Институт детства МПГУ объявляет набор на новую магистерскую программу «Госпитальная педагогика». Ее выпускники смогут обучать детей, находящихся в больницах на длительном лечении. Об особенностях программы рассказывает ее руководитель, заведующая кафедрой психологической антропологии, доктор педагогических наук, профессор Ирина Демакова.
– Ирина Дмитриевна, как возникла идея магистерской программы?
– Идея вызревала несколько лет, и к открытию программы привели разные обстоятельства. Самым значимым, как в любом деле, оказался человеческий фактор: вместе собрались люди, которым небезразличны судьбы детей, находящихся на длительном лечении.
Идейный вдохновитель программы – Евгений Александрович Ямбург, директор московской школы № 109, один из инициаторов создания и развития системы госпитальных школ в России. Он выпускник МПГУ, а сотрудничество с выдающимися выпускниками – давняя традиция нашего университета и его молодой ветви – Института детства. Ежегодно Евгений Александрович читает нашим студентам открытые лекции о стратегии и тактике развития образования в ХХI веке, о том, какого педагога ждут в школах, каким должен быть учитель будущего.
Создавая программу, мы исходили из запросов родителей, школьных педагогов и администраторов. В прошлом году наша кафедра организовала программу повышения квалификации «Навигация и консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями», обучение прошли около 1100 специалистов в сфере образования, и наиболее часто звучал вопрос о психолого-педагогической поддержке, сопровождении детей, находящихся на длительном лечении.
В регионах активно распространяется модель образовательного проекта «УчимЗнаем» https://uchimznaem.ru/ – уже открыто 35 госпитальных школ. Так что специалисты по госпитальной педагогике необходимы.
Замысел магистерской программы созвучен целям и задачам, заложенным в программе развития кафедры психологической антропологии до 2025 года. Поддержку и сопровождение детей с различными образовательными потребностями мы рассматриваем как перспективное направление подготовки педагогов.
– Кто разрабатывал программу? Какие организации стали партнерами МПГУ в предстоящей подготовке магистрантов?
– Над программой работала команда, состоящая не только из преподавателей МПГУ.
Сейчас в нее входят, во-первых, С.В. Шариков, руководитель проектного офиса «УчимЗнаем», и его коллеги.
Институт детства имеет давнюю историю сотрудничества с проектным офисом «УчимЗнаем» – год создания кафедры психологической антропологии совпадает с годом появления проекта «УчимЗнаем». Между нами много общего, но самое главное – наш подход основывается на детоцентризме и гуманистических принципах педагогики. Мы одинаково понимаем конечную цель нашей магистратуры – подготовку Специалиста для Ребенка.
Во-вторых, это профессорско-преподавательский состав кафедры психологической антропологии, среди которых: Л.Б Шнейдер (ведущий специалист страны по проблемам психологии семьи), Г.В. Семья (психология деинституализации сиротства), А.С. Обухов (вопросы развития исследовательской деятельности учащихся), Е.В. Трифонова (психология игровой деятельности) и другие коллеги.
В-третьих, это специалисты в области дефектологии – представители дефектологического факультета Института детства А.А. Алмазова, Т.А. Соловьева, Е.В. Кулакова.
И, в-четвертых, конечно же, невозможно представить реализацию программы «Госпитальная педагогика» без медицинских основ. Поэтому привлечены специалисты кафедры анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии МПГУ.
В реализации программы будут участвовать и другие вузы, с которыми мы сотрудничаем, – МГППУ, ВШЭ.
Еще один наш партнер, о котором стоит упомянуть, – Реабилитационный центр Дом «В гостях у Незнайки». Это проект, в котором создаются условия для успешной реабилитации детей-сирот, проходящих лечение в Российской детской клинической больнице. Научный руководитель – В.К.Зарецкий, с которым нас связывают годы дружбы. Студенты дефектологического факультета всегда участвуют в мероприятиях, которые организуют учащиеся этого Центра.
– Расскажите о содержании и структуре магистерской программы, об основных учебных курсах.
– Программа «Госпитальная педагогика» соответствует требованиям к уровню современной магистратуры, в ней есть базовая часть и вариативные блоки.
Содержание построено так, чтобы в полной мере охватить различные аспекты, которые важно знать специалисту, работающему с детьми в условиях стационара и амбулаторного лечения. Дается глубокий обзор психолого-педагогического блока научной литературы, связанной с психологией и образованием таких детей. Ряд дисциплин касается поддержки и сопровождения семьи ребенка. Отдельный блок посвящен специфике образовательной деятельности детей разных нозологических групп – ведь в условиях стационара могут оказаться дети с ОВЗ.
Заболевание не только влияет на повседневную жизнь ребенка, но может воздействовать и на его психическое состояние, поэтому сложно представить программу магистратуры по госпитальной педагогике без медицинского блока. Наш выпускник должен уметь взаимодействовать с ребенком любого уровня мотивации, поэтому будем знакомить студентов с различными ресурсами, помогающими работать с высокомотивированными детьми, – это научно-исследовательские площадки, Корчаковский центр, лагерь «Наш дом» и другие.
Отдельная дисциплина затрагивает вопросы профессионального выгорания в условиях госпитальной педагогики (автор Л.Б.Шнейдер). Специалисту важно знать, как сохранить оптимизм, позитивное отношение к жизни и собственное эмоциональное благополучие, сталкиваясь лицом к лицу с вопросами жизни и смерти.
Пребывание в условиях стационара – травматичный и нетипичный опыт для ребенка, кризисная, экстремальная ситуация. Нашим выпускникам необходимо знать основы организации психологического сопровождения детей и подростков, переживших травматический опыт, владеть методами сопровождения кризисных и травматических ситуаций в образовании. Здесь поможет курс «Психология травмы», разработанный Е.В.Казенной. Это известный клинический психолог, член Европейского сообщества по травме и диссоциации, которая работала психологом экстренного реагирования в МЧС.
– При обучении детей, находящихся на длительном лечении, используются дистанционные технологии. Предусмотрен ли специальный курс, помогающий освоить эти технологии студентам магистерской программы?
– Конечно. Если ребенок лечится дома или в условиях стационара, необходимо не только психолого-педагогическое сопровождение, но и особая организация образовательной среды. Для некоторых детей дистанционные технологии являются единственно возможным способом взаимодействия с внешним миром, и это подтверждено опытом проекта «УчимЗнаем». Поэтому совместно с представителями проекта «УчимЗнаем» запланирован курс «Дистанционные технологии и электронное обучение в госпитальной педагогике» (И.Ю. Долуев).
– Программа «Госпитальная педагогика» – заочная. Почему выбрана именно такая форма?
– Очевидно, среди наших студентов будут представители регионов, где активно распространяется модель госпитальной школы «УчимЗнаем», создаются новые образовательные площадки. Они смогут не переезжать в Москву и совмещать учебу с работой.
Заочная форма предполагает регулярный контакт и сопровождение посредством программного обеспечения и информационных справочных систем университета: портала электронного образования «Мой МПГУ» (MOODL) и других. Выделяются часы и на очные встречи. Мы исходим из того, что наши студенты будут людьми высокомотивированными и благодаря программе объединятся в профессиональное сообщество.
– Где студенты будут проходить практику? Какие есть варианты для трудоустройства выпускников?
– Возможностей для практики очень много – все зависит от запросов магистрантов и потребностей регионов, где они живут. Можно будет пройти ее не только на площадках «УчимЗнаем», но и в других учреждениях. Университет, в свою очередь, готов оказать поддержку – если понадобится, будем обращаться в ресурсные центры, чтобы студент прошел практику в своем городе. В любом случае все наши магистранты смогут ознакомиться со средой «УчимЗнаем», с командой этого проекта, будут включены в дистанционном режиме во все значимые мероприятия и события проектного офиса – конференции, мастерские и так далее.
Что касается трудоустройства, то спектр возможностей также очень широк. Выпускник магистерской программы – это современный педагог, помогающий специалист (помогающий практик), чрезвычайно востребованный в инклюзивном («включающем») образовании в его подлинном смысле. Он может работать в специальных образовательных структурных подразделениях медицинских организаций, в школах, в центрах социально-медико-психолого-педагогической поддержки, в широкой сети дополнительного образования. Полагаю, кто-то из выпускников откроет собственное дело.
– Охарактеризуйте идеального студента программы «Госпитальная педагогика»: каким он должен быть? И что необходимо абитуриентам для подготовки к комплексному вступительному экзамену?
– Студент нашей программы – человек, исповедующий гуманистические ценности и заинтересованный в создании собственного образовательного «продукта» по результатам обучения. Неважно, сколько ему лет и где он работает. Мы ждем тех, кто заинтересован в своей работе, доброжелательно относится к детям и готов к весьма серьезному обучению.
Комплексный вступительный экзамен – это проверка базовых знаний в области психологии и педагогики. Мы рекомендуем абитуриентам в ходе подготовки ознакомиться с лекциями С.В. Шарикова, Е.А. Ямбурга, Т.А. Соловьевой и других известных специалистов, определиться с примерной темой будущего исследования, ответить самому себе на вопрос о причинах выбора именно этой магистерской программы: какие возможности она открывает перед вами и какой вклад вы сможете внести в развитие госпитальной педагогики в России.