Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

«Научный полк МПГУ»: преодолевая трудности военного времени

Новости МПГУ

Массовые мобилизации вносили большие трудности в организацию учебного процесса в вузах, но уже в 1942/43 учебном году их перестали проводить. А в сентябре 1943 г. Совнарком СССР своим постановлением освободил студентов от призыва в армию. Это был важный государственный акт, свидетельствующий о признании значения высшей школы в жизни общества и в системе обороны страны. Одновременно он свидетельство­вал и о твердой уверенности в грядущей победе русского оружия.

5 мая 1942 г. было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане приема в вузы в 1942г. и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений», ставшее программой развития высшей школы в условиях войны. Это решение было продиктовано заботой о развитии системы высшего образования, сохранении научно-педагогических кадров и студенческих контингентов и даже о расширении и улучшении подготовки квалифицированных специалистов в условиях военного времени.

Принявшая на себя главный удар фашистских полчищ страна, оправившись от первых военных неудач, предпринимает чрезвычайные меры по спасению своих вузов. По­становление предусматривало существенное облегчение порядка поступления в вузы, освобождение студентов от призыва в армию, укрепление учебно-материальной базы высшей школы и ряд других действенных мер.

Органы власти на местах, включая и столицу, оказали вузам существенную помощь в организации работы, прежде всего, в укреплении учебно-материальной базы. Правда, в полной мере выполнить решение правительства не удалось из-за неблагоприятного развития обстановки на фронтах Великой Отечественной войны летом и осенью 1941 г. и других трудностей военного времени. Так, Наркомпрос РСФСР поставил перед МГПИ им. В.И. Ленина задачу принять в 1942 г. 270 человек, обеспечив необходимое финансирование. Однако несмотря на ряд льгот, в частности на прием без вступительных экзаменов по аттестатам об окончании средней школы, выполнить план не удалось. Причиной явилось то обстоятельство, что иногородних студентов принять было невозможно из-за отсутствия мест в общежитиях, а контингент москвичей-десятиклассников был невелик. Поэтому, несмотря на работавшие уже подготовительные курсы, принять тогда удалось только 261 студента.

Второй военный учебный год начинался также в сложных условиях: несмотря на предпринимаемые властями чрезвычайные усилия по сохранению вузовской сети продолжалось сокращение числа вузов и студенческих контингентов. Правда, в столице эта тенденция была менее заметна и наоборот, по сравнению с декабрем 1941 г. контингент студентов даже постепенно возрастал, хотя и отличался большой текучестью. Даже весной 1942 г., когда началась массовая реэвакуация и прием студентов проводился на все курсы, пополнению мешало большое число отчисленных. Так, кроме основного набора, проведенного 1 октября, в течение года было зачислено еще 372 человека, а отчислено 318 человек.

Поэтому выпуск молодых специалистов существенно сократился. Кроме того, был произведен обратный переход с 3-летнего на 4-летнее обучение, поэтому выпуск лета 1943г. составил всего 16 человек (по четырем факультетам из семи).

В течение нового учебного года МГПИ работал в составе 7 факультетов (до войны 6) и готовил студентов по 12 специальностям (до войны – 8). Количество кафедр увеличилось с 36 до 45. Динамика штатного состава педагогического персонала и структурное развитие института в самый разгар военных действий говорят сами за себя. Уже к 1943/44 учебному году численность преподавателей за счет вернувшихся из эвакуации достигла довоенного уровня.

Начиная со второго военного учебного года все большее внимание в МГПИ уделяется разработке методики преподавания наук в школе. Весной 1943 г. Совет по воспитанию при ЦК ВЛКСМ организовал опрос педагогической общественности десяти городов страны о путях совершенствования подготовки педагогов. На местах при обкомах комсомола этим вопросом занимались секретари обкомов по школам. Кроме того, 14 профессоров и научных работников высшей педагогической школы подали свои предложения в Совет в письменном виде. 16 июня в МГПИ прошло совещание по проблемам педагогического образования.

В конце июня 1943 г. вопросу совершенствования подготовки учительских кадров были посвящены два совещания в ЦК ВЛКСМ: 28 июня в школьном отделе ЦК со студентами педагогических вузов и 30 июня у секретаря ЦК Н.А. Михайлова с профессорско-преподавательским составом московских вузов просвещения и руководством Управления Высшей Школой Наркомпроса РСФСР. По итогам проделанной работы ЦК ВЛКСМ подготовил и направил в ЦК ВКП(б) докладную записку «О крупных недостатках в подготовке педагогических кадров». В записке содержались конкретные предложения по улучшению постановки дела в стране:

  • во-первых, увеличить прием в педагогические вузы при более строгом отборе поступающих, активно влиять на (формирование личного состава студенчества вузов просве­щения;
  • во-вторых, поднять качество подготовки учителей, для чего усилить, профессиональную направленность всего учетного процесса, пересмотреть программы, создать кафедры частных методик, увеличить время на педагогическую практику, активнее вооружить студентов навыками самостоятельной работы.

В развитие этой идеи и для усиления научно-методической работы, укрепления связи института со школой в 1945г. были восстановлены кафедры частных методик. Большое значение имели также базовые школы, которые рассматривались как лаборатории при кафедрах.

По заданию Наркомпроса РСФСР преподаватели института пересмотрели и заново отредактировали почти все учебные планы и программы педагогических вузов и учительских институтов, а по некоторым предметам учебные программы были составлены заново. Особенно большую работу в этом направлении проделали преподаватели факультета естествознания. Доцент этого факультета А.А. Савченко составил программу курса «Основы сельского хозяйства» применительно к задачам, которые стояли перед преподавателями средней школы в сельской местности.

В институте была проведена большая работа по перестройке учебного процесса с учетом потребностей военного времени. Прежде всего были переработаны учебные планы всех факультетов в соответствии с решением ВКВШ о сокращении сроков обучения в вузах. Новые учебные планы были рассчитаны на вооружение студентов не только необходимыми научными и педагогическими знаниями, но и максимумом сведений и умений, которые они могли бы применить в боевой обстановке.

Соответственно военным потребностям пересматривались и учебные программы, которые дополнялись материалами соответствующего характера. Вводились и новые учебные курсы, например такие, как анализ отравляющих веществ, химия взрывчатых веществ, внешняя баллистика, бактериология, методика политической работы в армии и т.п.

В учебные планы и программы географического факультета включались материалы по анализу военного значения отдельных участков береговой линии, климатических особенностей местности с точки зрения сезонности военных действий; методов аэрофотосъемки для военной топографии, а также приемы и методы глазомерной съемки силами учащихся школ; размещение полезных ископаемых с военно-стратегической точки зрения; изменение размещения отраслей народного хозяйства в связи с войной и т.п. На факультете естествознания большие изменения вводились в курс химии: лекции были насыщены сведениями о применении химических веществ в условиях войны. Особое внимание уделялось разоблачению антинаучной расовой теории фашизма, ее социальной подоплеки.

На гуманитарных факультетах также существенно пересматривалось содержание учебных курсов с усилением их политической и патриотической направленности. Так, в курсе литературы XX века более подробно анализировался образ нового человека с акцентом на его преданность родине и готовности пожертвовать собой во имя ее защиты. При этом широко использовались произведения, опубликованные в годы войны. В курсе литературы XIX века акцент также делался на идее патриотизма и героических образах в русской литературе. Большое внимание уделялось анализу эпопеи JI.H. Толстого «Война и мир», «Севастопольских рассказов» и других произведений классической русской литературы, воспевающих героизм русских людей.

При изучении истории древнего мира выделялись разделы, посвященные борьбе народов за независимость. В курсе истории средних веков подробно рассматривались материалы об освободительной борьбе славянских народов. В курсе новой истории внимание студентов акцентировалось на агрессивности германского империализма и его истоках, мотивах германской экспансии в страны Африки и Ближнего Востока, его роли в развязывании мировой войны.

В курсе истории народов СССР особое внимание уделялось борьбе с многочисленными захватчиками, шедшими на русскую землю, сюжетам о Ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинском сражении, а также героическим личностям: Александру Невскому, А.В. Суворову, М.И. Кутузову и др. В качестве обобщающих и обзорных читались лекции на темы «Мужественный образ наших великих предков», «Крах замыслов мирового господства в истории человечества» и др.

Военная кафедра института стала готовить помощников младшего медицинского персонала. На всевобуч отводилось 200 академических часов. Основными дисциплинами его были ПВО, топография, гигиена, первая медицинская помощь, стрелковая подготовка. В работе военной кафедры принимали участие ведущие ученые института – профессора Д.И. Азбукин и АА. Капустин, доценты С.Е. Советов и А.И. Дьячков. Программа военно-санитарной подготовки была разработана профессором А.А. Капустиным. Особенно оживилась работа кафедры в 1942/43 учебном году, когда ее возглавил Ю.А. Прокофьев.

Немалая нагрузка легла на кафедру физического воспитания, по своему характеру близко примыкавшую к военной. До войны выдвигалась идея – давать выпускникам педагогического вуза вторую специальность – преподавателя физического воспитания, но тогда эта исключительно важная для общеобразовательной школы подготовка велась факультативно. В 1944 г. решением Совнаркома СССР подготовка учителя физвоспитания была установлена в качестве дополнительного профиля. В последнем военном учебном году такой подготовкой были охвачены 1100 студентов МГПИ.

Крупным изменением учебных планов и программ, происшедшим в МГПИ в годы войны, было решительное усиление педагогической направленности учебно-воспитательного процесса. Начиная со второго военного учебного года все более пристальное внимание уделялось разработке методики преподавания учебных дисциплин в школе. В институте оживилась работа по обеспечению преподавания программами и учебными пособиями для начальных и средних школ. К этой работе привлекались ведущие ученые вуза – профессора А.М. Панкратова, Е.М. Вермель, В.В. Ефимов, В.В. Миллер, И.И. Соколов, доценты С.Е. Крючков, А.А. Уранов и др.

Заметно оживилась работа по написанию учебников для школы. Так, профессор К.Н. Корнилов подготовил к печати учебник по психологии для педучилищ, доцент А.А. Яхонтов – учебник по зоологии для средней школы. Доцент М.А. Южин составил задачник по математике. Профессор А.А. Половинкин написал учебник по физической географии для средней школы.

Кафедра общей и неорганической химии выпустила учебные пособия «Практикум по физической и коллоидной химии» и «Практикум по неорганической химии», в подготовке которых активное участие принимали профессор С.А. Балезин, доценты Г.С. Разумовский и А.И. Фалько. Доцент А.И. Фельдт на основе новейших научных данных подготовил новое издание работы «Периодическая система элементов». На кафедре ботаники была составлена серия методических указаний для самостоятельных наблюдений студентов по биологии цветения растений.

Коллектив кафедры педагогики сосредоточил особое внимание на переработке учебника по педагогике с учетом новых требований, выдвинутых военным временем, а также перспективами воспитания и обучения в послевоенный период. К работе был привлечен весь коллектив, возглавляемый профессором И.А. Каировым. Для нового учебника он написал разделы о нравственном воспитании, воспитании дисциплины, чувства долга, ответственности, мужества, честности, об эстетическом воспитании. Профессор Е.Н. Мелынский подготовил к печати вторую часть учебника истории педагогики – историю русской педагогики.

На кафедре дошкольной педагогики под руководством профессоров А.В. Суровцевой и Е.А. Флериной продолжалась разработка и систематизация основных положений отечественной дошкольной педагогики, представлявших первую попытку изложения основ системы дошкольного воспитания в СССР.

Для усиления научно-методической работы и укрепления связи со школой в 1945 г. были восстановлены кафедры частных методик, что дало возможность заметно улучшить методическую работу в вузе. С этой же целью создавались базовые школы, которые рассматривались как лаборатории передового педагогического опыта при соответствующих кафедрах. Наиболее активную работу в таких школах развернули кафедры методики физики, математики и географии.

По заданию Наркомпроса РСФСР преподаватели МГПИ пересмотрели и заново отредактировали почти все учебные планы и программы педагогических вузов и училищ. По некоторым предметам программы создавались заново. Доцент факультета естествознания А.А. Савченко-Бельский составил учебную программу курса «Основы сельского хозяйства» с учетом задач, стоявших перед учителями средней сельской школы.

К началу 1943/44 учебного года вопрос об учебной дисциплине в МГПИ в основном был решен. Этому способствовало правительственное решение об отмене свободного посещения лекций (декабрь 1942 г.). Был налажен контроль за посещением занятий. В институте регулярно проводились комсомольские рейды по выявлению прогульщиков с последующим их обсуждением на собраниях. В результате принятых мер прогулы в МГПИ сократились с 2,9 до 1,6 %, а в Городском пединституте они не превышали 0,5 % всего учебного времени.

Укрепление учебной дисциплины не замедлило сказаться на повышении успеваемости. Этому способствовало и пополнение кафедр квалифицированными педагогами, а также улучшение всей организации учебно-воспитательного процесса в институте. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что в структуре МГК ВКП(б) весной 1942 г. был создан специальный отдел школ и вузов, а в МГК ВЛКСМ – отдел студенческой молодежи.

В феврале 1943 г. постановлением руководства Москвы была прекращена практика мобилизации студентов и преподавателей без разрешения на то правительства. Партийным и государственным органам запрещалось вмешиваться в учебный распорядок и проводить многочисленные обследования, чем они раньше немало грешили. Более того, районным органам предписывалось усилить практическую помощь директорам вузов в укреплении учебно-материальной базы, организации и проведении воспитательной работы среди студенчества, а также в улучшении материально-бытового обеспечения и обслуживания студентов и преподавателей.

Все это способствовало укреплению и развитию порядка и организованности учебно-воспитательного процесса в вузах, вело к повышению уровня учебной работы и успеваемости студентов. Большую положительную роль сыграл приказ ВКВШ, принятый в июне 1944 г., о прекращении практики социалистического соревнования в вузах по учебной работе, приводившей к увлечению усредненными цифрами, валовыми показателями и к штурмовщине.

1943/44 учебный год ознаменовался крупными успехами в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и прежде всего в организации самостоятельной работы студентов. В этом году в учебный процесс впервые были введены такие новые формы, как курсовые работы, коллоквиумы и собеседования, в результате чего в 1945г. показатели успеваемости в МГПИ приблизились к довоенным.

В течение третьего военного учебного года шло дальнейшее развитие высшей школы и утверждение должного порядка в столичных вузах. Окрепли кафедры, достигнув довоенного уровня и превысив его. Стабилизировались студенческие контингенты, неуклонно укреплялась учебная дисциплина.

Поскольку в июле-сентябре 1943 г. студенты были заняты на трудовом фронте, прием в вузы проводился по правилам, установленным в 1942 г., т.е. без экзаменов – по конкурсу аттестатов. Но, в отличие от прежнего, постановлением Совнаркома СССР рабочим оборонных и важнейших промышленных предприятий предоставлялся отпуск для участия в конкурсе. В марте 1944 г. правительство приняло Постановление о введении конкурсных экзаменов при приеме в вузы. Без вступительных экзаменов теперь зачислялись только отличники средней школы. Сохранялись также льготы для участников Великой Отечественной войны. В целях преодоления трудностей с новым набором летом 1944 г. Совнарком СССР принял специальное Постановление «О мероприятиях по обеспечению приема в высшие педагогические учебные заведения».

Для реализации этого постановления была усилена профориентационная работа педвузов в школах столицы: проводились «Дни открытых дверей», создавались под­готовительные отделения и краткосрочные курсы по подготовке в вуз, организовывались занятия для раненых в госпиталях. Летом 1943 и 1944 гг. отбором молодежи для педагогических вузов занимались обкомы комсомола по директиве ЦК ВЛКСМ.

И все же рост приема молодежи в педагогические институты существенно отставал от вузов промышленности, транспорта и связи. Частично контингент студентов, поступающих в педагогические вузы, формировался за счет лиц, не прошедших конкурс в технические вузы. Поэтому в 1945 г. потребовалось указание центра на необходимость начинать работу по комплектованию педагогических вузов задолго до начала вступительных экзаменов. В целом же по стране уровень приема студентов довоенного 1940 г. был впервые превзойден в 1945 г.

В январе 1944 г. бюро МГК ВКП(б) приняло решение, запрещавшее использовать студентов на различных работах в период экзаменационной сессии, а 7 марта 1945 г. бюро МГК ВКП(б) обсудило в городской партийной организации вопрос о фактах нарушения правительственных постановлений о высшей школе. Решением бюро запрещалось мобилизовать студентов и преподавателей вузов на различные работы без разрешения Совнаркома. Запрещалось также производить какие-либо кадровые перемещения без ведома ВКВШ при СНК СССР. Местным органам предписывалось прекратить практику многочисленных проверок и вмешательства в учебный распорядок. Вместе с тем бюро МГК потребовало от местных, партийных и государственных органов усилить помощь вузам в укреплении учебно-материальной базы и бытового положения студентов, а также организации воспитательной работы среди молодежи. Принятые меры помогли значительно улучшить состояние и работу московских вузов.

Преодолевая имевшие место в практике МГПИ перегибы, коллектив института добился немалых успехов в повышении всех показателей учебной работы. В частности, по уровню успеваемости в 1945 г. он приблизился к довоенным показателям.

Произошло это в значительной степени потому, что кафедры усилили внимание к развитию самостоятельной работы студентов. С внедрением в учебную практику курсовых работ заметно активизировалась деятельность студенческих научных кружков. В 1944/45 учебном году в МГПИ работали 15 таких кружков. По итогам их работы проводились научные студенческие конференции, что также способствовало оживлению самостоятельной работы студентов. А это в свою очередь самым положительным образом влияло на ход учебного процесса, способствовало повышению всех его качественных характеристик.

Таким образом, МГПИ, как и другие московские вузы, преодолев трудности военного времени, вынужденную эвакуацию, временное пребывание на «чужих» площадях, неимоверные физические и нравственные перегрузки, хроническое недофинансирование по основным статьям расходов, не только сохранил все свои факультеты и кафедры, но и существенно увеличил свой научный и педагогический потенциал.

 

Литература:

Олесеюк Е.В., Федоров И.Б., Драгомир В.В. Великий подвиг. Вузы Москвы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. В 3 т. Т. 3. Учебная деятельность вузов столицы в годы Великой Отечественной воны. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001

 

А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций истории изучения МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ

25 / 05 / 2022

Показать обсуждение




Конкурс “Встречаем лето”
Художественно-графический факультет (новости)
Конкурс “Встречаем лето”
02 / 07 / 2022

Как важно научиться всем премудростям работы в детском лагере понимает каждый студент, который должен выйти на вожатскую практику. Но то, что даже отрядный уголок должен делаться по определённым “канонам” понимает не каждый, пока не столкнётся с его изготовлением. На Художественно-графическом...

Взаимодействие с Российским историческим обществом
Новости МПГУ
Взаимодействие с Российским историческим обществом
02 / 07 / 2022

В Доме Российского исторического общества состоялась рабочая встреча представителей МПГУ – членов РИО с Председателем правления Российского исторического общества (РИО), исполнительным директора фонда "История Отечества" Константином Ильичом Могилевским.

В память о создании Государственного Комитета Обороны: представители МПГУ приняли участие в возложении цветов
Новости МПГУ
В память о создании Государственного Комитета Обороны: представители МПГУ приняли участие в возложении цветов
02 / 07 / 2022

30 июня состоялась акция возложения цветов и венков к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду Московского Кремля, в которой приняли участие представители Московского педагогического государственного университета. Мероприятие, организованное Проектом Будущее, было приурочено к созданию Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО), созданном...

Итоги реализации программ профессионального обучения “Вожатый” и “Основы вожатской деятельности” в 2021/2022 учебном году
Новости МПГУ
Итоги реализации программ профессионального обучения “Вожатый” и “Основы вожатской деятельности” в 2021/2022 учебном году
01 / 07 / 2022

По традиции в период с февраля по апрель ежегодно Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ реализует программы профессионального обучения «Вожатый» и «Основы вожатской деятельности». В 2021/2022 учебном году на них было зачислено более 950 обучающихся МПГУ из 13 учебных структурных подразделений, включая колледж МПГУ, а также студентов Ставропольского и Дербентского филиалов МПГУ.

Алексей Лубков принял участие в IX Форуме регионов Беларуси и России
Новости МПГУ
Алексей Лубков принял участие в IX Форуме регионов Беларуси и России
Журнал ректора
01 / 07 / 2022

Форум, посвященный сотрудничеству двух стран, прошел в Гродно 30 июня – 1 июля. В первый день проведены шесть секций по таким направлениям, как интеграция высшего образования, сотрудничество России и Беларуси в сфере АПК, создание единого научно-технологического пространства, эффективное импортозамещение в Союзном государстве, и другим.

Сотрудники Управления общественных проектов приняли участие в образовательном курсе конкурса «Семейная память»
Новости МПГУ
Сотрудники Управления общественных проектов приняли участие в образовательном курсе конкурса «Семейная память»
01 / 07 / 2022

1 июля 2022 года в рамках проведения Всероссийского исследовательского конкурса «Семейная память» была проведена новая дистанционная встреча специалистов в области исторической и педагогической науки с участниками проекта.

Студенты ХГФ ИИИ МПГУ на Всероссийском молодежном слете «Россия – единство в многообразии»
Новости
Студенты ХГФ ИИИ МПГУ на Всероссийском молодежном слете «Россия – единство в многообразии»
01 / 07 / 2022

  Студенты Художественно-графического факультета Института изящных искусств Новожилов Илья Игоревич 3 курс аспирантуры 44.06.01 Образование и педагогические науки (научный руководитель профессор, д.п.н., академик РАО и РАХ Ломов С.П.) и Боганкова Дарья Игоревна студентка 1 курса магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование название...

ХГФ: читаем Пушкина лучше всех!
Новости
ХГФ: читаем Пушкина лучше всех!
01 / 07 / 2022

6 июня 2022 года в день рождения Александра Сергеевича Пушкина студенты Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ собрались в библиотеке на Рязанке, 9, чтобы почитать произведения, написанные великим русским поэтом, и поучаствовать в акции «Читаем Пушкина». В этой акции приняли...

ХГФ приветствует лауреата конкурса исследовательских работ среди студентов МПГУ!
Новости
ХГФ приветствует лауреата конкурса исследовательских работ среди студентов МПГУ!
01 / 07 / 2022

Студентка 3 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ Гусева Виктория Сергеевна (научный руководитель – доцент кафедры живописи ХГФ Е.В.Воронина) с работой «Развитие русского импрессионизма на примере творчества Константина Коровина и проведение урока-беседы по теме “Русский импрессионизм”» получила 2 место...

Утверждена Концепция подготовки педагогических кадров
Новости образования
Утверждена Концепция подготовки педагогических кадров
01 / 07 / 2022

1 июля 2022 года премьер-министр Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин утвердил Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года.

Лекция доктора исторических наук, профессора Н.И. Девятайкиной в рамках культурно-просветительского проекта «Слово учителя: о России, во имя России.  МПГУ – педагогам»
Новости МПГУ
Лекция доктора исторических наук, профессора Н.И. Девятайкиной в рамках культурно-просветительского проекта «Слово учителя: о России, во имя России. МПГУ – педагогам»
01 / 07 / 2022

30 июня продолжил свою работу культурно-просветительский лекторий МПГУ «Слово учителя: о России. Во имя России. МПГУ – педагогам». С лекцией «Новая культура патриотизма: потенциал уроков истории в ее развитии и обогащении» выступила доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории Нина Ивановна Девятайкина.

Представители АРПО приняли участие в торжественном вручении сертификатов студентам Новгородских колледжей
Новости МПГУ
Представители АРПО приняли участие в торжественном вручении сертификатов студентам Новгородских колледжей
01 / 07 / 2022

01.07.2022 в г. Великий Новгород на базе ГОАУ ««Центр опережающей профессиональной подготовки Новгородской области» при участии представителей Правительства Новгородской области, Ассоциации развития педагогического образования страны (АРПО) и Ассоциации выпускников Чанчуньского инженерного университета состоялось торжественное вручение сертификатов студентам Новгородских колледжей, завершивших обучение по дополнительной программе «Китайский язык».

Панельная дискуссия «Психолого-педагогическая помощь семье маленькой мамы» состоялась на кафедре педагогики и психологии семейного образования
Институт педагогики и психологии (новости)
Панельная дискуссия «Психолого-педагогическая помощь семье маленькой мамы» состоялась на кафедре педагогики и психологии семейного образования
01 / 07 / 2022

28 июня 2022 г. в Институте педагогики и психологии на кафедре педагогики и психологии семейного образования состоялась Панельная дискуссия «Психолого-педагогическая помощь семье маленькой мамы» (дистанционно).   Цель конференции: обсуждение научной проблемы применения практических инструментов психолого-педагогической помощи семье, маленькой мамы Задачи...

Вожатый –  это призвание!
Новости МПГУ
Вожатый – это призвание!
01 / 07 / 2022

Вот и наступило наше долгожданное вожатское лето! Студенты 3 курса Института биологии и химии выехали в детские оздоровительные лагеря на вожатскую практику. Много было сомнений и страхов у новоиспеченных вожатых: «А я смогу найти контакт с отрядом?», «Дети точно будут...

Акция Библиотеки МПГУ #100_страниц_лета
Новости библиотеки
Акция Библиотеки МПГУ #100_страниц_лета
01 / 07 / 2022

1 июля стартовала традиционная летняя акция Библиотеки МПГУ #100_страниц_лета! Лето – это жаркие дни, путешествия, новые книги и знакомства, открытия и яркие воспоминания, которые останутся с нами на весь год. Приглашаем вас вместе составить в лентах социальных сетей карту летних...

Итоги олимпиады «Педагогическое цифроведение»
Новости МПГУ
Итоги олимпиады «Педагогическое цифроведение»
01 / 07 / 2022

С 1 марта по 31 мая 2022 года Институтом развития цифрового образования МПГУ проводилась третья Международная студенческая дистанционная олимпиада «Педагогическое цифроведение». В этом году в олимпиаде приняли участие 606 студентов из 35 вузов: из 31 вуза России и 5 университетов стран СНГ (Армения, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан).

О наборе на программу профессиональное переподготовки «Прикладное программирование в образовании»
Новости МПГУ
О наборе на программу профессиональное переподготовки «Прикладное программирование в образовании»
01 / 07 / 2022

Кафедра цифрового образования Института развития цифрового образования приглашает студентов бакалавриата и магистратуры приобрести дополнительную квалификацию и повысить свой профессиональный уровень в области цифровых компетенций, освоив профессию программиста. Обучение проводится на бесплатной основе по программе профессиональной переподготовки «Прикладное программирование в образовании».

Педагогическая практика: обучение через опыт
Институт истории и политики (новости)
Педагогическая практика: обучение через опыт
01 / 07 / 2022

Усилиями преподавателей кафедры методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ сформирован пул базовых образовательных учреждений для прохождения производственной практики. Сегодня эти площадки обеспечивают знакомство студентов с передовыми образовательными стратегиями – развивающими моделями обучения и воспитания и позволяют перенимать опыт...

Всероссийская акция #отметьтемолодостьвпутешествии в рамках Всероссийского студенческого выпускного 2022 г.
Новости образования
Всероссийская акция #отметьтемолодостьвпутешествии в рамках Всероссийского студенческого выпускного 2022 г.
01 / 07 / 2022

Росмолодежь приглашает принять участие во Всероссийской акции #отметьтемолодостьвпутешествии в рамках Всероссийского студенческого выпускного 2022 г. Кто может участвовать: — Выпускники 2022 года Что нужно сделать? — разместить пост о том почему выпускник гордится своим вузом, за что любит и почему...

Станислав Теофилович Шацкий и его вклад в педагогику
Новости МПГУ
Станислав Теофилович Шацкий и его вклад в педагогику
01 / 07 / 2022

Научный сектор Института детства подготовил материал к 144-летию со дня рождения русского и советского педагога Станислава Теофиловича Шацкого. Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по...

Общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы»
Новости МПГУ
Общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы»
01 / 07 / 2022

30.06.2022 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялось Общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы». В заседании участвовали: О.М.Казакова, председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению, Е.Б.Алтабаева, сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре...

«Стараюсь соединить в себе сразу две роли – преподавателя и студента»: Денис Сергеевич Золотухин о том, как сделать обучение более продуктивным
Новости МПГУ
«Стараюсь соединить в себе сразу две роли – преподавателя и студента»: Денис Сергеевич Золотухин о том, как сделать обучение более продуктивным
01 / 07 / 2022

Институт иностранных языков – самое крупное учебное подразделение МПГУ, и сегодня объединяет более 3000 студентов и около 330 преподавателей. Это классическое образование международного уровня и возможность изучать несколько популярных мировых языков, среди которых английский, китайский, немецкий, французский, испанский, итальянский, польский, чешский.

В начале июля МПГУ встретит школьников из ДНР и ЛНР
Новости МПГУ
В начале июля МПГУ встретит школьников из ДНР и ЛНР
Журнал ректора
01 / 07 / 2022

В ходе реализации проекта «Университетские профильные образовательные смены», разработанного Минпросвещения России, в начале июля Московский педагогический государственный университет примет школьников 8-10 классов.

Международный конкурс «Изобразительное искусство. Учитель. Школа»
Художественно-графический факультет (новости)
Международный конкурс «Изобразительное искусство. Учитель. Школа»
01 / 07 / 2022

На базе художественно-графического факультета Института изящных искусств прошел Международный конкурс студенческих проектов по методике преподавания изобразительного искусства «Изобразительное искусство. Учитель. Школа». Конкурсное жюри под руководством Ломова Станислава Петровича, научного руководителя художественно-графического факультета, и Руднева Ивана Юрьевича, заведующего кафедрой методики преподавания...

Посещение студентами кафедры психологической антропологии НМИЦ им. Н.Н. Блохина
Новости МПГУ
Посещение студентами кафедры психологической антропологии НМИЦ им. Н.Н. Блохина
01 / 07 / 2022

29 июня 2022 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства, к.филол.н. Елены Игоревны Адамян состоялся образовательный выход на флагманскую площадку проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ им. Н.Н. Блохина. Значимым компонентом программы подготовки бакалавриата «Педагогическая антропология и психология воспитания» является...

Сотрудники МПГУ посетили Центр цифровых технологий образования Академии Минпросвещения
Новости МПГУ
Сотрудники МПГУ посетили Центр цифровых технологий образования Академии Минпросвещения
01 / 07 / 2022

29 июня 2022 года сотрудники МПГУ посетили Центр цифровых технологий образования Академии Минпросвещения России в составе проректора по дополнительному Кудрявцевой Д.А., начальника отдела экспертно-аналитической и проектной деятельности Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников при МПГУ Шароновой О.В., директора Института физики,...

Летняя школа: школьные каникулы продолжаются!
Выводить на главной
Летняя школа: школьные каникулы продолжаются!
30 / 06 / 2022

Губанова Наталья Федоровна (доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент) организовала и провела занятия для школьников в Летней школе.  Прошли три занятия со школьниками Московской области на базе Методического центра г....

Ректор МПГУ принимает участие в IV Форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
Новости МПГУ
Ректор МПГУ принимает участие в IV Форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
Журнал ректора
30 / 06 / 2022

Алексей Лубков: «Мы приглашаем белорусских коллег пройти культурно-образовательные стажировки на базе МПГУ».

Ректор МПГУ поддержал инициативу о «золотом стандарте» образования
Новости МПГУ
Ректор МПГУ поддержал инициативу о «золотом стандарте» образования
Журнал ректора
30 / 06 / 2022

Представители Комитета Госдумы РФ по просвещению предложили ввести в российских школах единый стандарт образования, закрепить общие для всех учреждений учебные программы и отменить вариативность учебников. Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков высказался в поддержку этой инициативы в пресс-центре «Россия...

Раз – ступенька, два – ступенька
Новости МПГУ
Раз – ступенька, два – ступенька
30 / 06 / 2022

В начальной школе дети приобретают первые системные знания об окружающем мире и социализируются в обществе. Живодрова Татьяна Алексеевна, заместитель декана факультета начального образования Института детства, рассказала, как пришла к преподавательской деятельности и о жизни её любимого факультета.

Директор ИМИ, профессор С.Д. Каракозов принял участие в работе заседания Национального аккредитационного совета
Новости
Директор ИМИ, профессор С.Д. Каракозов принял участие в работе заседания Национального аккредитационного совета
30 / 06 / 2022

29 июня 2022 года на базе Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева состоялось заседание Национального аккредитационного совета под председательством академика РАО Болотова В.А.

Преподавателям и студентам Института педагогики и психологии вручены благодарности за участие в организации и проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Институт педагогики и психологии (новости)
Преподавателям и студентам Института педагогики и психологии вручены благодарности за участие в организации и проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
30 / 06 / 2022

30 июня 2022 года преподавателям и студентам ИПП вручены благодарности за участие в организации и проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, состоявшейся в период с 27 марта по 02 апреля 2022 на площадке МПГУ. Институт поздравляет с получением...

Завершился проект Министерства образования и науки РФ «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию»
Новости МПГУ
Завершился проект Министерства образования и науки РФ «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию»
30 / 06 / 2022

Завершился проект Министерства образования и науки РФ «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию», 2017 г. (Госзадание № 27.4379.2017/5.1), в реализации которого принимал участие Институт детства Исследование было ориентировано на создание...

Герменевтический клуб: работа в марте-июне
Новости МПГУ
Герменевтический клуб: работа в марте-июне
30 / 06 / 2022

Герменевтические проекты кафедры психологической антропологии Института детства под руководством к.психол.н. Н.Б. Ковалевой в этом полугодии проходили в смешанном формате. Что интересного происходило? 4 апреля мы отмечали 90-летие Андрея Тарковского. Ранее мы много работали с  такими произведениями, как «Андрей Рублев» (1966),...

Итоги акции #читаем_Пушкина_вместе_2022 в Библиотеке МПГУ
Новости библиотеки
Итоги акции #читаем_Пушкина_вместе_2022 в Библиотеке МПГУ
30 / 06 / 2022

Дорогие читатели! Подведены итоги акции #читаем_Пушкина_вместе_2022! Библиотека МПГУ пятый год принимает участие в межрегиональной акции #Читаем_Пушкина_вместе. В этом году существенно расширилась география участников, работы присылали из города Кирово-Чепецк Кировской области, посёлка Мирный Челябинской области, города Серова Свердловской области, села Казаклар...

Студенты Института педагогики и психологии приняли участие в проектной сессии: «Проектирование эффективного пути студента: от абитуриента до молодого профессионала»
Институт педагогики и психологии (новости)
Студенты Института педагогики и психологии приняли участие в проектной сессии: «Проектирование эффективного пути студента: от абитуриента до молодого профессионала»
30 / 06 / 2022

30 июня 2022  студенты Института педагогики и психологии приняли участие в проектной сессии: « Проектирование эффективного пути студента: от абитуриента до молодого профессионала», посвященная Дню российской молодежи. Студенты выступили участниками деловой игры и приняли активное участие в обсуждении темы проектной сессии....

Матвей Каниковский, студент 3 курса ИФКСиЗ, завоевал золотую медаль на турнире «Большого Шлема» по дзюдо
Новости МПГУ
Матвей Каниковский, студент 3 курса ИФКСиЗ, завоевал золотую медаль на турнире «Большого Шлема» по дзюдо
30 / 06 / 2022

  Турнир «Большого Шлема» по дзюдо 25-27 июня 2022 Монголия, Улан-Батор Матвей Каниковский, студент 3 курса заочной формы обучения, завоевал золотую медаль. «Серебряную» медаль турнира завоевал Fonseca Jorge ( Португалия) первый номер Мирового рейтинга по дзюдо в данной весовой категории,...

Вахта Памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» в Куйбышевском районе Калужской области
Центр поисковой работы и историко-культурного туризма (новости)
Вахта Памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» в Куйбышевском районе Калужской области
30 / 06 / 2022

Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – помните! Р. Рождественский   22 июня – это дата, которая осталась в человеческой памяти как роковой рубеж начала отсчета долгих 1418 дней Великой Отечественной войны....

Благодарность от Российского общества «Знание»
Институт педагогики и психологии (новости)
Благодарность от Российского общества «Знание»
30 / 06 / 2022

Пучковой Еленой Борисовной, кандидатом психологических наук, заведующим кафедрой психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии проведена просветительская работа, которая оценена руководством Российского общества «Знание». Пучкова Е.Б. приняла участие в проекте подготовки нянь-гувернанток «Бабушка и Дедушка на час».

Состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы воспитания детей с ОВЗ: региональный опыт»
Новости МПГУ
Состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы воспитания детей с ОВЗ: региональный опыт»
29 / 06 / 2022

25 июня 2022 г. состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы воспитания детей с ОВЗ: региональный опыт». Мероприятие было организовано в рамках продолжающегося проекта Института детства МПГУ «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», который с 2021...

Студенты-дефектологи в особенном театре
Новости МПГУ
Студенты-дефектологи в особенном театре
29 / 06 / 2022

Будущие дефектологи учатся не только в аудиториях. Расширить знания о предмете, получить новые навыки позволяют конференции, научно-практические семинары и даже посещение театра. Театра особенного. МИРТ – Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр – является одним из первых творческих объединений, где наравне с...

Заместитель директора Института педагогики и психологии приняла участие в программе «Доброе утро» на Первом канале
Институт педагогики и психологии (новости)
Заместитель директора Института педагогики и психологии приняла участие в программе «Доброе утро» на Первом канале
29 / 06 / 2022

27 июня в программе «Доброе утро» на Первом канале вышел выпуск, посвященный теме «Куда пойти учиться». Сейчас самая актуальная пора для абитуриентов, для того, чтобы задуматься о выборе профессии. Что может помочь определится в жизни и не ошибиться с выбором,...

Преподаватели и студенты Факультета музыкального искусства приняли участие в концерте «Педагоги – Vоинам: Zа Мир!» в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко
Новости МПГУ
Преподаватели и студенты Факультета музыкального искусства приняли участие в концерте «Педагоги – Vоинам: Zа Мир!» в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко
29 / 06 / 2022

26 июня 2022 г. обучающиеся и преподаватели Факультета музыкального искусства Института изящных искусств совместно с труппой студенческого музыкального театра «Новый диалог» организовали концерт в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко. Студенты под руководством Директора Института изящных искусств Андрея Александровича...

Экспертиза качества учебных изданий
Новости МПГУ
Экспертиза качества учебных изданий
29 / 06 / 2022

В МПГУ расширяется деятельность по экспертизе учебных изданий для вузов. К настоящему времени рекомендации получили уже около десятка учебных пособий московского издательства «ВАКО». Работа с издательством будет продолжена, а пособия, в случае положительных заключений, будут закуплены в библиотеку.

Круглый стол «Создание Молодежного совета Ассоциации развития педагогического образования (АРПО): цели, задачи, пути развития»
Новости МПГУ
Круглый стол «Создание Молодежного совета Ассоциации развития педагогического образования (АРПО): цели, задачи, пути развития»
29 / 06 / 2022

29.06.2022 года в конференц-зале Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ состоялся круглый стол на тему «Создание Молодежного совета Ассоциации развития педагогического образования (АРПО): цели, задачи, пути развития».

«Важность нашего труда для процветания нашей великой Родины»: Николай Александрович Богданов о значимости получения качественных биологических знаний
Новости МПГУ
«Важность нашего труда для процветания нашей великой Родины»: Николай Александрович Богданов о значимости получения качественных биологических знаний
29 / 06 / 2022

Институт биологии и химии был создан в МПГУ в 2014 году, объединив два факультета – биолого-химический и химический. Здесь есть и бакалаврские, и магистерские образовательные программы, некоторые из них – двухпрофильные, дающие широкие возможности выбора профессиональной траектории и очевидное конкурентное преимущество уже на старте карьеры. Николай Александрович Богданов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ, рассказал о выборе вуза и профессии, о важности биологии, а также поделился особенностями жизни Института.

Музыка лечит: Студенты МПГУ выступили с концертом в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко
Новости МПГУ
Музыка лечит: Студенты МПГУ выступили с концертом в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко
29 / 06 / 2022

Студенты и преподаватели Института изящных искусств МПГУ и артисты музыкального театра «Новый диалог» выступили в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко. Своим выступлением они поддержали медперсонал госпиталя и участников специальной военной операции, проходящих там лечение.

Студенты Института изящных искусств на конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся МПГУ: итоги
Новости МПГУ
Студенты Института изящных искусств на конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся МПГУ: итоги
29 / 06 / 2022

Завершился ежегодный Конкурс научно-исследовательских работ обучающихся МПГУ, который направлен на выявление одаренных и талантливых студентов и создание условий формирования нового поколения научных и научно-педагогических кадров по тематике исследований, соответствующих основным направлениям научной деятельности МПГУ. В июне 2022 года были объявлены...

В Международный День вожатого в МПГУ состоялась церемония награждения победителей конкурса «Вожатый – мое призвание!»
Новости МПГУ
В Международный День вожатого в МПГУ состоялась церемония награждения победителей конкурса «Вожатый – мое призвание!»
29 / 06 / 2022

Торжественная церемония награждения победителей внутривузовского конкурса вожатских проектов «Вожатый – мое призвание!» прошла 24 июня 2022 года в Корпусе Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ.

Межрегиональные круглые столы кафедры психологической антропологии, приуроченные  к 150-летию МПГУ, по проблемам духовно-нравственного развития личности  современной ситуации взросления
Новости МПГУ
Межрегиональные круглые столы кафедры психологической антропологии, приуроченные к 150-летию МПГУ, по проблемам духовно-нравственного развития личности современной ситуации взросления
29 / 06 / 2022

24-27 июня 2022 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии  Н.Б. Ковалевой состоялась серия межрегиональных круглых столов и семинаров, на которых были подведены итоги работы этого года по обсуждению  и развитию   концепции и технологий различных  воспитательных и  психолого-педагогических  образовательных антропопрактик,...

Выставка работ очного этапа олимпиады “Я-художник 2022”
Художественно-графический факультет (новости)
Выставка работ очного этапа олимпиады “Я-художник 2022”
29 / 06 / 2022

За 2021-2022 год на Художественно-графическом факультете было проведено множество разнообразных профориентационных мероприятий, но самими интересными и действенными остаются конкурсы. Один из них – олимпиада “Я-художник”, которая проводится на факультете уже 5 лет. Данное мероприятие традиционно имеет 2 тура – заочный...

Семинары доцента Института детства Е.В. Трифоновой в рамках проекта Всероссийской общественной организации «Воспитатели России»
Новости МПГУ
Семинары доцента Института детства Е.В. Трифоновой в рамках проекта Всероссийской общественной организации «Воспитатели России»
29 / 06 / 2022

27 и 28 июня 2022 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, к. психол.наук Екатерина Вячеславовна Трифонова провела установочные вебинары открывающегося проекта Всероссийской общественной организации «Воспитатели России», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и...

Наши преподаватели в СМИ. Тезисы Московского Ю.В. на Арктическом саммите в СМИ «Добрососедство»
Новости МПГУ
Наши преподаватели в СМИ. Тезисы Московского Ю.В. на Арктическом саммите в СМИ «Добрососедство»
29 / 06 / 2022

Очередной, 6 Международный Арктический саммит «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов» («Арктика 2022 СПб») состоялся в этом году Москве и в Санкт-Петербурге. В его работе принял официальное участие секретарь Попечительского совета нашего Университета, директор Информационно-аналитического центра «Прогноз» и проектов Фонда «Добрососедство» Юрий Викторович Московский, представивший доклад "Переселенческие (миграционные) процессы в район Арктики, как ключ к её освоению".

Вести с полей: сезонная практика подходит к концу
Новости МПГУ
Вести с полей: сезонная практика подходит к концу
28 / 06 / 2022

Вот и подходит к концу ежегодная практика по ботанике для студентов 1 курса. Все ждали ее с нетерпением и возлагали на нее большие надежды. После долгого дистанционного обучения все соскучились по живому общению как со студентами, так и с преподавателями....

27 июня 2022 года состоялось заседание ученого совета МПГУ
Новости МПГУ
27 июня 2022 года состоялось заседание ученого совета МПГУ
Журнал ректора
28 / 06 / 2022

И.о. ректора МПГУ Лубков Алексей Владимирович вручил нагрудный знак «За верность профессии» Мачабели Константину Ильичу, директору Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации.

Наши преподаватели в СМИ. Интеллектуальный потенциал иностранцев в России
Новости МПГУ
Наши преподаватели в СМИ. Интеллектуальный потенциал иностранцев в России
28 / 06 / 2022

Старший преподаватель Института истории и политики МПГУ, председатель Комиссии по вопросам мигации Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович в передаче Маргариты Лянге "Национальный акцент" о приехавших иностранных гражданах в столице России: "Мигранты и интеллектуальный потенциал".

Вышло в свет учебное пособие «Экстремальная журналистика»
Новости МПГУ
Вышло в свет учебное пособие «Экстремальная журналистика»
28 / 06 / 2022

Издательство «Проспект» опубликовало учебное пособие и практикум по курсу «Правовые основы журналистики» (Матвеева Т.Д., Козлов А.В. Экстремальная журналистика: учебное пособие и практикум по курсу «Правовые основы журналистики». М., 2022).

Преподаватели и студенты ИИиП МПГУ на экскурсии в Государственной Думе Российской Федерации
Институт истории и политики (новости)
Преподаватели и студенты ИИиП МПГУ на экскурсии в Государственной Думе Российской Федерации
28 / 06 / 2022

Студенты МПГУ под руководством доцента А.А. Симоновой посетили мемориальную выставку В.В. Жириновского в Государственной Думе Российской Федерации.

МПГУ в числе победителей конкурса «Флагманы образования. Студенты»
Новости МПГУ
МПГУ в числе победителей конкурса «Флагманы образования. Студенты»
28 / 06 / 2022

В Санкт-Петербурге в День молодёжи 27 июня 2022 года завершился финал конкурса "Флагманы образования. Студенты". Одной из 35 лучших студентов-педагогов страны стала Дарья Щелокова (Институт филологии МПГУ). Проект реализуется АНО «Россия – страна возможностей» при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Федерального агентства по делам молодежи.