 2022

В марте 2022 года в свет вышла коллективная монография специалистов Кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и Факультета регионоведения и этнокультурного образования «Международные стандарты образования: уроки истории и современность» Московского педагогического государственного университета (Ю.А. Горячев, В.Ф. Захаров, Е.А. Омельченко).

В Башкортостане завершился Молодёжный слёт Русского географического общества
Новости МПГУ
В Башкортостане завершился Молодёжный слёт Русского географического общества
22 / 06 / 2022

В Ермекеевском районе Республики Башкортостан завершился Всероссийский молодёжный слёт Русского географического общества “Россия — единство в многообразии”. В течение двух недель участники из 18 регионов страны знакомились с достопримечательностями, природными памятниками, традициями, интересными людьми и предприятиями муниципалитета. По итогам работы...

Круглый стол «Цифровизация образования и перспективы развития цифровых образовательных технологий»
Институт педагогики и психологии (новости)
Круглый стол «Цифровизация образования и перспективы развития цифровых образовательных технологий»
22 / 06 / 2022

20 июня 2022 года на кафедре психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии МПГУ проведен дистанционный круглый стол «Цифровизация образования и перспективы развития цифровых образовательных технологий». На круглом столе представлены доклады: «Каузальный подход к диагностике трудностей обучения и...

Студенты МПГУ вышли в финал Всероссийского фестиваля-конкурса «Потомки великих мастеров»
Новости МПГУ
Студенты МПГУ вышли в финал Всероссийского фестиваля-конкурса «Потомки великих мастеров»
22 / 06 / 2022

Студенты МПГУ успешно прошли заочные испытания Всероссийского фестиваля-конкурса «Потомки великих мастеров».

В МПГУ начали прием абитуриентов
Новости МПГУ
В МПГУ начали прием абитуриентов
22 / 06 / 2022

В Московском педагогическом государственном университете 20 июня стартовала приёмная кампания. О самых востребованных направлениях подготовки, дополнительных баллах и способах подачи документов рассказал начальник Управления по организации приёма поступающих в МПГУ, ответственный секретарь Приёмной комиссии Борис Борисович Горскин.

Московская этнографическая олимпиада в Дербенте собрала студентов и молодых педагогов из двух десятков школ, колледжей и вузов
Новости МПГУ
Московская этнографическая олимпиада в Дербенте собрала студентов и молодых педагогов из двух десятков школ, колледжей и вузов
22 / 06 / 2022

16–17 июня 2022 г. экспедиция Московской этнографической олимпиады побывала в экспедиции в старинном городе Дербенте (Республика Дагестан). Дербент – это город многих культур и религий, носители которых веками живут бок о бок, сохраняя свои древние традиции, мягко интегрируя их в современную культуру и передавая из поколения в поколение бесценный опыт бесконфликтного межкультурного взаимодействия.