Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Лицей МПГУ объявляет прием старшеклассников

Новости МПГУ
Директор лицея Игорь Якимов

Директор лицея Игорь Якимов

 

19 марта и 15 апреля в 15:00 в Лицее гуманитарных технологий МПГУ пройдут дни открытых дверей. Запись на поступление новых лицеистов уже объявлена – это будет третий набор. В лицее учатся только старшеклассники, всего 50 человек – практически индивидуальное обучение. Поступить можно в 9, 10 и 11 классы. О том, чему здесь учат и каких детей готовы принимать, рассказывает директор лицея Игорь Якимов.

Что такое Лицей гуманитарных технологий МПГУ?

Это пилотный проект, который Министерство образования и науки РФ и Департамент образования города Москвы запустили в 2013 году. Наш лицей открылся в 2014 году. Идея проекта в том, чтобы не школы присоединялись к вузам, как это было раньше повсеместно и вузы без каких-либо обязательств просто давали свое имя,  а сами университеты и институты открывали на своей базе профильные классы или целые школы и занимались с учениками уже как со своими студентами. В таких классах и школах готовят к исследовательской и научной деятельности.  Сейчас обучением школьников 9-11 классов по профильным программам занимаются МПГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ и РЕУ им. Плеханова.

Чем программа лицея отличается от обычной школьной?

Практически всем. Профильное образование – это не углублённое изучение отдельных предметов. Кроме дополнительных часов по профильным предметам, в программах каждого профиля есть свои дисциплины: зарубежная литература, общее языкознание и второй иностранный язык у филологов; экономика и право у социально-гуманитарного направления; живопись, скульптура, графика, компьютерный дизайн у художников; экология у биологов-географов; программирование у информатиков. У всех профилей есть особый предмет – методология научного исследования. Кроме этого, университетские субботы и система дополнительного образования Университета. Сейчас в лицее пять профилей: информационно-технологический, филологический, биолого-географический, социально-гуманитарный и художественный. Со следующего года открываем еще два  – педагогический и биолого-химический. У нас в школе сейчас 3 класса, где учатся 50 лицеистов; 17 учителей, шестеро из которых – преподаватели МПГУ. Когда класс расходится на профильные уроки, то в группе бывает по 3-5 человек  – получается почти индивидуальное обучение. Мы не гонимся за количеством учеников, наша главная задача – качественная профильная подготовка, формирование научного мышления и интереса к науке. Если говорить о программе, то она строится тоже по индивидуальному графику в зависимости от профиля. Первые два урока, как правило, класс проходит предметы базового уровня, а потом каждый лицеист изучает свои профильные предметы. После обязательной программы у ребят начинаются элективные курсы, в нашем случае это ещё и исследовательская или проектная деятельность.

Например, какие это проекты?

Надо понимать, что лицеисты готовят один проект не менее семестра. Им помогают тьюторы, а за уровнем следят научные руководители. Сначала ребята защищают свои проекты на внутренней лицейской конференции, и лучших мы отправляем на разные вузовские конференции, в том числе и те, которые проводит  МПГУ. Уровень совсем уже не школьный. Назову лишь несколько работ, которые прошли защиту в этом году: “Физика грозы”, “Нанотехнологии в медицине и их связь с молекулярно-кинетической теорией”, “Языковая личность педагога в художественной и публицистической литературе”. Такие работы требуют навыков научного анализа, исследовательской деятельности.

Традиционно в лицеях такого уровня была насыщенная культурная жизнь, ваши ученики успевают жить не только научной жизнью?

Мы активно используем возможности музейной и педагогики.  Лицеисты – частые гости театров, концертных залов (здесь и симфонические концерты, и литературные). Ребята посещают лекции, многие уроки проходят в музеях, в течение года бывает не менее трёх краеведческих экспедиций. Посещение музея или театра – не мероприятие «для галочки». Это форма реализации внеаудиторной образовательной программы.  Например, у нас есть такая практика, когда изученное на уроках литературы произведение подкрепляется его интерпретациями в драме, живописи и музыке. В 9 классе дети читают лермонтовского “Демона”, потом мы идём в Третьяковку в зал Врубеля – смотрим на “Демона (сидящего)” и «Демона поверженного», а вечером – на оперу Н.Г. Рубинштейна, слушаем “Демона”. А потом лицеисты пишут эссе и сочинения о том, как может жить произведения в разных видах искусства. Получается очень интересно, а главное, ребята окунаются в этот синтез искусств, начинают понимать, откуда какие образы берутся в тех же современных фильмах. Порой хочется даже, чтобы мероприятий было поменьше, потому что я в них постоянно участвую и свободного времени практически нет. Сегодня тоже иду с ребятами в театр на “Мастера и Маргариту”.

Мы проводим в лицее литературные концерты, когда к нам приезжают артисты московской филармонии со своими чтецкими программами. В этом году их было шесть.  Дети потом предложили провести в нашем лицее конкурс чтецов. Мы провели конкурс “Художественное слово”, который прошел в необычном формате: в качестве членов жюри были приглашены мастера художественного слова: артисты филармонии, театроведы, литературоведы. В итоге у нас было 90 участников из 30 школ, 11 студентов  МПГУ, 30 творческих работ в «Пробе пера». Председателем жюри был заслуженный артист России Павел Любимцев. Творческие работы оценивало жюри во главе с Александром Гельманом.

Если говорить цифрами, то только в марте у нас прошло девять мероприятий. Формально занятия заканчиваются после 7-8 урока, но наши дети, как правило, “живут в школе”, и никто не торопится уходить. У них действительно разная творческая жизнь. Много времени ребята уделяют волонтерству – помогают приютам для собак, собирают для переработки батарейки, игрушки в детдома. Это, конечно, дает свои педагогические плоды.

У нас высокие результаты на городских олимпиадах, на всероссийских конкурсах, есть и победители. Мы стараемся дать своим лицеистам максимальное количество образовательных и культурных возможностей.

Как у вас проходят вступительные испытания?

Электронная запись открыта с первого февраля. Тестирование и психолого-педагогическое собеседование будут проходить в июне. При поступлении нужно будет сдать тест по математике и русскому языку и два теста в зависимости от профиля.

Не каждый ребенок способен выдержать насыщенный учебный график. Мы ждём в лицее тех, кто хотел бы себя попробовать в науке и готов учиться. Мы поможем. И совсем не страшно, если человек в 9 классе еще не определился, в какой именно науке он хочет себя реализовать. Профиль до 10 класса можно будет поменять.

Получат ли лицеисты какие-то льготы при поступлении в МПГУ?

Правила приема в вузы для всех едины, но наши лицеисты будут хорошо знакомы с университетом, ведь многие занятия будут проходить на базе МПГУ. Конечно, у лицеистов есть возможность заработать дополнительные баллы к ЕГЭ за счет волонтерской работы, своих побед в университетских олимпиадах и участия в конкурсах и научных конференциях МПГУ. Это значительно повышает шансы на поступление.

Лицей гуманитарных технологий МПГУ (перейти на страницу)

 

16 / 03 / 2016

Показать обсуждение