Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Международный центр педагогического образования подвел первые итоги своей работы

Тест-22

Реализуя задачу формирования общего информационного ресурса вузов, входящих в Общественный совет МПГУ, Центр собрал навигаторы сайтов университетов – участников. Подготовлены мониторинги их содержания по ряду направлений,  проведена серия вебинаров, направленных на поддержку идеи формирования общего образовательного пространства и профессионального сближения вузов СНГ.

Открывая заключительный в этом году вебинар, модератор встречи, директор МЦПО С.А. Засорин отметил, что темой июньского мониторинга Центра стала рубрика Информационного навигатора: «Доступные библиотечные фонды».

Вебинар, посвященный работе университетских библиотек, стал логическим продолжением цикла встреч, на которых последовательно анализировалась информация о научной работе, научных школах, университетских научно-практических конференциях и форумах, периодических научных изданиях университетов.

Мониторинг представила ведущий специалист МЦПО, кандидат философских наук Ирина Евгеньевна Ханова.

Анализ валидности предоставленных ссылок и содержания тематических разделов, представленных на сайтах университетов, позволил провести оценку соответствия выполненной работы поставленным Центром задачам. Так, согласно результатам мониторинга, каждый из вузов-участников обладает интерактивными базами данных, позволяющими пользователям получить доступ к широкому спектру научной и публицистической литературы в зависимости от заявленных критериев. Это, прежде всего, печатные и электронные учебники, пособия, периодические издания. Фонды библиотек представляет собой уникальную коллекцию трудов, в том числе, ученых, представляющих вуз. Помимо собственных, обеспечивают читателей прямыми ссылками на ключевые сторонние ресурсы, актуальные для обучающихся и сотрудников.

Как показал мониторинг, каждый из университетов-участников обладает уникальным набором издаваемой научной литературы, в большинстве своем издания индексируемы в национальных и в международных базах данных.  У каждого издания есть своя страница на сайте университета или отдельный сайт. Среди изданий и печатные, и электронные журналы, в том числе, на иностранных языках, что позволяет расширить палитру обсуждаемой научной проблематики, открывает перспективы для совместных исследований. Большинство изданий публикуют научные статьи или обширные аннотации на русском языке.

По мнению авторов анализа, диалог вузовских библиотек – это еще один компонент пространства профессионального и человеческого взаимопонимания, а обширный выбор изданий, доступ к которым обеспечивает Информационный навигатор МЦПО, способствует продвижению миссии Международного центра педагогического образования МПГУ по сотрудничеству и взаимопомощи между странами СНГ в вопросах формирования единого информационного пространства как педагогического, так и общего образования.

Одной из особенностей педагогического образования является необходимость формирования будущего учителя профессионалом, обладающим как фундаментальными научными навыками, соответствующими его профилю обучения, так и общекультурными знаниями, эрудированного, современного, готового к постоянному самообразованию.

“Библиотека – сердце университета” – так был назван доклад о работе Университетской библиотеки МПГУ, представленный её директором Ириной Вячеславовной Лихановой. Очевидно, что речь шла не только  и не столько об оснащенности и цифровизации библиотечных фондов, сколько о роли и возможностях библиотеки педагогического университета в решении задачи обучения и воспитания, формирования и развития личности будущих педагогов через участие в образовательных и литературно-просветительские проектах, в интеллектуальных викторинах, квестах, акциях, таких как: «Читаем Пушкина вместе», «Хроники Великой Отечественной войны», – ставшими уже традиционными и шагнувшими далеко за пределы нашего университета.

Замечательно то, что библиотека способна быть просветительским центром не только в университете, но и в регионе, как объект социально-культурного развития общества, в том числе через   литературно-просветительские проекты, к участию в которых привлекаются школьники и дошкольники.

Такой опыт есть у библиотеки МПГУ, речь идет, в частности о проекте «Знакомим с историей книги», который существует с 2019 года. Библиотека выступает в нем и как музей книги, знакомя читателей с раритетными изданиями, и как творческая литературная мастерская. Возможно, вовлекая в «зону притяжения» Университета школьников и совсем юных читателей, библиотека решает и профориентационную задачу – поиск будущих абитуриентов.

Являясь современной цифровой средой, библиотека обеспечена всеми необходимыми ресурсами для организации беспрепятственного доступа к основным фондам. Постоянно совершенствуется система обеспечения и сопровождения учебного процесса. Помимо всего библиотека это еще и территория общения, место встреч читательских и литературных клубов.  Сотрудниками библиотеки успешно реализуются современные цифровые возможности, включая социальные сети, которые активно используются, как основные средства популяризации собственной деятельности, так и коммуникации.

Одна из задач МЦПО – знакомство с опытом работы  по популяризации научных школ и ведущих направлений научно – исследовательской деятельности университетов, членов Общественного совета.

Елена Геннадьевна Дорошенко, кандидат педагогических наук, доцент, специалист отдела научной работы и грантовой деятельности Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева познакомила участников вебинара с опытом реализации программы «Стажер-исследователь КГПУ им. В.П.Астафьева». Проект, существует с 2019 года и позволяет обучающимся принять участие в научно-исследовательской деятельности по актуальным для университета направлениям. Участие в проекте добровольное, а по итогам прохождения программы каждый стажёр получает сертификат, который в свою очередь может быть рассмотрен при подаче заявления на повышенную академическую стипендию и при поступлении в магистратуру.

Авторами проекта виделось, что в долгосрочной перспективе он послужит механизмом формирования открытого научного сообщества студентов. Именно поэтому программа представляет собой не конкурс научных работ, а ее участники проходят через процедуру сертификации.  В качестве стажировочных площадок в рамках проекта используются, школы, лицеи, детские сады и профильные образовательные центры.

За три года существования программы «Стажер-исследователь КГПУ им. В.П. Астафьева» среди 124 студентов, прошедших сертификацию авторы 50 новых научных публикаций, участники 5 исследовательских грантов.

С приветственным словом выступила С.А. Кочетова, доктор филологических наук, профессор, ректор Горловского института иностранных языков. Светлана Александровна отметила, что ГИИЯ на протяжении долгого времени устанавливал тесные связи с МПГУ и выразила надежду на продолжение академического партнёрства.

Мариам Мкртичевна Испирян, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-научной работе Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна, выразила живой интерес к работе вебинара и пригласила коллег к участию в международной конференции “Проблемы высшего педагогического образования и перспективы развития”, которая пройдет в декабре 2022 года и будет посвящена 100-летию АГПУ им. Х. Абовяна.

Баранова Ольга Викторовна, ассистент кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении Института филологии МПГУ, представила Межвузовскую научную конференцию молодых ученых: «Русский язык как иностранный: перспективы научных исследований».

Завершая вебинар, С.А. Засорин поблагодарил собравшихся представителей за участие в работе и анонсировал следующую встречу, которая состоится 22 сентября.

 

05 / 07 / 2022

Показать обсуждение