Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Научный полк МПГУ»: преодолевая трудности военного времени

Новости МПГУ

Массовые мобилизации вносили большие трудности в организацию учебного процесса в вузах, но уже в 1942/43 учебном году их перестали проводить. А в сентябре 1943 г. Совнарком СССР своим постановлением освободил студентов от призыва в армию. Это был важный государственный акт, свидетельствующий о признании значения высшей школы в жизни общества и в системе обороны страны. Одновременно он свидетельство­вал и о твердой уверенности в грядущей победе русского оружия.

5 мая 1942 г. было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане приема в вузы в 1942г. и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений», ставшее программой развития высшей школы в условиях войны. Это решение было продиктовано заботой о развитии системы высшего образования, сохранении научно-педагогических кадров и студенческих контингентов и даже о расширении и улучшении подготовки квалифицированных специалистов в условиях военного времени.

Принявшая на себя главный удар фашистских полчищ страна, оправившись от первых военных неудач, предпринимает чрезвычайные меры по спасению своих вузов. По­становление предусматривало существенное облегчение порядка поступления в вузы, освобождение студентов от призыва в армию, укрепление учебно-материальной базы высшей школы и ряд других действенных мер.

Органы власти на местах, включая и столицу, оказали вузам существенную помощь в организации работы, прежде всего, в укреплении учебно-материальной базы. Правда, в полной мере выполнить решение правительства не удалось из-за неблагоприятного развития обстановки на фронтах Великой Отечественной войны летом и осенью 1941 г. и других трудностей военного времени. Так, Наркомпрос РСФСР поставил перед МГПИ им. В.И. Ленина задачу принять в 1942 г. 270 человек, обеспечив необходимое финансирование. Однако несмотря на ряд льгот, в частности на прием без вступительных экзаменов по аттестатам об окончании средней школы, выполнить план не удалось. Причиной явилось то обстоятельство, что иногородних студентов принять было невозможно из-за отсутствия мест в общежитиях, а контингент москвичей-десятиклассников был невелик. Поэтому, несмотря на работавшие уже подготовительные курсы, принять тогда удалось только 261 студента.

Второй военный учебный год начинался также в сложных условиях: несмотря на предпринимаемые властями чрезвычайные усилия по сохранению вузовской сети продолжалось сокращение числа вузов и студенческих контингентов. Правда, в столице эта тенденция была менее заметна и наоборот, по сравнению с декабрем 1941 г. контингент студентов даже постепенно возрастал, хотя и отличался большой текучестью. Даже весной 1942 г., когда началась массовая реэвакуация и прием студентов проводился на все курсы, пополнению мешало большое число отчисленных. Так, кроме основного набора, проведенного 1 октября, в течение года было зачислено еще 372 человека, а отчислено 318 человек.

Поэтому выпуск молодых специалистов существенно сократился. Кроме того, был произведен обратный переход с 3-летнего на 4-летнее обучение, поэтому выпуск лета 1943г. составил всего 16 человек (по четырем факультетам из семи).

В течение нового учебного года МГПИ работал в составе 7 факультетов (до войны 6) и готовил студентов по 12 специальностям (до войны – 8). Количество кафедр увеличилось с 36 до 45. Динамика штатного состава педагогического персонала и структурное развитие института в самый разгар военных действий говорят сами за себя. Уже к 1943/44 учебному году численность преподавателей за счет вернувшихся из эвакуации достигла довоенного уровня.

Начиная со второго военного учебного года все большее внимание в МГПИ уделяется разработке методики преподавания наук в школе. Весной 1943 г. Совет по воспитанию при ЦК ВЛКСМ организовал опрос педагогической общественности десяти городов страны о путях совершенствования подготовки педагогов. На местах при обкомах комсомола этим вопросом занимались секретари обкомов по школам. Кроме того, 14 профессоров и научных работников высшей педагогической школы подали свои предложения в Совет в письменном виде. 16 июня в МГПИ прошло совещание по проблемам педагогического образования.

В конце июня 1943 г. вопросу совершенствования подготовки учительских кадров были посвящены два совещания в ЦК ВЛКСМ: 28 июня в школьном отделе ЦК со студентами педагогических вузов и 30 июня у секретаря ЦК Н.А. Михайлова с профессорско-преподавательским составом московских вузов просвещения и руководством Управления Высшей Школой Наркомпроса РСФСР. По итогам проделанной работы ЦК ВЛКСМ подготовил и направил в ЦК ВКП(б) докладную записку «О крупных недостатках в подготовке педагогических кадров». В записке содержались конкретные предложения по улучшению постановки дела в стране:

  • во-первых, увеличить прием в педагогические вузы при более строгом отборе поступающих, активно влиять на (формирование личного состава студенчества вузов просве­щения;
  • во-вторых, поднять качество подготовки учителей, для чего усилить, профессиональную направленность всего учетного процесса, пересмотреть программы, создать кафедры частных методик, увеличить время на педагогическую практику, активнее вооружить студентов навыками самостоятельной работы.

В развитие этой идеи и для усиления научно-методической работы, укрепления связи института со школой в 1945г. были восстановлены кафедры частных методик. Большое значение имели также базовые школы, которые рассматривались как лаборатории при кафедрах.

По заданию Наркомпроса РСФСР преподаватели института пересмотрели и заново отредактировали почти все учебные планы и программы педагогических вузов и учительских институтов, а по некоторым предметам учебные программы были составлены заново. Особенно большую работу в этом направлении проделали преподаватели факультета естествознания. Доцент этого факультета А.А. Савченко составил программу курса «Основы сельского хозяйства» применительно к задачам, которые стояли перед преподавателями средней школы в сельской местности.

В институте была проведена большая работа по перестройке учебного процесса с учетом потребностей военного времени. Прежде всего были переработаны учебные планы всех факультетов в соответствии с решением ВКВШ о сокращении сроков обучения в вузах. Новые учебные планы были рассчитаны на вооружение студентов не только необходимыми научными и педагогическими знаниями, но и максимумом сведений и умений, которые они могли бы применить в боевой обстановке.

Соответственно военным потребностям пересматривались и учебные программы, которые дополнялись материалами соответствующего характера. Вводились и новые учебные курсы, например такие, как анализ отравляющих веществ, химия взрывчатых веществ, внешняя баллистика, бактериология, методика политической работы в армии и т.п.

В учебные планы и программы географического факультета включались материалы по анализу военного значения отдельных участков береговой линии, климатических особенностей местности с точки зрения сезонности военных действий; методов аэрофотосъемки для военной топографии, а также приемы и методы глазомерной съемки силами учащихся школ; размещение полезных ископаемых с военно-стратегической точки зрения; изменение размещения отраслей народного хозяйства в связи с войной и т.п. На факультете естествознания большие изменения вводились в курс химии: лекции были насыщены сведениями о применении химических веществ в условиях войны. Особое внимание уделялось разоблачению антинаучной расовой теории фашизма, ее социальной подоплеки.

На гуманитарных факультетах также существенно пересматривалось содержание учебных курсов с усилением их политической и патриотической направленности. Так, в курсе литературы XX века более подробно анализировался образ нового человека с акцентом на его преданность родине и готовности пожертвовать собой во имя ее защиты. При этом широко использовались произведения, опубликованные в годы войны. В курсе литературы XIX века акцент также делался на идее патриотизма и героических образах в русской литературе. Большое внимание уделялось анализу эпопеи JI.H. Толстого «Война и мир», «Севастопольских рассказов» и других произведений классической русской литературы, воспевающих героизм русских людей.

При изучении истории древнего мира выделялись разделы, посвященные борьбе народов за независимость. В курсе истории средних веков подробно рассматривались материалы об освободительной борьбе славянских народов. В курсе новой истории внимание студентов акцентировалось на агрессивности германского империализма и его истоках, мотивах германской экспансии в страны Африки и Ближнего Востока, его роли в развязывании мировой войны.

В курсе истории народов СССР особое внимание уделялось борьбе с многочисленными захватчиками, шедшими на русскую землю, сюжетам о Ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинском сражении, а также героическим личностям: Александру Невскому, А.В. Суворову, М.И. Кутузову и др. В качестве обобщающих и обзорных читались лекции на темы «Мужественный образ наших великих предков», «Крах замыслов мирового господства в истории человечества» и др.

Военная кафедра института стала готовить помощников младшего медицинского персонала. На всевобуч отводилось 200 академических часов. Основными дисциплинами его были ПВО, топография, гигиена, первая медицинская помощь, стрелковая подготовка. В работе военной кафедры принимали участие ведущие ученые института – профессора Д.И. Азбукин и АА. Капустин, доценты С.Е. Советов и А.И. Дьячков. Программа военно-санитарной подготовки была разработана профессором А.А. Капустиным. Особенно оживилась работа кафедры в 1942/43 учебном году, когда ее возглавил Ю.А. Прокофьев.

Немалая нагрузка легла на кафедру физического воспитания, по своему характеру близко примыкавшую к военной. До войны выдвигалась идея – давать выпускникам педагогического вуза вторую специальность – преподавателя физического воспитания, но тогда эта исключительно важная для общеобразовательной школы подготовка велась факультативно. В 1944 г. решением Совнаркома СССР подготовка учителя физвоспитания была установлена в качестве дополнительного профиля. В последнем военном учебном году такой подготовкой были охвачены 1100 студентов МГПИ.

Крупным изменением учебных планов и программ, происшедшим в МГПИ в годы войны, было решительное усиление педагогической направленности учебно-воспитательного процесса. Начиная со второго военного учебного года все более пристальное внимание уделялось разработке методики преподавания учебных дисциплин в школе. В институте оживилась работа по обеспечению преподавания программами и учебными пособиями для начальных и средних школ. К этой работе привлекались ведущие ученые вуза – профессора А.М. Панкратова, Е.М. Вермель, В.В. Ефимов, В.В. Миллер, И.И. Соколов, доценты С.Е. Крючков, А.А. Уранов и др.

Заметно оживилась работа по написанию учебников для школы. Так, профессор К.Н. Корнилов подготовил к печати учебник по психологии для педучилищ, доцент А.А. Яхонтов – учебник по зоологии для средней школы. Доцент М.А. Южин составил задачник по математике. Профессор А.А. Половинкин написал учебник по физической географии для средней школы.

Кафедра общей и неорганической химии выпустила учебные пособия «Практикум по физической и коллоидной химии» и «Практикум по неорганической химии», в подготовке которых активное участие принимали профессор С.А. Балезин, доценты Г.С. Разумовский и А.И. Фалько. Доцент А.И. Фельдт на основе новейших научных данных подготовил новое издание работы «Периодическая система элементов». На кафедре ботаники была составлена серия методических указаний для самостоятельных наблюдений студентов по биологии цветения растений.

Коллектив кафедры педагогики сосредоточил особое внимание на переработке учебника по педагогике с учетом новых требований, выдвинутых военным временем, а также перспективами воспитания и обучения в послевоенный период. К работе был привлечен весь коллектив, возглавляемый профессором И.А. Каировым. Для нового учебника он написал разделы о нравственном воспитании, воспитании дисциплины, чувства долга, ответственности, мужества, честности, об эстетическом воспитании. Профессор Е.Н. Мелынский подготовил к печати вторую часть учебника истории педагогики – историю русской педагогики.

На кафедре дошкольной педагогики под руководством профессоров А.В. Суровцевой и Е.А. Флериной продолжалась разработка и систематизация основных положений отечественной дошкольной педагогики, представлявших первую попытку изложения основ системы дошкольного воспитания в СССР.

Для усиления научно-методической работы и укрепления связи со школой в 1945 г. были восстановлены кафедры частных методик, что дало возможность заметно улучшить методическую работу в вузе. С этой же целью создавались базовые школы, которые рассматривались как лаборатории передового педагогического опыта при соответствующих кафедрах. Наиболее активную работу в таких школах развернули кафедры методики физики, математики и географии.

По заданию Наркомпроса РСФСР преподаватели МГПИ пересмотрели и заново отредактировали почти все учебные планы и программы педагогических вузов и училищ. По некоторым предметам программы создавались заново. Доцент факультета естествознания А.А. Савченко-Бельский составил учебную программу курса «Основы сельского хозяйства» с учетом задач, стоявших перед учителями средней сельской школы.

К началу 1943/44 учебного года вопрос об учебной дисциплине в МГПИ в основном был решен. Этому способствовало правительственное решение об отмене свободного посещения лекций (декабрь 1942 г.). Был налажен контроль за посещением занятий. В институте регулярно проводились комсомольские рейды по выявлению прогульщиков с последующим их обсуждением на собраниях. В результате принятых мер прогулы в МГПИ сократились с 2,9 до 1,6 %, а в Городском пединституте они не превышали 0,5 % всего учебного времени.

Укрепление учебной дисциплины не замедлило сказаться на повышении успеваемости. Этому способствовало и пополнение кафедр квалифицированными педагогами, а также улучшение всей организации учебно-воспитательного процесса в институте. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что в структуре МГК ВКП(б) весной 1942 г. был создан специальный отдел школ и вузов, а в МГК ВЛКСМ – отдел студенческой молодежи.

В феврале 1943 г. постановлением руководства Москвы была прекращена практика мобилизации студентов и преподавателей без разрешения на то правительства. Партийным и государственным органам запрещалось вмешиваться в учебный распорядок и проводить многочисленные обследования, чем они раньше немало грешили. Более того, районным органам предписывалось усилить практическую помощь директорам вузов в укреплении учебно-материальной базы, организации и проведении воспитательной работы среди студенчества, а также в улучшении материально-бытового обеспечения и обслуживания студентов и преподавателей.

Все это способствовало укреплению и развитию порядка и организованности учебно-воспитательного процесса в вузах, вело к повышению уровня учебной работы и успеваемости студентов. Большую положительную роль сыграл приказ ВКВШ, принятый в июне 1944 г., о прекращении практики социалистического соревнования в вузах по учебной работе, приводившей к увлечению усредненными цифрами, валовыми показателями и к штурмовщине.

1943/44 учебный год ознаменовался крупными успехами в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и прежде всего в организации самостоятельной работы студентов. В этом году в учебный процесс впервые были введены такие новые формы, как курсовые работы, коллоквиумы и собеседования, в результате чего в 1945г. показатели успеваемости в МГПИ приблизились к довоенным.

В течение третьего военного учебного года шло дальнейшее развитие высшей школы и утверждение должного порядка в столичных вузах. Окрепли кафедры, достигнув довоенного уровня и превысив его. Стабилизировались студенческие контингенты, неуклонно укреплялась учебная дисциплина.

Поскольку в июле-сентябре 1943 г. студенты были заняты на трудовом фронте, прием в вузы проводился по правилам, установленным в 1942 г., т.е. без экзаменов – по конкурсу аттестатов. Но, в отличие от прежнего, постановлением Совнаркома СССР рабочим оборонных и важнейших промышленных предприятий предоставлялся отпуск для участия в конкурсе. В марте 1944 г. правительство приняло Постановление о введении конкурсных экзаменов при приеме в вузы. Без вступительных экзаменов теперь зачислялись только отличники средней школы. Сохранялись также льготы для участников Великой Отечественной войны. В целях преодоления трудностей с новым набором летом 1944 г. Совнарком СССР принял специальное Постановление «О мероприятиях по обеспечению приема в высшие педагогические учебные заведения».

Для реализации этого постановления была усилена профориентационная работа педвузов в школах столицы: проводились «Дни открытых дверей», создавались под­готовительные отделения и краткосрочные курсы по подготовке в вуз, организовывались занятия для раненых в госпиталях. Летом 1943 и 1944 гг. отбором молодежи для педагогических вузов занимались обкомы комсомола по директиве ЦК ВЛКСМ.

И все же рост приема молодежи в педагогические институты существенно отставал от вузов промышленности, транспорта и связи. Частично контингент студентов, поступающих в педагогические вузы, формировался за счет лиц, не прошедших конкурс в технические вузы. Поэтому в 1945 г. потребовалось указание центра на необходимость начинать работу по комплектованию педагогических вузов задолго до начала вступительных экзаменов. В целом же по стране уровень приема студентов довоенного 1940 г. был впервые превзойден в 1945 г.

В январе 1944 г. бюро МГК ВКП(б) приняло решение, запрещавшее использовать студентов на различных работах в период экзаменационной сессии, а 7 марта 1945 г. бюро МГК ВКП(б) обсудило в городской партийной организации вопрос о фактах нарушения правительственных постановлений о высшей школе. Решением бюро запрещалось мобилизовать студентов и преподавателей вузов на различные работы без разрешения Совнаркома. Запрещалось также производить какие-либо кадровые перемещения без ведома ВКВШ при СНК СССР. Местным органам предписывалось прекратить практику многочисленных проверок и вмешательства в учебный распорядок. Вместе с тем бюро МГК потребовало от местных, партийных и государственных органов усилить помощь вузам в укреплении учебно-материальной базы и бытового положения студентов, а также организации воспитательной работы среди молодежи. Принятые меры помогли значительно улучшить состояние и работу московских вузов.

Преодолевая имевшие место в практике МГПИ перегибы, коллектив института добился немалых успехов в повышении всех показателей учебной работы. В частности, по уровню успеваемости в 1945 г. он приблизился к довоенным показателям.

Произошло это в значительной степени потому, что кафедры усилили внимание к развитию самостоятельной работы студентов. С внедрением в учебную практику курсовых работ заметно активизировалась деятельность студенческих научных кружков. В 1944/45 учебном году в МГПИ работали 15 таких кружков. По итогам их работы проводились научные студенческие конференции, что также способствовало оживлению самостоятельной работы студентов. А это в свою очередь самым положительным образом влияло на ход учебного процесса, способствовало повышению всех его качественных характеристик.

Таким образом, МГПИ, как и другие московские вузы, преодолев трудности военного времени, вынужденную эвакуацию, временное пребывание на «чужих» площадях, неимоверные физические и нравственные перегрузки, хроническое недофинансирование по основным статьям расходов, не только сохранил все свои факультеты и кафедры, но и существенно увеличил свой научный и педагогический потенциал.

 

Литература:

Олесеюк Е.В., Федоров И.Б., Драгомир В.В. Великий подвиг. Вузы Москвы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. В 3 т. Т. 3. Учебная деятельность вузов столицы в годы Великой Отечественной воны. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001

 

А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций истории изучения МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ

25 / 05 / 2022

Показать обсуждение