Навигация по сайту

Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!

Интервью

Накануне Дня учителя «главная учительница страны» дала «КП» первое развернутое интервью в новой должности.

– Ольга Юрьевна, честно говоря, мы шли на встречу с вами с опасением. За тот месяц, что вы работаете министром, о вас сложился образ человека жесткого, не прощающего ошибок, этакой строгой учительницы. Идешь и думаешь, а вдруг неправильный вопрос задашь, и тебе за него поставят двойку…

– Да, хороший вопрос. Про прощение и ошибки… – задумывается на несколько секунд Васильева и отвечает мягким, спокойным голосом так, что напряжение первых минут знакомства быстро улетучивается. – Более всего на свете в людях я ценю порядочность. Если человек непорядочен, я не буду иметь с ним дело. Я не буду работать с людьми, у которых нет понимания, что хорошо, что плохо, что можно, а чего не стоит делать. Человеку свойственно ошибаться. Если я чувствую, что он раскаивается, осознает, что сделал – я прощаю. Но если нет… Очень не люблю в отношениях между людьми, как профессиональных, так и человеческих, то, что называется “размазанные полутона”.

– А свои ошибки признаете?

– Признаю. Я могу извиниться при большом количестве людей.

– И как руководитель перед подчиненными?

– Да, я извиняюсь. Извиняюсь искренне, и мне становится легче, потому что при этом происходит внутреннее очищение. Я страдаю, как любой человек, от того, что делаю вещи неправильные. Но понимание этого приходит с возрастом. В молодости ничего подобного не может быть, в это время человек максималист, ему кажется, что он прав во всем, только его не понимают.

– Вы пришли в министерство и практически сразу начали принимать достаточно жесткие решения…

– Вы по поводу увольнений спрашиваете? Могу сказать одно. Я против коллективной ответственности. Долю ответственности и меру причиненного зла и ущерба вы должны делить сами с собой, а не с людьми, которых вы принуждали или заставляли это делать.

Справка «КП». В первую неделю работы в Минобрнауки Васильева приняла отставки у нескольких заместителей министра и руководителей департаментов, уволила сотрудника министерства, который готовил документы, запрещающие диссертацию считать плагиатом, пока нет решения суда. Такой порядок, конечно же, осложнял бы борьбу с фальшивыми учеными.

– И сразу создали департамент, которого в министерстве никогда не было, этакую службу финансовой безопасности…

– Департамент контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений. Минобрнауки подведомственны больше четырехсот организаций, прежде всего вузы и у них немаленькие бюджеты. Кроме того, мы сами заключаем госконтракты. Нужны специалисты по контролю за распределением финансов.

А еще департамент будет следить, чтобы чиновники добросовестно выполняли свои обязанности, чтобы не было конфликта интересов, злоупотреблений…

– Причем, в отличие от других департаментов, этот подчиняется непосредственно вам…

– Да. И в нем, если вам интересно это знать, будет тридцать сотрудников.

Про зарплаты учителей

– Еще по поводу жесткости. Недавно на совещании с региональными министрами образования вы пообещали жестко контролировать выплату зарплат учителям. А каким образом? Региональные власти министру образования не подчиняются…

– Происходит все очень просто. Регион спускает деньги муниципалитету, который полностью отвечает за школу, потому что является ее учредителем. Почему они не всегда доходят до учителя? Нужен контроль за доведением денег до каждой школы.

Другая важная вещь – прозрачность начисления зарплаты.

– Вы имеете в виду распределение стимулирующей ее части?

– Конечно. И тут мы снова возвращаемся к порядочности и личной ответственности. Ты не должен сводить счеты, ты не должен поддерживать приближенных, ты должен правильно учитывать и суммировать всё лучшее, ты должен исходить из принципа социального равенства, который в любом коллективе, особенно педагогическом, обязан быть. Но я знаю, что так деньги администрацией распределяются не всегда. И здесь тоже следует наводить порядок, полумеры не пройдут.

Справка «КП». По нынешней системе финансирования зарплата учителя складывается из двух частей – базовой и стимулирующей. Для определения размера стимулирующей каждый регион придумывал свои критерии. Но, в конце концов, сколько и кому платить, решает директор. А в последнее время в некоторых школах вообще перестали платить стимулирующую часть, считая ее необязательной. Васильева считает, что соотношение базовой и стимулирующей частей должно быть 70 на 30 и критерии выплаты последней должны быть единые и прозрачные.

– То есть, вы считаете, что регионы полностью обеспечены деньгами, чтобы выплачивать учителям зарплату среднюю по экономике региона?

– Вы неправильно ставите вопрос, – все-таки дождались мы такого замечания. – Правительство Российской Федерации делает все для того, чтобы регионы обеспечивали такую зарплату. Это выполнение майских указов Президента.

– Нам в «КП» учителя жалуются, что зарплату в 20-30 тысяч рублей они получают благодаря тому, что берут две, а то и две с половиной ставки, плюс еще классное руководство. Учителей берут на измор. Как будем разгружать?

– Вы об учительской нагрузке?

– Да. Получается, что, если учитель будет брать только одну ставку, придется приглашать еще одного учителя. Штат увеличится, зарплата, и без того невысокая, упадет… Мы смотрели данные – есть учителя, у которых и 35 часов в неделю, и 40… Попробуй проведи 8 уроков каждый день…

– Знаете, 35, 45 часов в неделю – это реально единичные случаи. Мы в министерстве ведем статистику, знаем ситуацию.

Справка «КП». Сегодня ставка учителя – 18 часов в неделю. То есть он должен проводить чуть меньше четырех уроков каждый день.

– То есть, массовой переработки учителей, на ваш взгляд, нет?

– Сейчас в среднем по стране 1,3 ставки. В 70-х годах, когда я начинала работать, у нас тоже практически у всех было по полторы ставки. Может, из-за того, что были молоды, мне не казалось это катастрофой.

– Но вы же сами недавно говорили о том, что нужно установить максимальный предел нагрузки учителя…

– Да. Мы сейчас вместе с профсоюзами разрабатываем проект примерных положений по оплате труда работникам образования. Будет введен верхний предельный уровень нагрузки.

– То есть свалить на учителя 40 часов в неделю уже нельзя будет?

– Нет, конечно. Хотя, не исключаю, что кто-то из учителей захочет составить дополнительный договор о том, что готов взять на себя такую работу.

– Добровольно?

– Конечно.

– Кстати, тут прошла интересная информация – Минобрнауки собирается снять документальный фильм, популяризирующий профессию учителя. Причем, за очень мизерный бюджет – 3 млн рублей…

– Да, мы хотим снять тридцатиминутный фильм, и цена за такую работу вполне обоснованная. Если бы речь шла о художественном кино для массового кинопроката, то, безусловно, его стоимость могла бы доходить до сотен миллионов рублей.

Мы хотим в фильме раскрыть особенности профессий учитель и воспитатель. Показать, что это не просто профессии в привычном понимании, это еще – служение и особая просветительская миссия.

Про «звездную науку» и религию

– Вот у вас на столе лежит учебник астрономии…

– Я специально к вашему приходу положила, как вы понимаете… Недавно написали – как она собирается этот предмет вводить? Учебников нет, часов в программе – нет, того нет, сего нет. А вот он – учебник. Авторы – Воронцов-Вельяминов и Страут. Базовый уровень. Учебник рассчитан на 11-й класс. Учитель физики готов к тому, чтобы читать астрономию.

Где взять один час на этот предмет? Отвечу. У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу – один в 10-м классе, другой час – в 11-м. Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно, но на таком уровне, чтобы и он был рабочим по окончании школы.

Да, дети сейчас в школе, действительно, катастрофически перегружены. Большое количество предметов, которое нужно пройти, осознать, воспринять. Но на астрономию один час есть!

– Когда вас назначили министром и люди стали копаться в вашей биографии, многие предполагали, что первым делом вы увеличите количество часов по основам православной культуры, а не займетесь астрономией…

– Основы религиозных культур и светской этики – предмет культурологический. Задача этого предмета – укрепить нравственные основы личности.

– Вас не настораживает, что в мусульманских регионах выбирают модуль про исламскую культуру, а центральной России – про православие. Не получается ли так, что этот предмет не объединяет, а разъединяет страну?

– Не так. В Татарстане большая часть выбирает мировую религию и основы светской этики. Религиозное обучение проходит в медресе. Так же делают и многие кавказские республики. Предмет построен так, что любой модуль начинается с того, что Россия – наша общая родина, многоконфессиональная и многонациональная, про нравственные ценности, любовь и уважение к отечеству. А затем – про ислам в истории России, про основы этой религии. Это правильная подача материала. В условиях наступления салафизма нам важно показать роль традиционного ислама, это и есть противодействие радикальным исламистским течениям.

– Вы считаете, что одной четверти в четвертом классе и одной четверти в пятом классе достаточно на этот предмет?

– Этот предмет, так же, как и многие другие, проходит очень длинную жизнь. Я думаю, что это будет обсуждаться, будет наверняка увеличиваться, продвигаться дальше. Уверена, что и учебники будут улучшаться. Важно развивать культурологическую направленность этого предмета. Вам любой теолог-религиовед скажет, что этот предмет не направлен на религиозное образование.

У людей, особенно у маленьких людей, должно быть много урочного и внеурочного времени, связанного с нравственными понятиями. С ними нужно доходчивым и доступным языком говорить о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, о том, чем ты можешь помочь другим.

Почему-то моя фраза о том, что детям хорошо бы самим убираться в своем классе, вызвала какую-то странную реакцию. Хотя во многих школах это и сейчас в порядке вещей. Вот вы же тоже наверняка мечтаете, чтобы ваш ребенок был приучен к элементарным вещам. Так или нет?

Про мытье полов

– Ну, наверное, навык правильно держать швабру в руках – это не совсем то, чего ожидают от школы. Другое дело – научить что-то руками делать.

– …И столярному, и токарному делу, потому что растет мальчик. А мама девочки сказала бы – хорошо бы кулинарии научить… Возникает вопрос – почему мы тогда друг другу должны в общественном пространстве говорить неправду? Вы же ребенка хотите подготовить к сложной взрослой жизни? А у нас такие слова, как швабра, молоток, рубанок, даже из обихода уходят, понимаете? А где же профориентация?

Про литературу

– Говорят, вы сторонник так называемого «золотого канона» русской литературы…

– Ну, это не мой термин, его мне приписывают…

– Не в этом дело. Даже в советское время далеко не все осваивали программу по литературе. Думаю, тех, кто прочел все четыре тома «Войны и мира» было очень немного. Сейчас – еще меньше. Задача школы, по-моему, приохотить детей к чтению, а не бить им по голове томами классики…

– Прививать интерес к чтению сложно. Меня научили читать в три года. А в шесть неполных лет я уже училась в школе. Не сказать, что я в этом возрасте рвалась читать. Но вот волшебная сила слова – у нас в школу после уроков приходила девочка Оля, которая была вожатой. Оля нам начала читать вслух, очень здорово, красиво, по ролям «Тимур и его команда». А потом на каком-то интересном моменте она прекратила читать. Я пришла домой и говорю – мама, пожалуйста, дай мне Гайдара, я хочу его прочитать. Папа поехал и купил двухтомник. Потом я с упоением читала сказки. Прочла все возможные издания русских сказок и сказок народов мира.

Я так же и своих детей учила – начинаю читать Андерсена, а потом прекращаю… Сейчас нужно развивать всероссийскую программу чтения. Есть у нас такие замечательные руководители регионов, которые осуществляют программу «Читающая мама – читающая страна».

– Так все-таки, про школьную программу литературы…

– Неплохая программа. Я смотрела учебники для младшей школы – есть очень неплохо подобранные тексты. Нас с вами в школе каким-то образом смогли все-таки приучить к литературе, а может, и принудить… Вообще, принуждение в обучении вещь достаточно, как известно, используемая. Но результат-то есть – мы с вами хотя бы прикоснулись к тому, что человечество накопило за всю свою историю…

Я знаю многих людей, своих друзей, которые, когда в душе сомнения, читают Бунина. Я читаю Чехова, когда мне плохо. Когда мне хочется яркого языка, я читаю Куприна, Бабеля. Мы эту «прививку» получили. А почему нынешние поколения должны этого лишиться?

У меня была совершенно странная встреча… На одном из молодежных форумов я читала аспирантам лекцию по исторической тематике. А после лекции ко мне подходит девочка и говорит – большое вам спасибо за красивый русский язык. Я опешила. Мы должны все говорить красиво на своём родном языке.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Не вундеркинд, но школу закончила в четырнадцать лет

– Вот вы сказали, что «я своим детям читала»… Сколько их у вас? Практически ничего не известно о вашей семье…

– У меня большая абсолютно патриархальная семья. Я счастливый человек, у меня есть пожилые папа и мама, которые сыграли главную роль в моей жизни. У меня есть дети, есть муж, все, как у каждого человека. Но я убеждена, что моя работа никак не связана с жизнью моих домашних. У меня же есть право на какое-то личное пространство? Я хочу, чтобы мои близкие жили спокойно и их уклад не менялся из-за того, что я стала министром…

– Хорошо. Тогда объясните, каким образом вы в школу поступили в 5 лет, а в 14 закончили. Вы вундеркинд?

– Нет. Болела моя младшая сестра, маме было сложно и меня в сад водить, и с ней сидеть. И меня отправили в школу, тем более, что писать и читать я умела. Да и моя первая учительница жила от нас недалеко.

Но я тоже часто болела, у меня были постоянные ангины. Я сидела дома, много читала. А в третьем классе мне гланды все-таки удалили, и я, поскольку была очень активным ребенком, выстраиваю гениальный план. Я говорю папе – а он был главным человеком для меня – что вот я такая бедная, несчастная, операцию пережила, мне надо хорошо отдохнуть. Я предлагаю сдать экзамены на четвертый класс и уехать на год отдыхать к любимой бабушке – она жила на юге, в Георгиевске, это под Пятигорском… Папа говорит – хорошо, сдавай. Я сдаю в РОНО эти самые экзамены, еду на лето к бабушке. А потом наступает осень, и папа мне объясняет, что надо в школу идти, не принято у нас гулять годами. Таким образом я оказываюсь в пятом классе. И я моложе в нем всех на два с половиной года.

– Тогда понятно…

– Да. Школу-то я закончила, но 14,5 лет это все-таки совсем юный возраст, и у меня в голове вообще не было понимания, кем я хочу стать. И мы с моим мудрым папой, учитывая, что пела, танцевала и музицировала, принимаем очень правильное решение. И я иду получать музыкальное образование, учусь на дирижера-хормейстера. Я неплохо и с большим энтузиазмом занималась пением, танцами…

Но уже годам к 18 я поняла, что хочу быть историком. Подросла, повзрослела. Свою первую научную работу я написала по истории церкви в годы Великой Отечественной войны, и так вышло, что я стала заниматься церковью, хотя хотела заниматься голодом 1933 года. Писала я работу в Академии наук, куда поступила по конкурсу в аспирантуру. И я этим, правда, очень горжусь – это была такая внутренняя победа.

А совсем взрослым человеком в 42-43 года, будучи доктором наук, завкафедрой, я поняла, что мне не хватает знания в области международных отношений.

Я до этого написала докторскую, она была посвящена внешней политике и церкви в послевоенные десятилетия. И я поступила в дипакадемию, где честно отучилась по вечерам.

Я вообще люблю учиться.

– Нормальная карьера пытливого ученого. Как-то в нее не вписывается нынешнее министерское кресло…

– А вы откройте на гаджете одного из моих любимых поэтов – Беранже,великого поэта Франции, хотя он всю жизнь был привратником в Сорбонне, – покосилась министр на лежащий на столе смартфон. – У него есть потрясающее стихотворение, под названием «Моим друзьям, которые стали министрами». Оно длинное.

– Да, я помню его…

– А рефрен помните – «Так хорошо на свете быть никем…»? Его смысл во внутренней свободе… Если бы у меня сейчас была возможность, наверное, я бы сидела дома и писала книги на исторические темы. Но получилось так, как получилось. Я считаю, что в жизни ничего не бывает случайным. Что-то, наверное, я смогу на этом посту сделать. Или попытаюсь сделать. Я имею за плечами определенный опыт и знания, взгляды, которые сформировали меня как человека.

Я считаю, что если ты делаешь дело правильное и нужное, то оно будет получаться.

– Но постоянные перелеты, встречи. Вот мы с вами беседуем, а уже девять вечера. И в приемной вас еще ждут люди…

– Я чувствую поддержку людей – внутреннюю, духовную поддержку. У меня есть вера. И большое спасибо всем, кто понимает и разделяет мои взгляды.

Поздравление министра Ольги Васильевой в День учителя:

– В день профессионального праздника, уже давно и справедливо ставшего общенациональным, хочется пожелать всем тем, кто несёт высокое звание учителя, терпения, гордости за своих учеников, здоровья и благополучия! Уверена, что полный самоотдачи учительский труд непременно отзовётся благодарностью в сердцах ваших учеников.

Досье «КП»

Ольга Юрьевна Васильева родилась в 1960 году в Бугульме (ТатарскаяАССР), куда ее родители приехали по распределению. В 1979 году окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. Работала учителем пения в Москве в школах № 578 и № 91.

В 1987 году окончила исторический факультет Московского государственного заочного педагогического института (вечернее отделение). В этом же году поступила в аспирантуру Института истории Академии наук СССР. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны».

В 1999 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.».

В 2002 году стала руководителем Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН.

В 2007 году окончила Дипломатическую академию МИД России по специальности «Международные отношения».

В начале 2013 года заняла должность заместителя начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.

19 августа 2016 года назначена министром образования и науки.

ВОПРОС ДНЯ

Какие еще реформы нужны в образовании?

Ирина СИРОТКИНА, учитель начальных классов:

– Сократить работу с документами для учителей. Надо ввести должность секретаря-помощника – один человек на школу. А учителям дать больше времени для подготовки к обучению и развитию детей. И оставить либо электронный, либо бумажный журнал. Заполнять оба – катастрофа!

Леонид ЗВАВИЧ, учитель математики:

– Разумные. Требуется тщательно продумывать каждое нововведение. Не принимать сгоряча. Бесконечное количество изменений расхолаживает. Есть ЕГЭ, от него много пользы, но его нужно усовершенствовать, сделать упор на этом. Сейчас планируют ввести астрономию. Но по этому предмету нет преподавателей! Детей будут учить либо физики, либо географы, а в худшем случае – математики.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

– Любую реформу можно проводить как лечение, когда поставлен диагноз. Как я понимаю, нынешний министр образования этот диагноз и пытается поставить. И пока все шаги, которые она делает, кажутся убедительными.

Николай СТАРИКОВ, публицист:

– Нужно прекращение всех реформ. Если в результате изменений теряется качество преподавания, значит, они идут не в ту сторону. Стоит вернуться к советской системе.

Юрий ПОЧТА, заведующий кафедрой сравнительной политологии РУДН:

– Новый министр проводит национализацию образования. Она обращается к традициям Советского Союза, не отказываясь при этом от рецептовЗапада. До этого шла ориентация на полное западное заимствование. Мы взяли болонскую систему высшего образования, к ней приспособили обучение в школе. В западных странах свое внутреннее устройство, у нас оно отличается. Теперь нужно эти элементы грамотно совместить, учитывая культурные особенности.

Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:

– Начать с ценностных ориентиров. Если общество решит, что мы в школах готовим потребителей, то можно ничего не делать. Ведь для таких людей важен упор, например, на детские конкурсы красоты. Но если мы создаем идеологию образования, то не будет вопросов, нужно читать Священное Писание или нет. Для любого образованного человека это необходимо.

Дмитрий ЧУГУНОВ, член Общественной палаты РФ:

– Следует убрать систему ЕГЭ. Это вызывает огромное напряжение у школьников. Их затачивают под выполнение однотипных заданий, потом проверяют металлоискателями. Только собак и смотровых вышек не хватает. С этим нужно что-то делать.

Илья, читатель сайта KP.RU:

– Разберитесь сначала с учительской зарплатой. Нужно, чтобы преподаватель ни в чем не нуждался.

Информация с сайта Комсомольская правда

05 / 10 / 2016

Показать обсуждение




Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Журнал ректора
05 / 03 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков на канале "Спас" в программе Бориса Костенко "Вечность и время. Миссия учителя".

Интервью с абитуриентом
Новости МПГУ
Интервью с абитуриентом
28 / 08 / 2018

Закончилась пора волнений, и многие абитуриенты уже заняли свои места в приказах о зачислении. О первых впечатлениях, поступлении и серьёзном выборе рассказала Елена Брит, первокурсница Института социально-гуманитарного образования обучающаяся по...

Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
Новости МПГУ
Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
27 / 08 / 2018

Каждый абитуриент хочет узнать больше об университете и институте, в который он подаёт документы. Мечтает понять, как всё устроено, и что его ждёт в дальнейшем. На самые популярные вопросы, которые...

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
25 / 08 / 2018

  Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ готовит различных специалистов в области педагогики и психологии. О направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году и особенностях обучения рассказала Декан факультета дошкольной педагогики...

Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
24 / 08 / 2018

В основе мечтаний каждого человека лежит неотъемлемое желание помочь другим людям. Татьяна Александровна Соловьева, Директор Института детства, кандидат педагогических наук, рассказала о мечте своей юности.

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
21 / 08 / 2018

Сегодня многие абитуриенты мечтают стать журналистами, педагогами, психологами. Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Парамонова Маргарита Юрьевна поделились своими студенческими мечтами.

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
Новости МПГУ
Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
20 / 08 / 2018

Студенты МПГУ продолжают делиться историями из опыта своей вожатской деятельности. Зинаида Федорова, студентка 3 курса факультета начального образования МПГУ, рассказала сотруднику ФКЦ Анне Савенок о своих впечатлениях о работе вожатой.

Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
14 / 08 / 2018

На протяжении всей жизни человек постоянно мечтает, строит планы. Не всегда все осуществляется с первого раза, в таких случаях необходимо набраться терпения и приложить немало усилий. Директор Института истории и...

Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
Новости МПГУ
Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
25 / 07 / 2018

О целях и задачах деятельности университета, особенностях российского образования и современных студентах рассказал проректор по развитию, доцент, кандидат исторических наук Василий Вячеславович Страхов.

Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
17 / 07 / 2018

По каким направлениям готовит Факультет педагогики и психологии? В каких отраслях могут работать ваши выпускники?...

В МПГУ 11000-ый абитуриент
Новости МПГУ
В МПГУ 11000-ый абитуриент
12 / 07 / 2018

В Московский педагогический государственный университет ежегодно приходят тысячи абитуриентов. Не даром вуз называют «первый педагогический» - сегодня большинство выпускников поступают именно на педагогические направления.

Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
Новости МПГУ
Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
27 / 02 / 2018

28 февраля у известного ученого, педагога, дефектолога Софии Давыдовны Забрамной юбилей. За 55 лет трудовой деятельности в нашем университете София Давыдовна прошла все ступени профессионального роста (от ассистента кафедры олигофренопедагогики...

Институт иностранных языков МПГУ  расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
Новости МПГУ
Институт иностранных языков МПГУ расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
19 / 02 / 2018

2017-2018 учебный год в Институте иностранных языков  МПГУ был ознаменован  традиционно большим набором и высоким конкурсом на престижные бакалаврские и магистерские программы. Программа «Теория и практика перевода»,в числе российских и...

58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
Новости Дирекции креативных программ
58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
06 / 11 / 2017

27-30 октября командир СПО «YO-вожатый» Калинина Валерия в составе делегации Московского отделения РСО приняла участие в 58-ом Всероссийском слёте студенческих отрядов.

Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Журнал ректора
03 / 11 / 2017

Накануне юбилея МПГУ, ректор доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексеей Лубков дал интервью "Учительской газете".

Воспитание творца
Статьи, выступления, интервью
Воспитание творца
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

В канун 145-летия Московского педагогического государственного университета руководитель проектов "Завтра.ру" и "День.тв" Андрей Фефелов беседует с ректором МПГУ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Алексеем Лубковым.

Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
Институт физики, технологии и информационных систем (новости)
Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
24 / 10 / 2017

К 145-летию нашего университета пресс-служба МПГУ взяла интервью у ряда ведущих профессоров. Одним из первых опубликовано интервью с директором Института физики, технологии и информационных систем профессором Дмитрием Исаевым.

Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Интервью
Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Журнал ректора
12 / 09 / 2017

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
30 / 08 / 2017

В Литературной газете опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова об итогах набора 2017 года.

Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
Институт истории и политики (новости)
Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
29 / 08 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью с советником ректора МПГУ историком Е.Ю. Спицыным, посвященное предыстории возникновения Второй мировой войны.

В ИСГО поступают лучшие!
Новости МПГУ
В ИСГО поступают лучшие!
01 / 08 / 2017

Студенткой направления Педагогическое образование с профилями «Обществознание и Основы мировых религий и светской этики» стала Мария Нелюбина, победитель Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры».

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимирович Лубкова, посвященное последним инициативам министра образования О.Ю. Васильевой.

Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
Новости МПГУ
Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
16 / 06 / 2017

Ответственный секретарь Приемной комиссии МПГУ рассказала об изменениях правил приема в 2017 году, о новых программах подготовки и о причинах роста интереса поступающих к Московскому педагогическому государственному университету.

Из подопечных – в волонтеры!
Интервью
Из подопечных – в волонтеры!
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

О развитии движения в спецшколе.

Борьба за любовь
Интервью
Борьба за любовь
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

Психологическая помощь семье ребенка с нарушениями развития.

Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Интервью
Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Наши выпускники
12 / 04 / 2017

В этом году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя), которое будет продолжаться до конца 2019 года. Каждый этап, наверное, принесет изменения в жизнь дошкольных образовательных организаций. Педагоги очень заинтересованы в обсуждении ключевых вопросов профессионального стандарта, каким образом он повлияет на их жизнь.

Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
Наука
Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
23 / 03 / 2017

Заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Мария Александровна Буданова рассказала в интервью о возможностях обучения на кафедре.

Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
20 / 02 / 2017

Доброго времени суток, дорогой читатель! Никогда не задумывался о том, каково это учиться за границей? Хочешь узнать о том, что чувствуют иностранные студенты, когда приезжают в Россию получать знания? Тогда...

Великий разлом
Статьи, выступления, интервью
Великий разлом
06 / 02 / 2017

Неверно рассуждать о революции 1917 года как о «конце истории», считает ректор Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей ЛУБКОВ.

Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
Интервью
Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
20 / 01 / 2017

"Учитель – ключевая фигура всех процессов изменения в педагогике. Без его одобрения не было поступательного движения реформ, без его заинтересованного участия невозможно проводить мероприятия сегодня..."

Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Интервью
Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Наши выпускники
10 / 01 / 2017

Про то, какие книги должны формировать человека, я высказался в форме школьного учебника по литературе с 5-го по 9-й класс, который мы делали вместе с Татьяной Смирновой в течение последних 7 лет. Он только что вышел тиражом десять экземпляров – для экспертизы, так как пойдет ли он в школу, мы еще не знаем. Там все правильно, там те книги, которые должны личность формировать.

Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
21 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» мы познакомим тебя с последним на этот год интервью, где ты узнаешь составляющие успеха студентки 3 курса направления Культурология, профсоюзного лидера обучающихся ИСГО, руководителя Оформительского сектора Маргариты Поповой.

Алексей Лубков: С чувством ответственности…
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: С чувством ответственности…
12 / 12 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков дал интервью газете "Педагогический университет".

Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
09 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» речь пойдет о Екатерине Подгорновой - руководителе спортивного сектора. Именно она организовывает и поддерживает работоспособность и жизнь сектора, устраивает различные мероприятия и следит за их проведением в стенах нашего института. Именно она своими усилиями заинтересовывает и привлекает людей к спорту, помогая зарядится энергией и драйвом, который все испытывают не только наблюдая, но и участвуя в различных спортивных мероприятиях.

Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
05 / 12 / 2016

Многим, возможно, всегда было интересно побольше узнать о своих преподавателях, хотелось познакомиться с их интересами или хобби. Вдруг, всеми уважаемый седой профессор слушает тяжелый рок? А может быть, любимым увлечением кандидата наук является вышивание крестиком? Всё это и другие интересные факты о наших уважаемых преподавателях мы попытаемся узнать в рубрике "Интервью с преподавателем".

Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Интервью
Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Наши выпускники
01 / 12 / 2016

Лев Рубинштейн — о подростках, литературе и патриотизме.

Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Интервью
Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Наши выпускники
29 / 11 / 2016

Большинство из пишущих сегодня о Фиделе Кастро знают о нем по книгам и СМИ. Мы же решили поговорить с человеком, лично встречавшимся с команданте. Впечатлениями о лидере кубинской революции с читателями «Правмира» поделился историк, публицист, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио. Именно он выступил переводчиком во время последней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Фиделем Кастро.

Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Интервью
Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Наши выпускники
07 / 11 / 2016

Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен, заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по всем основным предметам. Опыт унифицированного подхода к изучению истории в школе министр считает удачным...

Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
Интервью
Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
22 / 10 / 2016

В истории российских медиа - знаковое событие: впервые один из эфирных телеканалов объявил о том, что вскоре полностью уйдет в Сеть и станет "интернетовидением". Об этом - интервью с известным медиа-экспертом, зав. кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Анастасией Фольц.

Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Наши выпускники
01 / 10 / 2016

Первая мировая война, столетие начала которой исполнилось в текущем году, стала не только мощным потрясением для Российского государства и общества, но и моментом истины для самых разных политических сил огромной и многонациональной страны. Поскольку сегодня, как и в начале ХХ века, Россия стоит на пороге серьёзнейших испытаний, исторический опыт приобретает особую актуальность. Например, важно проанализировать то, как вели себя в годы войны либералы-западники, взаимоотношения которых с действующей властью никогда не были простыми.

Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Интервью
Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Наши выпускники
26 / 09 / 2016

Министр образования и науки Ольга Васильева приехала с рабочим визитом в Волгоград. В ходе поездки она посетила второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, посвященный русскому языку как основе российского образования.

Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
Интервью
Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
13 / 09 / 2016

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА "Россия сегодня".

Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Интервью
Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Наши выпускники
13 / 09 / 2016

О том, какие изменения ждут сферу образования и чем она планирует руководствоваться в своей работе, Ольга Васильева рассказала ТАСС в своем первом программном интервью.

Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Интервью
Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Наши выпускники
08 / 09 / 2016

Заслуженногоый учитель России и выпускник МПГУ — об управлении школой, хоумскулинге и новой роли директора.

Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Интервью
Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Наши выпускники
07 / 09 / 2016

Например, проводить перевернутые уроки, ставить спектакли по Окуджаве и, если надо, скакать на коне

Первоклассная профессия
Интервью
Первоклассная профессия
30 / 08 / 2016

Профессия учителя становится более престижной, но “возрастной” и все менее доступной.

Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Интервью
Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Наши выпускники
29 / 08 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и выпускник МПГУ Александр Архангельский.

Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Интервью
Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Наши выпускники
19 / 08 / 2016

Новый министр образования дала «Комсомолке» первое интервью после назначения.

Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
Журнал ректора
Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
16 / 08 / 2016

Опубликовано интервью ректора Московского педагогического государственного университета, академика Российской академии наук и Российской академии образования Алексея Львовича Семенова "Концепция математического образования".

Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Интервью
Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Наши выпускники
25 / 07 / 2016

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.

Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Интервью
Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Наши выпускники
21 / 07 / 2016

Александр Николаевич Архангельский — литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, автор УМК по литературе для старшей школы, отвечает в блиц-интервью на три главных вопроса о школе.

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
Интервью
4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
19 / 07 / 2016

Слово «тьютор» уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Интервью
Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Наши выпускники
18 / 07 / 2016

…А ведь уже выросло целое поколение наших детей, которые не хотят работать. По разным причинам: страшно взрослеть, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии. И вот их приводят ко мне на консультацию, и мы начинаем разбираться. Среди мальчиков 14–17 лет пальму первенства держат «игроки».

Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Интервью
Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Наши выпускники
14 / 07 / 2016

Как привить ребенку интерес к работе? Что важнее сформировать у подростка – профессиональные навыки или представление о миссии? Кто такие трудоголики? На эти и другие вопросы отвечает психолог Катерина Дёмина.

Катерина Демина: Если ребенок лжет
Интервью
Катерина Демина: Если ребенок лжет
Наши выпускники
11 / 07 / 2016

Все мы время от времени приукрашиваем жизнь выдумками: о чем-то умалчиваем, увиливаем от ответа, а иногда намеренно обманываем. Но почему тогда факт, что родной и любимый ребенок позволил себе солгать, вызывает такую бурю эмоций, от гнева и ярости до полнейшего отчаяния и сокрушения в печали?

«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Интервью
«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Протоиерей Димитрий Смирнов дает комментарий новой редакции статьи 116 УК РФ, запрещающей родителям наказывать своих детей вплоть до уголовного наказания в виде лишения свободы до 2-х лет.

Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Интервью
Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Можно привести массу аргументов в пользу воспитания ребёнка на дому. Но что делать, если у матери при всей огромной любви к детям элементарно нет для этого возможностей? И так или иначе приходится доверить детей няням, бабушкам и воспитателям? Практикующий семейный психолог Катерина Дёмина рассказывает, как правильно подойти к выбору няни, как удовлетворить базовые потребности ребёнка, наконец, как перестать волноваться на пустом месте и правильно организовать свою жизнь.

IT и вызовы для школы и общества
Наука
IT и вызовы для школы и общества
04 / 07 / 2016

Франц-Йозеф Кун - международный эксперт в области повышения квалификации учителей, основатель и президент АВС-сообщества, содействующего обучению грамоте (Германия), организатор производства развивающих игр Никитиных в Германии.

Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Интервью
Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Наши выпускники
28 / 06 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
Интервью
Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
21 / 06 / 2016

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом "РГ" рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, профессор Алексей Коршунов.