Научная сессия на кафедре психологии развития личности прошла в формате видео-конференции BigBlueButton 21 мая 2020 года, что стало новым и не менее продуктивным форматом проведения ежегодного мероприятия. Основными идеями для организации содержания научной сессии МПГУ на кафедре психологии развития личности были: ознакомиться с современными исследованиями, проводимыми преподавателями кафедры в области психологии развития и психологии личности; обсудить и скорректировать научные искания сотрудников кафедры в процессе дискуссий и обсуждений на научной сессии для выведения их на новый содержательный уровень; ознакомиться со сферой научных интересов новых сотрудников.
В рамках проводимого в онлайн формате мероприятия было запланировано два основных доклада: 1) «Гендерные особенности представлений о любви» Е.В. Беловол, к.психол.н., доцента, профессора кафедры; 2) «Использование EMDR в терапии тревожности и страхов у взрослых» И.А. Лопатиной, к.психол.н., доцента кафедры.
В докладе «Гендерные особенности представлений о любви» Е.В. Беловол представила исторический экскурс представлений о любви от древнейших времен до современности и современные психологические теории любви, что позволило ей с коллегами операционализировать обсуждаемый феномен в психодиагностическом опроснике в контексте трех факторов: любовь-возвышенная, любовь-помеха, любовь-самоотдача. Результаты исследования с помощью авторского метода позволили Е.В. Беловол выделить возрастную динамику и гендерную специфику представлений о любви, которые объясняют некоторые проблемы в семейных отношениях между супругами.
В докладе «Использование EMDR в терапии тревожности и страхов у взрослых» И.А. Лопатина представила анализ опыта использования EMDR-терапии в работе со страхами и тревожностью у взрослых. Докладчица раскрыла основные положения теории адаптивной переработки информации. Были проанализированы специфические особенности социальной ситуации развития, обуславливающие страхи и тревожность у взрослых. И.А. Лопатина выделила структуру и специфику работы с заявленной проблематикой и поделилась ценными примерами собственной психологической практики по работе со страхами у клиентов, что стало особенно актуальным в ситуации ограничений, связанных с короновирусной инфекцией в России.
Далее тезисно была обсуждена научная работа преподавателей кафедры по следующим темам:
- «Тело человека как результат эволюционного и исторического развития» В.С. Мухиной, академика РАО, д.психол.н., профессора, научного руководителя кафедры;
- «Формирование внутренней позиции личности как основа требований к личностном результатам реализации ФГОС общего образования» В.С. Басюка, д.психол.н., доцента, профессора кафедры, заведущего кафедрой;
- «Психолого-педагогическая профилактика экстремальных типов этнического самосознания» Т.Ц. Дугаровой, д.психол.н., доцента, профессора кафедры;
- «Методология междисциплинарных исследований бытия личности в культуре» А.В. Тороповой, д.психол.н., д.пед.н., профессора, профессора кафедры;
- «Психологические особенности людей, посещающих группы личностного развития» Т.Н. Сахаровой, д.психол.н., доцента, профессора кафедры;
- «Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе профессионального обучения» В.В. Ананиковой, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Психолого-педагогическое сопровождение детей в ситуации развода родителей» Е.Ю. Макаровой, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Рефлексии психологов на феномен войн» С.В. Мелкова, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Материнство в структуре Я-концепции женщины» Е.Г. Уманской, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Особенности межличностного общения в супружеской диаде в одно- и многодетных семьях» Н.А. Цветковой, к.психол.н., доцента, доцента кафедры;
- «Особенности самосознания религиозной личности» Е.Е. Чуриловой, к.психол.н., доцента кафедры;
- «Особенности когнитивных функций личности (на материале поздней взрослости)» Е.Ю Шуруповой, к.психол.н.;
- «Участие студентов в формировании вариативной части учебного плана» М.Д. Батаевой, ст. преподавателя кафедры;
- «Генезис притязаний на признание ребёнка в дошкольном возрасте» И.А. Журавлевой, ст. преподавателя кафедры;
- «Проблема ресоциализации и психологического сопровождения делинквентных подростков» Ф.Р. Устюжанина, ассистента кафедры.
Онлайн конференция завершилась оживленной и продуктивной дискуссией. В итоге научной сессии были намечены дальнейшие направления исследований кафедры психологии развития личности в рамках научных проблем направления «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты».