Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Москва – Санкт-Петербург: студенты Института детства на XIV международной научно-практической конференции «Психология XXI. Современные тенденции развития науки и практики в психологии»

Новости МПГУ

С 29 ноября по 2 декабря студенты 412 и 309 групп программы «Практическая психология детства» кафедры психологической антропологии Института детства под руководством доцента кафедры психологической антропологии Натальи Борисовны Ковалевой совершили масштабную поездку в Санкт-Петербург.

29-30 ноября в Ленинградском государственном университете им А.С. Пушкина проходила XIV международная научно-практическая конференции «Психология XXI. Современные тенденции развития науки и практики в психологии».  Конференцию в соответствии с программой открыл  заслуженный деятельно науки РФ, профессор Владимир Алексеевич Губин, раскрывший в своем докладе подходы к решению проблемы профессионального самоопределения студента-психолога.  На пленарном заседании Московский государственный университет был представлен интерактивным докладом Н.Б. Ковалевой «Медиагерменевтика как ресурс создания условий для развития личности», представившей медиагерменевтику как авторскую инновационную гуманитарную технологию, направленную на развитие творческого потенциала личности в контексте современной медиакультуры в опоре на рефлексивно-позиционную модель образовательной среды. Возможности данной технологии были продемонстрированы заинтересованным участникам конференции в мастер-классе «Обретение позиционности в интенции понимания текста: медиагерменевтические способы рефлексии и самоопределения», проведенного Натальей Борисовной совместно с Леонидом Катречко (выпускник магистратуры МПГУ «Практическая психология художественного творчества», психолог ЧОУ «Хорошевская школа») и Виталием Минаевым (студент 4 курса МПГУ, психолог ЧОУ «Международная английская школа»). Мастер-класс прошел ярко и продуктивно, что подтверждают многочисленные отзывы участников, публикуемые ниже, и, в частности, размышления студента первого курса ЛГУ Александра Метелкина: «Изначально стоит отметить, что подобная работа была для меня в новинку. Но тем не менее я вошел в игру, так скажем, с интересом и пониманием, что от меня требуется. Поскольку мы работали с художественной композицией, то это еще в большей степени мне понравилось. … Главная мысль, которую я для себя отметил, не без помощи других участников, заключается в том, что «падение», запечатленное в короткометражке Дени Вильнева «Next Floor», история и природа которого по началу мне и многими другим студентам была непонятна, случается тогда … когда человек позволяет себе не совершать выбор. … В общем, я доволен, что встретился с таким подходом, непосредственно “принуждающим” человека к мышлению. Спасибо…!» Основной вопрос, поставленный перед участниками как раз и состоял в том, чтобы понять, что дает силы человеку преодолеть давление норм, среды, собственной природы и сделать шаг к творческому осмыслению бытия, самоопределению в главном. В поиске ответа помогали метафорические картинки, музыка, кадры из другого фильма Вильнева «Прибытие», но, самое главное, сотворческая работа над сценками в диалогах друг с другом и авторами события. Конечно, завеса приоткрылась, но двух часов оказалось мало, удалось лишь наметить некоторые метафоры и векторы решений – так что все участники приглашены к продолжению поиска в Москве на конференции «Технологии развития личности в современной мелиасреде» 26 января в формате сюжетно-деятельностной игры – традиционной для конференций, организуемых Н.Б. Ковалевой и командой герменевтического клуба МПГУ.

Следующий день был не менее насыщенным и изобиловал новыми поводами для сотрудничества. Студентов МПГУ покорил психологический музей, устроенный психологами ЛГУ под руководством Ивана Дмитриевича Головешкина. Большое впечатление произвел также доклад профессора из Чехии Мирослава Прохазка, обсуждавшего сложности осуществления миссии преподавателей в настоящее время. Однако самое важно все же происходило на секциях, в рамках которых выступили с докладами по результатам собственных исследований все наши студенты –   и, надо сказать, на очень хорошем уровне.  Ведущие секций и многочисленные участники задавали немало вопросов и порой возникали оживленные обсуждения.  Многие из докладов продолжали темы, уже заявленные на конференции, в частности, обсуждались проблемы профессионального самоопределения, условия становления социокультурной идентичности и личностной позиционности. Некоторые выступления были отмечены грамотами (их получили 7 человек из 16 студентов МПГУ). Особый интерес вызвал также доклад Леонида Катречко, по-новому раскрывшего возможности рефлексивно-позиционного подхода на примере создания условий для изменения картины мира и ценностных ориентаций делинквентных подростков при их знакомстве с биографией великой княгини Елизаветы Федоровны в опоре на такие принципы медиагерменевтики как парадоксальность и творческие формы рефлексии.

Вечером того же дня многим из студентов удалось приобщиться к театральной жизни Петербурга.  Фурор произвел «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова (Театр им. Ленсовета).  И дело не только в удачном сочетании современной музыки, пластики, пантомимики, графики, бутафорий и всего пространства сцены, отменивших временные и географические ограничения, дело в самой идее. Гамлет – юный хрупкий подросток, лишенный гендерных отличий – взрослеет, прорывается сквозь боль и отчаяние к собственной идентичности в мире, утратившем честь, смысл, веру, радость… Гамлет Лауры Пицхелаури становится символом всего того, что так важно для подростка и для нас – психологов и педагогов, ищущих опоры для его становления и обретения силы «быть».

Конференция закончилась, но наши обсуждения продолжились. Первого декабря в уютных кафешках Питера прошли рефлексивные обсуждения событий двух дней с группами, по итогам которых каждый участник получил обратную связь, необходимую для дальнейшего развития и профессионализации.   В экскурсиях и посещениях музеев продолжилась и культурная программа, в контексте которой конференция обретала новые коннотации. Так во время экскурсии «На границе миров», как бы в продолжение размышлений двух дней, становились выпуклее парадоксы нашего времени, пытающегося сочетать разнородное в уникальном облике Санкт-Петербурга. Вместе с тем, когда оказываешься на Дворцовой площади, в Эрмитаже, на Невском или близ Фонтанки, эстетическое переживание столь сильно, что тебя охватывает чувство радости бытия и уверенность в своих силах.

 

Отзывы студентов:

29 – 30 ноября прошла XIV международная научно-практическая конференция психология XXI “Современные тенденции развития науки и практики в психологии ” на которой удалось побывать нашей 412 группе “Практическая психология детства”.
В первый день было пленарное заседание, где мне запомнилось наиболее яркое выступление доктора психологических наук В.А. Губина, который рассказывал о профессиональном становлении студента- психолога. Были подняты актуальные проблемы современности и поиска их решения. Не менее интересна была дискуссия, развернутая доцентом кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой в вопросах, комментариях и собственном интерактивном докладе, в контексте которой удалось увидеть инновационный потенциал раскрытия данной темы за счет проектных и рефлексивно-позиционных технологий. День был полон разнообразными мероприятиями, и после обеда мы разошлись по выбранным мастер-классам. Мне удалось принять участие в уникальном мастер-классе Н. Б. Ковалевой «ОБРЕТЕНИЕ ПОЗИЦИОННОСТИ В ИНТЕНЦИИ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА: МЕДИАГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ», где я вновь убедилась в действенности и современности данной технологии, позволившей получить точки опоры в поиске собственной идентичности за счет работы с метафорическим содержанием заданного образца. Было радостно наблюдать за студентами ЛГУ им. А.С. Пушкина, которые впервые принимали участие в подобном мастер-классе и с  огромным желанием познавать новое участвовали во всех его этапах
.
Второй день был не менее насыщен – день наших выступлений с докладами. На секции «Перспективные направления развития психологической науки» были представлены самые разные темы исследований, из которых многие были направлены на изучение подростков и их особенностей. На данной конференции я знакомила руководителей секции и других участников с образами героев современных подростков. Важно, что многих эта тема волнует, было задано много вопросов из зала, что, безусловно, положительно отразится на дальнейших этапах моего исследования.
Я счастлива была побывать на конференции, обменяться опытом, насладиться Питером и верю, что обязательно приеду еще! Студентка 4 курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Лидия Хилик.

Международная научно-практическая конференция «Психология XXI века» была для меня не первой. На этой конференции я была уже во второй раз. Главным образом стоит отметить, что психологическая ленинградская школа достаточно сильно разнится от московской, что было ярко представлено в докладах на пленарном заседании и дискуссии профессора ЛГУ В.А. Губина и доцента МПГУ Н.Б. Ковалевой, в процессе которой острее высветились некоторые важные принципы становления картины мира и ценностных ориентаций современных школьников и студентов. Конференция длилась с 29 по 30 ноября. В первый день мы слушали пленарные доклады, участвовали в мастер-классах. Я была на мастер-классе у Н.Б. Ковалевой и Л.С. Катречко Мы разбирали медиа образец известного кинорежиссера Дени Вильнева «Next floor», а затем мастера нам показывали, как можно с этим работать, чтобы получалось то, что пишется с приставкой СО-… Мой любимый момент всегда: создание единого, цельного, совместная деятельность – это такое удовольствие, видеть, как людей поглощает одна мысль, а из нее рождается еще одна, другая, и получается такой бесконечный поток мысли, слова и действия. Во второй день мы делали доклады на секционных заседаниях. В моей секции «Проблемы психологии обучения в современной школе» были все ребята (8 человек) из моей 309 группы (мы учимся по программе «Практическая психология детства» при кафедре психологической антропологии Института детства) и несколько человек из ленинградской области. Слушать все доклады было очень интересно, временами были достаточно продуктивные дискуссии, которые давали пищу для размышлений и создавали точки роста. Откровенно говоря, в какой-то степени было интригующе слушать ленинградскую школу – ведь там и построение доклада, и его рассказ, и проблематика очень сильно отличалась от того, с чем приехали мы. Я начала с того, что у меня это не первая питерская конференция. Надеюсь, что не последняя. Ведь уже во второй раз эта поездка дает мне очень многое. И новые знакомства, и информацию, и собственный рост. Студентка 3курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Анастасия Гудкова

29 и 30 ноября мне выпала возможность поучаствовать в международной научно-практической конференции “Психология XXI века”, которая проходила в ЛГУ им. А.С. Пушкина. На мой взгляд. это был достаточно полезный опыт. В первый день проходили пленарные доклады и мастер классы. Во время пленарных докладов удалось увидеть немного другой подход, как самого содержания докладов, так и выступления в целом. За этим было очень интересно наблюдать. Вторая часть первого дня конференции была посвящена мастер классам. Здесь я попала к своему преподавателю Н.Б. Ковалевой. Было интересно открыть нечто новое, что до этого момента я еще не представляла. Во второй день со своими докладами выступали и мы. Наверное, это был самый волнительный день. Было важно выступить и показать свое исследование и подход другим студентам и разумеется, услышать обратную связь. Было важно услышать мнение людей, которые не работали с тобой над исследованием, также замечания и советы для дальнейшей научной деятельности. В итоге хочу сказать, что это важный и интересный опыт для каждого студента и для меня лично. Я зарядилась множеством идей, которые хочется воплотить в жизнь. Студентка 3курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Елена Саина

Это был интересный опыт. Новое место, достаточно далеко, Санкт-Петербург. Мне особо понравился чешский профессор Мирослав Прохазко своим стилем выступления, с юмором, но и с глубоким пониманием. Также очень понравился мастер-класс по герменевтике в рефлексивно-позиционном подходе ведущих Натальи Борисовны Ковалевой и Леонида Катречко. Познакомилась я с ним почти два года назад, но принимать стала только сейчас. Не знаю, почему даже сама для себя. Но рада, что постепенно вхожу и погружаюсь в научную среду, имею возможность быть бок о бок с профессионалами, учиться у них и развиваться! Студентка 3 курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Анна Зуева

28 ноября мы с одногруппницами встретились на вокзале, посидели, поговорили, у каждой из нас было своё представление о поездке, свои ожидания. Большую часть пути в поезде я смотрела в окно, там были потрясающие виды, то леса, то дома с яркими огоньками. Когда мы приехали многие удивились, никто не ожидал что мы будем жить около леса, что нас будут окружать маленькие дома. Первый день конференции состоял из пленарных докладов и мастер-классов. Я бы никогда не подумала, что именно в Питере я приду к осознанию того, что меня действительно очень привлекает медиагерменевтика. Сейчас я думаю, что мне нужно обязательно хотя бы попробовать себя в этом деле. После мастер-класса мы решили ехать в Петергоф всем 3 курсом. С одной стороны, это было ошибочно, потому что поехали мы поздно и там всё было закрыто, находились мы там минут 25, сильно замёрзли и отправились обратно. Но с другой стороны мы провели время все вместе, пели песни, обнимались чтобы согреться. Второй день конференции состоял уже из наших докладов. Мы все очень сильно нервничали, зная, что выступать будем перед большой аудиторией. Если сказать честно, то от себя я ожидала немного большего. При выступлении у меня всё путалось, потерялась структура, немного садился голос. Я очень удивилась, когда заняла пятое место среди докладов, видимо моя тема всё-аки оказалась интересной. На этом наше проживание в общежитии ЛГУ пришло к концу. Хотелось бы добавить, что было очень легко просыпаться, наблюдая из окна чарующий рассвет и сосновую рощу, становилось так хорошо на душе, можно было смотреть на это часами. … На третий день в этом городе у нас была запланирована общая встреча в кафе, мы провели рефлексию с помощью метафорических карт, и нам дали обратную связь, разговоры были открытые и душевные, было очень приятно находиться в такой атмосфере. А уже ближе к вечеру мы направились в Эрмитаж. Я не была в нём уже на протяжении 6 лет. Было очень интересно. Жаль, что нам не хватило сил посмотреть всё. …За эти 4 дня я даже отвыкла от родного города. Кажется, что с одной стороны Москва и Санкт-Петербург очень схожи, но это не так, совершенно два разных города, с разной душой и настроением, с разным ритмом жизни. Нельзя сказать какой из них лучше, но побывать стоит и в одном, и в другом. Студентка 3 курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Маша Тертерян

Уже во второй раз мне посчастливилось побывать на конференции «Психология XXI века» ЛГУ имени Пушкина. Данная конференция принесла мне массу полезной информации, а также уйму положительных эмоций. На одной площадке собрались много молодых исследователей как из Санкт-Петербурга и Москвы, так и из других городов, что не может не радовать в настоящее время. Конференция стала отличным поводом, чтобы собраться на одной площадке с дорогими мне людьми, а также завести новые полезные знакомства для обмена опытом в дальнейшем. Хочется выразить огромную благодарность организаторам данного мероприятия, потому что все прошло в дружеской и уютной атмосфере, а также моему научному руководителю – Ковалевой Наталье Борисовне – за этот бесценный опыт! Студентка 4 курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Татьяна Дябина

«ВДОХНОВЕНИЕ – ЭТО УМЕНИЕ ПРИВОДИТЬ

СЕБЯ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ» (А.С. Пушкин)

29 -30 ноября в стенах Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина состоялась очередная ежегодная международная научно-практическая конференция «Психология 21 века. Современные тенденции развития науки и практики в психологии». В рамках конференции организационный комитет провел работу пленарного заседания, мастер-классов и работу секции по двум направлениям. Доклады пленарного заседания были очень интересны и полезны. Попав на мастер-класс Ковалевой Натальи Борисовны, мы как будто очутились в другом пространстве, где создавали что-то новое. Кроме того, было интересным побывать в психологическом музее, где ребята с психологического факультета рассказывали нам о когнитивных процессах и экспериментальных данных. Конференция позволила получить огромный заряд позитивных эмоций от общения с профессионалами – практикующими специалистами.  Я узнала много новых приемов, которые можно применить на практике и познакомилась с новыми для себя методами. Работа секции получилась насыщенной и плодотворной, где студенты и преподаватели пытались разобраться в сути исследований и наметить дальнейшие точки роста. Студентка 3 курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Дания Фатихова

Ежегодная конференция ЛГУ стала для меня и других студентов не только важным шагом на пути к становлению и утверждению в научном сообществе, но и прекрасной возможностью посетить чудесный зимний Питер, а также погрузиться в атмосферу ленинградской школы психологии через знакомство с её представителями. Эта поездка оказалась по-настоящему наполненной – во многом благодаря радушной встрече наших коллег из Северной столицы. Тёплый приём, заинтересованные преподаватели и студенты, высокий уровень как пленарных, так и секционных докладов – благодаря всему этому прошедшая конференция запомнится мне надолго, как нечто важное, произошедшее в моей жизни. Огромное спасибо участникам, организаторам, и вообще всем, благодаря кому данное событие стало возможным! Студент 4 курса Института детства (кафедра психологической антропологии) Виталий Минаев

 

 

05 / 12 / 2018

Показать обсуждение