Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

В многонациональных школах Омска прошли очные консультации педагогов и диагностика детей из семей мигрантов

Новости МПГУ

3–7 октября 2022 г. специалисты Института социально-гуманитарного образования МПГУ и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» при поддержке Департамента образования города Омска работали в образовательных организациях в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России». Проект поддержан Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества и реализуется в 2022–2023 гг. в двадцати российских регионах.

Московская делегация представила администрации и педагогическим коллективам средних школ №№ 151, 130, 65 и лицея № 54 г. Омска направления и задачи проекта, подписала договоры о сотрудничестве и провела выездную диагностику по всем видам речевой деятельности детей-инофонов, обучающихся в данных образовательных организациях (всего около 150 детей). Все образовательные организации находятся не в центре города, а в районах, где снять квартиру дешевле, так как жилой фонд нередко застроен частными домами. Во всех школах, которые посетили специалисты МПГУ, учатся дети, чьи семьи приехали из Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана и Армении (в том числе недавно – из Карабаха). Есть среди ребят-инофонов дети из семей рома, представители народов Дагестана, эстонцы, вьетнамцы, китайцы, казахи, чеченцы.

Школа № 130 города Омска стала вторым домом для многих ребят с особенностями здоровья: в отдельных классах там учатся дети с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями, с которыми занимается целая команда высококвалифицированных специалистов – дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги. Движение к социальной инклюзии для этой школы – естественный путь развития, и как директор, так и вся управленческая команда проявили большой интерес к предложенным нашей делегацией методикам работы с детьми-инофонами, переданным в дар школе учебным пособиям и материалам, подходам к проведению диагностики и обучения детей русскому языку как иностранному. Высокий образовательный и социальный потенциал детей-инофонов – учеников этой школы – несомненен: например, второклассники бойко читают, снимают ролики для Youtube, занимаются спортом, увлеченно мастерят поделки, дружат, участвуют в общешкольных праздниках.

Школу № 65 команда МПГУ посетила в Международный день учителя, в праздничной атмосфере: преподавателям даже посчастливилось получить замечательные сувениры, изготовленные руками учеников. Образовательные результаты в этой школе, однако, требуют улучшения: есть ребята в 3-х и даже 4-х классах начальной школы, которые испытывают сложности с чтением простых текстов, с трудом вступают в коммуникацию. При этом некоторые из ребят, прошедших комплексную диагностику по РКИ, – носители русского языка. Но есть и ребята-инофоны, которые после года обучения в школе достигли больших успехов: справляются с образовательной программой и отлично говорят по-русски. Третьеклассник Дамир, например, владеет русским языком на уровне носителя и прекрасно справился с непростыми заданиями по лексике, грамматике и аудированию. Очень радует, что многие ученики этой школы уже всерьез задумываются о выборе профессии: мы разговаривали с будущими стоматологами, парикмахерами, конезаводчиками, дизайнерами, медсестрами и водителями.

Лицей № 54 по численности обучающихся из семей мигрантов занял первое место среди школ Омска, ставших участниками проекта «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях». Важно отметить хорошо организованную внеучебную работу школы, множество разнообразных мероприятий, активную работу кружков. Лицей выступает федеральной инновационной площадкой, муниципальной стажировочной площадкой по профессиональному развитию педагогических работников, здесь же апробируются примерные рабочие программы. Одно из интересных направлений работы лицея – школьный театр «Ступеньки творчества». Именно театральные кружки и студии могут помочь большинству ребят-инофонов с легкостью преодолеть пресловутый языковой барьер, заговорить (и запеть!) в новой языковой среде – в кругу увлеченных общим творческим делом сверстников и взрослых.

Школа № 151 – одна из двух школ города, где в прошедшем учебном году открылся технопарк «Кванториум». Директор школы – педагог информатики и талантливый организатор: под его началом работает сплоченный коллектив педагогов и администраторов, где каждый заинтересован в достижении успехов на своем направлении. После традиционной диагностики обучающихся с миграционной историей в стенах библиотеки состоялась встреча – консультация для педагогов, где специалисты МПГУ и Центра «Этносфера» представили разработанные ими учебные пособия и методические материалы, дали небольшой мастер-класс по их использованию в учебном процессе.

В каждой образовательной организации московская делегация провела презентацию учебно-методической литературы из серии «Этнокультурное образование», учебников и УМК по русскому как иностранному и социокультурной адаптации, которые были переданы в методические кабинеты и школьные библиотеки.

У делегации МПГУ также состоялась встреча с руководителем Департамента образования города Омска Ольгой Романовной Орешиной. Имел место интересный и очень содержательный разговор о ситуации в сфере межэтнических отношений, сложившейся в Омске, и о ее влиянии на образовательные учреждения города. Ольга Романовна высказала предложения о проведении для педагогов-омичей, силами преподавателей МПГУ, обучающих вебинаров и интенсивном обмене опытом. Еще одно направление возможного сотрудничества МПГУ и омской системы образования – апробация в школах города службы этномедиации для разрешения возникающих конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательного процесса на ранней стадии.

Коллектив Центра «Этносфера» и факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ выражает искреннюю признательность директору БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 130» Сергею Александровичу Субботину и его заместителям Юлии Вячеславовне Войташенко, Ксении Юрьевне Аглямовой, Екатерине Васильевне Гейнц, Елене Викторовне Павленко; директору БОУ г. Омск «Средняя общеобразовательная школа № 65» Наталье Владимировне Тижиной и ее заместителям Татьяне Викторовне Соломиной, Любови Владимировне Мальцевой; директору БОУ г. Омск «Лицей № 54» Людмиле Николаевне Корпачевой и ее заместителям Наталье Петровне Верхоланцевой, Ирине Сергеевне Кондрыкиной, Светлане Эмильевне Линдер, Наталье Александровне Вирясовой; директору БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 151» Денису Андреевичу Гейнцу и его заместителям Ирине Абросимовне Бадрак, Любови Петровне Бузынниковой, Юлии Владимировне Кириевской, Денису Валерьевичу Кочневу, Ирине Александровне Убамасовой за гостеприимство и сотрудничество. Надеемся на продолжение эффективного взаимодействия в рамках проекта!

Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-se..

Елена Омельченко, Анна Шевцова

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #дети_с_миграционной_историей

12 / 10 / 2022

Показать обсуждение