Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Методическая поддержка школ и детских садов Курской области с большой долей учеников из семей мигрантов

Новости МПГУ

16–17 февраля 2023 года специалисты Московского педагогического государственного университета и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанного Фондом президентских грантов, побывали в образовательных учреждениях Курска и Курской области.

В состав делегации вошли специалисты факультета регионоведения и этнокультурного образования: Алистер Орлов, Алексей Кричкин и Татьяна Криворучко, главный методист проекта «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях».

За это время специалисты успели провести диагностику детей с неродным русским языком в двух школах Курской области, а также методический областной семинар «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей» в Курском институте развития образования.

Полукотельниковская школа, находящаяся в Обоянском районе, стала для нас очередной, где основную часть учеников-инофонов составляют езиды. Мы уже диагностировали детей из семей езидов в Новосибирской и Оренбургской областях. Хочется отметить, что езиды без особых проблем интегрируются в русское культурное пространство, показывают достаточно хорошие коммуникативные навыки, знают особенности русского речевого поведения. Это также связано с тем, что езиды рассматривают Россию в качестве новой родины, поэтому всячески пытаются коммуницировать с местным населением, в том числе через торговлю сельскохозяйственной продукцией собственного производства. Безусловно, у детей-инофонов есть определенные трудности с русской грамматикой, но благодаря методической литературе, которая была передана в библиотеку школы, а также индивидуальным рекомендациям, педагоги будут более эффективно работать с данным контингентом.

В школе № 9 г. Курска не так много детей с миграционной историей, преимущественно с родным таджикским языком. Ребята охотно вступали в коммуникацию, спокойно и с интересом выполняли диагностические задания, рассказывали о своих родных городах, делились впечатлениями от обучения в школе. На вопрос о будущей профессии многие отвечали, что хотели бы связать жизнь с медициной, стать врачами. В целом дети продемонстрировали неплохие коммуникативные навыки при небольшом лексическом запасе и грамматических ошибках, характерных для начального этапа освоения русского языка.

17 февраля сотрудники Института социально-гуманитарного образования МПГУ совместно с Курским институтом развития образования провели методический семинар, посвященный особенностям учебной и воспитательной работы и социально-языковой адаптации детей-инофонов. В нем приняли участие более 50 человек – директора, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных организаций г. Курска, г. Льгова, г. Железногорска, г. Фатежа и Большесолдатского, Конышевского, Курского, Поныровского, Суджанского, Фатежского районов.

Подключившаяся к проведению методического семинара декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Елена Омельченко в своем выступлении рассказала о глобальных миграционных процессах, с которыми сталкивается не только Россия, но и другие страны, а также привела статистику по российским регионам, где с помощью образовательных учреждений успешно решается проблема адаптации учеников. Главный методист проекта, научный сотрудник МПГУ и сотрудник Федерального координационного ресурсного центра по социально-культурной и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан (МГППУ) Татьяна Криворучко, рассказала о лингводидактической диагностике, разнообразии подходов и тактик при проведении диагностических мероприятий, о накопленном в рамках проекта опыте. Ведущий специалист Факультета регионоведения и этнокультурного образования Алистер Орлов рассказал о типичных ошибках, свойственным ученикам-инофонам, а также о способах их исправления с использованием методики «русский как иностранный». Зам. директора Центра, работающего в рамках ИСГО МПГУ, Алексей Кричкин также выступил с сообщением, которое было посвящено практическому использованию ИКТ при обучении разным видам речевой деятельности иностранцев, не владеющих русским языком.

Руководство Института-социально гуманитарного образования МПГУ и центр «Этносфера» выражают благодарность зав. кафедрой социально-гуманитарного образования Курского института развития образования, кандидату педагогических наук Марине Валентиновне Бабкиной; директору МБОУ «СОШ №9 им. А.Е. Боровых» г. Курска Татьяне Ивановне Михайличенко и заместителю директора этой школы Наталье Андреевне Зининой; директор МБОУ «Полукотельниковская СОШ» Обоянского района Курской области Андрею Сергеевичу Канунникову за гостеприимство и теплый прием, готовность к сотрудничеству, содействие в организации диагностики и методических встреч с педагогами Курской области.

Подробнее о проекте «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях», реализуемом при поддержке Фонда президентских грантов, можно узнать на сайте МПГУ www.mpgu.su/integration и сайте https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

Алистер Орлов

 

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #дети_с_миграционной_историей

20 / 02 / 2023

Показать обсуждение