Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Накануне летних каникул состоялся межрегиональный вебинар по обмену практиками педагогической работы с детьми с миграционной историей

Новости МПГУ

21 июня 2022 года в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» при поддержке Фонда президентских грантов началась серия информационно-методических обучающих вебинаров для администрации и педагогов образовательных организаций. Для участия в нем зарегистрировались свыше 45 докладчиков и слушателей из 7 регионов России (Калужская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Омская, Свердловская, Челябинская области, города Москва и Санкт-Петербург).

Доклады вебинара позволили участникам в полной мере осознать сложность и многовекторность заявленной темы, а их эмоциональная вовлеченность в обсуждение показала высокую актуальность научно-исследовательской темы Института социально-гуманитарного образования, посвященной миграционным исследованиям и адаптации детей из семей с миграционной историей. Охарактеризовав российские модели организации образовательного процесса в школах со значимой долей обучающихся с миграционной историей, модератор круглого стола – декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Елена Александровна Омельченко обратила внимание участников на разработанные авторским коллективом под ее руководством Методические рекомендации Министерства просвещения России об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан.

О роли диагностики уровня владения русским языком в процессе обучения детей с миграционной историей в образовательных организациях сделала сообщение Татьяна Васильевна Криворучко, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межнациональных отношений ИСГО МПГУ, главный методист проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России». Эта диагностика по всем видам речевой деятельности предстоит многим ученикам-инофонам из школ, включенных в проект. Команды тестеров всегда приглашают педагогов и классных руководителей познакомиться с механизмом и инструментарием диагностики, тестовыми материалами, чтобы учителя в дальнейшем могли проводить входное, промежуточное и итоговое тестирование по РКИ (русскому как иностранному) самостоятельно.

Наталья Николаевна Андрейченко, заместитель директора школы №28 г. Мурманска, представила опыт возглавляемой ею организации по созданию социокультурной адаптирующей среды для детей иностранных граждан, выступив с докладом «Роль социально-психологической службы в сопровождении детей из семей мигрантов». В школе обучаются 290 детей, 17% из которых – мигранты из стран СНГ. Ключевым инструментом в процессе адаптации обучающихся выступает модель наставничества для не говорящих по-русски ребят, что создаёт более комфортные условия при изучении языка и его применении на уроках по всем предметам.

Татьяна Николаевна Корчилова, директор школы №53 г. Мурманска структурно представила работу образовательной организации по теме «Пути решения проблем обучения, адаптации и социализации детей с миграционной историей на начальном этапе работы».

Ирина Валерьевна Ивлева, директор Гимназии № 174 им. Л.Я. Драпкина (г. Екатеринбург) рассказала об организованной ее командой летней школе первоклассника для детей-инофонов. Ирина Валерьевна подробно представила схему взаимодействия с родителями и семьями мигрантов, что может быть полезным для других школ. Подробная информация о программе и расписании занятий представлена на сайте образовательных организаций.

В средней школе им. В.И. Лаврова с. Горяиновка (Саратовская обл.) детей-инофонов не так много, отмечают директор школы Наталья Андреевна Шадиян и ее заместитель по УВР, учитель истории и обществознания Наталья Михайловна Пономаренко. Здесь к адаптации подходят комплексно, используют и урочную, и внеурочную деятельность, разрабатывают авторские методики. Важно, что в работу по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов включаются и педагоги-предметники основной и старшей школы.

В томской школе № 16 каждый десятый ученик – инофон. Марина Владимировна Мартынова, заместитель директора школы, рассказала о деятельности Центра русского языка в школе. А Ольга Владимировна Жигалина, директор школы №2 г. Стрежевой Томской области поделилась опытом работы по социализации и адаптации детей-инофонов».

Галина Анатольевна Ахметова, директор школы МАОУ СОШ № 6 г. Челябинска им. Зои Космодемьянской рассказала об обучении русскому языку детей из семей мигрантов в поликультурной среде образовательных организаций г. Челябинска. Наталья Леонидовна Смирнова, доцент ГАОУ Свердловской области «Институт развития образования» (г. Екатеринбург) выступила с докладом: «Многозначность в преподавании РКИ». Елена Сергеевна Соколова, заместитель директора по ВР МОУ «Яльгелевский образовательный центр» Ленинградской области прокомментировала опыт участия в программе президентского гранта «Социокультурная адаптация детей мигрантов и детей, проживающих в полиэтнических регионах РФ средствами русского языка и культуры». Ольга Анатольевна Вольтова, заместитель директора школы-интерната №28 города Санкт-Петербурга представила доклад: «Поликультурная образовательная среда».

Модератором круглого стола выступили Елена Александровна Омельченко, канд. ист. наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО, зам. директора по научной работе ИСГО МПГУ, и Анна Александровна Шевцова, д-р ист. наук, профессор кафедры культурологии ИСГО, главный редактор научно-информационного альманаха «Этнодиалоги».

Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» осуществляется в 2022-2023 гг. Центром «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования при поддержке Фонда президентских грантов по развитию гражданского общества.

Марина Дорохова

26 / 06 / 2022

Показать обсуждение