Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве – 2020

Наука

16 мая 2020 года на базе Институте филологии Московского педагогического государственного университета кафедрой русской литературы XX-XXI веков при участии кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования была проведена уже ставшая традиционной VI научно-практическая конференция молодых ученых-исследователей «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы». На этот раз, ввиду предпринимаемых мер по борьбе с пандемией, Оргкомитет совместно с дирекцией Института филологии принял решение провести пленарные и секционные заседания онлайн в режиме видеоконференции. Такой формат позволил существенно расширить географию участников и аудитории: конференция объединила докладчиков и слушателей из Москвы и Иркутска, Нижнего Новгорода и Челябинска, Красноярска и Казани.

Символично, что в год своего восьмидесятилетия кафедра русской литературы XX-XXI веков активно осваивает и новые технологии, и новые научные методологии, необходимые для осмысления современных литературных явлений и тех трансформаций, которые претерпевает художественный текст в цифровую эпоху. Тема пленарного заседания: «Визуализация в литературном тексте: образы, приемы и функции» оказалась удивительно созвучной текущему моменту, когда пользователи виртуальных сетей стали свидетелями самых различных способов визуализации литературы: от ежедневных чтений в прямом эфире социальных сетей до презентаций литературных произведений онлайн. Фактически сама конференция и ее записи также могут быть отнесены к процессу визуализации литературы и ее популяризации в медиапространстве.

Пленарное заседание открыла доктор филологических наук, профессор Елена Геннадьевна Чернышева, директор Института филологии, заведующая кафедрой русской классической литературы, обратившаяся к участникам с приветственным словом и подчеркнувшая инновационный характер проходящего мероприятия.
Доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, на разностороннем материале рассматривали проблему визуализации в художественном тексте. Обзорно описала пути и способы визуализации в современном медиатексте доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ Янина Викторовна Солдаткина (доклад: «Визуализация темпоральных образов в современных фэнтези: символы и повелители времени»). Визуальный потенциал детской и подростковой литературы проанализировала кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ Ольга Олеговна Михайлова (доклад: «Навстречу “горизонтам ожидания” читателей: приемы визуализации в современной российской прозе для подростков»). Об истоках литературной визуализации в начале XX века на примере рассказа А. Веселого «Вольница» рассказал доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ Игорь Сергеевич Урюпин (доклад: «Формы и функции визуализации в рассказе А. Веселого “Вольница”»). Напротив, самых современных случаев визуализации коснулся в своём докладе старший преподаватель кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ А.А. Роговский (доклад: «Визуализация как повествовательный механизм в романе М. Елизарова “Земля”»). Доклады вызвали живую дискуссию и самые одобрительные отклики в чате видеоконференции.

Руководители трех секций конференции («Литература и современная культура: формы взаимодействия», «Визуализация художественного текста в медиасреде. Кинотекст как объект филологического изучения», «Принципы создания медиатекста и медиаобразов. Образовательный потенциал медиатекста») отметили выросший уровень научных докладов молодых ученых, для которых выступление в одних секциях с признанными специалистами-филологами становится отличной научной школой. От студентки первого курса МПГУ до аспирантов и выпускников – все предложили интересные темы для обсуждения, касающиеся таких аспектов современной культуры, как сторителлинг и фейкньюз, мемы, рок- и рэп-поэзия, проект «Мобильный театр», кино- и медиаэкранизации. Организаторы конференции вынуждены были признать, что затрудняются выбрать из всего числа докладов лучшие, поскольку практически каждый участник либо затронул новую научную проблему, когда речь шла о современной литературе и журналистике, либо предложил неожиданную интерпретацию известного материала, проанализировав особенности бытования художественного текста и образов в современной медиасреде.

Подводя итоги, организаторы конференции поблагодарили всех участников и слушателей конференции за проявленный научный энтузиазм, а также выразили особую признательность за оказанную всестороннюю поддержку председателю Оргкомитета – проректору МПГУ, заведующей кафедрой русской литературы XX-XXI веков Института филологии, доктору филологических наук, профессору Людмиле Александровне Трубиной; директору Института филологии, заведующей кафедрой русской классической литературы Института филологии, доктору филологических наук, профессору Елене Геннадьевне Чернышевой; кандидату филологических наук, доценту кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Наталье Валерьевне Кодола; начальнику Отдела оперативной полиграфии МПГУ Екатерине Юрьевне Дьяковой.

В планах Оргкомитета – издание сборника по материалам прошедшей конференции и разработка концепции следующей VII-ой конференции, которая может быть посвящена постапокалиптическим темам в литературе и медиакультуре и предложит для обсуждения широкий спектр научных вопросов: от антиутопических мотивов и образов в художественном тексте до проблем постжурналистики.

Запись пленарного заседания: https://yadi.sk/i/jsm7cFMsmvUSPQ
Запись секции «Литература и современная культура»: https://yadi.sk/i/YC5tJN0niMe9Ow
Запись секции «Визуализация художественного текста в медиасреде. Кинотекст как объект филологического изучения»: https://yadi.sk/d/TngQ0rJQtEdqjA
Запись секции «Принципы создания медиатекста и медиаобразов. Образовательный потенциал медиатекста»: https://yadi.sk/i/qwUE7VsbccRqiw

19 / 05 / 2020

Показать обсуждение