Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ как будущий центр подготовки кинопедагогов

Новости МПГУ

16 мая ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков вместе с руководителями институтов и подразделений нашего университета принял участие в работе круглого стола «Социокультурное воспитание детей и молодежи средствами кинематографии», организованного Общественной палатой Российской Федерации в рамках проекта «Родительский медиауниверситет».

Главной темой дискуссии стало социокультурное воспитание детей с использованием средств кинематографии. Выступающие рассмотрели проблемные зоны данной тематики, а также внесли предложение о включении в План мероприятий до 2020 года Национальной стратегии действий в интересах детей программу по обучению детей средствами кино- и медиаматериалов.

Модераторами общественных слушаний выступили член Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Элина Юрьевна Жгутова и заместитель председателя Комиссии по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Денис Александрович Кирис. В своем обращении к участникам круглого стола Элина Юрьевна Жгутова отметила, что на мероприятии «представлены несколько успешных практик, которые действуют сегодня в стране, как правило, на основе энтузиазма их руководителей». Элина Юрьевна предложила ввести эти практики, воспитательную составляющую в образовательный процесс: «В этом заинтересованы мы все, и, думаю, государство тоже». Жгутова выразила надежду, что предложения участников круглого стола будут учтены и внесены в программу «Десятилетие детства» на ближайшие три года.

Открыл встречу ректор нашего университета, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков. Говоря о проблемах воспитания и формирования ценностей, он отметил: «Эти вопросы очень важны сегодня, когда мы ставим вопросы воспитания, в том числе и семейного, когда мы говорим о возвращении духовно-нравственных основ в образование как одном из приоритетов».

Отечественное кинонаследие имеет очень большой нравственный, духовный потенциал, который может и должен быть использован, уверен он. «Тот потенциал, который заключён в нашем кинематографе, который всегда, по крайней мере, в советское время, основывался именно на ценности гуманизма, любви, доброты и света, абсолютно может быть использован. И это будет органичный процесс, поскольку создатели киношедевров продолжали традиции русской культуры и литературы, пронеся их через весь XX век».

Алексей Владимирович подчеркнул, что советский кинематограф в лучших своих проявлениях демонстрировал высокий духовный потенциал, который мы видим в фильмах самых разных режиссеров. «Их произведения оказывали сильное моральное, духовное влияние на людей, – отметил он. – Кстати, многие даже к вере пришли именно благодаря кинематографу. Причем не просто обычные зрители, но и сами создатели киношедевров. Такие творцы, как великий, хотя и противоречивый в своих духовных поисках, режиссер и соотечественник Андрей Тарковский».

Ректор МПГУ напомнил участникам мероприятия, что «еще несколько лет назад главой Союза кинематографистов была выдвинута идея о создании золотой сотни отечественных фильмов, так сказать, базы кинематографического наследия, которую нужно изучать и в ходе образовательного процесса». Безусловно, это оправданные шаги, и вопросы, связанные с этим, сегодня обсуждаются уже в Государственной думе, проинформировал он собравшихся. Алексей Владимирович уверен, что эти сто фильмов должны быть приняты «как идея, как канон, который мы, конечно, будем формировать, дополнять и т.д.».

При этом, подчеркнул он, наличие подобного списка не означает никакого ограничения или изоляции. «Это не только наше наследие, но и наследие всего мира. Духовные ценности русского народа, которые содержатся в отечественном кинематографе, были восприняты зрителями зарубежных стран, вызвав у них повышенное внимание и интерес».

В своем выступлении заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи, Минобрнауки России Ольга Колударова отметила, что, согласно майскому указу №204, одной из задач, поставленных Президентом Правительству, значится воспитание гармоничной личности в том числе на основе традиций народов России. «И к 1 октября должен быть создан нацпроект в сфере образования, куда и то, о чем мы сегодня говорим, должно быть включено», сказала она.

Ольга Павловна Колударова напомнила участникам круглого стола о том, что министерством проделана работа по созданию перечня фильмов, которые рекомендованы к изучению в ходе образовательного процесса. «И нам ничто не мешает в рамках уроков литературы, МХК, истории осуществлять просмотр кинематографической продукции», отметила она. Но для этого учителю действительно необходимо научиться работать с современным оборудованием, информационной средой. В этой ситуации МПГУ может стать базовой площадкой, сказала Колударова, но для окончательной реализации проекта необходимо продумать формат работы, научно-методическую сторону вопроса и др. В процесс необходимо также привлекать и самих детей, используя потенциал Российского движения школьников, подчеркнула она.

В свою очередь, начальник управления молодежной политики МПГУ Арсен Аскербиевич Кайгермазов подтвердил готовность студентов университета и партнеров в десятках регионов России принять участие в этой работе. «Мы готовы включиться партнерскими проектами, всем своим человеческим ресурсом – в МПГУ богатая практика добровольческой деятельности, проведения масштабных проектов».

Вице-президент Фонда Святителя Василия Великого, председатель попечительского совета «Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям» Елена Игоревна Мильская отметила необходимость воспитания средствами кинематографа гражданского сознания и позитивного мироощущения у детей. «В кино в основном работают на то, чтобы воспитывать патриотические качества в детях, во взрослых людях. Это политика, а мы данный инструмент по ряду причин недооцениваем». Наша задача в фильмах, в программах показывать хорошие качества человека, а не только сложности, конфликты, отрицательные стороны жизни. «Наша задача – помочь родителям в воспитании детей, создав положительную атмосферу, в том числе в интернете, кино, на телевидении».

Выступающие также пришли к мнению, что одним из эффективных направлений в деятельности общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей является использование в них технологий и методик кинопедагогики. «В условиях визуализации образования, нового восприятия реальности детьми, мы должны активно использовать потенциал этого ресурса», подчеркнул Алексей Владимирович.

Обсуждая проблему необходимости аккумулирования работы по подготовке кадров кинопедагогики, ректор нашего университета отметил готовность МПГУ стать в перспективе такой площадкой. «Мы подходим к этому вопросу с солидным багажом. У нас богатые традиции, главное здание МПГУ на Пироговской стало чуть ли не самостоятельным персонажем отечественного кинематографа». Он напомнил, что именно здесь были сняты десятки известных фильмов ведущими режиссерами – Татьяной Лиозновой, Кареном Шахназаровым и другими. «Кстати, Карен Георгиевич в ближайшем будущем посетит наш университет, так что сотрудничество будет продолжено», проинформировал собравшихся ректор.

Кроме того, в МПГУ реализуется уникальный образовательный и воспитательный проект «Ректорский кинолекторий», материалы которого, отметил Алексей Владимирович, можно использовать для разработки медиапособия. В целом, заявил он, МПГУ готов провести и установочную конференцию, и развернуть на собственной базе всю необходимую работу, тем более что вокруг него собрано много энтузиастов, которые считают это своим профессиональным и человеческим долгом. «Наш университет готов взять на себя роль научно-методического центра и работать в условиях современного информационного мира», сказал Алексей Владимирович.

Участники круглого стола отметили, что особую роль в становлении и развитии дополнительного образования детей, молодежи и родителей должны занять программы повышения квалификаций учителей, педагогов дополнительного образования, разработка учебных программ и учебно-методических пособий. Они предложили создать ассоциацию, в которую вошли бы все заинтересованные стороны и экспертный совет, провести всероссийский семинар-совещание, обсудить вопросы подготовки людей, которые будут снимать детское кино, сформировать пул специалистов для эффективного юридического сопровождения всех мероприятий.

В заключение встречи Элина Юрьевна Жгутова предложила сформулировать и представить в недельный срок все предложения, затем обсудить их в Общественной палате, после чего направить в Минобрнауки и Минкультуры России для дальнейшей работы.

 

17 / 05 / 2018

Показать обсуждение

Обсуждение

Сергей Пимчев, 16 / 06 / 2018 в 18:45

Тема актуальная, это очевидно. Два практических предложения:
1. По поводу термина “кинопедагогика”. Мне оно кажется неточным. Подробнее можно специально обосновать. Более точное название, на мой взгляд, “кинообразование”. Попутно замечу, что тема “Кино и школа” была поднята ещё С.А. Герасимовым в 70-е годы и рассматривалась методологически образцово,
2. По поводу научно-методических основ. Один из организационно-педагогических принципов площадки кинообразования в МПГУ – продвижение нашего кинематографа в педагогическую и молодёжную среду на основе современных ИКТ и Интернет. Что я имею в виду? Очень многие люди, особенно молодёжь, “живут в Сети”. Именно в Сети можно создать виртуальный Музей кино, на базе которого могут “тусоваться” разные сетевые, например, молодёжные, сообщества. И на этой основе – продвигать, привлекать внимание, обсуждать именно то кино, которое МПГУ считает элементом подлинной российской культуры. Дать Музею кино (название может быть и другим) броское, привлекательное название, что молодёжь любит. Ещё, мне кажется, можно использовать в качестве бренда имя самого С.А. Герасимова.