Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

НАВСТРЕЧУ 150-ЛЕТИЮ МПГУ

Н.Д.Никандров: Военные годы в Ленинграде (из детских воспоминаний)

Новости МПГУ

Член Попечительского совета МПГУ, академик РАО Николай Дмитриевич Никандров рассказал о своем детстве в годы Великой Отечественной войны.

Я родился в Ленинграде в октябре 1936 года, но вообще до войны мы жили в Пулкове под Ленинградом, где мама работала заведующей родильным домом. Видимо, это было из-за кадрового голода, потому что она имела только образование медсестры.

В ноябре 1939 года отца, рабочего,  призвали на военную службу – началась советско-финская война. Поэтому помню я отца очень плохо:  после окончания той войны его еще не успели демобилизовать, когда началась Великая Отечественная. Остались только смутные воспоминания раннего детства и одна фотография размером три на четыре  сантиметра. Он, рядовой Красной армии, погиб на ленинградском фронте в 1944 году. Фотографию эту прикрепляю. Не осталось, к сожалению, даже писем, не осталось почти никаких документов, которые принято хранить в семье. Причина проста: буквально в самом начале войны мы перебрались в Ленинград, где медсестры были очень нужны. А там пришлось сменить несколько адресов, последовательно разбомбленных домов. Можно сказать, что в какой-то мере мне спасло жизнь то, что мама часто брала меня с собой в госпиталь.

Вот эти частые и долгие часы в госпитале запомнились. Конечно, от самых тяжелых зрелищ боли и смерти мама и ее подруги-медсестры меня, пятилетнего,  спасали, но вид изувеченных, безногих, безруких, перебинтованных бойцов помню хорошо. Помню, как по-доброму бойцы относились ко мне, тогда по виду заморышу, как иногда награждали куском хлеба или сахара. Слово «награждали» использую в двух смыслах. Во-первых, понятно, что кусок хлеба или сахара тогда имели совсем иную ценность, чем в мирные и благополучные времена. Кроме того, я читали бойцам детские и патриотические стихи, даже пел песни. Читал «Жили три друга – товарища в маленьком городе N», о чем рассказал автору – С.В.Михалкову у него на даче, когда я уже был президентом РАО, а он – академиком. Стихотворение  было написано еще в 1937 году, передавалось по радио, которое в Ленинграде работало непрерывно. Пел «Мы летим, ковыляя во мгле», совсем не зная, что это была песня об американских бомбардировщиках, ведь ее исполняли Л.О.Утесов и Э.Л.Утесова в 1943 году. Совсем не будучи певцом, через сорок пять лет, читая лекцию в американском Гарвардском университете о советской системе образования, я ее спел по-английски американским студентам и был награжден аплодисментами…

О ленинградской блокаде написано много – и исторических материалов, и исследований, и воспоминаний. Понятно, что восприятие этого времени, быта и людей ребенком не могло быть вполне адекватным. Только несколько штрихов…

Помню чувство постоянного голода, голода, который отличается от появляющегося аппетита в наши дни. Когда-то я думал, что запомнить это чувство невозможно; теперь знаю, что ошибался.

Помню, как горько плакал, когда узнал, что найденные мною во дворе грибы были «погаными» (так называла их моя бабушка, почему-то не поганками).

Помню, что нередко видел тела мертвых людей на улицах, людей, которых свалил голод, а не бомбы или снаряды.

Помню бомбежки, помню то, что взрослые  «почему-то» боялись их больше, чем мы – дети.

Помню то, за что получил свою медаль «За оборону Ленинграда» в 1944 году. Только потом узнал, что эту медаль получили более 15 тысяч ленинградских детей, в основном, конечно, постарше меня. Я, нарушая все запреты, лазал на крыши и чердаки со взрослыми во время воздушных тревог, стремясь огромными щипцами отнести в ящик с песком куски горящего металла от зажигательных бомб. Мне, как я тогда считал, «не повезло». Это было уже в самом конце блокады, обстрелов было меньше, и мне не пришлось отнести ни одного куска. Но «какой-то дядя» – как выяснилось потом, корреспондент газеты,- сфотографировал меня, и я тоже получил медаль «За оборону Ленинграда». Тоже – потому что ее получила и моя мама, и три ее сестры. Так что сегодня я, единственный из них оставшийся в живых, храню чудом сохранившиеся пять медалей. Своей я горжусь не меньше, чем орденами, которыми меня много позднее награждали наши президенты Д.А.Медведев и В.В.Путин… На прикрепленном фото я в пиджаке со всеми орденами и медалями, которые надеваю, конечно, только  в памятные дни, связанные с войной и победой.

В 1944 году я пошел в школу. Всю свою школьную жизнь  я проучился в одной школе – мужской средней школе № 30 Василеостровского района города Ленинграда. Уточнение важное в том смысле, что, поступи я в школу на пару лет раньше, пришлось бы трижды ее сменить: три дома, в которых я жил с мамой, были разбомблены. Но мама работала медсестрой, обычно брала меня с собой в госпиталь, и это спасло жизнь, хотя заставляло менять адрес. В 1944 году, когда я пошел в школу, бомбежек уже не было, и мои школьные воспоминания – это воспоминания об одной и той же школе.

Учиться мне нравилось, нравилась и школьная жизнь за пределами учебы. Правда, это краткое предложение покрывает такой большой временной промежуток, что  требует пояснения. Самые первые годы запомнились интенсивным общением – ведь до школы из-за частых переездов естественной детской дружбы сложиться не могло. Слово «общение»,  думаю,  я тогда не употреблял, возможно, и не знал, но радость от общения точно испытывал. Кроме того, я помню, – хотя больше эмоционально, нежели аналитически, – что учителя различными способами старались «сдружить» нас, поощряли взаимопомощь. Навсегда запомнил, например, такой случай. Мы все были блокадные, истощенные дети, которым всегда хотелось есть. Но однажды наша учительница Линда Августовна (фамилию так никогда и не узнал) предложила нам всем сложиться по ложке  винегрета для особо хилого парнишки – и никто не отказался. А винегрет давался в блюдечках, так его было мало. Да, это ведь значит еще, что в школе кормили, и этот такой убогий в то время школьный завтрак был очень важен для всех.

Меня научили немного читать еще до школы, а в школе я очень быстро овладел и техникой чтения, и интуитивной почти абсолютной грамотностью. Орфографических и пунктуационных ошибок не делал практически никогда, поэтому, когда учительница заболевала,  мне иногда поручалось читать какую-нибудь книгу всему классу. Признаюсь, я этим очень гордился, и если когда-либо это поручалось другому (наверное, в воспитательных целях), я испытывал, как бы выразился сейчас, некоторый дискомфорт.

Школа была одна, но учителя менялись. Тем увереннее и с некоторой статистической определенностью я могу  сейчас сказать, что плохих учителей (злых, некомпетентных, выделявших «любимчиков») не было. Разумеется, как всегда и везде, многие учителя имели прозвища, чаще не обидные, над многими мы подшучивали, иногда не очень изящно, что почти граничило с хулиганством. Я этим тоже грешил, имел соответствующие записи в дневнике. Но хорошо помню, что учителя как-то нас берегли, я не помню случаев исключения из школы  за то, что, в общем, можно было назвать хулиганством. Помню и то, что, когда у учителей что-то случалось в семье, мы немедленно превращались в самых послушных детей, что, впрочем, естественно.

Все помнят,  как  в середине 1980-х годов появилась педагогика сотрудничества. Но, вспоминая свои школьные годы и не сколько не уменьшая роль педагогов, которые эту педагогику развивали, я не могу уйти от мысли, что – по крайней мере в  нашей школе – она уже была в те давние времена. Да и не только в нашей. Понятно, что мне приходилось общаться с очень многими выпускниками тех лет (напомню, я – школьник с 1944 по 1954), и они в большинстве своем так же оценивали свои школы. Разумеется, были исключения, были и очень разные учителя, обобщать всегда трудно. Но, по мнению многих моих однокашников и однолеток, «Чучело» – фильм не про нашу школу. «Доживем до понедельника» – ближе к ней, хотя то, что происходило в учительской и что хорошо показано в фильмах, мы не видели.

Но время, конечно, было другое. И если как-то оценить воспитательную систему, то сразу надо сделать поправку на одно не очень важное обстоятельство  – это была мужская школа. Да, на самом деле это было не так важно.  А вот вторая поправка, действительно, важна. Это было время «административно-командной системы», время «культа личности». Разумеется, ни тот, ни другой термины не отражают той жизни во всем ее многообразии, именно поэтому беру их в кавычки. И когда я слышу о «винтиках», о «казарме» и т.п., я не узнаю ни той жизни, ни людей того времени вокруг себя.  Понятно, что семилетнему ребенку в этом было и не разобраться, но в конце школы, лет в 16-17, я уже кое-что соображал.

Что мы видели  и что нет? Отмечались все революционные праздники, отмечались школьными линейками, пионерскими и комсомольскими собраниями, соответствующими выступлениями лидеров школьного, классного, отрядного и звеньевого масштаба. И, конечно, пока шла война, уделялось внимание героизму советского народа, борьбе с фашизмом, конкретному продвижению наших войск. Помню, как мы гордились своей Родиной, ее силой и величием, как мы тогда его понимали. Но и эстетическому воспитанию время уделялось. Жили бедно, по крайней мере, те, кого я лучше знал. Поэтому фильмы, которые «крутили» в затемненном коридоре школы, мы все очень ценили, хотя и походы  в кино,  в отличие от современности, были общедоступны.  Нередко ходили бесплатно или почти бесплатно в театр, а  музеи для младших школьников были бесплатны все, включая Эрмитаж.

Не видели мы в большинстве случаев того, что реально было, но о чем не принято было говорить – репрессии и все, что с ними связано. Не буду повторять того, что уже не раз обсуждалось и писалось в этой связи. Я делаю здесь акцент на том, что ни разу ни в классе, ни в школе не слышал разговоров на эту тему.  Но это было. Сам я, например, лишь позднее узнал, что дед был священником, был арестован и позднее расстрелян, еще позднее реабилитирован, что мама и ее сестры были (соответственно) «лишенками», т.е. пораженными  правах. Когда поступал в университет, с удивлением  увидел, как мне показалось, чересчур подробную анкету. (Правда, анкеты, которые заполняешь сейчас при поездке в некоторые зарубежные страны для их посольств, еще более подробны). Но никаких трудностей в общении в зависимости от «социального происхождения» и зарплат родителей мы не испытывали.

Вспоминая это все сейчас, сравнивая с современной ситуацией, не могу отделаться от мысли, что и тогда было социальное расслоение. Мама растила меня одна, отец моего лучшего школьного приятеля был доцентом с зарплатой в 8 раз выше маминой. Это никак не мешало нам общаться, бывать друг у друга дома. То есть дело не только в разнице зарплат, а в том настрое, который передается детям школой и всей системой социализации. Назвать  ту систему «уравниловкой» как-то не могу.  Но, конечно, заранее готов принять критику в том смысле, что видел и мог сознательно оценивать только небольшой отрезок реальной жизни. Сразу же вспоминается известный рассказ о том, как трое слепцов оценивали слона, ощупывая   его с разных сторон. Допускаю, что мне просто повезло.

По тем временам школа была неплохо оборудована, хотя это была обычная школа. Того, что сейчас наш академик В.Г.Разумовский  удачно назвал «меловой физикой», что есть, увы, во многих школах сейчас, не было. Нам показывали много физических, химических и других экспериментов, практически вся неорганическая химия была построена на эксперименте, и независимо от всяких прочих пристрастий все любили эти уроки. Понятно, не было компьютеров, но показывали учебные фильмы, давали слушать пластинки при изучении иностранных языков.

В старших классах учителя уже относились к нам как к взрослым. Помню, как обсуждали в девятом классе вопрос, надо ли учителям обращаться  к ученикам на «вы». Решили вопрос положительно – надо, но одновременно согласились и в том, что обращение на «ты» есть своего рода похвала и поощрение, некоторый показатель дружеской близости.

Один известный выпускник Московского университета дореволюционного периода в своих воспоминаниях написал: «мы мало вынесли из университетских лекций, но много вынесли из университетской жизни». О себе могу сказать, что школа дала мне много и в том, и в другом отношении.  И не понимаю, когда люди, вспоминая свою школу, обсуждая школы вообще, вместо естественного и справедливого чувства благодарности выбирают отрицательное. Оно, конечно же, было. Трудно себе представить  10-11 лет безоблачного школьного счастья. Но я своей школе бесконечно и безоглядно благодарен. Благодарен и своим учителям.

Кто же был в моей жизни, если вспоминать именно учителей?

О своей первой учительнице, Линде Августовне, я уже написал выше несколько строк.  Конечно, можно было бы написать не только об этом  давнем эпизоде из послеблокадных ленинградских  времен, ведь она научила нас многому. Но, вспоминая именно этот эпизод, я понимаю,  насколько же правильно было в варианте закона «Об образовании» 1996 года сменить приоритеты и определить образование как «воспитание и обучение», а не «обучение и воспитание» как было написано в 1992 году, в год принятия этого Закона. Допустим, что мальчишки из 1-а класса моей тридцатой мужской средней школы Василеостровского района города Ленинграда не выучили бы чего-то сегодня.  Даже не важно, по чьей вине: из-за своей лени, из-за недосмотра или неопытности учителя, из-за несовершенства методических материалов и т.п. Они с большой вероятностью могли бы выучить это завтра. С воспитанием дело,  понятно, обстоит сложнее. И, уверен, та прививка добра, которая тогда была сделана, – а другие примеры такого рода, может быть, просто стерлись из памяти, – была нужна и необходима для всех.

И второе, что тоже с необходимостью следует из того случайного эпизода. Наши учителя – это не только люди, которые нас по долгу службы учили в школе, вузе, других учебных заведениях. Это все люди, которые научили нас  доброму и значимому в жизни, научили общаться, помогать, прощать, любить «просто так», а не «за что-нибудь». Мне видимо, на самом  деле повезло, потому что и после школы жизнь сводила меня с людьми, общение с которыми заставляло вспомнить моих первых учителей. Два примера из жизни.

Сначала – из «не совсем взрослой», студенческой (психологи говорят о «втором юношеском» возрасте). Я – студент  филологического факультета Ленинградского университета. Среди многих интересных преподавателей  двое были замечательны уже тем, что иногда говорили друг с другом по-латыни и по-древнегречески, и это, признаюсь, «впечатляло». Это были Яков Михайлович Боровский, преподававший в нашей студенческой группе, и Аристид Иванович   Доватур, который работал в параллельной группе.  В перерыве между лекциями подходит ко мне Аристид Иванович и говорит: «Николай Дмитриевич», – а Николаю Дмитриевичу нет еще девятнадцати,- «у меня два билета в театр, но так ужасно болит зуб, возьмите, билеты все равно пропадают». Жили мы бедно, и поход в Мариинку (и тогда мы называли именно так Государственный академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова – без всяких, впрочем, отрицательных эмоций по отношению к Сергею Мироновичу) всегда был подарком судьбы. В тот раз судьба распорядилась так, что этот подарок был мне вручен А.И.Доватуром. Я больше для приличия, нежели на самом деле, спросил, «Удобно ли?», поблагодарил,  взял билеты, посочувствовал по поводу больного зуба… Но минуты через три увидел, как «больной» заразительно смеялся, с кем-то разговаривая, что явно не вязалось с острой зубной болью. Я сразу понял, что это была уловка – заставить меня взять билеты и притом не обидеть. Понял и, конечно, оценил человеческую доброту и педагогическую мудрость профессора.

Через много лет, уже доктором наук, я побывал дома у Аристида Ивановича. Это была ленинградская коммуналка, ему принадлежала большая комната, которая на три четверти была заставлена книжными полками, а половина «напольного» пространства была занята бутылками из-под кефира. В те времена профессор, заведующий кафедрой мог позволить себе гораздо больше.  Но это был бессребреник, человек, беспредельно преданный науке и любивший людей. Когда-то, еще при его жизни, я с удивлением узнал, что он отбыл срок  в лагерях. Я знал его слишком мало, чтобы делать об этом выводы.  Однако почти уверен, что это было по пустому, но тогда наказуемому навету. Тем более достойно уважения, что это не помешало ему делать добро.

Вот таким  был Аристид Иванович Доватур, не учивший меня никакому конкретному предмету, но мой Учитель. Учитель с большой буквы.

О другом Учителе, который тоже не научил меня какому-либо предмету, но дал незабываемый жизненный урок, скажу  короче. Я был уже молодым доктором наук, заведующим кафедрой педагогики высшей школы Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена (теперь – Российский государственный педагогический университет, носящий то же имя). Ректорствовал тогда Александр Дмитриевич Боборыкин, член-корреспондент АПН СССР.  В общении он был немного вельможен, хотя никаких конкретных случаев высокомерия или недоброжелательства не припомню.  И вот в один совсем  – именно из-за этого случая – совсем не прекрасный день вызывает меня А.Д. и говорит: надо написать письмо с осуждением Сахарова. Да такие письма тогда писали, писали и отдельные люди, и коллективы. Мне, слава Богу, не приходилось. Но положение было непростым. За отказ тогда (1970-е годы) можно было поплатиться – во всяком  случае, неприятностями на работе. Я никогда не был диссидентом, был просто нормальным советским человеком. Но, понимая всю серьезность того момента, подумал буквально секунды и  сказал А.Д.Боборыкину, что такого письма писать не буду. Последовала пауза минуты на полторы, в течение которых А.Д. смотрел то на меня, то на стол попеременно. После чего сказал: «Считайте, что этого разговора не было».

Но разговор-то был, и я ждал последствий.  Никаких последствий не было, и вот это я навсегда запомнил как лучшую характеристику А.Д.Боборыкину. Судя по тому, что такого письма из ЛГПИ им.А.А.Герцена так и не поступило (а уж понятно – я после этого эпизода особенно внимательно просматривал газеты), подобный ответ, возможно, дали ректору и некоторые другие мои коллеги. А это значит, что он брал на себя большую ответственность, такую, которую может взять на себя только настоящий Учитель.

Кстати, во времена «лихих девяностых», особенно в их начале,  было много разговоров о том, что учитель не должен мешать «саморазвертыванию»  интересов, способностей, потребностей, складывающегося  мировоззрения растущего человека. Из этого, казалось бы, очевидного тезиса делался далеко идущий вывод о том, что воспитание вообще не нужно. Косвенным правовым отражением такого подхода было то, что в определении образования на первое место ставилось обучение, на второе – воспитание. Так было в первом варианте закона «Об образовании» 1992 года. В варианте 1996 года, когда страна уже в полной мере почувствовала недостаток воспитания ростом преступности, правовым беспределом, воспитание опять переместилось на первое место; но многое было потеряно. Учитель должен брать – не может не брать! – на себя ответственность за воспитание, сколь угодно красивые разговоры о свободе никак не меняют этого обстоятельства. Может быть, именно поэтому машина (например, сколь угодно совершенный компьютер) никогда не заменит живого учителя.  А.Д.Боборыкин умел брать на себя ответственность, и уже за это  я еще и еще раз вспоминаю его добрым словом и благодарной памятью.

Есть сейчас такое понятие – дегероизация. Меняются герои, которым стремятся подражать. Иногда просто потому, что проходит  время, и тогда – «другие времена, другие песни!». Иногда это делается сознательно, когда  хотят привить людям иные ценности, и Наташу Ростову заменяет Ксюша Собчак, а Павку Корчагина – молодой парень, успешно «раскрутивший»  доходный веб-сайт.   Но есть опасность, что героев  вообще не будет, или явно бросаться в глаза будет их мелкость. И прежде всего тогда общество на самом деле почувствует нужду в таких учителях, – добрых, умных,  талантливых, которых, уверен, встречал на своем жизненном пути каждый.

Будем же помнить своих учителей. По причинам, которые не надо объяснять,  обычно учителя уходят из жизни раньше, чем  их ученики. И, может быть, именно здесь так верными оказываются слова замечательного русского поэта В.А.Жуковского:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим присутствием  животворили,

Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были.

26 / 03 / 2020

Показать обсуждение

Обсуждение

Конрад И.С., 27 / 03 / 2020 в 18:21

Очень интересно! И очень важный текст!

Сергей Викторович, 03 / 04 / 2020 в 14:57

Полезный материал для изучающих ОБЖ и БЖД.
Предлагаю опубликовать его в журнале ОБЖ (МПГУ).








Наши эксперты в СМИ. Ю.В.Московский на канале РЕН-ТВ в программе “Загадки человечества”
Новости МПГУ
Наши эксперты в СМИ. Ю.В.Московский на канале РЕН-ТВ в программе “Загадки человечества”
03 / 12 / 2021

Московский Юрий Викторович (Институт истории и политики) в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

3 декабря – Международный день инвалидов
Новости
3 декабря – Международный день инвалидов
03 / 12 / 2021

Плакат разработан Вадимом Макаровым, студентом 4 курса направления подготовки “Дизайн”. Руководитель практики Г.М.Салтыкова.

Вышел новый номер газеты «Педагогический университет»
Новости МПГУ
Вышел новый номер газеты «Педагогический университет»
03 / 12 / 2021

Дорогие читатели газеты «Педагогический университет»! У нас вышел новый номер. Печатная версия газеты находится в Главном корпусе МПГУ, в корпусе на Проспекте Вернадского, 88, и на Верхней Радищевской, д.16-18, где располагается редакция нашей газеты.

Преподаватели педагогических вузов повысили квалификацию по универсальным педагогическим компетенциям
Новости МПГУ
Преподаватели педагогических вузов повысили квалификацию по универсальным педагогическим компетенциям
03 / 12 / 2021

01 декабря 2021 года в МПГУ в дистанционном формате состоялось совещание по обсуждению итогов реализации сетевой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего» в 2021 году, разработанной под эгидой Ассоциации развития педагогического образования (АРПО)...

Участие в экспертизе Всероссийского конкурса «ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» 2021
Институт биологии и химии (новости)
Участие в экспертизе Всероссийского конкурса «ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» 2021
03 / 12 / 2021

Доцент, заместитель заведующего кафедрой биохимии, молекулярной биологии и генетики, заместитель директора по научной работе Института биологии и химии, к.б.н. Вергун Андрей Александрович принял участие в качестве эксперта Всероссийского конкурса «ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» 2021 Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей...

Профорг года 2021
Новости МПГУ
Профорг года 2021
03 / 12 / 2021

На прошедших выходных студенты ИМИ и геофака МПГУ посетили городской конкурс активистов профсоюзной организации «Профорг года 2021» на базе пансионата «Солнечная поляна».

ХГФ поздравляет всех со Всемирным днём компьютерной графики!
Новости
ХГФ поздравляет всех со Всемирным днём компьютерной графики!
03 / 12 / 2021

Плакат разработан Викторией Суровой, студенткой 4 курса направления подготовки “Дизайн”. Руководитель практики Г.М.Салтыкова.

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти без вести пропавших на полях Великой Отечественной войны
Новости МПГУ
«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти без вести пропавших на полях Великой Отечественной войны
03 / 12 / 2021

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году в состав МГПИ имени В.И. Ленина вошёл Московский государственный педагогический дефектологический институт. 2 июля 1943 года, на основании Распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР, был присоединён Московский государственный педагогический институт имени Карла Либкнехта. Среди...

3 декабря – Международный день инвалидов
Новости МПГУ
3 декабря – Международный день инвалидов
03 / 12 / 2021

В России, как и во многих странах мира, 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Он был учреждён в 1992 году Генеральной Ассамблеей ООН.

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти без вести пропавших на ратных полях
Новости МПГУ
«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти без вести пропавших на ратных полях
03 / 12 / 2021

День Неизвестного Солдата в России ежегодно отмечается как памятная дата 3 декабря в память о российских и советских воинах, погибших и пропавших без вести не только в годы Великой Отечественной войны, но и во время различных войн и военных конфликтов внутри нашей страны и за её пределами.

Поздравляем коллегу!
Новости МПГУ
Поздравляем коллегу!
03 / 12 / 2021

Подведены итоги II Международного конкурса выпускных квалификационных работ (ВКР), проведенного в рамках I Международного Страбоновского форума на географическом факультете МПГУ в ноябре 2021 г. На конкурс было подано 268 заявок из 34 российских и четырех зарубежных вузов и колледжей. Среди победителей конкурса...

Студенты–волонтёры Института Иностранных языков МПГУ на Всероссийской конференции «Школа одаренных родителей»
Новости МПГУ
Студенты–волонтёры Института Иностранных языков МПГУ на Всероссийской конференции «Школа одаренных родителей»
02 / 12 / 2021

25 ноября студенты Института иностранных языков в качестве волонтеров вместе со старшим преподавателем ИИЯ Екатериной Владимировной Аверкиевой участвовали на VI ежегодной Всероссийской конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одаренных родителей». Организаторами мероприятия выступили Министерство Просвещения Российской Федерации...

Победа студентки немецкого отделения ИИЯ Светланы Дроздовой в научно-творческом конкурсе «Парадоксы Стефана Цвейга»
Новости МПГУ
Победа студентки немецкого отделения ИИЯ Светланы Дроздовой в научно-творческом конкурсе «Парадоксы Стефана Цвейга»
02 / 12 / 2021

24-го ноября студентка 4-го курса немецкого отделения ИИЯ Светлана Дроздова приняла участие в научно-творческом семинаре «Парадоксы Стефана Цвейга», который был организован кафедрой индоевропейских языков МГОУ к 140-летнему юбилею выдающегося австрийского драматурга и писателя. На конкурс было представлено эссе по произведению...

Обращение и.о. директора Института иностранных языков Е.Ю. Лазаревой о вакцинации против COVID-19
Здоровье
Обращение и.о. директора Института иностранных языков Е.Ю. Лазаревой о вакцинации против COVID-19
02 / 12 / 2021

Уважаемые студенты, преподаватели и сотрудники Института иностранных языков! Информация жизненно важная, пожалуйста, прочтите до конца! Жизнь, здоровье и благополучие студентов, преподавателей и сотрудников имеет приоритетное значение для дирекции Института. Мы с особым вниманием отслеживаем ситуацию с распространением новой коронавирусной инфекции...

Стремительное движение вверх: МПГУ впервые вошел в топ-500 международного репутационного рейтинга университетов RUR-2021
Новости МПГУ
Стремительное движение вверх: МПГУ впервые вошел в топ-500 международного репутационного рейтинга университетов RUR-2021
02 / 12 / 2021

Московский педагогический государственный университет вошел в топ-500 (Copper League) международного репутационного рейтинга Round University Ranking 2021 года - RUR-2021, заняв 499 место в мире и 26 место в России среди 872 вузов-участников, в том числе 95 ведущих отечественных университетов.

ХГФ приглашает к участию в конкурсе “Я вакцинировался, а ты?”
Новости
ХГФ приглашает к участию в конкурсе “Я вакцинировался, а ты?”
02 / 12 / 2021

Дорогие друзья! Ждем ваши интересные идеи на тему вакцинации от короновируса-19, воплощенные в плакатах, видеороликах (!) и комиксах. Ваши работы присылайте, пожалуйста, на адрес: xgfkonkurs@mpgu.su Подробности – в “Положении о конкурсе”: Положение о конкурсе “Я вакцинировался, а ты?”

Преподаватели и студенты кафедры общей химии Института биологии и химии приняли участие в работе секции «Физика супрамолекулярных систем» 64-й конференции МФТИ
Наука
Преподаватели и студенты кафедры общей химии Института биологии и химии приняли участие в работе секции «Физика супрамолекулярных систем» 64-й конференции МФТИ
02 / 12 / 2021

1 декабря 2021 г. в Центре фотохимии ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» Российской академии наук прошла 64-я конференция Московского физико-технического института, в рамках которой состоялась работа студенческой секции «Физика супрамолекулярных систем». Тематика секции охватила современные направления науки о супрамолекулярных структурах, включая...

Поздравляем студентку кафедры дошкольной дефектологии К. Андриянченкову с призовым местом во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ!
Новости МПГУ
Поздравляем студентку кафедры дошкольной дефектологии К. Андриянченкову с призовым местом во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ!
02 / 12 / 2021

1 декабря 2021 г. студентка 4 курса кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства Ксения Андриянченкова получила диплом победителя Всероссийского конкурса студенческих научных работ в области психологии, организованного факультетом психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Само...

Доклад на Китайско-Российском форуме педагогического образования 2021 года
Институт педагогики и психологии (новости)
Доклад на Китайско-Российском форуме педагогического образования 2021 года
02 / 12 / 2021

2 декабря 2021 года заведующий кафедрой психологии труда и психологического консультирования  и лабораторией «Когнитивная психология в социальных практиках» Института педагогики и психологии Пучкова Елена Борисовна выступила с докладом о современных тенденциях цифровизации образования и использовании в практике работы педагогов и психологов...

Мужская сборная МПГУ по мини-футбола уверенно обыграла РГУНиГ со счётом 8:3
Новости МПГУ
Мужская сборная МПГУ по мини-футбола уверенно обыграла РГУНиГ со счётом 8:3
02 / 12 / 2021

Состоялся второй матч сезона для мужской сборной МПГУ по мини-футбола. 27 ноября в соперниках значились студенты из Российского государственного университета нефти и газа. Если в первом тайме, игроки РГУНиГ ещё неплохо оборонялись и пытались опасно атаковать, то во втором тайме,...

Шибзухов Кантемир студент 4 курса ИФКСиЗ занял 3 место на чемпионате Москвы среди взрослых
Новости МПГУ
Шибзухов Кантемир студент 4 курса ИФКСиЗ занял 3 место на чемпионате Москвы среди взрослых
02 / 12 / 2021

  26-27 ноября 2021 в С/К «Олимпийская деревня 80» прошел чемпионат Москвы среди взрослых. Шибзухов Кантемир студент 4 курса ИФКСиЗ занял 3 место в весовой категории до 97 кг. Поздравляем Кантемира и желаем дальнейших успехов!

Книга в дар библиотеке Института филологии от Авдеевой Ольги Ивановны
Новости библиотеки
Книга в дар библиотеке Института филологии от Авдеевой Ольги Ивановны
02 / 12 / 2021

Уважаемые читатели! Кандидат филологических наук, ведущий специалист лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры общего языкознания Института филологии МПГУ, Авдеева Ольга Ивановна передала в фонд библиотеки Института филологии (Малая Пироговская, 1, стр. 1) книгу воспоминаний Зимина Валентина Ильича: Воспоминания...

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Александра Сергеевича Дымского (07.04.1918 – 02.12.2004)
Новости МПГУ
«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Александра Сергеевича Дымского (07.04.1918 – 02.12.2004)
02 / 12 / 2021

Александр Сергеевич Дымский – ветеран-участник Великой Отечественной войны, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Московского государственного заочного педагогического института (МГЗПИ – МГГУ имени М.А. Шолохова).

О поддержке родных языков на конференции «Национальные языки и культуры: мышление и понимание в условиях глобализации»
Новости МПГУ
О поддержке родных языков на конференции «Национальные языки и культуры: мышление и понимание в условиях глобализации»
02 / 12 / 2021

30 ноября 2021 года по приглашению Армавирского государственного педагогического университета, поступившеe в Московский педагогический государственный университет, представители Факультета регионоведения и этнокультурного образования и Кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Национальные языки и культуры: мышление и понимание в условиях глобализации».

Ректор МПГУ принял участие в конференции, посвященной теологии в научно-образовательном пространстве
Новости МПГУ
Ректор МПГУ принял участие в конференции, посвященной теологии в научно-образовательном пространстве
Журнал ректора
02 / 12 / 2021

1 декабря в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» начала работу V Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика межрелигиозного и межкультурного диалога в ситуации глобальных вызовов».

О “Cпутник V” рассказывает один из разработчиков вакцины Ожаровская Т.А., сотрудница «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России
Институт биологии и химии (новости)
О “Cпутник V” рассказывает один из разработчиков вакцины Ожаровская Т.А., сотрудница «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России
Наши выпускники
02 / 12 / 2021

Татьяна Андреевна Ожаровская в 2015 году окончила с отличием биолого-химической факультет (ныне – Институт биологии и химии) МПГУ по специальности «учитель биологии и иностранного языка (английского)». Про Татьяну можно сказать «Талантливый человек, талантлив во всём». Татьяна – человек творческий, принимала...

Преподаватели ФДПиП на научно-практической конференции «Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде»
Выводить на главной
Преподаватели ФДПиП на научно-практической конференции «Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде»
02 / 12 / 2021

27 ноября 2021 года преподаватели кафедры теории и методики дошкольного образования В.В. Боцкалева, Т.А. Семенова и О.Г. Чугайнова приняли участие в работе секций II-Межвузовской научно-практической конференции «Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде», которая проводилась на базе Московского института психоанализа и...

Выпускники Института биологии и химии награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за участие в разработке вакцины «Спутник V»
Институт биологии и химии (новости)
Выпускники Института биологии и химии награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за участие в разработке вакцины «Спутник V»
Наши выпускники
01 / 12 / 2021

Выпускники МПГУ Ожаровская Татьяна Андреевна и Щербинин Дмитрий Николаевич согласно указу Президента Российской Федерации были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за активное участие в создании вакцины «Спутник V».

Победа в 50-м Международном конкурсе научно-исследовательских работ студента ИСГО направления подготовки Юриспруденция Никиты Алексеевича Шустикова
Наука
Победа в 50-м Международном конкурсе научно-исследовательских работ студента ИСГО направления подготовки Юриспруденция Никиты Алексеевича Шустикова
01 / 12 / 2021

Поздравляем студента направления подготовки Юриспруденция Шустикова Никиту Алексеевича и его научного руководителя заведующую кафедрой теории и истории государства и права Светлану Валентиновну Ширяеву с Победой в  50-м Международном конкурсе научно-исследовательских работ, организованного Всероссийским обществом научно-исследовательских разработок, и  награждением  дипломом лауреата 1...

Личности, делающие эпоху, всегда с нами:  культурно-просветительский клуб факультета музыкального искусства
Выводить на главной
Личности, делающие эпоху, всегда с нами: культурно-просветительский клуб факультета музыкального искусства
01 / 12 / 2021

Ежегодно уходят из жизни всеми любимые деятели культуры и искусства. Мы безвозвратно теряем тех, чьё живое творчество и восхищающий талант много лет являлись неотъемлемой и такой естественной частью нашей жизни. Это актёры и актрисы, режиссёры и композиторы. И среди них...

«Назначаю Вам встречу в саду»:  Институт изящных искусств приглашает!
Выводить на главной
«Назначаю Вам встречу в саду»: Институт изящных искусств приглашает!
01 / 12 / 2021

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Назначаю Вам встречу в саду», посвященная истории изящного садоводства в России – оранжереям, зимним садам и приусадебным паркам второй половины XIX – начала XX века. Выставка рассказывает о типологическом многообразии садового искусства XIX–XX...

Итоги акции «Цитата дня по педагогике»
Новости МПГУ
Итоги акции «Цитата дня по педагогике»
01 / 12 / 2021

26 ноября в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Педагогический класс при МПГУ» завершилась тематическая акция «Цитата дня по педагогике».

Педагогические классы при МПГУ продолжают активное участие в социальных проектах вуза
Новости МПГУ
Педагогические классы при МПГУ продолжают активное участие в социальных проектах вуза
01 / 12 / 2021

30 ноября состоялась ежемесячная встреча кураторов педагогических классов в режиме вебинара.

Наши эксперты в СМИ. Ю.В.Московский о трагедии в Кузбассе
Новости МПГУ
Наши эксперты в СМИ. Ю.В.Московский о трагедии в Кузбассе
01 / 12 / 2021

Старший преподаватель Института истории и политики МПГУ Ю.В.Московский в программе "Вежбесед" о трагедии в Кузбасcе.

Если “Менеджмент в образовании” – то только в МПГУ!
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Если “Менеджмент в образовании” – то только в МПГУ!
01 / 12 / 2021

Рады объявить о новом уникальном наборе на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»! Кто же такой менеджер образования?  Это многопрофильный управленец, отвечающий за персонал, отчётность, планомерность педагогического процесса, качество образовательных услуг, конкурентоспособность учебного заведения и многое-многое другое! В каком формате...

Библиотека МПГУ поздравляет всех Худграфовцев с юбилейной датой!
Новости
Библиотека МПГУ поздравляет всех Худграфовцев с юбилейной датой!
01 / 12 / 2021

Библиотека МПГУ поздравляет всех Худграфовцев с юбилейной датой и делится накопленным материалом, посвященным научно-методической школе теории и методики обучения изобразительному искусству Николая Николаевича Ростовцева. Все издания, вошедшие в презентацию, находятся в фонде библиотеки Художественного-графического факультета. В библиографическом списке трудов Н.Н.Ростовцева...

Поздравляем студентов и преподавателей с выходом в свет и размещением в РИНЦ сборника материалов конференции «Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства»  по итогам проекта Министерства просвещения РФ «Наша память без срока давности»
Наука
Поздравляем студентов и преподавателей с выходом в свет и размещением в РИНЦ сборника материалов конференции «Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства»  по итогам проекта Министерства просвещения РФ «Наша память без срока давности»
30 / 11 / 2021

Текст сборника «Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства» В РИНЦ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46698328 В библиотеке МПГУ http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=46662 В сборник материалов конференции вошли доклады и статьи студентов и преподавателей, прозвучавшие на мероприятиях посвященных реализации проекта Министерства просвещения РФ...

Академическая лекция Ольги Анатольевны Шкляровой: “Состояние и перспективы  развития научной школы управления образовательными системами”
Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой
Академическая лекция Ольги Анатольевны Шкляровой: “Состояние и перспективы  развития научной школы управления образовательными системами”
30 / 11 / 2021

    26 ноября 2021 г.  в рамках Недели Памяти Татьяны Ивановны Шамовой профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО Ольга Анатольевна Шклярова провела академическую лекцию «Состояние и перспективы  развития научной школы управления образовательными системами». Слушатели – китайские студенты, обучающиеся на...

Международная научно-практическая онлайн-конференция «Художественное образование и эстетическое воспитание в евразийском образовательном пространстве»
Наука
Международная научно-практическая онлайн-конференция «Художественное образование и эстетическое воспитание в евразийском образовательном пространстве»
30 / 11 / 2021

24 ноября 2021 года на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ прошла Международная научно-практическая онлайн-конференция «Художественное образование и эстетическое воспитание в евразийском образовательном пространстве».

Пятая Всероссийская научно-практическая конференция «Юргенсоновские чтения»
Институт истории и политики (новости)
Пятая Всероссийская научно-практическая конференция «Юргенсоновские чтения»
30 / 11 / 2021

Профессор кафедры истории России ИИиП МПГУ Г.В. Аксенова выступила на конференции с докладом.

Журнал “Вестник художественного образования” (ХГФ), Выпуск: декабрь 2021
Новости
Журнал “Вестник художественного образования” (ХГФ), Выпуск: декабрь 2021
30 / 11 / 2021

ВЕСТНИК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (научно–педагогический обзор) Выпуск № 4: Декабрь 2021 ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР – ЛОМОВ С.П., доктор педагогических наук, академик РАО, РАХ. СОСТАВИТЕЛЬ, НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР – ТКАЛИЧ С.К., доктор педагогических наук, профессор кафедры «Декоративное искусство и художественные ремёсла». Аннотация ВЫПУСК №...

ХГФ-80! Кафедра декоративного искусства и художественных ремёсел: история и современность
Новости
ХГФ-80! Кафедра декоративного искусства и художественных ремёсел: история и современность
30 / 11 / 2021

Уважаемые коллеги! Кафедра декоративного искусства и художественных ремёсел приглашает вас на онлайн-семинар «Кафедра Декоративного искусства и художественных ремесел. История и современность», посвященный 80-летию Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. 2 декабря 2021 года (четверг) с 12:15. На семинаре рассматриваются основные...

29 ноября 2021 года состоялось заседание ученого совета МПГУ в дистанционном формате
Новости МПГУ
29 ноября 2021 года состоялось заседание ученого совета МПГУ в дистанционном формате
Журнал ректора
30 / 11 / 2021

На заседании были рассмотрены следующие вопросы: Избран Почётным профессором МПГУ Никандров Николай Дмитриевич, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, член Попечительского совета МПГУ...

Всероссийский фестиваль педагогических отрядов «ПРОРЫВ»
Новости МПГУ
Всероссийский фестиваль педагогических отрядов «ПРОРЫВ»
30 / 11 / 2021

В Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова пройдет Всероссийский фестиваль педагогических отрядов «ПРОРЫВ».

Университетские субботы. Лекция “Профилактика сниженного уровня двигательной активности в условиях пандемии”
Новости МПГУ
Университетские субботы. Лекция “Профилактика сниженного уровня двигательной активности в условиях пандемии”
30 / 11 / 2021

27 ноября 2021 г. в 14:20 прошла лекция в рамках проекта «Университетские субботы» на тему "Профилактика сниженного уровня двигательной активности в условиях пандемии".

Завершен флешмоб Библиотеки МПГУ “Поэзия осени”
Новости библиотеки
Завершен флешмоб Библиотеки МПГУ “Поэзия осени”
30 / 11 / 2021

Дорогие читатели, осень подошла к завершению, а вместе с ней и флешмоб Библиотеки МПГУ #Поэзия_осени! Наши читатели и коллеги на протяжении трех месяцев делились любимыми строками, посвященными этому удивительному времени года. На страницах библиотеки в социальных сетях появились произведения Федора...

Календарь памятных дат Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Декабрь
Новости МПГУ
Календарь памятных дат Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Декабрь
30 / 11 / 2021

Предлагаем Вашему вниманию Календарь памятных дат Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Декабрь).

Литературно-музыкальная гостиная: «Друзья мои, прекрасен наш союз», или «Песня начиналась здесь»
Новости МПГУ
Литературно-музыкальная гостиная: «Друзья мои, прекрасен наш союз», или «Песня начиналась здесь»
30 / 11 / 2021

В октябре и ноябре в смешанном формате прошли встречи в рамках проекта «Литературно-музыкальная гостиная “Встреча”». Темами стали дни рождения Университета и Лицея. Октябрьская гостиная была посвящена 210-летию Царскосельского лицея и дню рождения Лицея МПГУ.  По традиции, открыл вечер директор Лицея...

Авторская лекция профессора А.В. Козлова вошла в новый учебник по информационному обеспечению
Новости МПГУ
Авторская лекция профессора А.В. Козлова вошла в новый учебник по информационному обеспечению
30 / 11 / 2021

Вышло в свет учебное пособие для сотрудников информационных структур Министерства обороны России. Издание «Организация информационного обеспечения Вооруженных Сил Российский Федерации» разработано на основе теоретических исследований специалистов ведущий военных и гражданских высших учебных заведений России и обобщенных результатов практической работы органов информационного обеспечения.

Поздравляем Штаб студенческих отрядов МПГУ с серьезными победами! Так держать!
Новости МПГУ
Поздравляем Штаб студенческих отрядов МПГУ с серьезными победами! Так держать!
30 / 11 / 2021

  26 ноября состоялось закрытие 62-ого трудового семестра студенческих отрядов Москвы. Это мероприятие является праздничным подведением итогов прошедшего года. На нём награждают бойцов отрядов, которые отличились хорошей работой в движении МосРСО или получили одно из трёх мест в различных номинациях....

Профессор МПГУ В.Е.Воронин на канале «365 Дней-ТВ» в программе «Историада. Русско-польская война 1830-1831 гг.»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Е.Воронин на канале «365 Дней-ТВ» в программе «Историада. Русско-польская война 1830-1831 гг.»
30 / 11 / 2021

Профессор МПГУ В.Е.Воронин на канале «365 Дней-ТВ» в программе «Историада. Русско-польская война 1830-1831 гг.».

Поём с Марией Ганешиной: Московское долголетие
Выводить на главной
Поём с Марией Ганешиной: Московское долголетие
29 / 11 / 2021

В рамках сотрудничества нашего университета с «Московским долголетием» уже два месяца каждый понедельник активные пенсионеры занимаются вокально-двигательным тренингом, который ведёт для них доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства факультета музыкального искусства Института изящных искусств МПГУ Мария Андреевна Ганешина. Музыкальная гостиная так и...

Неграмотный – тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья
Институт биологии и химии (новости)
Неграмотный – тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья
29 / 11 / 2021

26 ноября в Институте биологии и химии в онлайн режиме прошёл квиз, короткий опрос и просвещающий квест по финансовой грамотности.

Молодые ученые МПГУ – лауреаты медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО представили свои достижения на конференции в области наук об образовании РАО
Новости МПГУ
Молодые ученые МПГУ – лауреаты медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО представили свои достижения на конференции в области наук об образовании РАО
29 / 11 / 2021

26 ноября 2021 года прошел II этап Конкурса лауреатов медали «Молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования. Этот этап организован в форме научной конференции молодых ученых в области наук об образовании, на которой молодые ученые, награжденные медалью, представляют свои научные результаты. Конференция состоялась при участии Совета молодых ученых и специалистов РАО, в смешанном формате.

Инклюзивное образование в МПГУ: из опыта организации и проведения практики
Новости Учебно-методического управления
Инклюзивное образование в МПГУ: из опыта организации и проведения практики
29 / 11 / 2021

25 ноября 2021 г. руководители практики обсудили опыт организации практической работы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидов. Интерес к тематике совещания проявили и сотрудники учебных отделов, деканатов, заместители руководителей по учебной и учебно-методической работе.

Аспирант кафедры методики преподавания истории МПГУ В.А. Непряхин – лауреат конкурса молодых ученых РАО
Институт истории и политики (новости)
Аспирант кафедры методики преподавания истории МПГУ В.А. Непряхин – лауреат конкурса молодых ученых РАО
29 / 11 / 2021

Аспирант кафедры методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ В.А. Непряхин стал лауреатом конкурса молодых ученых в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО.

Ю.А.Никифоров на Канале МПГУ. Семинар «О механизмах борьбы с фальсификацией истории». Часть 2
Новости МПГУ
Ю.А.Никифоров на Канале МПГУ. Семинар «О механизмах борьбы с фальсификацией истории». Часть 2
29 / 11 / 2021

Ю.А.Никифоров на Канале МПГУ. Семинар «О механизмах борьбы с фальсификацией истории». Часть 2.

Ю.А.Никифоров на Канале МПГУ. Семинар «О механизмах борьбы с фальсификацией истории». Часть 1
Новости МПГУ
Ю.А.Никифоров на Канале МПГУ. Семинар «О механизмах борьбы с фальсификацией истории». Часть 1
29 / 11 / 2021

Ю.А.Никифоров на Канале МПГУ. Семинар «О механизмах борьбы с фальсификацией истории». Часть 1.

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Гражданская война. Ленинский план монументальной пропаганды».
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Гражданская война. Ленинский план монументальной пропаганды».
29 / 11 / 2021

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Гражданская война. Ленинский план монументальной пропаганды».

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Константина Сергеевича Бадигина (16/29.11.1910 – 17.03.1984)
Новости МПГУ
«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Константина Сергеевича Бадигина (16/29.11.1910 – 17.03.1984)
29 / 11 / 2021

Константин Сергеевич Бадигин – ветеран-участник Великой Отечественной войны, капитан 3-го ранга, исследователь Арктики, Герой Советского Союза, член Союза писателей СССР, выпускник Географического факультета Московского государственного педагогического института имени (МГПИ) В.И. Ленина, кандидат географических наук.