Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

В МПГУ прошел Молодежный просветительский Форум «Москва многоликая и разноязычная»

Новости МПГУ

9 декабря 2022 года Факультет регионоведения и этнокультурного образования и кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Московского педагогического государственного университета провели Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная». Форум стал центральным мероприятием одноименного городского просветительского проекта, реализуемого университетом при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. В 2022 году проект приурочен к Году культурного наследия народов России и нацелен на этнокультурное просвещение и развитие проектной деятельности обучающихся по тематике культурно-языкового многообразия России и мира.

Участие в Форуме в очном и дистанционном Формате приняли педагоги и обучающиеся из девяти московских школ: ГБОУ города Москвы № 46, № 56, № 2120, № 2025, № 1529 имени А.С. Грибоедова, № 1583 имени К.А. Керимова, № 1252 имени Сервантеса, лицея № 1501 и Школы имени Н.М. Карамзина, а также – нескольких образовательных организаций пяти регионов РФ. Всего на форум зарегистрировались более 300 человек.

После открытия Форума в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ для очных участников из Москвы прошли две творческие мастерские. В Синем (музыкальном) зале КГФ МПГУ в рамках Открытой культурологической лаборатории «Буквы PRO: краткий курс леттеринга» под руководством профессора кафедры культурологии ИСГО, доктора исторических наук, члена Союза художников России Анны Александровны Шевцовой ребята осваивали мастерство художественного изображения букв. Участники вместе с лектором погрузились в дебри типографики и шрифтов, узнали, в чем особенность акцентов и для чего нужны засечки. По итогам творческой мастерской школьники смогли создать собственную неповторимую графическую композицию на новогоднюю тему. Родители учеников также с удовольствием приняли участие в мастерской.

Параллельно основная часть очных участников Форума – девятиклассники из школ № 2120 и № 1583 стали работать на творческой мастерской «ЭТНОграфика: визуальные образы стран и народов». Ребята поделились на две команды и получили задание изобразить на флипчартах визуальные образы-ассоциации с тремя зарубежными странами, которые участники выбирали сами, а также Россией. К визуальным образам можно было добавлять и вербальные выражения. Задание чрезвычайно увлекло участников – ребята вспоминали собственные путешествия, любимые места, достопримечательности, блюда и традиции разных народов и даже этнические анекдоты. Мастерская прошла в творческой, веселой и оживленной обстановке. Результатом стали плакаты с визуальными образами культуры и жителей Южной Кореи, Японии, Испании, Франции, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов и Российской Федерации. Эту творческую мастерскую провели для ребят сотрудники Факультета регионоведения и этнокультурного образования Феруза Башкирцева, Арина Бурова и Степан Овакимьян.

Педагоги МПГУ не оставили без внимания и учителей, которые сопровождали детей: они смогли присоединиться к виртуальной онлайн-мастерской «Этнопедагогика и технологии поликультурного образования», которую проводила для очных и дистанционных участников доцент кафедры ЮНЕСКО, к.и.н. Ольга Николаевна Яшина.

После перерыва школьники и студенты приняли участие в полезном разговоре на двух дискуссионных площадках форума. Модератор первой дискуссионной площадки «Этнические стереотипы и взаимодействие культур» – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества МПГУ, доцент кафедры ЮНЕСКО, к.филол.н. Марина Александровна Кривенькая рассказала ребятам о стереотипах – для чего они необходимы человеку и как рождаются в сознании, как формируются, бытуют в обществе, чем полезны и вредны. Затем каждая мини-группа представила плакат с образами стран и народов – результатом работы на творческой мастерской. Модератор Елена Олеговна Хабенская, к.и.н., ведущий сотрудник Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ, вместе с педагогами помогла школьникам в аудитории и на экране обсудить получившиеся коллективные визиотипы стран и народов. Потом, на этих примерах, уже в более широком контексте, все вместе, ребята, их родители и педагоги поговорили об этностереотипах в индивидуальном и коллективном сознании.

На второй дискуссионной площадке «QR-code москвича: личность и город» участники Форума под руководством ведущей – доцента кафедры культурологии ИСГО МПГУ Анны Юрьевны Орловой порассуждали об этническом и культурном разнообразии столичного мегаполиса, об образе и самоидентификации типичного жителя Москвы, о мифах и реальностях городского пространства. Затронули и тему субкультурного обособления, которое помогает многим жителям мегаполиса сохранить свою культурную идентичность в условиях мега-пространства многонаселенного города.

На закрытии ведущие вручили очным участникам сертификаты и пригласили участвовать в проекте, который продолжится в январе-феврале 2023 года просветительскими занятиями и проектной деятельностью по этнокультурной тематике.

 

Е.О. Хабенская

М.А. Кривенькая

14 / 12 / 2022

Показать обсуждение