Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

«Научный полк МПГУ»: боевая подруга

Новости МПГУ

В годы Великой Отечественной войны боевой подругой нашей Веры Лукьяновны Белик, студентки МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ), Героя Советского Союза, была Татьяна Петровна Макарова – командир звена гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Коренная москвичка Т.П. Макарова родилась 25 сентября 1920 г. в религиозной семье. Ее отец, инвалид Первой Мировой войны, работал почтальоном. Ребенком Таня пела в церковном хоре, но, когда девочке исполнилось одиннадцать лет, в ее сознании произошел перелом. Учась в школе, она перестала ходить в церковь и вступила в пионеры. Потом Таня стала активной комсомолкой. В 1935 г. Макарова окончила 7 классов средней школы № 12 города Москвы и поступила в Московский механико-технологический техникум пищевой промышленности (ныне Московский пищевой колледж). С детства Татьяну влекло небо – она прыгала с парашютом и мечтала летать. Отец не понимал неженских пристрастий дочери и всячески противился им.

В начале 1930-х гг., когда в молодой советской стране стала бурно развиваться авиация, потребовались новые кадры – и тогда комсомол выдвинул лозунг «Комсомольцы – на самолеты!». На третьем курсе техникума Макарова прочитала брошюру «Молодежь, в аэроклубы!», призыв же комсомола «Комсомольцы – на самолеты!» восприняла как обращенный именно к ней. В шестнадцать лет Таня за компанию с однокурсниками поступила в аэроклуб, где стала проводить все свободное время, часто отказывая себе в самом необходимом. Она ела один-два раза в день, после лекций спешила на аэродром, к занятиям готовилась в электричке и трамвае, краснела перед преподавателями техникума за сон на лекциях, терпела обвинения подруг в «отрыве от масс» – только бы летать!

После окончания в 1939 г. техникума Татьяна Макарова некоторое время работала техником-кондитером на кондитерской фабрике «Большевик». В том же году Макарова окончила аэроклуб и в 19 лет получила звание пилота-инструктора гражданской авиации. Она стала работать наставницей курсантов на учебном аэродроме Пролетарского аэроклуба Москвы, вкладывая в эту работу всю душу – охотно передавала свои знания курсантам, прививала юношам любовь к летному делу. За два года Т.П. Макарова обучила больше тридцати летчиков. Когда грянула Великая Отечественная война, Таня в числе первых явилась к воротам военкомата, и с осени 1941 г. пополнила ряды Красной Армии. С началом войны аэроклуб переоснастили в военную летную школу, и Макарова прошла переквалификацию в военного летчика. В 1942 г. она окончила курсы при авиационной школе пилотов в городе Энгельсе, в действующей армии – с мая 1942 г.

Как дипломированный пилот, Т.П. Макарова была зачислена в ночной легкобомбардировочный авиационный полк, получивший впоследствии наименование 46-го Гвардейского Краснознаменного Таманского. Ночной легкобомбардировочный авиаполк, имевший исключительно женский состав, был сформирован в октябре 1941 г. по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой. История мировой авиации еще не знала подобной боевой единицы: весь личный состав полка – от командира до механика по вооружению – состоял из женщин. Летали они на легкокрылых У-2 (По-2 с 1944 г.). В решении первого партийно-комсомольского собрания женского полка, проведенного на фронте, значился всего один пункт: «По боевым вылетам добиться первого места в дивизии» – девушки бросили перчатку мужчинам.  Одним из инициаторов смелого предложения была командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка Т.П. Макарова. Летали летчицы каждую ночь, выполняли дополнительные вылеты, если гибли подруги. Немцы боялись их и называли «ночными ведьмами».

Татьяна Макарова участвовала в бомбардировках немецких войск на Северном Кавказе, в Крыму, на Таманском полуострове, на Кубани, в Белоруссии, также в Восточной Пруссии. Ей приходилось совершать от восьми до девяти вылетов за одну ночь. Чтобы повысить меткость бомбардировки, Макарова часто опускалась на самолете вниз до 100-150 метров, прежде чем сбросить бомбы. 27 сентября 1942 г. за выполнение боевых задач командующий 4-й Воздушной армией Генерал К.А. Вершинин вручил Т.П. Макаровой первую правительственную награду – орден Красного Знамени. В тот день боевые награды получили и другие летчицы, штурманы и техники полка.

Татьяна Макарова была веселой, жизнерадостной девушкой, с тонкой, стройной фигуркой – выглядела женственно даже в неуклюжем мужском летном комбинезоне. Она умела пошутить, посмешить подруг, и сама от души смеялась, любила петь лирические песни. Наряду с этим Макарова обладала сильным характером и необыкновенной выдержкой. Озорная и непоседливая на земле, в воздухе, в боевых вылетах она становилась спокойной, расчетливой. Как пилот высокого класса, спокойно и быстро принимала решения, в какое бы трудное положение ни попадала, всегда приходила на помощь подругам. Татьяна с первых дней завоевала авторитет среди подруг – для штурманов полет в составе экипажа Макаровой считался честью.

Вера Белик была на один год моложе Тани Макаровой. В начале октября 1941 г. Белик приняли в авиационную часть, где ей предстояло освоить специальность штурмана. Ей помогала летчица Татьяна Макарова, к которой Вера была назначена в экипаж. На первых порах было трудно, но Макарова, как опытный инструктор всегда приходила на помощь. В каждом полете, днем или ночью, в хорошую погоду или в ненастье Таня находила возможность поучить Веру управлять самолетом. Бывший инструктор летного дела хорошо понимала, как это важно и необходимо в боевой обстановке –  вскоре Вера Белик научилась управлять самолетом. Девушки подружились. Не только в полете, но и на земле они всегда были вместе. В дни боевой деятельности на фронте их дружба стала еще крепче. Взаимопонимание, большая дружба и доверие всегда помогали им в выполнении боевых заданий. Находясь в одном самолете, девушки вместе переживали трудности полета и радости успеха, вместе подвергались смертельной опасности, вместе решали, как лучше поразить врага, перехитрить его, успешно выполнить боевое задание. В полку их дружный экипаж прочно завоевал славу экипажа снайперских бомбовых ударов по врагу.

В полку между эскадрильями и экипажами разгорелось соревнование за точный выход на цель и ее снайперское поражение. Макарова и Белик шли в этом соревновании впереди. Сначала они разбомбили железнодорожный эшелон, затем уничтожили склад с боеприпасами и нанесли удар по вражеской колонне. В 1943 г. Т.П. Макарова была повышена до должности командира эскадрильи, но после того, как 8 членов ее эскадрильи (4 самолета) были сбиты над Кубанью за одну ночь, она обвинила в этом себя и попросила понизить ее обратно до командира звена. Вера Белик, не захотев разлучаться с подругой, также попросила понижения в должности от штурмана эскадрильи до штурмана самолета, чтобы остаться в экипаже Макаровой. Их просьбу удовлетворили.

В 1944 г. Т.П. Макарову наградили вторым орденом Красного Знамени, затем – орденом Отечественной войны 1-й степени. На счету гвардии лейтенанта 628 боевых ночных вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Она сбросила 96 тонн бомб и 300 тысяч листовок. В результате ее действий образовалось 103 очага пожаров, уничтожено и повреждено 2 переправы, 2 зенитных точки, 1 прожектор, 2 склада боеприпасов, более двух взводов живой силы врага. Она и Вера Белик стали первым экипажем из своего полка, который бомбил немецкую территорию (Восточную Пруссию).

В ночь на 25 августа 1944 г. Татьяна Макарова и ее штурман Вера Белик вылетели на боевое задание в районе города Остроленки (Польша). Экипажу удалось сбросить бомбы точно на цель, но противник заметил их самолет – включились вражеские прожекторы, заговорили зенитки. Когда летчицы уже возвращались на свой аэродром, в 5 км северо-западнее города Замбров, их сбил немецкий истребитель. Бомбардировщик загорелся и стал падать. Парашютов у девушек не было. Татьяна Макарова и Вера Белик погибли в горящем самолете. Для штурмана это был 813-й боевой вылет, для пилота – 628-й. Всего 8 месяцев подруги не дожили до Победы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанты Татьяна Петровна Макарова и Вера Лукьяновна Белик посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза.

Похоронены Т.П. Макарова и В.Л. Белик на братском кладбище недалеко от польского города Остроленка Варшавского воеводства.

Память о Татьяне Макаровой и ее боевой подруге Вере Белик жива. На братском кладбище советских воинов города Остроленка, установлен памятник отважным летчицам. У здания пищевого колледжа в Москве – бывшего техникума, в котором училась Татьяна Макарова, установлен ее памятник. В Москве, по адресу: 6-я Радиальная, дом 10, есть музей Т.П. Макаровой.  Имя Героини с 1960 по 1994 гг. носила Болотная улица в Москве, на которой в доме № 16 она проживала. В 2005 г. название «Улица Татьяны Макаровой» получила новая улица, в районе Косино-Ухтомский Восточного административного округа Москвы.  В архиве ЦК ВЛКСМ до сих пор сохранились письма Татьяны Макаровой. В честь экипажа Макарова-Белик был выпущен почтовый конверт СССР.

 

к.и.н. А.Ю. Кожевников,
Дирекция изучения истории МПГУ

07 / 06 / 2022

Показать обсуждение