Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Марина Вайндорф-Сысоева: Давайте создавать возможности, чтобы жить сегодня с удовольствием и не навредить будущему!

Новости МПГУ

Информация о преподавателе:
Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева,
доктор педагогических наук, доцент / профессор кафедры технологии и
профессионального обучения ИФТИС МПГУ,
руководитель магистерской программы «ЭОТ», эксперт ЭО и ДОТ,
федеральный эксперт НРА

Какие курсы читает:
Дидактика цифрового обучения
Технология разработки и организации электронных образовательных ресурсов
Технология организации обучения с использованием ЭО и ДОТ
Педагогическое мастерство в условиях цифрового обучения
Практика формирования контента для ЭОР и др.

Переход на дистанционную форму обучения всей системы образования застал врасплох многих, но не тех, кто занимался цифровыми образовательными технологиями давно и системно, для кого цифровая среда такая же естественная как вся окружающая. К таким преподавателям относится профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, к которой мы обратились с вопросами о том, каким образом произошел этот резкий поворот в сторону онлайн и каковы перспективы у этого процесса.

 

– Марина Ефимовна, скажите, пожалуйста, как вы восприняли быстрый и тотальный переход на дистанционную форму обучения?

– Переход на полное дистанционное обучение в условиях эпидемиологической ситуации в мире стал лишь катализатором процесса и, с одной стороны, конечно, был неожиданным. С другой стороны, вполне для меня лично – подготовленным в плане профессиональной деятельности. Исследования, проводимые мною в области цифрового обучения еще с 2000-х годов, практическая деятельность в вузе и реализуемая мною магистерская программа «Электронные образовательные технологии» подтверждают своими результатами важность профессионального применения современных технологий и высокий уровень новых возможностей дистанционного обучения. Опасения вызывали:

А) уровень готовности преподавателей вузов и учителей школ к применению современных технологий в условиях полного дистанционного погружения;

В) подготовленность обучающихся к переходу на полное дистанционное обучение в условиях, отличных от очного (домашняя обстановка, технические возможности, наличие инструмента для работы, владение технологиями организации самостоятельной работы);

С) организация дистанционного обучения в рамках нашего университета (локальные решения, возможности технического обеспечения и т.д.).

 

– Что почувствовали, поняли?

– Ох, интересный вопрос.

  • Моя команда магистрантов и магистров – одна из сильнейших в развитии и реализации дистанционного обучения – в чем могли убедиться многие специалисты в период самоизоляции. Мы организовали и провели онлайн-марафон, где рассказывали о собственном опыте дистанционного погружения на самых различных уровнях образования. И сегодня магистранты и магистры программы «Электронные образовательные технологии» частые гости на различных известных вебинарных площадках. Вместе мы можем все!
  • увеличился объем работы даже у меня, использующей ЭО и ДОТ уже много-много лет;
  • мои сессии с магистрантами проходили при полном дистанционном погружении, что добавило сложности обучающимся в связи с домашней обстановкой и не прекращающейся работой (выезд на сессию позволял полностью погрузиться в обучение);
  • я полностью перестраивала ранее запланированный процесс обучения, ориентированный на интеграцию очного и дистанционного погружения одновременно;
  • количество вебинаров, проводимых в открытой среде, резко возросло, и я не имела права для себя отказывать в случае приглашения их провести;
  • возросший в геометрической прогрессии интерес к технологии организации обучения в новых условиях в учительской среде и стремление осознать в условиях паники (все сейчас и сегодня) успокоиться и успокоить обучающихся, а вместе с ними и стремиться понять родителей, которые вдруг стали невольными участники учебного процесса;
  • порадовало первичное решение по организации учебного процесса в нашем университете: выбор инструментария для общения на выбор преподавателя и отсутствие принуждения к использованию обязательных элементов и ресурсов;
  • убедилась, в очередной раз, в понимании необходимости формирования у преподавателей новой философии организации учебного процесса как в плане учебного занятия, так и в университете в целом;
  • ярко проявилась необходимость в подготовке учителя к открытости, ответственности за каждое действие и слово, осознания и студента и преподавателя соответственно за экраном монитора – как новым профессиональным компетенциям.

 

Как вы считаете, насколько оказались готовы к этой ситуации преподаватели, студенты, методические и технические службы университета?

– Уровень готовности?

Не всегда все зависит от нас. Преподаватели были шокированы возникшей ситуацией и искали пути решения:

  • одни, подготовленные морально и владеющие цифровым инструментарием (или осваивающими его), технологиями организации учебного процесса стремились искать способы активизации учебной деятельности студентов и организовывали педагогические посиделки, вечеринки, коллективные проекты за чашкой чая; обсуждали трудные вопросы на интерактивных досках; вовлекали студентов в дистанционные марафоны и театральные гостиные; интенсивно учились сами. Педагогическая жизнь осложнилась, стала занимать больше времени, отвлекать от жизни, но периодически приносить удовольствие и понимание необходимости перестраивать учебный процесс в сторону его оптимизации и для педагога и для студентов;
  • другие преподаватели – путем переноса традиционного очного обучения в дистанционный формат, что сразу дискредитировало сам процесс дистанционного обучения, так как очные решения не имеют качественного продолжения в условиях дистанционного обучения (это превратилось в пересылку домашних заданий старостам, на различные ресурсы и невозможность отследить передано ли задание всем обучающимся (а может быть и нежелание в силу разных обстоятельств); направление студентов на изучение пдф-копий учебников как элементов лекций; обилие заданий без комментариев преподавателя и т.д.), что сказалось, естественно на качестве учебного процесса и отношении студентов к нему;
  • администрация университета проявила себя, на мой взгляд, очень позитивно в отношении и преподавателей и студентов. Не было никаких декларативных требований, было приглашение к пониманию студента и его сложностей в этой непростой ситуации. Что, конечно, не могло не радовать. Однако, теперь очень важно профессионально проанализировать происходящие процессы, приглашая к обсуждению специалистов дистанционного обучения и использовать появившийся опыт в организации обучения студентов и оптимизации педагогической деятельности преподавателей университета.
  • Методические службы университета. Думаю, пока предстоит много работы для осознания происходящих процессов и построения именно методической службы. Важно выстроить саму систему методической службы, создать вокруг именно методическое сообщество, не бояться спрашивать у профессионалов дистанционного обучения, прежде чем выпускать в свет документы и требовать их исполнения.
  • Технические службы университета. На данном этапе, на мой взгляд, делали сверх своих возможностей. Но нуждаются в финансовой помощи – в приобретении необходимого оборудования для бесперебойной работы ЭИОС университета. И, конечно, важна круглосуточная поддержка обучающихся и преподавателей в СДО. Я лично всегда имела такую возможность, но ее должны иметь все преподаватели и студенты. Если СДО становится неотъемлемой составляющей учебного процесса, то принцип ее применения «24/7» должен быть обеспечен в полной мере.

 

– Какие уроки вы извлекли из своего опыта дистанционного обучения студентов? С какими трудностями столкнулись? Что стало для вас особенно сложным?

– Про уроки. 1. У меня есть команда магистрантов и магистров с которыми можно реализовать любые фантастические идеи. В том числе и технологии взаимного обучения. 2. Отлично иметь заведующую кафедрой, пронизанную современными идеями и вдохновляющую всех членов кафедры на собственное педагогическое развитие, что непременно сказалось на качестве обучения бакалавров ИФТИС и отношении к дистанционному обучению. 3. В любых условиях важно учиться профессионально работать, что влечет, как следствие для меня, и отношение обучающихся к процессу обучения (неважно: очно или дистанционно). 4. Форма организация (очная или дистанционная) не может влиять на качество учебного процесса при его профессиональной организации, знании предмета, владения технологиями цифрового обучения и техниками организации самостоятельной работы (и преподавателя, и студента). 5. Необходимо быстро реагировать на изменяющиеся условия и делиться опытом организации и реализации дистанционного обучения на каждом из уровней образования, что мы и делали с моими магистрантами (http://marafonmag.tilda.ws ). 6. Просвещением важно заниматься со всеми участниками дистанционного учебного процесса, в том числе и случайно оказавшимися его свидетелями (например, родители). 7. При подготовке будущих учителей необходимо формировать ответственность за каждое сказанное слово / действие, что, несомненно влияет на учебный процесс и его организацию.

Трудности? Скорее даже не трудности. Что особенно сложно для меня? Нежелание учителей / преподавателей учиться и перестраивать учебный процесс; автоматический перенос очного обучения в новые условия обучения, формирующий в таких условиях негативное отношение к учительской профессии и искаженное понимание дистанционного обучения.

 

– Какие перспективы вы видите в использовании дистанционных форм обучения студентов?

– Для меня уже много лет дистанционное обучение – необходимая часть учебного процесса. Этот компонент может содержать:

  • записи очных встреч для возможности многократного возвращения обучающихся к интересующим моментам обсуждения;
  • интересные проблемные вопросы, которые возникают в процессе работы с обучающимися и требуют осмысления каждым и обсуждения всеми этих новых смыслов;
  • цифровые следы развития в процессе обучения каждого студента и его достижения;
  • материалы для студентов по различным причинам, отсутствующим на занятии, но желающим учиться и быть в теме и др.

Профессионально созданные (не означает в телестудии или мастерской, а созданные преподавателем-мастером) электронные ресурсы сегодня изменят учебный процесс в вузе. Думаю, он не будет прежним. Важно научиться определять преподавателю, что можно разместить и как в СДО, а чем заниматься в очной аудитории (или, как новая возможность, например, в виртуальном классе). Такое разделение ответственности позволит иначе организовать обучение и сделать процесс деятельностным, что естественно повлияет на его качество. Очень опасно преподавателю оставаться на уровне воспроизведения только очного формата. На мой взгляд.

 

– Каковы в этой области могут быть стратегии развития каждого конкретного преподавателя, студента и всего университета в целом?

– Для студента:

Учиться самостоятельно учиться. Ответственно относиться к выбору – у кого учиться. Делать это с удовольствием, что снимает сложности в обучении. Искать полезное в обучении для себя и своей будущей профессии. Целенаправленно осваивать гибкие навыки и стремиться, приобретая опыт, делиться имеющимся.

Для преподавателя:

  1. Осознать каждому преподавателю, что важно переосмыслить происходящие процессы, изменить отношение к используемым методам и приемам, работать над содержанием процесса обучения, приводящего к результату (а не результат – как главная идея).
  2. Пересмотреть структуру изучения своей дисциплины с позиции интеграции самостоятельной управляемой и организованной работы и организованной коллективной работы (неважно: онлайн или очно).
  3. Задуматься об успешности обучающегося, методах и приемах ее формирования, новых формах обратной связи, которые непременно должны сопутствовать обучению.
  4. Использовать свое классическое образование как открытый фундамент для современной профессиональной деятельности. Искать в новом позитивные решения и стремиться их реализовывать.

Для университета:

Меня, конечно, больше волнуют студенты и получаемое ими образование и преподаватели, влияющие на подготовку специалиста. Всегда себя спрашиваю: хочу ли, чтобы мои дети учились у такого учителя, в такой школе, в таком вузе? Поэтому, думаю так.

  1. Разработать стратегию развития университета в условиях применения цифрового обучения, направленную на интересы и потребности обучающихся и профессионализм преподавателей, включая заботу о здоровье.
  2. Задуматься о новом качестве современного образования, пересмотреть нагрузку и учесть временные затраты на применение электронных образовательных ресурсов преподавателями.
  3. Кардинально изменить роли профессорско-преподавательского состава и распределить ключевые направления работы, не только переносом их на 2-ую половину дня. Например, ввести для опытных, и полезных для студентов и коллег, с большим стажем преподавателей, должность «профессор-консультант», имеющего ограниченное количество лекций в учебном году, предметное рецензирование содержания разрабатываемых преподавателями кафедры электронных образовательных ресурсов, научное консультирование аспирантов, участников коллоквиумов, научных дискуссий и др.
  4. При заключении договоров или прохождении конкурса преподавателями учитывать новые компетенции современного педагога, такие как профессиональное использование ЭО и ДОТ в учебном процессе не только по их количеству, но особенно по качеству, проверенные, например, в процессе испытательного срока.

Подготовить будущего учителя к профессиональной деятельности, в том числе в условиях неопределенности, может только компетентный и профессиональный преподаватель (давно известная истина).

Желаю студентам учиться без вздохов, работать без брака и бороться за свои идеалы независимо от формы организации обучения, ответственно и осмысленно. Все в наших руках!

30 / 06 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Борис, 08 / 07 / 2020 в 10:47

Спасибо Марине Ефимовне и организаторам интервью. Весьма полезный материал для организации ДОС. Проф. каф. философии Б. Яшин