Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ в городе образования

Новости МПГУ

В рамках Московского международного форума «Город образования» (29 августа – 1 сентября) прошел круглый стол «Реализация и перспективы развития проекта предпрофессионального образования «Академический (научно-технический) класс в московской школе». Развитие данного проекта обсудили Министр науки и высшего образования Михаил Котюков, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина Исаак Иосифович и представители педагогического и научного сообщества России. В своем выступлении Михаил Котюков отметил, что «идея создания академических классов в московской школе уже обсуждалась с московскими городскими властями. Первые три года дали определенный положительный эффект в развитии этого проекта. И сегодня идет речь о продвижении его в регионы России».

В проекте «Академический (научно-технический) класс в московской школе» приняли участие около 300 учащихся города Москвы, институты Российской Академии Наук и высшие учебные заведения. Министр подчеркнул, что «на сегодняшний день этот проект имеет хорошие результаты. В школах, участниках проекта, повысилось качество проектно-исследовательской деятельности учащихся, руководителями проектов стали научные работники академических институтов. Министерство науки и высшего образования заинтересованно в этой деятельности и надеется, что этот проект будет развиваться и дальше. Более того, планируется тиражировать опыт Москвы на территории Российской Федерации. В связи с этим региональным властям необходимо будет провести тщательный отбор организаций, которые будут участвовать в этом проекте. Мы ожидаем, что качество научно-исследовательских проектов учащихся будет повышаться в связи с расширением этого проекта». Михаил Котюков в своем выступлении публично попросил Исаака Калину увеличить на московской площадке количество участников этого проекта в два раза из числа академических институтов и высших учебных заведениях. Также Министр обратился с просьбой поделиться московским опытом с российскими регионами, т.е. масштабировать проект. Так как к 2030 году перед Министерством стоит задача подготовить более 35000 новых ученых. «Страна нуждается в новых научных кадрах. К 2030 году такими кадрами станут сегодняшние старшеклассники», – особо отметил Министр.

О том, как этот проект обсуждался с Федеральным Министром рассказал Исаак Калина. «У Федерального Министра была некоторая осторожность с принятием решения, неуверенность в ученых, которые может быть не захотят приходить в школы (отрываться от своих академических исследований и входить в класс для общения с детьми), но поскольку, руководство данным проектом взял сам Михаил Котюков, то проект был запущен. Сегодня опыт трех лет показывает, что эта идея была позитивной. Она дала некоторый долгожданный эффект и, главное, уже есть достижения у московских школьников в области научно-исследовательской деятельности». Поэтому, сегодня он не видит никаких препятствий к увеличению числа участников в проекте «Академический класс». По словам И. Калины в Москве появилось еще одно важное направление в развитии московского образования – это академические классы, которые позволяют учащимся реализовать свою мечту «войти в научное пространство». По мнению руководителя Департамента образования и науки города Москвы, это «позволит обеспечить в ближайшем будущем перспективные рабочие места в научно-исследовательском секторе. Потому что, участвуя в этом проекте, школьники осваивают первичные рабочие навыки в научной среде: работа с оборудованием, постановка исследований. И даже, если кто-то не пойдет получать высшее образование, то у него есть видение того, что рабочее место может быть не только в знакомой ему сфере услуг, но и в том числе в обслуживании научных комплексов. Этот проект позволяет московским школьникам реализовать свою мечту. Москва готова принять предложение Михаила Котюкова о тиражировании этого проекта в других регионах России». Исаак Калина официально подтвердил, что Москва возьмется за расширение и тиражирование этого проекта на всю Россию и расширит количество участников проекта на московской площадке более чем в два раза.

Далее заместитель директора Департамента координации деятельности научных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ирина Чугуева сообщила о том, что готовится совещание в Министерстве науки и высшего образования РФ с представителями регионов о расширении этого проекта. Ирина Николаевна отметила, «что сегодня в Российской Федерации растет количество школ, которые занимаются проектной деятельностью с учащимися». Она отметила, что Министерство определило семь пилотных регионов, которые с 2020 года будут включены в проект академический класс в школе, по примеру московской площадки. Приоритет отдан тем регионам, в которых находятся академические институты. Это позволит развить научный потенциал регионов и актуализировать подготовку молодых научных кадров.

Исаак Калина добавил, что в Москве есть проект по повышению квалификации руководителей школ под названием «Взаимообучение городов». В этом проекте участвуют 92 города и Москва готова поделиться опытом по реализации проекта «Академический класс в школе».

В ходе круглого стола участники обсудили также инициативу Министерства – проект «Кружок от академиков». Суть проекта заключается в том, что академики будут вести открытое обсуждение с учащимися школ по актуальным проблемам науки. В связи с этим директор московской школы № 1502 при МЭИ Владимир Чудов рассказало том, как школа вошла в проект «Академический класс» и привлекла к работе академиков РАН. По словам директора школы, специфика состоит в обучении только старшеклассников. Педагогическому коллективу хотелось профильное обучение сориентировать на научно-исследовательскую деятельность. Поэтому были приглашены сотрудники академических институтов для участия в образовательных программах школы. В частности, с ними вплотную сотрудничает Институт общей физики им. А.М. Прохорова. Владимир Чудов отметил, что в рамках этого проекта школа получила возможность включить научное оборудование академического института в учебный процесс, осуществить погружение школьника в реальную научную среду. Подобные классы, по мнению директора школы, являются прообразом мини-Сколково, мини-Сириусов в городских условиях, где есть, в том числе академические институты. Такое взаимодействие позволяет повысить качество научных докладов школьников на различных конференциях.

В выступлении представителя Института биоорганической химии им. Академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН Татьяны Овчинниковой «академический класс» позволяет соединить большую науку с образовательным процессом. Институт открыл совместно с рядом школ академические и биологические классы. В рамках этого научного проекта в институте регулярно проводятся молодежные чтения для аспирантов и школьников. Всего в проекте задействовано 217 школьников, 83 аспиранта. В этом году Институт вышел на сотрудничество с Высшей школой экономики, которая открыла у себя биологический факультет. Эта площадка будет использоваться для подготовки биотехнологов. Институту помогает Федеральное учебно-научное общество, которое участвует в программах повышения квалификации учителей по молекулярным методам биологии.

Вузовское сообщество представлял наш университет. От МПГУ выступал директор Института физики, технологии и информационных систем Дмитрий Исаев. Он отметил, что МПГУ участвует третий год. Это позволяет учащимся академических классов сотрудничающих с МПГУ и академическими институтами осуществлять проектную деятельность по наиболее интересным научным направлениям. В проект вовлечены не только школьники, но и их учителя, в рамках которого МПГУ организует не только предпрофессиональный экзамен с практической составляющей аттестации школьников, но и подпроект «Троицкая школа повышения квалификации учителей». На базе научно-исследовательских институтов города Троицка, с участием академиков, учителя имеют возможность не только послушать лекции от известных ученых, но и побывать в научном комплексе, реально посмотреть, как осуществляются исследования, на каком оборудовании работает высокая наука. С проектом «Академический класс» сопряжен еще один подпроект МПГУ, своего рода «научное волонтерство», который называется «Физическая гостиная». Молодые преподаватели, аспиранты и студенты осуществляют просветительскую деятельность по увлекательной физике в школах, хосписах, в учебных заведениях для детей с девиантным поведением, на открытых городских площадках. Эти мероприятия пользуются огромным успехом. Помимо этого, этот проект переплетается с еще одним проектом в городе Москве- «Университетские субботы». Дмитрий Исаев в качестве примера привел показательные лекции по экспериментальной физике, на которые москвичи приходят целыми семьями, от детей 3,5 лет до пожилых людей. Они с одинаковым интересом и увлечением во время лекций наблюдают за физическими опытами.

В МПГУ выпускники академических классов получают дополнительные баллы при поступлении в университет, даже если предпрофессиональный экзамен они сдавали на площадках других вузов.

Из зала был задан вопрос – будет ли этот проект распространяться только на естественно-научную группу предметов, или на гуманитарные предметы тоже? Дмитрий Исаев ответил, что в МПГУ реализуется много программ гуманитарного направления. Для выпускников гуманитарных классов проводятся предпрофессиональные экзамены, и мы засчитываем их результаты как дополнительный балл при поступлении в вуз».

На круглом столе далее выступил заведующий Палеонтологического музея им. Ю.А. Орлова РАН Александр Карху. Он познакомил участников с содержанием проекта «Кружок от академика» в котором участвует музей.

Министр Михаил Котюков поблагодарил всех участников круглого стола за интересное общение и отметил, что «перед нами стоит большая задача по вовлечению школьников в научно-исследовательскую деятельность. Участие в этом проекте безусловно позволяет повысить качество обучения учащихся, расширить границы их научного познания и коммуникативные компетенции».

На площадке была достаточно заинтересованная дружеская атмосфера. Выступающие отметили, что надо больше информировать о том, как развивается этот проект в стенах вузов, на школьной площадке и в академических институтах. Необходимо расширять такую форму общения ученых и школьников, как летние практики, научные летние школы для учащихся. Координатор этого проекта Ирина Чугуева в заключение отметила, что этот обмен опытом был весьма полезен и несомненно будет использован при его тиражировании на территории Российской Федерации.

Ирина Ганем

05 / 09 / 2019

Показать обсуждение