Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

Н.Д.Никандров: Военные годы в Ленинграде (из детских воспоминаний)

Новости МПГУ

Член Попечительского совета МПГУ, академик РАО Николай Дмитриевич Никандров рассказал о своем детстве в годы Великой Отечественной войны.

Я родился в Ленинграде в октябре 1936 года, но вообще до войны мы жили в Пулкове под Ленинградом, где мама работала заведующей родильным домом. Видимо, это было из-за кадрового голода, потому что она имела только образование медсестры.

В ноябре 1939 года отца, рабочего,  призвали на военную службу – началась советско-финская война. Поэтому помню я отца очень плохо:  после окончания той войны его еще не успели демобилизовать, когда началась Великая Отечественная. Остались только смутные воспоминания раннего детства и одна фотография размером три на четыре  сантиметра. Он, рядовой Красной армии, погиб на ленинградском фронте в 1944 году. Фотографию эту прикрепляю. Не осталось, к сожалению, даже писем, не осталось почти никаких документов, которые принято хранить в семье. Причина проста: буквально в самом начале войны мы перебрались в Ленинград, где медсестры были очень нужны. А там пришлось сменить несколько адресов, последовательно разбомбленных домов. Можно сказать, что в какой-то мере мне спасло жизнь то, что мама часто брала меня с собой в госпиталь.

Вот эти частые и долгие часы в госпитале запомнились. Конечно, от самых тяжелых зрелищ боли и смерти мама и ее подруги-медсестры меня, пятилетнего,  спасали, но вид изувеченных, безногих, безруких, перебинтованных бойцов помню хорошо. Помню, как по-доброму бойцы относились ко мне, тогда по виду заморышу, как иногда награждали куском хлеба или сахара. Слово «награждали» использую в двух смыслах. Во-первых, понятно, что кусок хлеба или сахара тогда имели совсем иную ценность, чем в мирные и благополучные времена. Кроме того, я читали бойцам детские и патриотические стихи, даже пел песни. Читал «Жили три друга – товарища в маленьком городе N», о чем рассказал автору – С.В.Михалкову у него на даче, когда я уже был президентом РАО, а он – академиком. Стихотворение  было написано еще в 1937 году, передавалось по радио, которое в Ленинграде работало непрерывно. Пел «Мы летим, ковыляя во мгле», совсем не зная, что это была песня об американских бомбардировщиках, ведь ее исполняли Л.О.Утесов и Э.Л.Утесова в 1943 году. Совсем не будучи певцом, через сорок пять лет, читая лекцию в американском Гарвардском университете о советской системе образования, я ее спел по-английски американским студентам и был награжден аплодисментами…

О ленинградской блокаде написано много – и исторических материалов, и исследований, и воспоминаний. Понятно, что восприятие этого времени, быта и людей ребенком не могло быть вполне адекватным. Только несколько штрихов…

Помню чувство постоянного голода, голода, который отличается от появляющегося аппетита в наши дни. Когда-то я думал, что запомнить это чувство невозможно; теперь знаю, что ошибался.

Помню, как горько плакал, когда узнал, что найденные мною во дворе грибы были «погаными» (так называла их моя бабушка, почему-то не поганками).

Помню, что нередко видел тела мертвых людей на улицах, людей, которых свалил голод, а не бомбы или снаряды.

Помню бомбежки, помню то, что взрослые  «почему-то» боялись их больше, чем мы – дети.

Помню то, за что получил свою медаль «За оборону Ленинграда» в 1944 году. Только потом узнал, что эту медаль получили более 15 тысяч ленинградских детей, в основном, конечно, постарше меня. Я, нарушая все запреты, лазал на крыши и чердаки со взрослыми во время воздушных тревог, стремясь огромными щипцами отнести в ящик с песком куски горящего металла от зажигательных бомб. Мне, как я тогда считал, «не повезло». Это было уже в самом конце блокады, обстрелов было меньше, и мне не пришлось отнести ни одного куска. Но «какой-то дядя» – как выяснилось потом, корреспондент газеты,- сфотографировал меня, и я тоже получил медаль «За оборону Ленинграда». Тоже – потому что ее получила и моя мама, и три ее сестры. Так что сегодня я, единственный из них оставшийся в живых, храню чудом сохранившиеся пять медалей. Своей я горжусь не меньше, чем орденами, которыми меня много позднее награждали наши президенты Д.А.Медведев и В.В.Путин… На прикрепленном фото я в пиджаке со всеми орденами и медалями, которые надеваю, конечно, только  в памятные дни, связанные с войной и победой.

В 1944 году я пошел в школу. Всю свою школьную жизнь  я проучился в одной школе – мужской средней школе № 30 Василеостровского района города Ленинграда. Уточнение важное в том смысле, что, поступи я в школу на пару лет раньше, пришлось бы трижды ее сменить: три дома, в которых я жил с мамой, были разбомблены. Но мама работала медсестрой, обычно брала меня с собой в госпиталь, и это спасло жизнь, хотя заставляло менять адрес. В 1944 году, когда я пошел в школу, бомбежек уже не было, и мои школьные воспоминания – это воспоминания об одной и той же школе.

Учиться мне нравилось, нравилась и школьная жизнь за пределами учебы. Правда, это краткое предложение покрывает такой большой временной промежуток, что  требует пояснения. Самые первые годы запомнились интенсивным общением – ведь до школы из-за частых переездов естественной детской дружбы сложиться не могло. Слово «общение»,  думаю,  я тогда не употреблял, возможно, и не знал, но радость от общения точно испытывал. Кроме того, я помню, – хотя больше эмоционально, нежели аналитически, – что учителя различными способами старались «сдружить» нас, поощряли взаимопомощь. Навсегда запомнил, например, такой случай. Мы все были блокадные, истощенные дети, которым всегда хотелось есть. Но однажды наша учительница Линда Августовна (фамилию так никогда и не узнал) предложила нам всем сложиться по ложке  винегрета для особо хилого парнишки – и никто не отказался. А винегрет давался в блюдечках, так его было мало. Да, это ведь значит еще, что в школе кормили, и этот такой убогий в то время школьный завтрак был очень важен для всех.

Меня научили немного читать еще до школы, а в школе я очень быстро овладел и техникой чтения, и интуитивной почти абсолютной грамотностью. Орфографических и пунктуационных ошибок не делал практически никогда, поэтому, когда учительница заболевала,  мне иногда поручалось читать какую-нибудь книгу всему классу. Признаюсь, я этим очень гордился, и если когда-либо это поручалось другому (наверное, в воспитательных целях), я испытывал, как бы выразился сейчас, некоторый дискомфорт.

Школа была одна, но учителя менялись. Тем увереннее и с некоторой статистической определенностью я могу  сейчас сказать, что плохих учителей (злых, некомпетентных, выделявших «любимчиков») не было. Разумеется, как всегда и везде, многие учителя имели прозвища, чаще не обидные, над многими мы подшучивали, иногда не очень изящно, что почти граничило с хулиганством. Я этим тоже грешил, имел соответствующие записи в дневнике. Но хорошо помню, что учителя как-то нас берегли, я не помню случаев исключения из школы  за то, что, в общем, можно было назвать хулиганством. Помню и то, что, когда у учителей что-то случалось в семье, мы немедленно превращались в самых послушных детей, что, впрочем, естественно.

Все помнят,  как  в середине 1980-х годов появилась педагогика сотрудничества. Но, вспоминая свои школьные годы и не сколько не уменьшая роль педагогов, которые эту педагогику развивали, я не могу уйти от мысли, что – по крайней мере в  нашей школе – она уже была в те давние времена. Да и не только в нашей. Понятно, что мне приходилось общаться с очень многими выпускниками тех лет (напомню, я – школьник с 1944 по 1954), и они в большинстве своем так же оценивали свои школы. Разумеется, были исключения, были и очень разные учителя, обобщать всегда трудно. Но, по мнению многих моих однокашников и однолеток, «Чучело» – фильм не про нашу школу. «Доживем до понедельника» – ближе к ней, хотя то, что происходило в учительской и что хорошо показано в фильмах, мы не видели.

Но время, конечно, было другое. И если как-то оценить воспитательную систему, то сразу надо сделать поправку на одно не очень важное обстоятельство  – это была мужская школа. Да, на самом деле это было не так важно.  А вот вторая поправка, действительно, важна. Это было время «административно-командной системы», время «культа личности». Разумеется, ни тот, ни другой термины не отражают той жизни во всем ее многообразии, именно поэтому беру их в кавычки. И когда я слышу о «винтиках», о «казарме» и т.п., я не узнаю ни той жизни, ни людей того времени вокруг себя.  Понятно, что семилетнему ребенку в этом было и не разобраться, но в конце школы, лет в 16-17, я уже кое-что соображал.

Что мы видели  и что нет? Отмечались все революционные праздники, отмечались школьными линейками, пионерскими и комсомольскими собраниями, соответствующими выступлениями лидеров школьного, классного, отрядного и звеньевого масштаба. И, конечно, пока шла война, уделялось внимание героизму советского народа, борьбе с фашизмом, конкретному продвижению наших войск. Помню, как мы гордились своей Родиной, ее силой и величием, как мы тогда его понимали. Но и эстетическому воспитанию время уделялось. Жили бедно, по крайней мере, те, кого я лучше знал. Поэтому фильмы, которые «крутили» в затемненном коридоре школы, мы все очень ценили, хотя и походы  в кино,  в отличие от современности, были общедоступны.  Нередко ходили бесплатно или почти бесплатно в театр, а  музеи для младших школьников были бесплатны все, включая Эрмитаж.

Не видели мы в большинстве случаев того, что реально было, но о чем не принято было говорить – репрессии и все, что с ними связано. Не буду повторять того, что уже не раз обсуждалось и писалось в этой связи. Я делаю здесь акцент на том, что ни разу ни в классе, ни в школе не слышал разговоров на эту тему.  Но это было. Сам я, например, лишь позднее узнал, что дед был священником, был арестован и позднее расстрелян, еще позднее реабилитирован, что мама и ее сестры были (соответственно) «лишенками», т.е. пораженными  правах. Когда поступал в университет, с удивлением  увидел, как мне показалось, чересчур подробную анкету. (Правда, анкеты, которые заполняешь сейчас при поездке в некоторые зарубежные страны для их посольств, еще более подробны). Но никаких трудностей в общении в зависимости от «социального происхождения» и зарплат родителей мы не испытывали.

Вспоминая это все сейчас, сравнивая с современной ситуацией, не могу отделаться от мысли, что и тогда было социальное расслоение. Мама растила меня одна, отец моего лучшего школьного приятеля был доцентом с зарплатой в 8 раз выше маминой. Это никак не мешало нам общаться, бывать друг у друга дома. То есть дело не только в разнице зарплат, а в том настрое, который передается детям школой и всей системой социализации. Назвать  ту систему «уравниловкой» как-то не могу.  Но, конечно, заранее готов принять критику в том смысле, что видел и мог сознательно оценивать только небольшой отрезок реальной жизни. Сразу же вспоминается известный рассказ о том, как трое слепцов оценивали слона, ощупывая   его с разных сторон. Допускаю, что мне просто повезло.

По тем временам школа была неплохо оборудована, хотя это была обычная школа. Того, что сейчас наш академик В.Г.Разумовский  удачно назвал «меловой физикой», что есть, увы, во многих школах сейчас, не было. Нам показывали много физических, химических и других экспериментов, практически вся неорганическая химия была построена на эксперименте, и независимо от всяких прочих пристрастий все любили эти уроки. Понятно, не было компьютеров, но показывали учебные фильмы, давали слушать пластинки при изучении иностранных языков.

В старших классах учителя уже относились к нам как к взрослым. Помню, как обсуждали в девятом классе вопрос, надо ли учителям обращаться  к ученикам на «вы». Решили вопрос положительно – надо, но одновременно согласились и в том, что обращение на «ты» есть своего рода похвала и поощрение, некоторый показатель дружеской близости.

Один известный выпускник Московского университета дореволюционного периода в своих воспоминаниях написал: «мы мало вынесли из университетских лекций, но много вынесли из университетской жизни». О себе могу сказать, что школа дала мне много и в том, и в другом отношении.  И не понимаю, когда люди, вспоминая свою школу, обсуждая школы вообще, вместо естественного и справедливого чувства благодарности выбирают отрицательное. Оно, конечно же, было. Трудно себе представить  10-11 лет безоблачного школьного счастья. Но я своей школе бесконечно и безоглядно благодарен. Благодарен и своим учителям.

Кто же был в моей жизни, если вспоминать именно учителей?

О своей первой учительнице, Линде Августовне, я уже написал выше несколько строк.  Конечно, можно было бы написать не только об этом  давнем эпизоде из послеблокадных ленинградских  времен, ведь она научила нас многому. Но, вспоминая именно этот эпизод, я понимаю,  насколько же правильно было в варианте закона «Об образовании» 1996 года сменить приоритеты и определить образование как «воспитание и обучение», а не «обучение и воспитание» как было написано в 1992 году, в год принятия этого Закона. Допустим, что мальчишки из 1-а класса моей тридцатой мужской средней школы Василеостровского района города Ленинграда не выучили бы чего-то сегодня.  Даже не важно, по чьей вине: из-за своей лени, из-за недосмотра или неопытности учителя, из-за несовершенства методических материалов и т.п. Они с большой вероятностью могли бы выучить это завтра. С воспитанием дело,  понятно, обстоит сложнее. И, уверен, та прививка добра, которая тогда была сделана, – а другие примеры такого рода, может быть, просто стерлись из памяти, – была нужна и необходима для всех.

И второе, что тоже с необходимостью следует из того случайного эпизода. Наши учителя – это не только люди, которые нас по долгу службы учили в школе, вузе, других учебных заведениях. Это все люди, которые научили нас  доброму и значимому в жизни, научили общаться, помогать, прощать, любить «просто так», а не «за что-нибудь». Мне видимо, на самом  деле повезло, потому что и после школы жизнь сводила меня с людьми, общение с которыми заставляло вспомнить моих первых учителей. Два примера из жизни.

Сначала – из «не совсем взрослой», студенческой (психологи говорят о «втором юношеском» возрасте). Я – студент  филологического факультета Ленинградского университета. Среди многих интересных преподавателей  двое были замечательны уже тем, что иногда говорили друг с другом по-латыни и по-древнегречески, и это, признаюсь, «впечатляло». Это были Яков Михайлович Боровский, преподававший в нашей студенческой группе, и Аристид Иванович   Доватур, который работал в параллельной группе.  В перерыве между лекциями подходит ко мне Аристид Иванович и говорит: «Николай Дмитриевич», – а Николаю Дмитриевичу нет еще девятнадцати,- «у меня два билета в театр, но так ужасно болит зуб, возьмите, билеты все равно пропадают». Жили мы бедно, и поход в Мариинку (и тогда мы называли именно так Государственный академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова – без всяких, впрочем, отрицательных эмоций по отношению к Сергею Мироновичу) всегда был подарком судьбы. В тот раз судьба распорядилась так, что этот подарок был мне вручен А.И.Доватуром. Я больше для приличия, нежели на самом деле, спросил, «Удобно ли?», поблагодарил,  взял билеты, посочувствовал по поводу больного зуба… Но минуты через три увидел, как «больной» заразительно смеялся, с кем-то разговаривая, что явно не вязалось с острой зубной болью. Я сразу понял, что это была уловка – заставить меня взять билеты и притом не обидеть. Понял и, конечно, оценил человеческую доброту и педагогическую мудрость профессора.

Через много лет, уже доктором наук, я побывал дома у Аристида Ивановича. Это была ленинградская коммуналка, ему принадлежала большая комната, которая на три четверти была заставлена книжными полками, а половина «напольного» пространства была занята бутылками из-под кефира. В те времена профессор, заведующий кафедрой мог позволить себе гораздо больше.  Но это был бессребреник, человек, беспредельно преданный науке и любивший людей. Когда-то, еще при его жизни, я с удивлением узнал, что он отбыл срок  в лагерях. Я знал его слишком мало, чтобы делать об этом выводы.  Однако почти уверен, что это было по пустому, но тогда наказуемому навету. Тем более достойно уважения, что это не помешало ему делать добро.

Вот таким  был Аристид Иванович Доватур, не учивший меня никакому конкретному предмету, но мой Учитель. Учитель с большой буквы.

О другом Учителе, который тоже не научил меня какому-либо предмету, но дал незабываемый жизненный урок, скажу  короче. Я был уже молодым доктором наук, заведующим кафедрой педагогики высшей школы Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена (теперь – Российский государственный педагогический университет, носящий то же имя). Ректорствовал тогда Александр Дмитриевич Боборыкин, член-корреспондент АПН СССР.  В общении он был немного вельможен, хотя никаких конкретных случаев высокомерия или недоброжелательства не припомню.  И вот в один совсем  – именно из-за этого случая – совсем не прекрасный день вызывает меня А.Д. и говорит: надо написать письмо с осуждением Сахарова. Да такие письма тогда писали, писали и отдельные люди, и коллективы. Мне, слава Богу, не приходилось. Но положение было непростым. За отказ тогда (1970-е годы) можно было поплатиться – во всяком  случае, неприятностями на работе. Я никогда не был диссидентом, был просто нормальным советским человеком. Но, понимая всю серьезность того момента, подумал буквально секунды и  сказал А.Д.Боборыкину, что такого письма писать не буду. Последовала пауза минуты на полторы, в течение которых А.Д. смотрел то на меня, то на стол попеременно. После чего сказал: «Считайте, что этого разговора не было».

Но разговор-то был, и я ждал последствий.  Никаких последствий не было, и вот это я навсегда запомнил как лучшую характеристику А.Д.Боборыкину. Судя по тому, что такого письма из ЛГПИ им.А.А.Герцена так и не поступило (а уж понятно – я после этого эпизода особенно внимательно просматривал газеты), подобный ответ, возможно, дали ректору и некоторые другие мои коллеги. А это значит, что он брал на себя большую ответственность, такую, которую может взять на себя только настоящий Учитель.

Кстати, во времена «лихих девяностых», особенно в их начале,  было много разговоров о том, что учитель не должен мешать «саморазвертыванию»  интересов, способностей, потребностей, складывающегося  мировоззрения растущего человека. Из этого, казалось бы, очевидного тезиса делался далеко идущий вывод о том, что воспитание вообще не нужно. Косвенным правовым отражением такого подхода было то, что в определении образования на первое место ставилось обучение, на второе – воспитание. Так было в первом варианте закона «Об образовании» 1992 года. В варианте 1996 года, когда страна уже в полной мере почувствовала недостаток воспитания ростом преступности, правовым беспределом, воспитание опять переместилось на первое место; но многое было потеряно. Учитель должен брать – не может не брать! – на себя ответственность за воспитание, сколь угодно красивые разговоры о свободе никак не меняют этого обстоятельства. Может быть, именно поэтому машина (например, сколь угодно совершенный компьютер) никогда не заменит живого учителя.  А.Д.Боборыкин умел брать на себя ответственность, и уже за это  я еще и еще раз вспоминаю его добрым словом и благодарной памятью.

Есть сейчас такое понятие – дегероизация. Меняются герои, которым стремятся подражать. Иногда просто потому, что проходит  время, и тогда – «другие времена, другие песни!». Иногда это делается сознательно, когда  хотят привить людям иные ценности, и Наташу Ростову заменяет Ксюша Собчак, а Павку Корчагина – молодой парень, успешно «раскрутивший»  доходный веб-сайт.   Но есть опасность, что героев  вообще не будет, или явно бросаться в глаза будет их мелкость. И прежде всего тогда общество на самом деле почувствует нужду в таких учителях, – добрых, умных,  талантливых, которых, уверен, встречал на своем жизненном пути каждый.

Будем же помнить своих учителей. По причинам, которые не надо объяснять,  обычно учителя уходят из жизни раньше, чем  их ученики. И, может быть, именно здесь так верными оказываются слова замечательного русского поэта В.А.Жуковского:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим присутствием  животворили,

Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были.

26 / 03 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Конрад И.С., 27 / 03 / 2020 в 18:21

Очень интересно! И очень важный текст!

Сергей Викторович, 03 / 04 / 2020 в 14:57

Полезный материал для изучающих ОБЖ и БЖД.
Предлагаю опубликовать его в журнале ОБЖ (МПГУ).








Календарь Великой Победы: полководческий орден на знамени женского авиаполка
Новости МПГУ
Календарь Великой Победы: полководческий орден на знамени женского авиаполка
Календарь Великой Победы
05 / 04 / 2020

5 апреля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом Кезлин и проявленные при этом доблесть и мужество» 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознаменный полк был награжден орденом Суворова III степени.

«В гостях у Шагала» – студенты ХГФ ИИИ на онлайн экскурсии по Музею Марка Шагала в Витебске
Культура
«В гостях у Шагала» – студенты ХГФ ИИИ на онлайн экскурсии по Музею Марка Шагала в Витебске
04 / 04 / 2020

  2 апреля 2020, в День единения народов России и Беларуси, состоялась онлайн-экскурсия по Музею Марка Шагала в Витебске. Экскурсанты ознакомились как с картинами Шагала, выставленными в Музее, так и с работами художников – участников I и II Международных Шагаловских...

Материалы для дистанционного обучения по дисциплине “Элективные курсы по физической культуре и спорту”
Новости МПГУ
Материалы для дистанционного обучения по дисциплине “Элективные курсы по физической культуре и спорту”
04 / 04 / 2020

В разделе "Дистанционное обучение" сайта МПГУ открыт специальный подраздел с материалами для дистанционного обучения по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту".

Студенты кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО успешно готовятся к защите магистерских диссертаций с использованием дистанционных технологий
Новости МПГУ
Студенты кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО успешно готовятся к защите магистерских диссертаций с использованием дистанционных технологий
04 / 04 / 2020

Студенты программ «Менеджмент в образовании» и «Менеджмент проектов и программ» проявляют максимум академической активности и мобильности, участвуют в мероприятиях по подготовке к защите выпускных квалификационных работ, несмотря на то, что обучение происходит в дистанционном режиме.

Бессмертный полк МПГУ: Жаров Тимофей Климович
Новости МПГУ
Бессмертный полк МПГУ: Жаров Тимофей Климович
Хочу рассказать...
04 / 04 / 2020

Директор Музея МПГУ В.Ю. Борисов о своем предшественнике – ветеране войны и директоре Музея истории МПГУ (2002-2013) Тимофее Климовиче Жарове.

Календарь Великой Победы: Красная армия освободила Братиславу за два дня
Новости МПГУ
Календарь Великой Победы: Красная армия освободила Братиславу за два дня
Календарь Великой Победы
04 / 04 / 2020

4 апреля 1945 г. была освобождена столица Словакии Братислава. Вечером того дня советские солдаты прошли по улицам освобожденного города. Местные жители подходили, чтобы обнять и поцеловать бойцов, которые двое суток отвоевывали город квартал за кварталом.

В “Учительской газете” опубликована статья “Студенты и преподаватели МПГУ будут читать сказки для детей на карантине”
Новости МПГУ
В “Учительской газете” опубликована статья “Студенты и преподаватели МПГУ будут читать сказки для детей на карантине”
04 / 04 / 2020

В "Учительской газете" опубликована статья "Студенты и преподаватели МПГУ будут читать сказки для детей на карантине". Московский педагогический государственный университет запустил проект "Дежурный по детям", в рамках которого для детей дошкольного и школьного возраста будут ежедневно читать сказки.

МПГУ начинает дистанционную работу
Новости МПГУ
МПГУ начинает дистанционную работу
03 / 04 / 2020

Подписан приказ о переходе на дистанционный формат работы Московского педагогического государственного университета и обучения студентов вуза с 6 апреля.

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на радио «Спутник» в программе «Интервью. Вирус вирусом, а санкции по расписанию»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на радио «Спутник» в программе «Интервью. Вирус вирусом, а санкции по расписанию»
03 / 04 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на радио «Спутник» в программе «Интервью. Вирус вирусом, а санкции по расписанию».

Дежурный по детям
Новости МПГУ
Дежурный по детям
03 / 04 / 2020

Мы продолжаем чтение сказок и публикуем новую! Кстати, об этом проекте уже пишут в СМИ. Сегодня о проекте "Дежурный по детям" вышла новость на сайте Учительской газеты.

Психологическая служба МПГУ консультирует студентов вуза
Новости МПГУ
Психологическая служба МПГУ консультирует студентов вуза
03 / 04 / 2020

Обучающиеся Московского педагогического государственного университета могут получить помощь, совет и поддержку с специальной психологической службе. Эксперты службы консультируют дистанционно, пока ситуация с распространением коронавирусной инфекции развивается.

Вышел новый номер газеты «Педагогический университет»
Новости МПГУ
Вышел новый номер газеты «Педагогический университет»
03 / 04 / 2020

Дорогие наши читатели! У нас вышел новый номер газеты «Педагогический университет». Он адресован абитуриентам – нашим будущим студентам.

«Вспомним всех поименно»: Светлой памяти Владимира Владимировича Глебова-Вадбольского (05.04.1922 – 06.05.2012)
Новости МПГУ
«Вспомним всех поименно»: Светлой памяти Владимира Владимировича Глебова-Вадбольского (05.04.1922 – 06.05.2012)
03 / 04 / 2020

5 апреля 1922 года родился Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский – ветеран-участник Великой Отечественной войны, участник битвы под Москвой, скульптор-монументалист, реставратор, Народный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств РСФСР, почётный профессор Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова.

Издан сборник научных статей «Земля и Власть в истории России»
Институт истории и политики (новости)
Издан сборник научных статей «Земля и Власть в истории России»
03 / 04 / 2020

Вышло в свет издание «Земля и Власть в истории России: сборник научных статей участников Всероссийской научной конференции памяти профессоров А.Г. Кузьмина, В.Г. Тюкавкина и Э.М. Щагина».

Доцент МПГУ П.В.Рябов на канале «Культура» (ВГТРК) в программе «Что делать? Анархизм вчера, сегодня, завтра»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ П.В.Рябов на канале «Культура» (ВГТРК) в программе «Что делать? Анархизм вчера, сегодня, завтра»
03 / 04 / 2020

Доцент МПГУ Пётр Владимирович Рябов на канале «Культура» (ВГТРК) в программе «Что делать? Анархизм вчера, сегодня, завтра».

Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров на канале “Россия-1” (ВГТРК) в программе «Вести в 11.00. К юбилею освобождения Братиславы»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ Ю.А.Никифоров на канале “Россия-1” (ВГТРК) в программе «Вести в 11.00. К юбилею освобождения Братиславы»
03 / 04 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Юрий Александрович Никифоров на канале "Россия-1" (ВГТРК) в программе «Вести в 11.00. К юбилею освобождения Братиславы».

Видеоконференция по вопросам создания социальных роликов на тему “Киновоспитание”
Новости МПГУ
Видеоконференция по вопросам создания социальных роликов на тему “Киновоспитание”
03 / 04 / 2020

Чем ещё заняться во время самоизоляции? Можно вышивать, читать книгу. А мы предлагаем погрузиться в мир кино. Каждую пятницу в 18-00 проходит видеоконференция по вопросам создания социальных роликов на тему "Киновоспитание".

«Вспомним всех поименно»: Светлой памяти Павла Вавиловича Алтунина (25.01.1916 – 03.04.2010)
День Победы в МПГУ (новости)
«Вспомним всех поименно»: Светлой памяти Павла Вавиловича Алтунина (25.01.1916 – 03.04.2010)
03 / 04 / 2020

10 лет прошло с того дня, как не стало Павла Вавиловича Алтунина - ветерана-участника Великой Отечественной войны, председателя Совета ветеранов, почётного ветерана г. Москвы, почётного профессора Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова, члена редакционного совета газеты «Педагог». Его имя занесено в почётную книгу «Солдат XX века».

Подведены итоги I тура Олимпиады по английскому языку “Вызовы XXI века”
Институт международного образования (новости)
Подведены итоги I тура Олимпиады по английскому языку “Вызовы XXI века”
02 / 04 / 2020

Общее число участников Олимпиады МПГУ и онлайн-школы Фоксфорд “Вызовы XXI века” превысило 40 000 человек.

Завершился годовой цикл  Всероссийских вебинаров профессора Н.В. Микляевой
Новости
Завершился годовой цикл Всероссийских вебинаров профессора Н.В. Микляевой
02 / 04 / 2020

2 апреля 2020 г. завершился годовой цикл Всероссийских вебинаров, посвященных проблемам инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Они были организованы Издательским домом «Воспитание дошкольника» на основе запросов воспитателей и педагогов инклюзивных дошкольных групп.  В качестве лектора выступила профессор кафедры дошкольной дефектологии...

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Вопросы и ответы» #3
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Вопросы и ответы» #3
02 / 04 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. Вопросы и ответы» #3.

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. «Испанка». История болезней»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. «Испанка». История болезней»
02 / 04 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. «Испанка». История болезней».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. Эпидемия психоза»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. Эпидемия психоза»
02 / 04 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия-24» (ВГТРК) в программе «5-я студия. Эпидемия психоза».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Звезда» в программе «Улика из прошлого. Дело министров. Невидимый убийца»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Звезда» в программе «Улика из прошлого. Дело министров. Невидимый убийца»
02 / 04 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Звезда» в программе «Улика из прошлого. Дело министров. Невидимый убийца».

Дежурный по детям: МПГУ дарит родителям личное время
Новости МПГУ
Дежурный по детям: МПГУ дарит родителям личное время
02 / 04 / 2020

Сегодня Московский педагогический государственный университет на официальном Youtube-канале и сайте mpgu.su запускает ежедневную программу «Дежурный по детям». Каждый ребенок сможет послушать сказки, которые читают студенты и преподаватели факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, а также Института детства МПГУ.

Правила выживания дома с дошкольником. Как найти время на себя, если вы всегда вместе
Новости МПГУ
Правила выживания дома с дошкольником. Как найти время на себя, если вы всегда вместе
02 / 04 / 2020

Жизнь многих родителей, чьи дети ещё не ходят в школу, мало отличается от самоизоляции. Они проводят дома кучу времени, пытаясь развлечь настойчивого трёх- или пятилетку. Татьяна Авдулова, профессор кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, рассказала, чем родителям занять ребёнка, как реагировать на то, что он капризничает, и как освободить время на себя в условиях 24×7.

Меры защиты от коронавирусной инфекции
Новости МПГУ
Меры защиты от коронавирусной инфекции
02 / 04 / 2020

В 2020 году произошло стремительное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Азии, Америке, Европе и активное распространение возбудителя на территорию Российской Федерации. Защитить свое здоровье и здоровье окружающих можно, соблюдая несложные и доступные всем правила.

Письмо Минобрнауки России о работе диссертационных советов от 27 марта 2020 MН-6-2505
Новости МПГУ
Письмо Минобрнауки России о работе диссертационных советов от 27 марта 2020 MН-6-2505
02 / 04 / 2020

Опубликовано Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о работе диссертационных советов от 27 марта 2020 года MН-6/2505.

В МПГУ открылась виртуальная выставка
Новости МПГУ
В МПГУ открылась виртуальная выставка
02 / 04 / 2020

Открыта Виртуальная выставка художественного плаката студентов из КНР “Искусство и иммунитет: покоряем коронавирус”. Представлены работы студентов Московского института искусств, г. Вэйнань, студентов Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ и студентов Сычуаньского педагогического университета.

Аспирант Факультета дошкольной педагогики и психологии удостоен Диплома II степени в Международном конкурсе научно-исследовательских работ PTScience
Факультет дошкольной педагогики и психологии (новости)
Аспирант Факультета дошкольной педагогики и психологии удостоен Диплома II степени в Международном конкурсе научно-исследовательских работ PTScience
02 / 04 / 2020

31.03.2020 г. аспирант Факультета дошкольной педагогики и психологии  Овечкина Наталия Михайловна приняла участие в XI Международном конкурсе научно-исследовательских работ PTScience, организованном Всероссийским обществом научно-исследовательских разработок, г. Москва. В номинации «Научные статьи по психологии и педагогике» аспирантом 3 курса Факультета дошкольной педагогики и психологии...

Киберспорт МПГУ: Нам один год!
Новости МПГУ
Киберспорт МПГУ: Нам один год!
01 / 04 / 2020

Не так давно, организация «Киберспорт МПГУ» отметила свой первый день рождения (14 марта). К сожалению, обошлось без салюта и фейерверка – все сидели дома и празднование (по понятным причинам) отложили...

Профобучение в дистанте, или как обеспечить «лето без компьютера»
Новости МПГУ
Профобучение в дистанте, или как обеспечить «лето без компьютера»
01 / 04 / 2020

Несмотря на удаленный режим, работа в МПГУ кипит. Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров продолжает реализовывать программы профобучения дистанционно и приглашает на вебинары интересных спикеров.

Преподаватели МПГУ провели онлайн-занятие для слушателей «Школы радости» Сретенского монастыря
Новости МПГУ
Преподаватели МПГУ провели онлайн-занятие для слушателей «Школы радости» Сретенского монастыря
01 / 04 / 2020

31 марта доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, ответственный секретарь газеты «Педагогический университет» Н.В. Кодола провела онлайн-занятие в рамках курса, который готовит волонтера к работе в детском коллективе «Школа радости» при Московском Сретенском монастыре.

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ФБА “Экономика сегодня” «Детский сериал обнулил ресурсы идеологической войны Запада против России»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ФБА “Экономика сегодня” «Детский сериал обнулил ресурсы идеологической войны Запада против России»
31 / 03 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий ФБА "Экономика сегодня" «Детский сериал обнулил ресурсы идеологической войны Запада против России».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на радио «Спутник» дал комментарий «Что означают слова Трампа про коронавирус в США?»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на радио «Спутник» дал комментарий «Что означают слова Трампа про коронавирус в США?»
31 / 03 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на радио «Спутник» дал комментарий «Что означают слова Трампа про коронавирус в США?».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” “«Вирус коммунизма» для Киева”
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” “«Вирус коммунизма» для Киева”
31 / 03 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "RT на русском" "«Вирус коммунизма» для Киева".

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИП «Политэксперт» «Проблемы экономики и коронавирус как приговор ЕС»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ИП «Политэксперт» «Проблемы экономики и коронавирус как приговор ЕС»
31 / 03 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий ИП «Политэксперт» «Проблемы экономики и коронавирус как приговор ЕС».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ФБА “Экономика сегодня” «Закрытие границы зависят от результатов карантина»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий ФБА “Экономика сегодня” «Закрытие границы зависят от результатов карантина»
31 / 03 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий ФБА "Экономика сегодня" «Закрытие границы зависят от результатов карантина».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Серьёзные преграды для помощи»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дал комментарий “RT на русском” «Серьёзные преграды для помощи»
31 / 03 / 2020

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов дал комментарий "RT на русском" «Серьёзные преграды для помощи».

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. О классовом сознании и лозунгах»
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. О классовом сознании и лозунгах»
31 / 03 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. О классовом сознании и лозунгах».

Страницы истории МПГУ. Судьба и время – личное дело Софии Герье
Новости МПГУ
Страницы истории МПГУ. Судьба и время – личное дело Софии Герье
31 / 03 / 2020

Личное дело Софии Владимировны Герье, младшей дочери историка, основателя московских Высших женских курсов В.И.Герье, ярко говорит об эпохе, в которой она жила и оставила след, как переводчик, филолог-романист, автор русско-итальянского и итало-русского словарей.

Онлайн экспозиция пейзажной живописи “Весна идет – весне дорогу!”
Новости МПГУ
Онлайн экспозиция пейзажной живописи “Весна идет – весне дорогу!”
31 / 03 / 2020

Открыта онлайн экспозиция пейзажной живописи преподавателей и студентов Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ “Весна идет – весне дорогу!” с участием студентов Московского института искусств Вэйнаньского педагогического университета и учащихся Лицея МПГУ.

Новые поступления в ЭБ МПГУ
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ
31 / 03 / 2020

Уважаемые читатели, в ЭБС МПГУ вам доступно для чтения учебное пособие автора МПГУ Татьяны Борисовны Кукобы, доцента Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта. Кукоба, Татьяна Борисовна. Фитнес-технологии [Электронный ресурс] : курс лекций : учебное пособие / Т. Б. Кукоба;...

Читаем сказки, творим и экспериментируем: приглашаем студентов присоединиться к творческой работе!
Новости
Читаем сказки, творим и экспериментируем: приглашаем студентов присоединиться к творческой работе!
30 / 03 / 2020

Дорогие друзья! В дни вынужденных каникул кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства предлагает поддержать детей и их родителей! На внутреннем сайте кафедры созданы разделы Читаем детям. #СКАЗКА2.0 и Творчество с детьми#АРТ2.0 Предлагаем вам принять участие в их...

Старостат- видеоконференция в Институте филологии 27 марта
Новости МПГУ
Старостат- видеоконференция в Институте филологии 27 марта
30 / 03 / 2020

27 марта, когда рабочая неделя стремительно двигалась к неделе, объявленной Президентом Российской Федерации нерабочей в связи борьбой против коронавируса, дирекция Института филологии МПГУ провела вебинар со старостами академических групп по проблемам противоэпидемиологической дисциплины, нового формата обучения, организации учебного процесса в дистанционной форме.

Ушел из жизни писатель-фронтовик Юрий Бондарев
Новости МПГУ
Ушел из жизни писатель-фронтовик Юрий Бондарев
30 / 03 / 2020

29 марта 2020 года в Москве на 97-м году жизни скончался ветеран-участник Великой Отечественной войны, талантливый и самобытный писатель, член Союза писателей и общественный деятель Юрий Бондарев. Это большая утрата не только для родных и близких, но и для отечественной культуры, для каждого из нас.

“ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ВОЙНА ОКОНЧЕНА…” (онлайн-конкурс на ХГФ)
Институт искусств (новости)
“ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ВОЙНА ОКОНЧЕНА…” (онлайн-конкурс на ХГФ)
30 / 03 / 2020

В период с 27 по 30 марта 2020 года в онлайн-пространстве Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ состоялся конкурс сочинений “ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ВОЙНА ОКОНЧЕНА…” по картинам выставки “Память поколений”. Предлагаем познакомиться с работами победителей. 1 Картина: Лактионов Александр Иванович, «Письмо...

Интервью А.В.Лубкова в фильме “Кооперация. Образ жизни” канала “Россия-24” (ВГТРК)
Новости МПГУ
Интервью А.В.Лубкова в фильме “Кооперация. Образ жизни” канала “Россия-24” (ВГТРК)
Журнал ректора
30 / 03 / 2020

Интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова в фильме "Кооперация. Образ жизни" канала "Россия-24" (ВГТРК).

Профессор МПГУ М.А.Бабкин на канале “Сталинград” в программе “Интервью. Синод РПЦ сам предал царскую власть”
Новости МПГУ
Профессор МПГУ М.А.Бабкин на канале “Сталинград” в программе “Интервью. Синод РПЦ сам предал царскую власть”
30 / 03 / 2020

Профессор МПГУ Михаил Анатольевич Бабкин на канале "Сталинград" в программе "Интервью. Синод РПЦ сам предал царскую власть".

Студенческая онлайн-конференция в Институте иностранных языков
Наука
Студенческая онлайн-конференция в Институте иностранных языков
30 / 03 / 2020

27 марта на платформе Zoom проходила студенческая онлайн-конференция в рамках ежегодных мартовских чтений – важное событие в научной жизни университета. Мероприятие было организовано кафедрой немецкого языка ИИЯ. Со словами приветствия и поддержки к молодым исследователям обратились: ректор Нижегородского государственного университета...

Ушёл из жизни Юрий Бондарев
Новости МПГУ
Ушёл из жизни Юрий Бондарев
30 / 03 / 2020

29 марта 2020 года ушёл из жизни Юрий Васильевич Бондарев (1924 – 2020). Гражданин. Воин. Писатель. Он оставался едва ли не последним живым классиком русской литературы XX века.

Завершилась I Школа эковолонтёрства
Новости МПГУ
Завершилась I Школа эковолонтёрства
30 / 03 / 2020

27 марта 2020 года прошла завершающая лекция I Школы эковолонтёрства на базе Института биологии и химии МПГУ. Лектор, Николай Михайлович Шматков, директор FSC России, доходчиво рассказал участникам о системе управления лесами, настоящей ситуации и перспективах развития лесного хозяйства нашей страны....

В журнале “Историческая экспертиза” опубликована статья профессора МПГУ Н.П.Таньшиной “Пластическое безвесие или либерально-консервативный диссонанс: размышления о книге С.Р. Матвеева”
Новости МПГУ
В журнале “Историческая экспертиза” опубликована статья профессора МПГУ Н.П.Таньшиной “Пластическое безвесие или либерально-консервативный диссонанс: размышления о книге С.Р. Матвеева”
30 / 03 / 2020

В журнале "Историческая экспертиза" опубликована статья профессора Института истории и политики МПГУ Наталии Петровны Таньшиной "Пластическое безвесие или либерально-консервативный диссонанс: размышления о книге С.Р. Матвеева".

Москву отправили на карантин
Новости МПГУ
Москву отправили на карантин
29 / 03 / 2020

Мэр столицы в личном блоге сообщил о домашнем карантине с 30 марта для всех москвичей.

Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе “Страницы истории. Власть Романовых была очень зыбка”
Новости МПГУ
Советник при ректорате МПГУ Е.Ю.Спицын на радио «Аврора» в программе “Страницы истории. Власть Романовых была очень зыбка”
29 / 03 / 2020

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио «Аврора» в программе “Страницы истории. Власть Романовых была очень зыбка".

Количество подписчиков Youtube-канала МПГУ увеличилось на 30%
Новости МПГУ
Количество подписчиков Youtube-канала МПГУ увеличилось на 30%
28 / 03 / 2020

С нового 2020 года количество подписчиков видеоканала Московского педагогического государственного университета приросло на более чем 26 тысяч человек.

Профессор МПГУ Н.В.Асонов на канале “Красная линия” в программе “Темы дня. Россия – слабое звено мирового кризиса”
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Н.В.Асонов на канале “Красная линия” в программе “Темы дня. Россия – слабое звено мирового кризиса”
28 / 03 / 2020

Профессор Института истории и политики МПГУ Николай Васильевич Асонов на канале "Красная линия" в программе "Темы дня. Россия - слабое звено мирового кризиса".

Видеообращение ректора МПГУ А.В.Лубкова
Новости МПГУ
Видеообращение ректора МПГУ А.В.Лубкова
Журнал ректора
28 / 03 / 2020

Видеообращение ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Владимировича Лубкова.

Музей МПГУ приглашает
Новости МПГУ
Музей МПГУ приглашает
28 / 03 / 2020

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! В дни дистанционной работы и учебы, а также наступающих каникул, предлагаем вашему вниманию небольшое виртуальное путешествие по Музею МПГУ, отражающее историю нашего университета.

Ушел из жизни академик Виталий Григорьевич Костомаров
Наука
Ушел из жизни академик Виталий Григорьевич Костомаров
28 / 03 / 2020

  26 марта 2020 года на 91-м году жизни ушел из жизни Виталий Григорьевич Костомаров, основатель, директор, первый ректор и президент Института русского языка имени А.С. Пушкина, выдающийся русист, доктор филологических наук, профессор, академик РАО. Трудно переоценить вклад Виталия Григорьевича...