Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

Обучение в 1 семестре

Концепция развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования

Новости МПГУ

Московский педагогический государственный университет на протяжении своей 145-летней истории не только шел в ногу со временем, но и обладал высоким потенциалом опережающего развития.

МПГУ всегда осознавал свою роль и ответственность ведущего педагогического вуза России и СССР, который опирается на лучшие отечественные и мировые традиции высшего образования.

Принципы открытости, сотрудничества и сотворчества с российскими вузами и зарубежными партнерами в решении научных задач, подготовке кадров для системы общего и непрерывного педагогического образования были и остаются важнейшими во всех сферах деятельности университета.

Приоритетами в подготовке педагогических кадров в МПГУ являются фундаментальный подход к изучению предмета и психолого-педагогических дисциплин, воспитание уважения к отечественной истории и традициям, личности; осознание ответственности и важности педагогического образования как базового направления в системе российского образования, учет передовых идей и запросов социума.

Установка на фундаментальность научной подготовки учителя в области естественных, социально-гуманитарных и педагогических наук привела к созданию, а затем и развитию научных школ, представленных учёными с мировым именем: В.И. Вернадским, С.А. Чаплыгиным, В.О. Ключевским, С.М. Соловьевым, С.С. Наметкиным, П.С. Новиковым, С.Н. Трубецким, Н.Д. Зелинским, О.Ю. Шмидтом, К.А. Тимирязевым, Л.С. Выготским, А.Ф. Лосевым, И.Е. Таммом. Фундаментальность научной подготовки в университете всегда сочеталась с высокими требованиями к воспитательной миссии профессорско-преподавательского состава – людей высокой не только научной и педагогической, но и общечеловеческой Культуры.

Важнейшими вехами в развитии университета стали:

– открытие в 1872 г. Московских высших женские курсов (МВЖК – будущего 2-го МГУ – МГПИ им. В.И Ленина – МПГУ), впервые позволивших женщинам России получать высшее образование, не выезжая за пределы страны;

–  создание в 1921 г. (в структуре 2-го МГУ) первого в России педагогического факультета дало старт формированию и развитию самостоятельного направления в системе высшего профессионального образования – педагогического образования;

– развитие разных моделей подготовки педагогических кадров, переход в формат «обучающегося общества» и «обучения на протяжении всей жизни» привело к появлению в 1990 году первого педагогического университета в стране – Московского педагогического государственного университета;

– включение МПГУ в 2009 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации подтвердило особый вклад университета в культуру России, которая зиждется на следовании традициям, приумножении и развитии всего, что связано с передачей культурного кода нации средствами учения, просвещения, воспитания, созидания личности человека, гражданина и патриота Отечества;

– участие в разработке государственных и федеральных государственных образовательных стандартов всех поколений не только для системы высшего профессионального (педагогического), но и общего образования, реализация требований стандартов в учебниках для системы общего и высшего педагогического образования, созданных авторскими коллективами нашего вуза, по которым и сегодня учится вся страна, стало отдельной вехой в истории университета.

История Университета – длительный, последовательный путь формирования устойчивой открытой модели отечественного педагогического образования, исторически доказавшей профессиональную эффективность и востребованность со стороны личности, общества и государства. Инновации, рожденные в вузе, превращались в традиции, становились почвой для следующих инноваций.

За последние 25 лет университет прошёл сложный путь поиска новой модели подготовки кадров для системы образования в условиях попыток вестернизации отечественной образовательной системы, пренебрежения традициями и достижениями российского образования,  отчуждения подавляющей части  общественности и педагогического сообщества, уставших  от непрерывной череды образовательных реформ. Перипетии этого пути проявились в ряде негативных факторов:

– дисбалансе основных компонентов подготовки будущего учителя: предметного, психолого-педагогического (включая методический), воспитательного;

– ослаблении внимания к духовно-нравственному становлению личности;

– снижении актуальности тематики научных исследований, их практической результативности, степени внедрения результатов;

– уменьшении доли молодёжи в структуре научно-педагогических кадров;

– несоответствии сформировавшейся образовательной среды университета новым общественным запросам и образовательным потребностям обучающихся, прогнозируемым моделям организации учебно-воспитательного процесса в вузе и школе;

– опасном отставании учебной и научной материально-технической базы от уровня, необходимого современному вузу, и уровня технологической оснащённости российской школы;

– ослаблении связей с социальными партнёрами, позиций в межрегиональном и международном сотрудничестве.

Нацеленность коллектива университета на преодоление этих противоречий, понимание роли учителя и педагогического образования в формировании интеллектуального, экономического капитала страны определяют современную миссию МПГУ.


Современная миссия МПГУ

 заключается в обеспечении преемственности и развитии культуры современной России через восстановление отечественного педагогического образования на основе гармоничного сочетания традиций и инноваций, формирования российской идентичности и профессионализма будущих педагогов, всемерного раскрытия их талантов.

Университет должен стать площадкой для формирования новой модели педагогического образования, отвечающей научным, духовно-нравственным, социальным запросам и потребностям современного российского общества.

Подготовленные в университете кадры призваны стать носителями идей обновления отечественного образования.


Цель и задачи Концепции развития МПГУ

Концепция ориентирована на решение актуальных задач, определенных государством с учетом экономических и социокультурных особенностей России, мировых тенденций в науке, образовании и культуре.

Концепция учитывает уникальные особенности, исторические традиции и потенциал МПГУ как первого педагогического университета России, передовой опыт ведущих университетов мира.

Цель Концепции – определить стратегические приоритеты и основные направления разработки инновационной образовательной модели педагогического университета, призванной обеспечить опережающее развитие российского образования и общества в целом.

Задачи:

  1. Определить целевые ориентиры и обосновать научно-методические подходы к созданию актуальной модели педагогического образования.
  2. Подготовить методологическую основу для разработки программы и «дорожной карты» развития университета.
  3. Задать направления развития социального партнёрства, межрегиональных и международных отношений университета как российского и мирового научно-педагогического лидера в сфере педагогического образования.
  4. Способствовать формированию общественного признания значимости концептуальных перемен в подготовке педагога.

 

Стратегические приоритеты МПГУ

 Современную ситуацию в отечественном и мировом образовании в целом можно охарактеризовать как важный этап формирования новой образовательной парадигмы. Привычная традиционная модель образования исчерпывает себя, так как находится в состоянии противоречия с изменяющимся состоянием социума, стремительными процессами технико-технологических новаций и нарастающей информатизацией всех сфер жизнедеятельности общества. Под давлением внешней среды изменяются цели образования, формы и технологии получения и освоения знаний, создания и передачи информации, организации учебного процесса, инструменты измерения результатов обучения, условия функционирования образовательной системы. Для сокращения этого нарастающего разрыва необходимы эвристические решения по ряду кардинальных образовательных проблем.

Реагируя на внешние вызовы, университет сам становится созидателем будущего. Творческое кредо МПГУ основывается на:

– позиционировании образования как способа развития общества (а не «надстройки»);

– создании и трансляции гибкой, адаптивной к вызовам общества модели образовательной среды;

– развитии в качестве инфраструктурного кластера системы непрерывного педагогического образования;

– прогнозировании, разработке и внедрении в социокультурное пространство собственного образовательного продукта;

– открытом диалоге с научно-педагогическим сообществом, основными общественными институтами;

– равноправной и взаимовыгодной интеграции отечественного педагогического образования и систем образования других государств.

Эвристическая инновационная многомерная образовательная модель университета направлена на обеспечение баланса современных и прогнозных потребностей и запросов личности, семьи, общества и государства в:

– социокультурном измерении (развитие образования как органической части культуры личности, семьи, многонационального российского народа, российского общества, инструмента формирования российской идентичности и основы национальной безопасности страны);

– психолого-педагогическом измерении (развитие образования как среды, создающей условия для личностного роста и развития каждого человека на протяжении всей его жизни);

социально-экономическом измерении (развитие образования как инструмента постоянного наращивания и приумножения национального «человеческого капитала»);

административно-организационном измерении (формирование эффективно управляемого гибкого образовательного пространства, способного к быстрой перестройке в соответствии с динамично меняющимися внутренними и внешними вызовами).

 

Целевые ориентиры формирования новой образовательной модели университета


Современный студент МПГУ – педагог будущего

Практическая деятельность педагога – сфера сложной системы отношений, профессиональных трудностей и достижений, в которую будущему специалисту предстоит войти. Их понимание и учёт в построении и реализации образовательной модели университета позволит научить будущих педагогов преодолевать барьеры, неизбежно возникающие в профессиональной деятельности.

Основные барьеры педагогической деятельности:

– невысокая познавательная мотивация значительной части педагогов, внутренне не нацеленных на профессиональный рост и самореализацию, предпочитающих работать по готовым методическим схемам, по образцу;

– недостаточная фундаментальная предметная и психолого-педагогическая подготовка;

– отсутствие навыков анализа и критического мышления при описании и представлении собственного профессионального опыта;

– узкий взгляд на вопросы образования и развития человека с позиции преимущественно своего предмета преподавания, недостаточное соединение содержания предмета обучения с вопросами жизни человека и общества;

– отсутствие знаний и навыков практической конфликтологии; недостаток внимания к психологической поддержке учителя, процессам профессионального «выгорания» педагога;

– недооценка жизненного опыта обучающихся, роли личного опыта педагога как важной составляющей профессиональной деятельности.

В своей деятельности университет должен видеть и учитывать современное состояние и вероятностные контуры школы будущего. На этом синтезе строятся целевые ориентиры формирования образовательной модели университета:

  1. Развитие у студентов интереса к знаниям требует усиления в образовательном процессе философских аспектов теории познания, реализации системного и междисциплинарного подходов, обучения методам и приёмам самообразования и самовоспитания.
  2. Углубление фундаментальной подготовки, освоение универсальных методов анализа и прогнозирования, включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность на всех этапах обучения.
  3. Формирование понимания самоценности жизни, ценностных ориентиров и установок личности и общества, ответственной гражданской позиции.
  4. Воспитание у будущего специалиста уважительного отношения к жизненному опыту обучающихся и профессиональному опыту коллег.
  5. Формирование устойчивой готовности обучающихся к освоению новых профессиональных функций и видов деятельности педагога.

 

Основные направления формирования новой образовательной модели университета

Новая образовательная модель университета ориентирована на опережающую подготовку кадров для социальной сферы. Для ее создания и  реализации необходимо осуществить комплекс мер.

В образовательном процессе:

– усилить аналитико-прогностическую деятельность по изучению потребностей и запросов общества в области образования;

– актуализировать разработку вариативных моделей подготовки кадров для системы образования на основе мониторинга ее содержания, технологий обучения;

– осуществить модернизацию образовательных программ с учетом развития науки, потребностей работодателей, интересов личности на основе вариативности и индивидуализации;

– развивать практику создания доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– укрепить фундаментальность педагогического образования на основе интеграции науки и образования;

– разработать систему практико-ориентированной и психолого-педагогической подготовки обучающихся, в том числе для работы с разными категориями детей;

– организовать работу по созданию учебно-методического сопровождения для  академических обменов, развивая программы обучения на иностранных языках;

– разработать и реализовать программу широкого внедрения новых образовательных технологий и форм организации учебной и научно-исследовательской деятельности;

– развивать электронную образовательную среду, включая создание портфолио для каждого обучающегося;

– совершенствовать институт адаптации и сопровождения молодых специалистов;

– провести мониторинг состояния университетской системы непрерывного дополнительного образования и создать новые модели дополнительных образовательных программ;

– развивать сеть филиалов университета и базовых школ в регионах России;

– начать работу по формированию информационно-образовательного портала «Педагогическое образование России».

В научной деятельности:

– провести мониторинг состояния научно-педагогических школ, публикационной активности профессорско-преподавательского состава, эффективности организации научно-исследовательской деятельности с целью определения  приоритетов развития университетской науки и продуктивных форм ее организации;

– участвовать в работе по прогнозированию потребностей в кадрах на разных уровнях системы образования, направлений развития образования и социальной сферы;

– создать научно-исследовательский центр по изучению и распространению инновационного педагогического опыта;

– разработать модель педагогического научно-образовательного кластера;

– восстановить позиции университета как ведущего экспертного центра  в области образования;

– расширить сетевое взаимодействие с научно-образовательными центрами в России и за рубежом;

– совершенствовать механизмы интеграции научных исследований и учебной деятельности университета и высокотехнологичных компаний, способствовать созданию совместных технопарков, научных центров (в первую очередь, с РАН, РАО);

– развивать инновационные формы раннего включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность  и научное творчество;

– создавать условия для внедрения и коммерциализации научной и научно-педагогической продукции с ориентацией на перспективные рынки;

– разработать модель научно-образовательного центра по работе с одаренными обучающимися с целью их углубленной профессионализации;

– участвовать  в разработке, обновлении, внедрении, экспертизе образовательных стандартов и программ;

– создать общеуниверситетскую систему регистрации, охраны и использования интеллектуальной собственности;

– осуществить систему мер по преобразованию библиотеки университета во всероссийский библиотечно-информационный центр по непрерывному педагогическому образованию;

– расширить формы внедрения и популяризации результатов научных исследований, в том числе путем активизации издательской деятельности, модернизации материально-технической базы издательского комплекса.

В воспитательной работе:

– поддерживать университетские традиции, развивать корпоративную культуру МПГУ и формы сотрудничества с выпускниками университета;

расширять социокультурное пространство, практику информального образования, партнерство с учреждениями науки, культуры, общественными и религиозными объединениями (Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиональными сообществами) в целях формирования ценностных установок и гражданской позиции, социально-культурного опыта обучающихся;

– развивать новые формы студенческого самоуправления, вовлеченности обучающихся в деятельность университета, поддержки активной гражданской позиции, межнационального диалога и ответственности за результаты совместной деятельности;

– воспитывать стремление к самообразованию и саморазвитию через все виды деятельности (учебную, научно-исследовательскую, творческую и др.) на протяжении всей жизни с использованием традиционных и инновационных подходов и технологий;

– создавать условия для развития и поддержки потребности в здоровом и безопасном образе жизни, превратив территорию университета в территорию здоровья и спорта;

– совершенствовать перспективные социальные и социально-педагогические практики с целью социализации и профессиональной адаптации обучающихся, содействовать трудоустройству выпускников университета.

В социальном партнёрстве:

– расширить формы социального партнерства в подготовке кадров для организаций социальной защиты, культуры, науки и бизнеса, правоохранительных органов;

– активизировать и разработать новые формы целевой подготовки кадров, в том числе для регионов России,  стран ближнего и дальнего зарубежья;

– развивать совместные сетевые проекты с образовательными организациями Москвы и московского региона;

– актуализировать просветительскую деятельность с учетом многообразия возможностей университета, расширить формы сотрудничества с Российским обществом «Знание».

В межрегиональном и международном сотрудничестве:

– сотрудничать с ведущими вузами, профессиональными сообществами в разработке и реализации стратегии развития отечественного образования;

– провести анализ и разработать программу восстановления межрегиональных и международных  позиций университета среди гуманитарных и педагогических вузов в целевых регионах активности (СНГ, ЕАЭС, БРИКС и др.);

– создать пакет образовательных и просветительских продуктов для системного продвижения русского языка и культуры России, образования на русском языке за рубежом;

– разработать предложения по развитию взаимодействия университета с Русским миром.

В кадровой политике:

– совершенствовать систему опережающего развития кадрового потенциала университета, стимулирующую профессиональную самореализацию работников;

– разработать критерии и механизм формирования кадрового состава университета в соответствии с современными профессиональными стандартами;

– разработать модели оптимизации кадрового состава структурных подразделений университета;

– развивать систему оплаты труда работников университета в зависимости от качества и эффективности  их производственной деятельности;

– сформировать систему поддержки и стимулирования профессионального роста работников университета;

– создать условия для воспроизводства научно-педагогических кадров на основе принципов преемственности и обновления, в том числе через подготовку кадров высшей квалификации, практику наставничества;

– привлекать внешних высококвалифицированных  работников  к  образовательному процессу и научной деятельности.

В ресурсном обеспечении:

– разработать программу материально-технического переоснащения университета в соответствии с требованиями современной научной и образовательной деятельности;

– выполнить университетский План антикризисных мероприятий;

– разработать программу диверсификации источников поступления материальных и финансовых средств в бюджет университета.

 

Перспективный облик Московского педагогического государственного университета

Концепция развития МПГУ разработана в соответствии с основными нормативными документами развития образования в Российской Федерации, приоритетными направлениями социального, экономического, научно-технологического, политического развития страны.

В результате реализации Концепции развития университет способен занять ведущие позиции в педагогическом образовании России:

МПГУ – инновационный центр педагогического образования на федеральном и международном уровне;

МПГУ – экспертный и координационный центр многоуровневого непрерывного педагогического образования;

МПГУ – социокультурная среда для получения качественного образования, раскрытия личностного потенциала обучающихся;

МПГУ – территория грамотности и высокой культуры;

МПГУ – привлекательная научно-образовательная среда для вовлечения обучающихся и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования;

МПГУ – центр социальных и общественных инициатив молодежи, способной взять на себя ответственность и умеющей отстаивать экономические, политические и культурные интересы своей страны;

МПГУ – территория здорового образа жизни и спорта;

МПГУ – площадка активного межкультурного и межнационального общения;

МПГУ – территория равных возможностей и доступной среды;

МПГУ – центр подготовки специалистов в сфере дополнительного образования;

МПГУ – центр научно-исследовательских партнёрских отношений с региональными научными организациями и научными школами;

МПГУ – университет с современной системой администрирования и менеджмента качества.

 

Организационные условия реализации Концепции

Условиями реализации Концепции является ее принятие коллективом университета, поддержка на государственном уровне, разработка Программы развития университета (2017- 2022 годы) и ее «дорожной карты», включающей систему мероприятий, этапы их осуществления, индикаторы результативности.

Концепция утверждена решением ученого совета МПГУ от 27.03.2017 протокол № 8.

В МПГУ рассказали о новом облике педагогического образования

11 / 04 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Мамедов Агамали Куламович, 15 / 02 / 2017 в 13:52

Ув.Коллеги,прочитал вашу Концепцию.Что ж-молодцы.Поздравляю.Четкие ориентиры и прописанные шаги.Понравилось акцентирование на фундаментальности исследований,связь науки и педагогического образования. Интерес вызывает последний раздел- перспективный облик вуза.Хватил б еще организационных и иных ресурсов.Чего Вам и желаю.А так,хороший документ,программа действий.Но надо выставлять на обсуждение и на иных площадках.Вопрос стратегического развития флагмана педагогического образования волнует не только ваш коллектив.С ув.Мамедов А..К-заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем МГУ.








Встреча студентов факультета начального образования с Н.В. Матвеевой
Новости МПГУ
Встреча студентов факультета начального образования с Н.В. Матвеевой
26 / 10 / 2020

26 октября 2020 г. в рамках освоения дисциплины «Информатика в начальной школе» прошла онлайн-встреча студентов 304 группы факультета начального образования Института детства с руководителем авторского коллектива УМК по информатике для 2-4 классов Натальей Владимировной Матвеевой. Предварительно студенты детально изучили авторскую...

Участие кафедры логопедии Института детства в Неделе осведомленности о дислексии
Новости МПГУ
Участие кафедры логопедии Института детства в Неделе осведомленности о дислексии
26 / 10 / 2020

21-22 октября 2020 г. в рамках Недели осведомленности о дислексии, которую организует Ассоциация родителей и детей с дислексией, состоялась конференция на тему «Школьные трудности: стратегии помощи детям». В конференции в качестве докладчиков приняли участие представители Минпросвещения России, специалисты образовательных организаций...

Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Радио Док. В чём величие «Евгения Онегина»?»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Радио Док. В чём величие «Евгения Онегина»?»
26 / 10 / 2020

Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Радио Док. В чём величие «Евгения Онегина»?».

Московский метрополитен как историко-культурное наследие столицы: викторина для школьников от магистрантов МПГУ
Новости МПГУ
Московский метрополитен как историко-культурное наследие столицы: викторина для школьников от магистрантов МПГУ
26 / 10 / 2020

22 октября 2020 года учащиеся двух 6-х классов ГБОУ города Москвы «Школа 1596» продолжили обучение в дистанционной форме по программе дополнительного образования в рамках культурно-просветительского проекта «Цивилизационное наследие России в Москве».

Кафедра педагогики психологии семейного образования Института педагогики психологии МПГУ на Фестивале NAUKA0+
Институт педагогики и психологии (новости)
Кафедра педагогики психологии семейного образования Института педагогики психологии МПГУ на Фестивале NAUKA0+
25 / 10 / 2020

17 октября с 12.00 до 13.00 был проведен мастер-класс «Моя счастливая семья». Профессор Елена Николаевна Приступа и доцент Анна Ивановна Щербина, студенты 1,2,3 курсов программы бакалавриата Семейного воспитания рассказали младшим школьникам о семье на примере героев мультипликационных фильмов. Интересные интерактивные...

Трудовой юбилей профессора Ангелины Павловны Еремеевой
Новости образования
Трудовой юбилей профессора Ангелины Павловны Еремеевой
25 / 10 / 2020

23 октября 2020 года на расширенном заседании кафедры методики преподавания русского языка, прошедшем на платформе Zoom, состоялось чествование доктора педагогических наук, профессора Ангелины Павловны Еремеевой в связи с 60-летием ее трудовой деятельности. Свой трудовой путь А.П. Еремеева начала в 1960 году учителем русского...

Кафедра педагогики психологии семейного образования Института педагогики и психологии приняла участие в Университетской среде МПГУ.
Институт педагогики и психологии (новости)
Кафедра педагогики психологии семейного образования Института педагогики и психологии приняла участие в Университетской среде МПГУ.
25 / 10 / 2020

  Профессор Елена Николаевна Приступа, доцент Анна Ивановна Щербина, доцент Людмила Викторовна Полякова 21 и 22 октября 2020 года приняли участие в проекте Департамента образования и науки г. Москвы в категории «Просветительская и профориентационная работа в рамках реализации проектов непрерывного...

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Кто убил Есенина и в чем лжет Гумилев?»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Кто убил Есенина и в чем лжет Гумилев?»
25 / 10 / 2020

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Кто убил Есенина и в чем лжет Гумилев?».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Сталинград» в программе «Интервью. Есть ли в России идеи будущего?»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Сталинград» в программе «Интервью. Есть ли в России идеи будущего?»
25 / 10 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Сталинград» в программе «Интервью. Есть ли в России идеи будущего?».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Наше время. Антиисторический маразм нарастает»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Наше время. Антиисторический маразм нарастает»
25 / 10 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Наше время. Антиисторический маразм нарастает».

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Гражданская война. Кровавая неделя в Питере и Москве»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Гражданская война. Кровавая неделя в Питере и Москве»
25 / 10 / 2020

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Гражданская война. Кровавая неделя в Питере и Москве».

Российско-американский вебинар «Заикание и клаттеринг», приуроченный к Международному дню осведомленности о заикании
Новости МПГУ
Российско-американский вебинар «Заикание и клаттеринг», приуроченный к Международному дню осведомленности о заикании
25 / 10 / 2020

22 октября 2020 г. в Институте детства прошел российско-американский вебинар «Заикание и клаттеринг», приуроченный к Международному дню осведомленности о заикании – International Stuttering Awareness Day (ISAD). Мероприятие организовано Ю.О. Филатовой, профессором кафедры логопедии, директором Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном...

Спортивный журналист: пишу о звездах, говорю со звездами спорта
Университетские субботы (новости)
Спортивный журналист: пишу о звездах, говорю со звездами спорта
25 / 10 / 2020

«Спортивный журналист: пишу о звездах, говорю со звездами спорта» – так называлась лекция в рамках проекта «Университетские субботы», которую провела к.ф.н., доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций П.В. Макарова. Полина Валерьевна рассказала школьникам об истории спортивной журналистики, ярких персонах эфира и...

Преподаватель ИЖКМ провёл мастер-класс во Владимире
Новости МПГУ
Преподаватель ИЖКМ провёл мастер-класс во Владимире
25 / 10 / 2020

Доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Александр Землянский (Ветров), теле- и радиоведущий, ведущий радиопрограммы «Адреса милосердия» на «Маяке» провёл мастер-класс для руководителей НКО г. Владимира и Владимирской области.

Профессор Института педагогики психологии Елена Николаевна Приступа приняла участие в Международной научно-практической онлайн конференции в г. Нурсултан (Казахстан)
Институт педагогики и психологии (новости)
Профессор Института педагогики психологии Елена Николаевна Приступа приняла участие в Международной научно-практической онлайн конференции в г. Нурсултан (Казахстан)
24 / 10 / 2020

Институт педагогики и психологии МПГУ принимает активное участие в научных мероприятиях стран содружества СНГ. Республика Казахстан реализует образовательные проекты «Зеленого университета». В третий раз заведующий кафедры педагогики и психологии семейного образования принимает участие в образовательном проекте ЕВРАЗИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ.Л.Н.ГУМИЛЕВА....

Университеты стран СНГ готовы к системной работе по интеграции медийно-информационной грамотности в процесс образования
Новости МПГУ
Университеты стран СНГ готовы к системной работе по интеграции медийно-информационной грамотности в процесс образования
24 / 10 / 2020

О проблемах и успешных практиках интеграции медийно-информационной грамотности в систему высшего образования шел заинтересованный разговор на первом вебинаре в рамках международного проекта ЮНЕСКО «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей».

Выступление доцента Е.В. Трифоновой на межрегиональной научно-практической конференции
Новости МПГУ
Выступление доцента Е.В. Трифоновой на межрегиональной научно-практической конференции
23 / 10 / 2020

23 октября 2020 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, к.психол.н. Е.В. Трифонова выступила на пленарном заседании V Краевой научно-практической конференции с межрегиональным участием «Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся» с сообщением «Специфика выстраивания...

В МПГУ состоялось заседание коллегии Министерства просвещения РФ
Новости МПГУ
В МПГУ состоялось заседание коллегии Министерства просвещения РФ
Журнал ректора
23 / 10 / 2020

23 октября в Московском педагогическом государственном университете прошло заседание коллегии Министерства просвещения РФ под председательством министра просвещения Сергея Кравцова.

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5 студия. Борьба с COVID-19 продолжается»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5 студия. Борьба с COVID-19 продолжается»
23 / 10 / 2020

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5 студия. Борьба с COVID-19 продолжается».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын и доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Код доступа. Технологии государственных переворотов»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын и доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Код доступа. Технологии государственных переворотов»
23 / 10 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын и доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Код доступа. Технологии государственных переворотов».

«Что такое Горсовет?». Эфир вожатской рубрики МПГУ #Три_по_десять
Новости МПГУ
«Что такое Горсовет?». Эфир вожатской рубрики МПГУ #Три_по_десять
23 / 10 / 2020

22 октября вышел двадцать третий эфир вожатской рубрики МПГУ «Три по десять». Гость эфира - Зайцева Алёна Владиславовна, воспитатель во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, куратор информационно-медийного направления Московского регионального отделения Российского движения школьников.

Институт перспективных исследований МПГУ продолжает процесс вступления в европейскую сеть NETIAS
Институт перспективных исследований (новости)
Институт перспективных исследований МПГУ продолжает процесс вступления в европейскую сеть NETIAS
23 / 10 / 2020

20 октября в 15:00 по московскому времени состоялась официальная встреча руководства МПГУ и Института перспективных исследований МПГУ с руководством европейской ассоциации NetIAS (престижное и уникальное сообщество ведущих европейских научных организаций - Европейская сеть институтов перспективных исследований (NETIAS), которая в настоящий момент объединяет 24 института перспективных исследований из различных стран ЕС). В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в мире, встреча прошла в формате он-лайн на платформе Zoom.

21 октября в режиме вебинара было проведено ежемесячное совещание с кураторами педагогических классов
Педагогические классы при МПГУ (мероприятия)
21 октября в режиме вебинара было проведено ежемесячное совещание с кураторами педагогических классов
23 / 10 / 2020

21 октября в режиме вебинара было проведено ежемесячное совещание с кураторами педагогических классов. Начальник Управления профессиональной ориентации и содействия трудоустройству студентов Татьяна Ивановна Михайлова, подробнее остановилась на вопросах организации работы педагогических классов, а именно совместной деятельности МПГУ и школ-участниц проекта....

Поход на Икшу
Институт истории и политики (новости)
Поход на Икшу
23 / 10 / 2020

Cостоялся традиционный осенний выход на Икшу студентов, аспирантов и выпускников Института истории и политики МПГУ.

Поздравляем первокурсников с получением «золотых» и «серебряных» сертификатов
Новости библиотеки
Поздравляем первокурсников с получением «золотых» и «серебряных» сертификатов
23 / 10 / 2020

Уважаемые читатели! Библиотека МПГУ поздравляет студентов первого курса с получением «золотых» и «серебряных» сертификатов за успешное прохождение курсов «Освоение информационно-библиотечной среды МПГУ» на портале дистанционного обучения. Лидерами по числу полученных сертификатов являются Географический факультет, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования и...

Вебинар «МИГ в системе высшего педагогического образования: проблемы интеграции»
Новости библиотеки
Вебинар «МИГ в системе высшего педагогического образования: проблемы интеграции»
23 / 10 / 2020

Уважаемые читатели! В 2020 году Евразийской ассоциацией педагогических университетов совместно с Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании реализуется проект «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей»....

Ежегодный круглый стол на тему «Современная семья: развитие, кризисы, трансформация»
Институт педагогики и психологии (новости)
Ежегодный круглый стол на тему «Современная семья: развитие, кризисы, трансформация»
23 / 10 / 2020

  21 октября 2020 г. в Институте педагогики и психологии МПГУ состоялся ежегодный круглый стол на тему «Современная семья: развитие, кризисы, трансформация». Кафедра психологии развития личности организует и проводит это важное научно-практическое мероприятие уже в шестой раз (ответственная – Цветкова...

«Лето в объективе»: специалисты МПГУ оценили материалы всероссийского конкурса
Проект “Всероссийская школа вожатых” (новости)
«Лето в объективе»: специалисты МПГУ оценили материалы всероссийского конкурса
23 / 10 / 2020

Уже стало традицией, что специалисты нашего университета являются экспертами различных всероссийских конкурсов, связанных с вожатством. Второй год подряд сотрудники Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров совместно со специалистами Дирекции креативных программ и Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования проводят независимую экспертизу конкурсных материалов в рамках Всероссийского открытого фестиваля медиапроектов «Лето в объективе».

ХГФ: выставка работ “Мой Чиполлино”, посвященная юбилею Джанни Родари
Новости
ХГФ: выставка работ “Мой Чиполлино”, посвященная юбилею Джанни Родари
23 / 10 / 2020

Сто лет назад в маленьком итальянском городке Оменья родился человек, который придумал историю жизни и приключений сказочного человечка – Чиполлино. На русском языке сказка известна в переводе Златы Потаповой. Самыми узнаваемыми иллюстрациями книг считают рисунки В. Сутеева, В. Чижикова и...

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Советско-польская война»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Советско-польская война»
23 / 10 / 2020

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале МПГУ. Онлайн-лекция «Советско-польская война».

Формирование межкультурной компетентности средствами неформального образования
Новости МПГУ
Формирование межкультурной компетентности средствами неформального образования
22 / 10 / 2020

Эта тема стала центральной для обсуждения на секции, посвященной поликультурному образованию, которая была включена в программу ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Неформальный подход к формальному образованию».

«На старт, внимание, пуск!»: официальное открытие Школы вожатых «YO-Вожатый!» 2020-2021
Новости МПГУ
«На старт, внимание, пуск!»: официальное открытие Школы вожатых «YO-Вожатый!» 2020-2021
22 / 10 / 2020

В это воскресенье, 18 октября 2020 года состоялось торжественное открытие Школы Вожатых «YO-Вожатый!». Это событие давно стало традиционным и полюбилось многим студентам МПГУ, поэтому волшебное путешествие в мир вожатства прошло особенно празднично. Зажигательные танцы, беседа под гитару у виртуального костра,...

Профессор МПГУ Д.О.Чураков на канале «Правда.ру» в программе «Интервью. К годовщине Великого Октября»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Д.О.Чураков на канале «Правда.ру» в программе «Интервью. К годовщине Великого Октября»
22 / 10 / 2020

Профессор МПГУ Д.О.Чураков на канале «Правда.ру» в программе «Интервью. К годовщине Великого Октября».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИА «Региональные комментарии» «10 лет спустя: какой стала Москва при Собянине»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИА «Региональные комментарии» «10 лет спустя: какой стала Москва при Собянине»
22 / 10 / 2020

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИА «Региональные комментарии» «10 лет спустя: какой стала Москва при Собянине».

Алексей Лубков провел рабочую встречу с главой Ленинского городского округа
Новости МПГУ
Алексей Лубков провел рабочую встречу с главой Ленинского городского округа
Журнал ректора
22 / 10 / 2020

22 октября ректор МПГУ Алексей Лубков провел рабочую встречу с Алексеем Спасским, главой Ленинского городского округа Московской области.

Эдуард Никитин представил работу МПГУ как базовой организации по подготовке педагогических кадров в странах СНГ
Новости МПГУ
Эдуард Никитин представил работу МПГУ как базовой организации по подготовке педагогических кадров в странах СНГ
22 / 10 / 2020

21 октября советник при ректорате, исполнительный секретарь Общественного совета МПГУ - базовой организации по подготовке педагогических кадров в СНГ Эдуард Никитин принял участие в работе совета по образованию Исполкома СНГ, в который входят министры образования и науки стран Содружества.

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий в газете «Взгляд» «Об истинных целях оценок «Голосом» выборов в России»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий в газете «Взгляд» «Об истинных целях оценок «Голосом» выборов в России»
22 / 10 / 2020

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий в газете «Взгляд» «Об истинных целях оценок «Голосом» выборов в России».

Книги в дар Библиотеке КГФ МПГУ от Ольги Петровны Осиповой
Новости МПГУ
Книги в дар Библиотеке КГФ МПГУ от Ольги Петровны Осиповой
22 / 10 / 2020

Уважаемые читатели! Благодарим Ольгу Петровну Осипову, доктора педагогических наук, профессора кафедры Управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ, за книги, переданные в дар в сентябре 2020 года в библиотеку корпуса гуманитарных факультетов МПГУ: Осипова, Ольга Петровна. Применение интерактивного...

На информационном портале «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Развитие Корякии: особое отношение и инициатива Солодова»
Новости МПГУ
На информационном портале «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Развитие Корякии: особое отношение и инициатива Солодова»
22 / 10 / 2020

На информационном портале «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Развитие Корякии: особое отношение и инициатива Солодова».

На информационном портале «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Недоговороспособность США по договору СНВ-3»
Новости МПГУ
На информационном портале «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Недоговороспособность США по договору СНВ-3»
22 / 10 / 2020

На информационном портале «Выбор народа» опубликована статья доцента МПГУ В.Л.Шаповалова «Недоговороспособность США по договору СНВ-3».

16 и 20 октября 2020 года для студентов Колледжа МПГУ была организована выездная регистрация по подбору актуальных вакансий
Трудоустройство студентов и выпускников
16 и 20 октября 2020 года для студентов Колледжа МПГУ была организована выездная регистрация по подбору актуальных вакансий
22 / 10 / 2020

16 и 20 октября 2020 года для студентов Колледжа МПГУ специалистами городского центра «Моя карьера» была организована выездная регистрация на предоставление госуслуги по подбору актуальных вакансий на частичную и полную занятость по запросам обучающихся, которые предварительно заполняли анкету. Карьерные консультанты...

Представители МПГУ приняли участие в работе Общественной палаты РФ
Новости МПГУ
Представители МПГУ приняли участие в работе Общественной палаты РФ
22 / 10 / 2020

20 октября 2020 года в Общественной палате РФ состоялась Международная научная конференция памяти Митрополита Макария. Сотрудники Московского педагогического государственного университета приняли участие в работе дискуссионной площадки «Образовательное семьеведение в Российской Федерации: с молодыми – для молодых».

Виртуальные выставки Библиотеки МПГУ к 150-летию И. А. Бунина
Новости библиотеки
Виртуальные выставки Библиотеки МПГУ к 150-летию И. А. Бунина
22 / 10 / 2020

Уважаемые читатели! 22 октября исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953), русского писателя, поэта и переводчика, первого русского автора, получившего Нобелевскую премию по литературе. Приглашаем познакомиться с виртуальными выставками Библиотеки МПГУ, приуроченными к юбилею писателя. Выставка «Он...

О работе МПГУ как базовой организации  государств – участников Содружества Независимых Государств  по подготовке педагогических кадров за период с 2018 по 2020 год
МПГУ-базовая организация СНГ (новости)
О работе МПГУ как базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке педагогических кадров за период с 2018 по 2020 год
22 / 10 / 2020

В настоящее время система подготовки педагогических кадров стран СНГ представлена 40 вузами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, и 37 педагогическими университетами (институтами) и 216 вузами иного профиля Российской Федерации.

У МПГУ «Есть мнение» о «Лиге вожатых»
Новости МПГУ
У МПГУ «Есть мнение» о «Лиге вожатых»
22 / 10 / 2020

Завершилось второе заочное испытание Всероссийского конкурса «Лига вожатых 2020» «Методический конструктор», по итогам оценки экспертов организаторы конкурса предоставили участникам возможность получить обратную связь.

Профессор Института детства А.Н. Фоминова приняла участие в онлайн-марафоне «Доступность образования в период  дистанционного обучения»
Новости МПГУ
Профессор Института детства А.Н. Фоминова приняла участие в онлайн-марафоне «Доступность образования в период дистанционного обучения»
21 / 10 / 2020

13 октября 2020 г. профессор кафедры психологической антропологии Института детства, к.психол.н. Алла Николаевна Фоминова  приняла участие в качестве эксперта и ведущего вебинара в онлайн-марафоне «Доступность образования в период  дистанционного обучения». Марафон проводится с 12 октября по 1 ноября 2020 г....

Книги в дар Библиотеке КГФ МПГУ от Ольги Петровны Осиповой
Новости библиотеки
Книги в дар Библиотеке КГФ МПГУ от Ольги Петровны Осиповой
21 / 10 / 2020

Уважаемые читатели! Благодарим Ольгу Петровну Осипову, доктора педагогических наук, профессора кафедры Управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ, за книги, переданные в дар в сентябре 2020 года в библиотеку корпуса гуманитарных факультетов МПГУ: Осипова, Ольга Петровна. Применение интерактивного...

Съезд учителей предметной области «Искусство»
Наука
Съезд учителей предметной области «Искусство»
21 / 10 / 2020

15 октября 2020 г. в Российской академии образования завершил работу съезд учителей предметной области «Искусство», организованный Институтом художественного образования и культурологии РАО. Мероприятие проходило при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Российской академии образования, Межрегиональной ассоциации учителей предметной...

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
21 / 10 / 2020

Уважаемые читатели, в Электронной библиотечной системе МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие, написанное Харлампиди Дарьей Дмитриевной,  кандидатом химических наук, доцентом Кафедры общей химии, Института биологии и химии. Харлампиди, Д. Д. Вычислительные методы в химии [Электронный ресурс] : Учебное пособие...

Научный журнал ХГФ: Вестник художественного образования
Новости
Научный журнал ХГФ: Вестник художественного образования
21 / 10 / 2020

Предлагаем вашему вниманию Научный журнал Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ “Вестник художественного образования” №1 январь 2020 Научный журнал ХГФ “Вестник художественного образования” №2 май 2020 Научный журнал ХГФ “Вестник художественного образования” №3 сентябрь 2020 Научный журнал ХГФ “Вестник художественного...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «День-ТВ» в программе «Тайны СССР. Кто стоял за Косыгинской реформой»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «День-ТВ» в программе «Тайны СССР. Кто стоял за Косыгинской реформой»
21 / 10 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «День-ТВ» в программе «Тайны СССР. Кто стоял за Косыгинской реформой».

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
21 / 10 / 2020

Уважаемые читатели, в Электронной библиотечной системе МПГУ вам доступна для чтения монография, написанная Соколовой Георгиной Григорьевной, доктором филологических наук, профессором Кафедры романских языков имени В. Г. Гака Института иностранных языков. Соколова, Г. Г. Фразообразование во французском языке [Электронный ресурс] :...

Выставка пленэрных работ ХГФ Московском музее образования
Художественно-графический факультет (новости)
Выставка пленэрных работ ХГФ Московском музее образования
20 / 10 / 2020

В Московском музее образования имени академика Г.А. Ягодина c 7 октября проходит выставка пленэрных работ обучающихся Художественно-графического факультета Института изящных искусств «Пленэр-2020». Проведение таких мероприятий давно уже стало традицией факультета. С удовольствием приглашаем всех желающих (после снятия ограничений) поддержать наших студентов...

Значимое событие в жизни кафедры немецкого языка
Поздравления
Значимое событие в жизни кафедры немецкого языка
20 / 10 / 2020

Профессору кафедры немецкого языка ИИЯ МПГУ д.ф.н. Шиповой Ирине Алексеевне присвоено ученое звание профессора. Ирина Алексеевна – выпускница нашего вуза, с МПГУ связана её многолетняя профессиональная деятельность, которую она посвятила подготовке образованного, культурного, креативно мыслящего учителя немецкого языка. Ирина Алексеевна –...

Студенты ИБХ о готовности оказать помощь школьным учителям
Новости образования
Студенты ИБХ о готовности оказать помощь школьным учителям
20 / 10 / 2020

В настоящее время по запросу Департамента образования формируется база данных о студентах, готовых выйти на помощь школьным преподавателям в качестве цифровых волонтёров, тьюторов и в других востребованных ролях. Об этом рассказали в СМИ студенты выпускных курсов Института биологии и химии....

Профессор МПГУ Е.А.Омельченко на радио «Вести-FM» (ВГТРК) в программе «Нацвопрос. Этнокультурное образование»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Е.А.Омельченко на радио «Вести-FM» (ВГТРК) в программе «Нацвопрос. Этнокультурное образование»
20 / 10 / 2020

Профессор МПГУ Е.А.Омельченко на радио «Вести-FM» (ВГТРК) в программе «Нацвопрос. Этнокультурное образование».

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Российский радиоуниверситет. Крым и Адель Омер де Гелль»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Российский радиоуниверситет. Крым и Адель Омер де Гелль»
20 / 10 / 2020

Профессор МПГУ Н.П.Таньшина на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Российский радиоуниверситет. Крым и Адель Омер де Гелль».

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале “ОТР” в программе «Большая страна. Антоновщина: брат на брата»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале “ОТР” в программе «Большая страна. Антоновщина: брат на брата»
20 / 10 / 2020

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на канале "ОТР" в программе «Большая страна. Антоновщина: брат на брата».

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Сигналы точного времени. Александр III и его эпоха»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Сигналы точного времени. Александр III и его эпоха»
20 / 10 / 2020

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Сигналы точного времени. Александр III и его эпоха».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Хрущёвская слякоть. Новочеркасский расстрел»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Хрущёвская слякоть. Новочеркасский расстрел»
20 / 10 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Хрущёвская слякоть. Новочеркасский расстрел».