БОЙКОВА ИРИНА БОРИСОВНА,
к.ф.н., доц., проф. кафедры немецкого языка.
На Пленарном заседании научной сессии ИИЯ МПГУ, которое прошло на платформе zoom 3 марта 2021 года, кафедра немецкого языка была представлена в лице профессора И.Б. Бойковой, выступившей с докладом «О старых и новых подходах к предмету лингвистики». С основными положениями доклада можно ознакомиться ниже.
Мы благодарим Ирину Борисовну за интересное и приглашающее к размышлению над прошлым и будущим лингвистики выступление!
О СТАРЫХ И НОВЫХ ПОДХОДАХ К ПРЕДМЕТУ ЛИНГВИСТИКИ
Лингвистика, развиваясь по спирали, многократно обращается к одним и тем же аспектам языка, что приводит либо к отрицанию, либо к преобразованию предыдущих теорий.
Древнегреческая философия предшествовала появлению науки о языке в так называемую Александрийскую эпоху. Древнегреческие философы задавались вопросом об отношениях между именем, вещью и идеей – и шире – о соответствии устройства языка устройству действительности. Эти вопросы не решены до сих пор, они актуальны и для современного языкознания.
В Александрийскую эпоху наука о языке стала самостоятельной. Это было вызвано практическими потребностями: необходимостью нормировать койне (первый надрегиональный диалект Греции) и комментировать отчасти устаревший язык классических литературных произведений. Предметами новой науки по необходимости стали грамматический строй языка и словарный состав в диахроническом аспекте. Отношения между именем, вещью и идеей больше не рассматривались.
Сходным образом на новом витке истории зародилась и европейская наука о языке. Это произошло после средневекового философско-богословско-лингвистического спора между номиналистами и реалистами; темой спора снова были отношения между именем, вещью и идеей. В эпоху Возрождения возникла необходимость нормирования национальных языков и перевода на них Библии. Поэтому стали исследоваться грамматический строй и лексический состав больших и малых диалектов. Спор между номиналистами и реалистами угас.
В начале 20 в., благодаря Ф. де Соссюру, в сферу внимания лингвистов опять попал древнегреческий треугольник, дополненный образом звуковой оболочки и её указующей функцией. Эти дополнения прояснили механизм знаковой ситуации, но, главное, определился предмет исследования лингвистов: между образами звуковых оболочек и между образами явлений действительности. Согласно Соссюру, в языке нет ничего, кроме различий. Сопоставление звуковых оболочек в материальном воплощении и в виде отражения привело к выявлению дистинктивных признаков и к созданию теории фонемы, а сопоставление образов явлений показало содержательные различия, которые были обозначены как компоненты значения или семы. До 1980-х гг. большинство западных лингвистов понимало значение слова как совокупность сем, т.е. как семему. Сам образ стал предметом исследования только с возникновением когнитивной лингвистики. В отечественном языкознании исследовалось и то, и другое.
С конца 20 в. лингвисты переключились с поиска сем в элементарных единицах языка на семантический анализ конструкций, которые теперь, в рамках грамматики конструкций Ч. Филлмора, считаются основной единицей языка. Описание и систематизация конструкций вызывает серьёзные затруднения. Очевидно, это связано с недоисследованностью семантики тех простых единиц, из которых состоят конструкции.
В разные периоды развития науки о языке в фокус внимания попадают разные его аспекты. Это определяется или экстралингвистическими причинами, или изменением научной парадигмы, или тем и другим в совокупности. Так один актуальный предмет исследования сменяется другим, оставив в память о себе очередную теорию языка. Обращают на себя внимание два негативных явления, которые в ряде случаев сопровождают смену зоны интересов. Во-первых, предмет, потерявший актуальность, может остаться «недоисследованным», что тормозит исследование нового предмета. Во-вторых, в случае, если новый предмет является междисциплинарным, лингвистическая составляющая исследования может оказаться ничтожной.