Навигация по сайту

Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы

Интервью

Ольга Васильева

Об отставках в министерстве, о консервативном взгляде на образование и нововведениях этого года с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ беседует министр образования и науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА.

Ольга Юрьевна, вот уже полгода прошло со дня вашего прихода в Министерство образования и науки РФ. Но пока министерская команда окончательно не сформирована. Могли бы вы рассказать, какие отставки и назначения ждут нас в ближайшее время?

– Сразу хочу акцентировать ваше внимание, что я всегда возлагаю большие надежды на нашу молодежь. С пиететом отношусь к профессионалам зрелого возраста, о чем скажу позднее, но обязательно даю шансы попробовать себя молодым специалистам. Вот и те несколько молодых сотрудников, с которыми я пришла в министерство, несколько лет до моего нового назначения проработали со мной на прежней работе. Они сведущи в своем деле, поскольку занимались вопросами образования и прежде, пусть в несколько ином аспекте.

Фактически есть два пути формирования команды на новом месте работы. Можно прийти полностью со своей командой. Либо присмотреться к тем, кто есть, и уж затем в случае необходимости начать производить замены. Я тоже сначала присматривалась, пусть и не очень долго. Замечу, что никто мной не был уволен «жестким» способом. По той причине, что я следую предостережению, вынесенному еще бессмертным Грибоедовым: «Ах, злые языки страшнее пистолетов». Люди уходили со своих должностей постепенно, и эти кадровые перестановки не мешали нормальной работе министерства.

Если мы пройдемся конкретно по кандидатурам в руководстве министерства, то напомню, что остался работать Вениамин Шаевич Каганов. Он работает в министерстве с 2013 года. Осталась Людмила Михайловна Огородова. Только ранее она курировала науку, а сегодня высшую школу. И это, я считаю, большая удача – иметь таких специалистов. В министерство пришла работать Ирина Владимировна Кузнецова. У нее большой послужной список, а на протяжении последних двух лет она курировала такое важное направление для образования, как проект ФГБОУ «Школа-2025».

И могу сказать по секрету, что в самое ближайшее время на должность заместителя министра по развитию науки и технологий придет очень уважаемый человек, ученый, исследователь, и его кандидатура, несомненно, укрепит наши ряды…

В том числе и поможет министерству наладить нормальные рабочие отношения с Российской академией наук?

– У нас замечательные отношения с Российской академией наук. А приход на работу в министерство такого уважаемого человека только упрочит их.

Сразу спрошу: что вы скажете об упорных слухах по разделению министерства на два: министерство образования и министерство науки и технологий?

– Это только слухи.

Часть департаментов вы оставили в нетронутом виде. Но кое-где на ведущие позиции пошли заместители выбывших. В чем причина такого подхода?

– Я называю это «естественной заменой». И Сергей Матвеев, и Андрей Зарубин, и Артем Пашковский – это бывшие заместители, которым около 40 лет. У них дети школьного и студенческого возрастов, им интересны темы школы и университетов. И эти люди все знают о своей работе, потому что прошли путь от простого служащего до руководителя подразделением.

Возглавивший департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Игорь Михеев ранее работал в департаменте и знает специфику изнутри. Мне кажется, этими назначениями мы укрепили среднее звено. От его успешной работы многое зависит. Меня также радует, что в министерство пришла работать Ирина Викторовна Мануйлова, все помнят ее по активной депутатской деятельности.

Осталась должность статс-секретаря?

– И заместителя министра, который бы взялся курировать общее среднее образование. Скажу сразу, что выбрать человека на этот пост достаточно трудно. Здесь важен и накопленный опыт работы в органах власти, в системе школьного образования и просто нужен человек с большим жизненным опытом и многими другими подходящими личностными качествами. Предстоит довольно сложный выбор, но затягивать мы не будем. В настоящий момент рассматриваются три кандидатуры.

Некоторые департаменты вы переподчинили непосредственно себе. Это чисто технические моменты или такая замена продиктована иными соображениями?

– Если вы имеете в виду контрольно-ревизионную деятельность министерства, то эти функции были разбросаны по нескольким департаментам. Сами департаменты располагались в разных зданиях министерства. Кроме того, эти контролирующие органы тесно связаны с большим количеством подведомственных организаций. Я посчитала, что эту «разобщенность» нужно несколько подкорректировать. Это был технический переход.

Общественная организация «Диссернет» выразила свое полное удовлетворение, когда узнала, что несколько чиновников, имеющих заимствования в диссертациях, ушли со своих постов. Вы учитывали эту «особенность» своих подчиненных, когда проводили увольнения?

– Я много лет была председателем вузовского диссертационного совета и глубоко убеждена, что если научный плагиат обнаружен, то диссертация не может быть защищена ни в одном диссертационном совете. Так было и в то время, когда защищалась я, этими же принципами я руководствовалась, когда шла защита моих студентов.

Если сегодня случаи девальвации кандидатских и докторских и случаются, то это скорее всего пережиток времен начала 90-х, которые ознаменовались легким хаосом в этой сфере. Но мы это пережили, мы идем вперед. Что же касается напрямую вашего вопроса – если честно… я не смотрела на списки всех тех людей, которые находятся в опале у Диссернета.

Вы одобряете их работу?

– Я не хочу говорить ни плохо, ни хорошо о них. Они делают то дело, которое считают нужным. Я выступаю за чистоту научного исследования и одобряю качественную работу диссертационного совета. И сегодня уже введены в строй несколько систем, позволяющих контролировать честность авторов работ. Я только против того, чтобы претензии к защитившим выходили бы за рамки научных споров. И уж тем более против сведения счетов на политической арене. Есть подтвержденный плагиат – человек просто снимает свою работу.

– Ваш приход на пост министра образования и науки ознаменовался рядом отставок в педагогических вузах. Это просто совпало по времени и обстоятельствам или сделано было вами преднамеренно?

– Ничего случайного в руководстве не бывает… Вы говорите о двух наших ведущих педагогических вузах – Московском педагогическом государственном  университете (МПГУ) и Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. Я прекрасно осведомлена о деятельности этих двух флагманов нашей педагогики. Конечно, дважды войти в одну и ту же реку невозможно, но попытка возродить былое величие не возбраняется.

Когда я говорю так, то имею в виду прежде всего расцвет Санкт-Петербургского университета в 70-е годы прошлого века. Я не питаю ложных надежд, но и не желаю умалять роль нынешнего руководителя вуза – Сергея Богданова. У него имеется четкая и, что не менее важно, работающая концепция развития университета. Надеюсь, что ему многое удастся осуществить.

Что касается ректора МПГУ Алексея Лубкова, то он тоже фигура знаковая в образовании. Начнем с того, что он прошел путь от студента этого вуза до поста проректора. Затем поработал в министерстве у нас и вернулся в родной вуз на пост ректора. Сюда я приглашала его с целью продвижения концепции развития педагогического образования в стране. Важно было наладить связи министерства с другими вузами. Подготовка учителей – это одно из важнейших направлений деятельности министерства.

Я уже много раз говорила и еще раз повторю, что учитель – ключевая фигура всех процессов изменения в педагогике. Без его одобрения не было поступательного движения реформ, без его заинтересованного участия невозможно проводить мероприятия сегодня. Присутствие Алексея Лубкова в министерстве было оправданно, так же как сегодня оправданно его присутствие на посту ректора ведущего педагогического вуза. Мы надеемся, что этот университет станет одной из базовых экспериментальных площадок для всех вузов страны, чтобы помочь педагогу не только в его подготовке в предметной области, но и в психолого-педагогической деятельности и в его общекультурной деятельности.

Отставка и.о. ректора Алексея Семенова много обсуждалась в СМИ. Если кратко сформулировать суть конфликта во взглядах между Семеновым и Лубковым, то это будет выглядеть так: Семенов предлагал переориентировать курс на студента и нацелить его на «освоение практикоориентированных дисциплин». А Лубков тяготел к традиционной модели подготовки студентов. На каких позициях стоите вы?

– В вопросе подготовки педагогов я остаюсь на консервативной платформе, кто бы и что в мой адрес ни говорил. Ко всему, что связано с педагогом, нужно подходить взвешенно.

А вас устраивает нынешняя двухуровневая система подготовки в вузах, и педагогов в частности?

– Если для европейских университетов потребовалось несколько столетий, чтобы построить систему подготовки высококвалифицированных специалистов в том виде, в каком это представлено сегодня, то мы осуществили переход на Болонскую систему образования фактически за одно десятилетие. Понятно, что ошибки при такой спешке будут неизбежны.

Не скрою своих опасений: меня настораживает тот момент, когда при переходе на бакалавриат вместо полноценного создания новых программ вузы пошли по пути сокращения уже имеющихся. Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов. Мерило любой ценности – время. Ведь чем славился тот же МПГУ раньше? Там была потрясающая филологическая подготовка, история. Зачем все это губить? Без фундаментальных знаний никакое творчество невозможно.

Вы – историк по образованию. Как правило, люди вашей научной специальности, став руководителями и имея собственную идеологическую платформу, регулируют деятельность своих организаций в духе этой идеологии. Справедливо ли это в вашем случае?

– Нет ни одного человека, который бы не стоял на какой-то мировоззренческой позиции. Без целеполагания и смысла того, что ты делаешь, делать вообще ничего нельзя.

В таком случае назовите основные смыслы вашего подхода к образованию как к отрасли.

– По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы. Все новое – это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны? Мы – народ пассионарный, мы мелко мыслить не умеем. Нашему человеку тогда хорошо, когда и рядом человеку хорошо. Когда-то мы первыми полетели в космос, а сегодня мы бьемся за новые высоты в технологических отраслях. У нас страна, уважающая знание. Чем плоха эта наша традиция? Было два периода в истории XX века, когда мы усиленно учились, – это военные и послевоенные годы.

С какими министерствами вы в первую очередь готовы разделить задачи по воспитанию подрастающего поколения?

– Я напомню вам слова Владимира Владимировича Путина о возвращении литературы в нашу школу. Мне трудно представить школу, которая живет вне культурного фона. Поразительно, но у нас до сих пор сохранилось огромное количество школ, которые имеют художественно-эстетическую направленность. Это нужно только приветствовать. Или… ничто не развивает ребенка так, как шахматы. Есть ряд стран, где шахматы – обычный школьный предмет. У нас Самарская область развивает, например, подобное направление. И это сделано было энтузиастами, которые помогли учителям. Чтобы все это сделать в своей школе, даже не нужно сотрудничества министерств.

Тенденции, которые сегодня обнаруживает наша школа, – это платность дополнительного образования. Если заглянуть в расписание кружков первоклассника московской школы, то можно увидеть: кружок английского языка – 4 тысячи рублей в месяц, футбол – 4 тысячи и т.д.

– Это выбор современных родителей. И примета не только нашего времени – музыкальная школа ранее тоже была платной.

Что вы думаете по поводу нынешней школьной нагрузки?

– Любая школа должна выполнять базовый план, вся другая деятельность начинается после. И аккуратней следует подходить к школьному расписанию. В этом смысле семь-восемь уроков в день – явный перебор. Перегрузки в школах быть не должно.

А домашнее задание? Отмена его – модный тренд наших дней.

– А куда мы без домашнего задания? Я против отмены его.

Заключительный вопрос: что нового нам ожидать в этом году?

– Изменений в этом году не так много, но они есть. Нововведения коснутся ГИА – государственной итоговой аттестации по русскому языку в устной его части. Осенью в некоторых регионах страны уже пройдет такой экзамен. Мы посмотрим, какой это будет формат. Где-то будет сдача экзамена комиссии, где-то – как это при сдаче иностранного языка – по компьютеру. Потом мы проведем аналитическую работу и будем знать, как этот экзамен нам развивать дальше. Из ЕГЭ по химии, биологии и физики в этом году мы убираем тестовые задания. В итоге тестовая часть исключена из всех предметов, кроме иностранного языка. И это, как мне кажется, хорошо.

В этом году будут проведены проверочные работы в 11-м классе по всем предметам, которые не входят в ЕГЭ. В этом нет никакого новшества. Такие работы идут каждый год. Просто в этом году они будут для всех по единым заданиям и в одно и то же время. Мое глубокое убеждение, что проверочные работы должны быть обязательными по всем предметам. Я за то, чтобы мы вернулись к тому принципу, что был заложен раньше: «Мой предмет главнее всех». Потому что практику, когда натаскивают по одному-двум предметам в школе, нужно прекращать. Я училась в той школе, где все предметы были одинаковы важны.

Мы недавно организовали проверку по русскому языку для ребят из вторых классов примерно в 30 тысячах российских школ. Результаты – неутешительные. Очень большой процент детей просто не смогли составить предложение из представленного им набора слов. Я убеждена: такого быть в нашей школе не должно.

Следующее новшество касается пунктов реализации «Стратегии научно-технологического развития РФ», которая была утверждена относительно недавно. Напомню, что министерство много работало над стратегией, в ней сформулированы приоритеты развития науки в стране. Что для нас важно, в стратегии нет, допустим, преференций для каких-то отдельных отраслей – будь то биология, физика или другая предметная область. Зато там есть общественный заказ на исследования, который дает возможность науке ориентироваться самой, искать новые пути, давать ответы на те ожидания общества, которые есть. Это очень важно. И эта свобода научным организациям дана фактически впервые. Там еще работать и работать над документом, но что уже есть – заслуживает особого внимания.

Мы продолжаем работу с некоммерческим сектором. Без привлечения общественных организаций решить поставленные задачи мы никак не сможем. 23 января начинается прием заявок на рассмотрение кандидатур в Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ. Я приглашаю всех принять участие в обсуждении кандидатур.  

Информация с сайта Независимая газета

20 / 01 / 2017

Показать обсуждение




Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Журнал ректора
05 / 03 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков на канале "Спас" в программе Бориса Костенко "Вечность и время. Миссия учителя".

Интервью с абитуриентом
Новости МПГУ
Интервью с абитуриентом
28 / 08 / 2018

Закончилась пора волнений, и многие абитуриенты уже заняли свои места в приказах о зачислении. О первых впечатлениях, поступлении и серьёзном выборе рассказала Елена Брит, первокурсница Института социально-гуманитарного образования обучающаяся по...

Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
Новости МПГУ
Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
27 / 08 / 2018

Каждый абитуриент хочет узнать больше об университете и институте, в который он подаёт документы. Мечтает понять, как всё устроено, и что его ждёт в дальнейшем. На самые популярные вопросы, которые...

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
25 / 08 / 2018

  Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ готовит различных специалистов в области педагогики и психологии. О направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году и особенностях обучения рассказала Декан факультета дошкольной педагогики...

Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
24 / 08 / 2018

В основе мечтаний каждого человека лежит неотъемлемое желание помочь другим людям. Татьяна Александровна Соловьева, Директор Института детства, кандидат педагогических наук, рассказала о мечте своей юности.

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
21 / 08 / 2018

Сегодня многие абитуриенты мечтают стать журналистами, педагогами, психологами. Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Парамонова Маргарита Юрьевна поделились своими студенческими мечтами.

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
Новости МПГУ
Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
20 / 08 / 2018

Студенты МПГУ продолжают делиться историями из опыта своей вожатской деятельности. Зинаида Федорова, студентка 3 курса факультета начального образования МПГУ, рассказала сотруднику ФКЦ Анне Савенок о своих впечатлениях о работе вожатой.

Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
14 / 08 / 2018

На протяжении всей жизни человек постоянно мечтает, строит планы. Не всегда все осуществляется с первого раза, в таких случаях необходимо набраться терпения и приложить немало усилий. Директор Института истории и...

Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
Новости МПГУ
Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
25 / 07 / 2018

О целях и задачах деятельности университета, особенностях российского образования и современных студентах рассказал проректор по развитию, доцент, кандидат исторических наук Василий Вячеславович Страхов.

Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
17 / 07 / 2018

По каким направлениям готовит Факультет педагогики и психологии? В каких отраслях могут работать ваши выпускники?...

В МПГУ 11000-ый абитуриент
Новости МПГУ
В МПГУ 11000-ый абитуриент
12 / 07 / 2018

В Московский педагогический государственный университет ежегодно приходят тысячи абитуриентов. Не даром вуз называют «первый педагогический» - сегодня большинство выпускников поступают именно на педагогические направления.

Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
Новости МПГУ
Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
27 / 02 / 2018

28 февраля у известного ученого, педагога, дефектолога Софии Давыдовны Забрамной юбилей. За 55 лет трудовой деятельности в нашем университете София Давыдовна прошла все ступени профессионального роста (от ассистента кафедры олигофренопедагогики...

Институт иностранных языков МПГУ  расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
Новости МПГУ
Институт иностранных языков МПГУ расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
19 / 02 / 2018

2017-2018 учебный год в Институте иностранных языков  МПГУ был ознаменован  традиционно большим набором и высоким конкурсом на престижные бакалаврские и магистерские программы. Программа «Теория и практика перевода»,в числе российских и...

58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
Новости Дирекции креативных программ
58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
06 / 11 / 2017

27-30 октября командир СПО «YO-вожатый» Калинина Валерия в составе делегации Московского отделения РСО приняла участие в 58-ом Всероссийском слёте студенческих отрядов.

Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Журнал ректора
03 / 11 / 2017

Накануне юбилея МПГУ, ректор доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексеей Лубков дал интервью "Учительской газете".

Воспитание творца
Статьи, выступления, интервью
Воспитание творца
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

В канун 145-летия Московского педагогического государственного университета руководитель проектов "Завтра.ру" и "День.тв" Андрей Фефелов беседует с ректором МПГУ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Алексеем Лубковым.

Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
Институт физики, технологии и информационных систем (новости)
Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
24 / 10 / 2017

К 145-летию нашего университета пресс-служба МПГУ взяла интервью у ряда ведущих профессоров. Одним из первых опубликовано интервью с директором Института физики, технологии и информационных систем профессором Дмитрием Исаевым.

Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Интервью
Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Журнал ректора
12 / 09 / 2017

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
30 / 08 / 2017

В Литературной газете опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова об итогах набора 2017 года.

Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
Институт истории и политики (новости)
Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
29 / 08 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью с советником ректора МПГУ историком Е.Ю. Спицыным, посвященное предыстории возникновения Второй мировой войны.

В ИСГО поступают лучшие!
Новости МПГУ
В ИСГО поступают лучшие!
01 / 08 / 2017

Студенткой направления Педагогическое образование с профилями «Обществознание и Основы мировых религий и светской этики» стала Мария Нелюбина, победитель Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры».

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимирович Лубкова, посвященное последним инициативам министра образования О.Ю. Васильевой.

Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
Новости МПГУ
Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
16 / 06 / 2017

Ответственный секретарь Приемной комиссии МПГУ рассказала об изменениях правил приема в 2017 году, о новых программах подготовки и о причинах роста интереса поступающих к Московскому педагогическому государственному университету.

Из подопечных – в волонтеры!
Интервью
Из подопечных – в волонтеры!
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

О развитии движения в спецшколе.

Борьба за любовь
Интервью
Борьба за любовь
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

Психологическая помощь семье ребенка с нарушениями развития.

Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Интервью
Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Наши выпускники
12 / 04 / 2017

В этом году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя), которое будет продолжаться до конца 2019 года. Каждый этап, наверное, принесет изменения в жизнь дошкольных образовательных организаций. Педагоги очень заинтересованы в обсуждении ключевых вопросов профессионального стандарта, каким образом он повлияет на их жизнь.

Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
Наука
Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
23 / 03 / 2017

Заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Мария Александровна Буданова рассказала в интервью о возможностях обучения на кафедре.

Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
20 / 02 / 2017

Доброго времени суток, дорогой читатель! Никогда не задумывался о том, каково это учиться за границей? Хочешь узнать о том, что чувствуют иностранные студенты, когда приезжают в Россию получать знания? Тогда...

Великий разлом
Статьи, выступления, интервью
Великий разлом
06 / 02 / 2017

Неверно рассуждать о революции 1917 года как о «конце истории», считает ректор Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей ЛУБКОВ.

Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Интервью
Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Наши выпускники
10 / 01 / 2017

Про то, какие книги должны формировать человека, я высказался в форме школьного учебника по литературе с 5-го по 9-й класс, который мы делали вместе с Татьяной Смирновой в течение последних 7 лет. Он только что вышел тиражом десять экземпляров – для экспертизы, так как пойдет ли он в школу, мы еще не знаем. Там все правильно, там те книги, которые должны личность формировать.

Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
21 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» мы познакомим тебя с последним на этот год интервью, где ты узнаешь составляющие успеха студентки 3 курса направления Культурология, профсоюзного лидера обучающихся ИСГО, руководителя Оформительского сектора Маргариты Поповой.

Алексей Лубков: С чувством ответственности…
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: С чувством ответственности…
12 / 12 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков дал интервью газете "Педагогический университет".

Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
09 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» речь пойдет о Екатерине Подгорновой - руководителе спортивного сектора. Именно она организовывает и поддерживает работоспособность и жизнь сектора, устраивает различные мероприятия и следит за их проведением в стенах нашего института. Именно она своими усилиями заинтересовывает и привлекает людей к спорту, помогая зарядится энергией и драйвом, который все испытывают не только наблюдая, но и участвуя в различных спортивных мероприятиях.

Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
05 / 12 / 2016

Многим, возможно, всегда было интересно побольше узнать о своих преподавателях, хотелось познакомиться с их интересами или хобби. Вдруг, всеми уважаемый седой профессор слушает тяжелый рок? А может быть, любимым увлечением кандидата наук является вышивание крестиком? Всё это и другие интересные факты о наших уважаемых преподавателях мы попытаемся узнать в рубрике "Интервью с преподавателем".

Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Интервью
Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Наши выпускники
01 / 12 / 2016

Лев Рубинштейн — о подростках, литературе и патриотизме.

Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Интервью
Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Наши выпускники
29 / 11 / 2016

Большинство из пишущих сегодня о Фиделе Кастро знают о нем по книгам и СМИ. Мы же решили поговорить с человеком, лично встречавшимся с команданте. Впечатлениями о лидере кубинской революции с читателями «Правмира» поделился историк, публицист, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио. Именно он выступил переводчиком во время последней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Фиделем Кастро.

Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Интервью
Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Наши выпускники
07 / 11 / 2016

Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен, заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по всем основным предметам. Опыт унифицированного подхода к изучению истории в школе министр считает удачным...

Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
Интервью
Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
22 / 10 / 2016

В истории российских медиа - знаковое событие: впервые один из эфирных телеканалов объявил о том, что вскоре полностью уйдет в Сеть и станет "интернетовидением". Об этом - интервью с известным медиа-экспертом, зав. кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Анастасией Фольц.

Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Интервью
Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Наши выпускники
05 / 10 / 2016

Накануне Дня учителя «главная учительница страны» дала «КП» первое развернутое интервью в новой должности

Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Наши выпускники
01 / 10 / 2016

Первая мировая война, столетие начала которой исполнилось в текущем году, стала не только мощным потрясением для Российского государства и общества, но и моментом истины для самых разных политических сил огромной и многонациональной страны. Поскольку сегодня, как и в начале ХХ века, Россия стоит на пороге серьёзнейших испытаний, исторический опыт приобретает особую актуальность. Например, важно проанализировать то, как вели себя в годы войны либералы-западники, взаимоотношения которых с действующей властью никогда не были простыми.

Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Интервью
Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Наши выпускники
26 / 09 / 2016

Министр образования и науки Ольга Васильева приехала с рабочим визитом в Волгоград. В ходе поездки она посетила второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, посвященный русскому языку как основе российского образования.

Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
Интервью
Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
13 / 09 / 2016

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА "Россия сегодня".

Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Интервью
Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Наши выпускники
13 / 09 / 2016

О том, какие изменения ждут сферу образования и чем она планирует руководствоваться в своей работе, Ольга Васильева рассказала ТАСС в своем первом программном интервью.

Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Интервью
Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Наши выпускники
08 / 09 / 2016

Заслуженногоый учитель России и выпускник МПГУ — об управлении школой, хоумскулинге и новой роли директора.

Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Интервью
Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Наши выпускники
07 / 09 / 2016

Например, проводить перевернутые уроки, ставить спектакли по Окуджаве и, если надо, скакать на коне

Первоклассная профессия
Интервью
Первоклассная профессия
30 / 08 / 2016

Профессия учителя становится более престижной, но “возрастной” и все менее доступной.

Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Интервью
Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Наши выпускники
29 / 08 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и выпускник МПГУ Александр Архангельский.

Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Интервью
Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Наши выпускники
19 / 08 / 2016

Новый министр образования дала «Комсомолке» первое интервью после назначения.

Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
Журнал ректора
Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
16 / 08 / 2016

Опубликовано интервью ректора Московского педагогического государственного университета, академика Российской академии наук и Российской академии образования Алексея Львовича Семенова "Концепция математического образования".

Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Интервью
Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Наши выпускники
25 / 07 / 2016

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.

Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Интервью
Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Наши выпускники
21 / 07 / 2016

Александр Николаевич Архангельский — литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, автор УМК по литературе для старшей школы, отвечает в блиц-интервью на три главных вопроса о школе.

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
Интервью
4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
19 / 07 / 2016

Слово «тьютор» уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Интервью
Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Наши выпускники
18 / 07 / 2016

…А ведь уже выросло целое поколение наших детей, которые не хотят работать. По разным причинам: страшно взрослеть, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии. И вот их приводят ко мне на консультацию, и мы начинаем разбираться. Среди мальчиков 14–17 лет пальму первенства держат «игроки».

Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Интервью
Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Наши выпускники
14 / 07 / 2016

Как привить ребенку интерес к работе? Что важнее сформировать у подростка – профессиональные навыки или представление о миссии? Кто такие трудоголики? На эти и другие вопросы отвечает психолог Катерина Дёмина.

Катерина Демина: Если ребенок лжет
Интервью
Катерина Демина: Если ребенок лжет
Наши выпускники
11 / 07 / 2016

Все мы время от времени приукрашиваем жизнь выдумками: о чем-то умалчиваем, увиливаем от ответа, а иногда намеренно обманываем. Но почему тогда факт, что родной и любимый ребенок позволил себе солгать, вызывает такую бурю эмоций, от гнева и ярости до полнейшего отчаяния и сокрушения в печали?

«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Интервью
«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Протоиерей Димитрий Смирнов дает комментарий новой редакции статьи 116 УК РФ, запрещающей родителям наказывать своих детей вплоть до уголовного наказания в виде лишения свободы до 2-х лет.

Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Интервью
Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Можно привести массу аргументов в пользу воспитания ребёнка на дому. Но что делать, если у матери при всей огромной любви к детям элементарно нет для этого возможностей? И так или иначе приходится доверить детей няням, бабушкам и воспитателям? Практикующий семейный психолог Катерина Дёмина рассказывает, как правильно подойти к выбору няни, как удовлетворить базовые потребности ребёнка, наконец, как перестать волноваться на пустом месте и правильно организовать свою жизнь.

IT и вызовы для школы и общества
Наука
IT и вызовы для школы и общества
04 / 07 / 2016

Франц-Йозеф Кун - международный эксперт в области повышения квалификации учителей, основатель и президент АВС-сообщества, содействующего обучению грамоте (Германия), организатор производства развивающих игр Никитиных в Германии.

Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Интервью
Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Наши выпускники
28 / 06 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
Интервью
Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
21 / 06 / 2016

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом "РГ" рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, профессор Алексей Коршунов.