Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Международная научно-практическая интернет-конференция «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2022»

Институт физики, технологии и информационных систем (новости)

С 10 по 14 октября 2022г. состоялась XII Международная научно-практическая интернет-конференция «Виртуальная реальность современного образования».

Организаторами, модераторами конференции выступили магистранты программы “Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ. Ими же было реализовано техническое сопровождение. Руководитель проекта – М.Е. Вайндорф-Сысоева.

Конференция включала ряд направлений: базовая конференция, марафон магистров и магистрантов, курсы повышения квалификации, публикация тезисов.

Открыл конференцию Сергей Владимирович Лозовенко, директор ИФТИС МПГУ, директор Технопарка универсальных педагогических компетенций. Всего на конференции выступили более 40 специалистов по различным современным направлениям развития образования. Каждый мастер делился собственным опытом, раскрывал секреты своего мастерства и демонстрировал новые возможности современного урока.

Дневник конференции:

День первый

10 октября стартовала двенадцатая Международная научно-практическая конференция «Виртуальная реальность современного образования» VRME-2022.

Конференцию открыла доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева. Участников поприветствовали Лозовенко Сергей Владимирович, к.п.н., директор ИФТИС МПГУ; Субочева Марина Львовна, д.п.н., кафедрой ТиПО ИФТИС МПГУ.

Первый день конференции начался с выступления магистра педагогики, руководителя проектов в компании EdCase Александра Степанова. Александр рассказал о своем видении гибридного обучения, о технической стороне вопроса, о проблемах и решениях для организации гибридного урока. Выступление Александра вызвало дискуссию о том, как обеспечить равный образовательный опыт для всех участников гибридного образовательного мероприятия.

Елизавета Воробчикова, начальник отдела дистанционного обучения ГБОУ ДПО Центр “Профессионал”, магистр педагогики, рассказала об обучении и сопровождении взрослых во время онлайн-обучения, поделилась системой сопровождения, созданной в ГБОУ ДПО Центр “Профессионал”, рассказала о ролях куратора и тьютора.

Наталья Вьюн, методист отдела методологии и перспективной дидактики МГПУ ИСМиТО, магистрант 3 года обучения, программа «Электронные образовательные технологии», представила разработанную в соавторстве с Ингой Тихоновецкой систему поддержки и обучения педагогов в цифровой образовательной среде, показала методические игры, разработанные для обучения педагогов.

Калинников Павел, руководитель учебно-методического центра компании Директ-Медиа, руководитель онлайн-школы Директ-Академия рассказал об организации обучения взрослых в онлайн-школе Директ-Академия.

Закончился первый день конференции в игровой мастерской с конструктором впечатлений и дизайнером игровых педагогических путешествий, директором “Педагогическое конструкторское бюро”, магистром педагогики (программа «Электронные образовательные технологии») Светланой Прутченковой. Играть нужно всем, не только детям и ученикам, но и учителям!

Модератор дня, Анна Ходоровская, магистрант 3 года обучения, программа «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ.

День второй

Второй день открыла Субочева Марина Львовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ, раскрыв тему вовлечения взрослых. Марина Львовна рассказала о профессиональной жизни и научной деятельности кафедры, формальном и неформальном вовлечении, а также раскрыла секреты взаимодействия в коллективе.

Продолжил конференцию преподавательский состав кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ: доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ Субочева Марина Львовна, заместитель по учебной работе, доцент Максимкина Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Вахтомина Елена Афанасьевна, кандидат педагогических наук, доцент Исакова Галина Сергеевна, старший преподаватель Сапего Ирина Павловна, старший преподаватель Латышев Александр Викторович, доцент Макленкова Светлана Юрьевна.

Полилог был посвящен опыту реализации дистанционных образовательных технологий, особенностям взаимодействия в цифровой образовательной среде, преподаванию методики технологии с помощью цифровых инструментов и интеграции предметных областей: технология и информатика.

Ходоровская Анна Леонардовна, магистрант 3 курса направления «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ, дизайнер образовательного опыта (Универститет Альтшу г. Санкт-Петербург), познакомила слушателей с онлайн-досками при реализации такого этапа урока, как рефлексия. Были рассмотрены особенности, преимущества и недостатки популярных цифровых инструментов, которые преподаватели используют для внедрения в образовательный процесс.

Климович Людмила Александровна, начальник отдела менеджмента качества образования БУ ВО “Сургутский государственный университет, обратилась к теме диагностики образовательных сред и рассказала о понятии и типах образовательной среды, параметрах ее экспертизы, границах применения. У участников конференции была возможность проанализировать образовательную среду, сопровождающую их, а также ознакомиться с визуализацией оценки образовательной среды.

Шамшович Валентина Федоровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры “Информационные технологии и прикладная математика” Уфимский государственный нефтяной технический университет ФГБОУ ВО УГНТУ, учитель математики ЧОУ ЦО “Новошкола”, магистр педагогики (программа «Электронные образовательные технологии») поделилась опытом реализации образовательных программ с дистанционных образовательных технологий и обратила внимание на то, что качественный разработанный контент в электронном учебном курсе является помощью для преподавателя. Также Валентина Федоровна затронула тему размещения проверочных работ в системе дистанционного обучения, интеграции заданий, многовариативности билетов, взаимодействию со студентами по учебным вопросам в социальных сетях, которое отражается во взаимной консультации 24/7, а также открытому банку тестовых заданий.

Модератор дня, Виктория Фрей, магистр педагогики, программа «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ.

День третий

Третий день двенадцатой Международной научно-практической конференции «Виртуальная реальность современного образования» VRME-2022 был посвящен вовлечению в обучение.

Участники обсуждали один из самых насущных вопросов современного образования: как сделать учебный процесс увлекательным, вовлекающим, мотивирующим наших учеников.

Первые два мастер-класса сразу же окунули участников и зрителей в увлекательный мир образовательных пространств онлайн-доски getLocus. Это российская разработка, уникальная в своем роде. getLocus является удачным сочетанием онлайн-доски и платформы для проведения видеоконференций.

Магистранты 2 и 3 курсов магистратуры «ЭОТ» ИФТИС МПГУ Татьяна Даценко, Татьяна Майская и Анна Ходоровская показали в подробностях возможности ресурса, продемонстрировали интерфейс, возможности создания и проведения разного типа уроков: лекция, классный час, практическая работа и даже физкультминутка.

Выступление Алексея Лебеденко, магистра педагогики и информационной безопасности было посвящено тому, как вовлечь самых разных учеников в образовательный процесс. Алексей поделился реальными кейсами из своей практики.

Алексей Дьяченко, генеральный директор ООО «Открытые технологии» поделился очень важными приемами автоматизации в среде Moodle. Для учебных организаций, которые работают на этой LMS действительно важно использовать все возможности платформы, чтобы облегчить взаимодействие со студентами, проверку работ, администрирование и другие процессы.

Наших слушателей очень заинтересовало выступление Даниила Кондрушина, который быстро и наглядно рассказал о том, как сделать качественное и вовлекающее видео. Даниил обратил внимание не только на техническую сторону вопроса, но и на сюжет, сценарий, выстраивание света, кадров, показал приемы, как в домашних условиях решить некоторые технические проблемы.

Финалом третьего дня конференции стал уютный вечер “Чаепитие в getLocus”. Тема дня «Вовлечение» и ведущие показали, что с помощью такого инструмента можно не только проводить учебные занятия, но и качественные досуговые онлайн-мероприятия. Гостями вечера стали, конечно же, идейный вдохновитель и организатор Конференции «VRME 2022» – Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, один из создателей онлайн-доски Алексей Журавлёв и магистранты 2 и 3 курсов «ЭОТ» ИФТИС МПГУ. Пространство доски было необычно и интересно оформлено для проведения такого душевного мероприятия. Особое внимание было уделено комфорту участников. Целью было создать ощущения близости и единения гостей приятным осенним вечером. Уютный вечер был посвящён чтению стихотворений, дорогих самим участникам. Ведущие Вечера: Елена Гильдебрант, Валентина Трушлякова – магистранты 2 курса и Татьяна Даценко – магистрант 3 курса подготовили не только основную часть, но также несколько творческих активностей. Вечер прошёл в дружной и родной компании МАГов и наших друзей!

Модератор дня, Анна Ходоровская, магистрант 3 года обучения, программа «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ.

День четвертый

Четвертый день XII конференции «Виртуальная реальность современного образования 2022» (13 октября 2022 года) был посвящен тому, как происходит поддержка и сопровождение педагогов, будущих педагогов, тому, какие практики становятся эффективными в образовательной практике, как учителя и преподаватели читают тексты в самом широком понимании этого слова – от учебника до дополненной реальности.

Первым стало выступление Л.И.Гореловой, старшего  преподавателя кафедры документоведения, истории государства и права ФГБОУ ВО “МИРЭА – РТУ”. Людмила Игоревна изложила основные моменты своего исследования, посвященного профессиональной поддержке педагогов в цифровом сообществе, продемонстрировала, как эта поддержка осуществляется в университете, где она работает. Интересно, что преподаватели ВУЗа учились и учатся пользоваться системой Moodle, консультируются по вопросам ее использования чаще и больше, чем студенты.

Затем в конференцию включился директор ИФТИС МПГУ, директор технопарка ИФТИС – С.В.Лозовенко. Темой его выступления стала деятельность технопарка. Было удивительно интересно смотреть на то, как выглядят современные аудитории-лаборатории, слушать о том, как будущие учителя и педагоги дополнительного образования работают с виртуальной реальностью, в лабораториях в формате дополненной реальности, создают кейсы для школьников на основе тех задач, которые можно решать не только в технопарке, но и в кванториуме ИФТИС. Сергей Владимирович рассказал и о том, что педагоги могут повысить свою квалификация в аудиториях технопарка. И конечно, для всех кто работает в лабораториях и цехах технопарка важна практика проектной деятельности, которая необходима в современной школе.

Следующее выступление было посвящено формирующему оцениванию. О том, что это такое, как оно соотносится с суммативным оцениванием рассказала Т.А. Громова, магистр педагогики, заведующий учебной частью ОАНО «Летово Junior». Вместе с участниками конференции Татьяна Александровна сформулировала проблемы, связанные и оценками и отметками в современной школе – внешняя мотивация, ситуативный интерес, «синдром отличника», неуспешность, субъективность, непрозрачность процесса обучения, несовпадение итоговой отметки с результатами независимой оценки результатов. И затем, разобрав понятие, обозначив принципы формирующего оценивания, предложила пути преодоления этих проблем: уход от традиционной пятибалльной отметки, введение прозрачного мониторинга достижения целей, совместное определение критериев суммативной отметки, понимание и принятие учителем цели формирующей отметки.

В.А.Шитова, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», поделилась с участниками конференции своими впечатлениями от курса, который она вела в первой половине 2022 года, курса для учителей, которые начали работать в этом учебном году по обновленным ФГОС НО и ОО. Виктория Александровна много говорила о том, что учителя зачастую вообще не представляют себе содержания документов, которые должны лежать в основе их педагогической деятельности, что важно донести до каждого педагога то, что изменилось, какие возможности эти изменения предоставляют ему, что педагог может и должен работать, исходя из современных вызовов.

«Должен ли педагог превращаться в швейцарский нож онлайн обучения» – так назвалось выступление эксперт по проблемам дистанционного обучения, президент Союза Профи ДО, Юрия Николаевича Белоножкина. Интереснейший разговор на эту тему стартовал с видео, которое Юрий Николаевич создал с помощью освоенных им программ для съемок в условиях дополненной реальности. Видео получилось интригующим и вызвало много вопросов – о том, насколько оправданы временные затраты для создания подобного видео, нужно ли включать в создание подобных проектов обучающихся, какова роль преподавателя в таком проекте, о том, насколько, как важен язык, на котором говорят все участники процесса обучения. Словом, вопросов, как это часто бывает во время интересного разговора, было больше, чем ответов, самое главное – есть над чем поразмышлять и далее.

Завершение четвертого дня конференции стало по-настоящему искромётным. Молодой, яркий и интересный педагог – учитель начальной школы «Снегири» А.А.Гин поделился с участниками конференции приемами работы с текстом в самом широком смысле этого слова. Он показал, как можно использовать в учебном процессе диафильмы, какие вопросы задавать к любой иллюстрации, как анализировать стихи и литературные произведения. Антон Анатольевич проделал все это настолько живо, легко и с таким увлечением, что участники конференции совершенно забыли о том, что уже вечер, что за плечами рабочий день! Вот что значить вовлечение и увлечение в обучении!

 

Модератор дня, Татьяна Майская, магистрант программы «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ.

День пятый

Пятый день конференции был посвящен успешным практикам. Спикеры с большим увлечением представляли свои темы и делились реальными наработками. Несмотря на то, что базовая часть XXII конференции подходила к концу, общее настроение было позитивное и воодушевленное.

С Ершовым Владимиром Александровичем – Главным редактором Образовательной платформы «Юрайт» мы поговорили об авторском праве в цифровую эпоху. Жизнь сейчас очень быстро меняется и уследить за всеми изменениями и нововведениями в печатных изданиях крайне сложно. В научной сфере многие увлечены развитием науки и её продвижением, при этом не задумываются о юридическом аспекте. Поэтому доклад Владимира Александровича был крайне актуален.

Доклад Элькинда Григория Витальевича, педагога-психолога ОГБПОУ “Смоленский педагогический колледж”, вызвал неподдельный интерес аудитории. Было задано множество вопросов. Григорий Витальевич рассказал не только теоретические аспекты, но и поделился реальным рабочим опытом. С инклюзивным методом работают немногие образовательные учреждения, в данном случае мы увидели пример успешной работы целого колледжа. Нам рассказали о том, как выстроена работа со студентами, как организованы учебные программы и каким образом данная методика помогает студентам с ОВЗ в благоустройстве дальнейшей жизни. Коллеги получили контакты спикера для дальнейшего сотрудничества и обмена опытом.

Самым ярким докладом за день было вступление Тихоновецкой Инги Петровны учителя-методиста ГУО «Средняя школа №111 г. Минска» Республики Беларусь, на тему “Цифровой воркшоп – обучение через сотрудничество”. Инга Петровна поделилась с аудиторией своими наработками и профессиональным опытом. И рассказала, как организовать и провести цифровой воркшоп на примере тех, которые проводила для учителей своей школы и педагогов всего города. В таком формате совместной работы педагоги могут освоить не только теоретические аспекты, но и сразу опробовать их, при необходимости внести корректировки и перенести их в личную практику.

“Онлайн-вечеринка – не просто веселое времяпрепровождение”, – такими словами начала своё вступление Даценко Татьяна Андреевна, магистрант направления ЭОТ ИФТИС МПГУ. С активным переходом на дистант мало внимания уделялось качественной организации досуговой деятельности. Но для полноценного развития и взаимодействия обучающихся, она необходима.

Татьяна Андреевна в своём докладе “Практики освоения цифровых технологий в условия онлайн-вечеринки” уделила особое внимание онлайн-вечеринкам. И рассказала, что представляет из себя данный формат, и как с его помощью можно решать дидактические задачи и осваивать новые инструменты.

Модель стажировочной площадки, созданной на базе общеобразовательной школы, представила Емельянова Юлия Олеговна, учитель английского языка, методист, МБОУ “СОШ№5” г. Колпашево, Томской области. Она подробно описала особенности организации работы стажировочной площадки и её перевода в дистанционный формат. В рамках данного выступления были озвучены сложности, существующие на каждом этапе этого процесса и возможности их преодоления. Юлия Олеговна продемонстрировала разработанный курс, используемые инструменты для работы с аудиторией и образовательные результаты.

Финалом не только пятого дня конференции, но и всей базовой части, стала пленарная сессия. В ней приняли участие главный организатор конференции – Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, д.п.н., доцент, профессор кафедры ТиПО, руководитель магистерской программы “ЭОТ”, заместитель директора по научной работе ИФТИС, эксперт по ЭО и ДОТ, федеральный эксперт НРА, приглашенные гости: Субочева Марина Львовна, д.п.н., заведующий кафедрой технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ, Панюкова Светлана Валерьевна, руководитель Центра информатизации образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, профессор, д.п.н.,, Гордиенко Оксана Викторовна, директор Института развития цифрового образования, доцент, д.п.н.,и модераторы конференции. Участники пленарной сессии обменялись мнениями о проведенной конференции и выслушали доклады гостей. Главная номинация 2022 года и Жираф конференции VRME-2022 “Вместе в будущее” отправились к самому юному участнику – Дмитрию Гильдебранту за взгляд в будущее магистратуры! Участники обсудили планы на будущее и озвучили даты следующей конференции. Будем ждать вас в 2023 году с 9 по 13 октября на нашей интернет-конференции VRME-2023!

Модератор дня, Татьяна Даценко, магистрант 3 года обучения, программа «Электронные образовательные технологии» ИФТИС МПГУ.

Традиционно на заключительном пленарном заседании был вручен приз «VRME 2022», который получает человек за самое яркое изречение о дистанционном обучении. В этом году его получил Дмитрий Гильдебрант пяти с половиной лет за искреннее стремление учиться в нашей магистратуре через 17 лет (школа + вуз), что вселяет уверенность в будущем нашей магистратуры.

Желающие имеют возможность опубликовать материалы в сборнике материалов «VRME 2022», а также получить Сертификат, выполнив ряд условий (информация на лендинге).

Вся информация здесь: http://vrme-2022.tilda.ws

Материалы конференции доступны по ссылкам на лендинге.

Лозовенко Сергей Владимирович, к.п.н., директор ИФТИС

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, д.п.н., заместитель директора ИФТИС по науке

Субочева Марина Львовна, д.п.н., заведующая кафедрой ТиПО ИФТИС

25 / 10 / 2022

Показать обсуждение