Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Мастер-классы о развитии гражданской и культурной идентичности – молодым педагогам Москвы

Новости МПГУ

19 декабря 2020 года в рамках городского проекта ДОНМ по поддержке молодых педагогов «Современная школа – пространство формирования личности» преподаватели Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ провели два мастер-класс, объединенных общей темой формирования гражданской и культурной идентичности обучающихся и учителей: «Этнопросвещение от 0 до самых до окраин» и «Формирование гражданственности в современной школе». Слушателями мастер-классов стали также участники Международного семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» из Москвы, регионов РФ и зарубежных стран, что значительно расширило аудиторию и представительство. С другой стороны, это позволило московским педагогам посетить заинтересовавшие их другие мероприятия семинара.

Мастер-класс №1 «Этнопросвещение от 0 до самых до окраин» (провели профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ А.А. Шевцова и директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ М.А. Кривенькая) был отчасти практическим ответом на тот комплекс задач по формированию «гибких» социальных навыков и гражданской идентичности, который стоит перед системой образования. Отдельное место принадлежит в нем знакомству с цивилизационным наследием мира, России и столичного региона. Мастер-класс включал теоретическую часть о том, как сделать далекое близким – в пространстве и во времени, а также в учебном процессе и во внеурочное время. Немаловажным также является ответ на вопрос, как сделать этнопросвещение нескучным занятием. Мастер-класс был выстроен с учетом того, что участники эксперимента сначала испытали на себе, какой скучной может быть подача даже такого, казалось бы, привлекательного материала. Академический подход, начинающийся с определений, терминов и нормативной базы, не подходит для занятий с детьми любого возраста. Поэтому ведущие через несколько минут представили второй вариант изложения тематики мастер-класса так, чтобы с первой минуты увлечь слушателей. В продолжение ведущие познакомили слушателей с тем, какой опыт приобрел коллектив факультета, реализуя Цикл мероприятий «Москва – столица многонациональной России», частью которого является общегородской проект Московская этнографическая олимпиада. Был представлен спектр сюжетов, которые были выбраны для занятий, продемонстрированы видеоролики о том, как олимпиада проходила в вузах и школах столицы. Но, главное, была представлена методика адаптации олимпиады к любому возрасту в рамках основного и дополнительного образования школьников.

Мастер-класс №2 «Формирование гражданственности в современной школе» (провела доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ О.Н. Яшина) также имел теоретическую и практическую части. Сначала ведущая познакомила участников с возможными направлениями работы по формированию гражданственности в школе. Затем приглашенный специалист, доцент Томского государственного университета А.П. Фахретдинова, представила региональную практику воспитательной работы по гражданской идентичности студентов. Основные докладчики и участники мастер-класса единодушно признали, что в современных условиях многонациональной российской школы и вуза необходимо развивать новые формы воспитательной работы, такие, как волонтерское движение, воспитание экологической культуры, гуманитарные проекты, при этом не отказываясь от лучших педагогических практик гражданско-патриотического, краеведческого, правового направлений. Работа по формированию гражданственности должна быть многоплановой и системной, с использованием активных форм работы с детьми, во время которых формируется их активная гражданская позиция. Виды и направления воспитательной работы могут быть разные, но цель у них одна — воспитание достойного гражданина, который любит Родину, помогает ближним, знает свои права и обязанности, уважает разные культурные традиции и ценит свои.
Всего обучающие мероприятия (методическую мастерскую и мастер-классы) прослушали 177 человек, в том числе 160 представителей образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из Москвы и 15 – из других регионов РФ.

М.А. Кривенькая

21 / 12 / 2020

Показать обсуждение