Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МАРТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ИНСТИТУТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Пленарный доклад кандидата филологических наук, профессора кафедры немецкого языка ИИЯ МПГУ И.Б. Бойковой (основные положения)

Наука

БОЙКОВА ИРИНА БОРИСОВНА,

к.ф.н., доц., проф.  кафедры немецкого языка.

На Пленарном заседании научной сессии ИИЯ МПГУ, которое прошло на платформе zoom 3 марта 2021 года, кафедра немецкого языка была представлена в лице профессора И.Б. Бойковой, выступившей с докладом «О старых и новых подходах к предмету лингвистики». С основными положениями доклада можно ознакомиться ниже.

Мы благодарим Ирину Борисовну за интересное и приглашающее к размышлению над прошлым и будущим лингвистики выступление!

 

О СТАРЫХ И НОВЫХ ПОДХОДАХ К ПРЕДМЕТУ ЛИНГВИСТИКИ

 

Лингвистика, развиваясь по спирали, многократно обращается к одним и тем же аспектам языка, что приводит либо к отрицанию, либо к преобразованию предыдущих теорий.

Древнегреческая философия предшествовала появлению науки о языке в так называемую Александрийскую эпоху. Древнегреческие философы задавались вопросом об отношениях между именем, вещью и идеей – и шире – о соответствии устройства языка устройству действительности. Эти вопросы не решены до сих пор, они актуальны и для современного языкознания.

В Александрийскую эпоху наука о языке стала самостоятельной. Это было вызвано практическими потребностями: необходимостью нормировать койне (первый надрегиональный диалект Греции) и комментировать отчасти устаревший язык классических литературных произведений. Предметами новой науки по необходимости стали грамматический строй языка и словарный состав в диахроническом аспекте. Отношения между именем, вещью и идеей больше не рассматривались.

Сходным образом на новом витке истории зародилась и европейская наука о языке. Это произошло после средневекового философско-богословско-лингвистического спора между номиналистами и реалистами; темой спора снова были отношения между именем, вещью и идеей. В эпоху Возрождения возникла необходимость нормирования национальных языков и перевода на них Библии. Поэтому стали исследоваться грамматический строй и лексический состав больших и малых диалектов. Спор между номиналистами и реалистами угас.

В начале 20 в., благодаря Ф. де Соссюру, в сферу внимания лингвистов опять попал древнегреческий треугольник, дополненный образом звуковой оболочки и её указующей функцией. Эти дополнения прояснили механизм знаковой ситуации, но, главное, определился предмет исследования лингвистов: между образами звуковых оболочек и между образами явлений действительности. Согласно Соссюру, в языке нет ничего, кроме различий. Сопоставление звуковых оболочек в материальном воплощении и в виде отражения привело к выявлению дистинктивных признаков и к созданию теории фонемы, а сопоставление образов явлений показало содержательные различия, которые были обозначены как компоненты значения или семы. До 1980-х гг. большинство западных лингвистов понимало значение слова как совокупность сем, т.е. как семему. Сам образ стал предметом исследования только с возникновением когнитивной лингвистики. В отечественном языкознании исследовалось и то, и другое.

С конца 20 в. лингвисты переключились с поиска сем в элементарных единицах языка на семантический анализ конструкций, которые теперь, в рамках грамматики конструкций Ч. Филлмора, считаются основной единицей языка. Описание и систематизация конструкций вызывает серьёзные затруднения. Очевидно, это связано с недоисследованностью семантики тех простых единиц, из которых состоят конструкции.

В разные периоды развития науки о языке в фокус внимания попадают разные его аспекты. Это определяется или экстралингвистическими причинами, или изменением научной парадигмы, или тем и другим в совокупности. Так один актуальный предмет исследования сменяется другим, оставив в память о себе очередную теорию языка. Обращают на себя внимание два негативных явления, которые в ряде случаев сопровождают смену зоны интересов. Во-первых, предмет, потерявший актуальность, может остаться «недоисследованным», что тормозит исследование нового предмета. Во-вторых, в случае, если новый предмет является междисциплинарным, лингвистическая составляющая исследования может оказаться ничтожной.

07 / 04 / 2021

Показать обсуждение