Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

«Научный полк МПГУ»: студенчество военной поры

Новости МПГУ

Учитывая опыт первого военного учебного года, СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли 5 мая 1942 г. постановление «О плане приема в вузы в 1942 г. и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений», которое и стало программой развития высшей школы в условиях войны. Это постановление предусматривало упрощение порядка поступления и вузы, освобождение от призыва в армию студентов первого и последнего курсов, укрепление учебно-материальной базы высшего образования. Оно было направлено на сохранение сети вузов, контингента студентов и преподавателей, на решение задачи подготовки кадров высшей квалификации в условиях войны. Летом 1942г. местные партийные организации оказали вузам существенную помощь, прежде всего в укреплении материально-учебной базы. Вместе с тем мероприятия, намеченные в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 5 мая 1942г., не удалось реализовать в полном объеме в связи с неблагоприятной военной обстановкой летом и осенью 1942г.

Наркомпрос РСФСР поставил перед МГПИ задачу принять в 1942г. 270 человек. И хотя основанием для зачисления служил только аттестат об окончании средней школы, дело это было нелегким, поскольку институт не мог принять иногородних из-за ограниченности мест в общежитии, а контингент москвичей-десятиклассников оказался невелик. Несмотря на работавшие подготовительные курсы, принять удалось только 261 человека.

Второй военный учебный год начинался в сложных условиях. Продолжалось сокращение сети вузов и численности студентов в них. В Москве эти негативные тенденции не действовали, наоборот, по сравнению с декабрем 1941г. контингент студентов расширился, однако отличался большой текучестью. Когда весной 1943г. началась массовая реэвакуация, велся прием на все курсы, но одновременно был высок и процент отчисленных. Так, не считая принятых на 1 октября 1942г. на первый курс, в течение года в институт был зачислено еще 372 человека, а отчислено 318. На конец учебного года на первом курсе числилось 214 человек. Кроме того, был произведен обратный переход с трехлетнего на четырехлетнее обучение, поэтому выпуск лета 1943г. составил всего 16 человек (по четырем факультетам из семи).

В 1943г. прием в вузы проводился по правилам, установленным в 1942г., т.е. по конкурсу аттестатов, без экзаменов. Отличие заключалось лишь в том, что постановлением СНК СССР рабочим оборонных и важнейших промышленных предприятий предоставлялся отпуск для участия в конкурсе. 11 марта 1944г. СНК СССР принял постановление о введении при приеме в вузы конкурсных экзаменов. Без экзаменов зачислились лишь отличники средней школы. Льготы при поступлении в вуз сохранялись также за участниками войны. Летом 1944г. СНК СССР принял специальное постановление «О мероприятиях по обеспечению приема в высшие педагогически учебные заведения».

В 1943/44 учебном году развернулась профориентационная работа в школах столицы. В вузах проводились «дни открытых дверей», при институтах были созданы подготовительные отделения и краткосрочные курсы по подготовке в вуз, организованы занятия для раненых, находившихся на излечении в московских госпиталях. Летом 1943 и 1944 гг. обкомы комсомола по директиве ЦК ВЛКСМ занимались отбором комсомольцев для командирования их на учебу в педагогические вузы, но относительный рост приема в педвузы был существенно меньше, чем в вузы промышленности, транспорта и связи.

В 1945г. по указанию ЦК ВКП(б) работа по комплектованию педагогических учебных заведений началась задолго до начала вступительных экзаменов. В целом в 1945г. уровень приема 1940г. был превзойден. В результате более строгого отбора абитуриентов улучшился качественный состав студенчества. Среди первокурсников (и в среде студенчества в целом, так как прием велся практически на все курсы) значительно увеличилось число фронтовиков, подпольщиком, партизан.

Среди тех, кто в последние годы войны пришел в институт, были бывшая подпольщица Л. Ветлицына, бывшие партизанки А. Ермилова, Л. Подолякина, А. Рык. При приеме в партию и 1945г. студентка Л. Ветлицына на просьбу рассказать свою биографию ответила просто: «Была в партизанах, выполняла боевые задания». Но за этой скромной фразой скрывалась поистине героическая жизнь. И когда председатель собрания зачитал коммунистам письмо руководителей партизанской группы, в рядах которой сражалась Ветлицына, все участники собрания встали, приветствуя юную героиню.

Дни войны… Канун годовщины Великого Октября… Фашистский военный аэродром на оккупированной территории. Ночь. Усилена охрана. А к парашютной вышке в центре поля незаметно подобралась девушка. Вот она уже на вершине вышки. В честь великого праздника Ветлицына водрузила красный флаг на вышке фашистского аэродрома.

18-летнюю Л.И. Подолякину война застала на ее родине, в местечке Монастырщина Смоленской области, где после окончания педучилища она работала директором школы. Оказавшись на оккупированной территории, Л. Подолякина вступила в партизанский отряд Н.Ф. Зорока. Рискуя жизнью, отважная партизанка добывала оружие и ценные сведения, укрываXольщиков. Незадолго до освобождения Смоленщины Л. Подолякина и ее мать были арестованы и брошены в тюрьму. Отступая, фашисты погнали впереди себя арестованных, но узникам удалось бежать. После освобождения Смоленщины Л. Подолякина была награждена медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Зимой 1943г. она стала студенткой исторического факультета.

Шура Ермилова летом 1941 г. окончила среднюю школу. Девушка собиралась поступить в пединститут, думала стать педагогом. Но война внесла свои коррективы в ее планы. И когда гитлеровцы оккупировали родную Брянщину, комсомолка Ермилова вступила на путь подпольной борьбы, возглавила подпольную комсомольскую группу. Вместе со своими товарищами она размножала сводки Совинформбюро, расклеивала листовки, собирала и передавала партизанам сведения о передвижении немецких воинских частей. В начале 1942г., когда полицейские напали на след подпольщиков, Ермилова ушла н партизанский отряд. Она была разведчицей, пулеметчицей, участвовала в боях с карателями, была ранена. В августе 1943г. партизанский отряд, в котором сражалась А. Ермилова, соединился с частями Красной армии. Юная партизанка, еще не оправившись после ранения, попросила направить ее на фронт. Но командование послало А. Ермилову учиться. Осенью 1943г. она была зачислена на первый курс исторического факультета МГПИ.

Похожая биография и у студентки педфака А. Рык. Она пришла в МГПИ из прославленных партизанских отрядом Ковпака и Вершигоры.

Демобилизовавшись из армии, вернулись в институт в 1945-1946 гг. и бывшие студенты А. Акимова, А. Хорошилова, М. Кансузян, В. Краснощекова, Б. Ландо, А. Шенкман, А. Коротыгин, М. Шумаков, А. Гончаров и др.

Особенно много участников Отечественной войны среди поступающих было в 1944/45 учебном году. Тогда в вузы Москвы было принято 3,5 тысячи инвалидов войны (около 12% первокурсников). В 1944г. в МГПИ поступило 45 коммунистов (треть партийной организации) и 342 комсомольца (почти Половина комсомольской организации).

Осенью 1942г. был определен новый календарный график учебных занятий в вузах, сохранявшийся неизменным в течение всей войны. Занятия начинались 1 октября, зимняя сессия проходила с 1 по 20 февраля, зимние каникулы отменялись, весенняя сессия проводилась с 21 июня по 15 июля, в июле – сентябре студенты были заняты на трудовом фронте.

К началу 1943/44 учебного года был в основном решен вопрос, об учебной дисциплине. В декабре 1942г. СНК СССР принял постановление об отмене свободного посещения учебных занятий студентами вузов. В 1943/44 учебном году в МГПИ прогулы сократились с 2,9 до 1,6% всего учебного времени.

В июне 1944г. ВКВШ издал приказ о прекращении практики социалистического соревнования в вузах по учебной работе, приводившей к увлечению усредненными цифрами, механическому копированию того, что было уместно на промышленных предприятиях – организации фронтовых курсов, ударных групп и т.д. К 1945г. показатели успеваемости в МГПИ приблизились к довоенным.

Усилилось внимание к самостоятельной работе студентом, В МГПИ оно выразилось во введении с 1943/44 учебного года курсовых работ, в результате чего значительно оживилась деятельность научных кружков. В 1944/45 учебном году в институте работало 15 таких кружков. По инициативе комсомольцев и декабре 1944г. по итогам их работы были проведены научные конференции. Литературный факультет даже подготовил к публикации в Ученых записках сборник студенческих научных работ. Окончательное организационное оформление научного студенческого общества в МГПИ произошло уже в послевоенном 1945/46 учебном году.

В 1942-1944гг. студенты продолжали участвовать в различных хозяйственных работах. Начиная с 1942г. три лета подряд они выезжали на лесо- и торфозаготовки для столицы. Летом 1942г. 122 студента МГПИ работали на Высоковском лесопункте Калининской области. В 1943г. один из отрядов МГПИ трудился в Серпуховском районе на заготовке дров, а другой – на строительстве железной дороги в районе Криванднмо. В течение учебного года студентов постоянно привлекали к тем или иным работам – на расчистку снега, разгрузку л рои с трамвайных платформ и др. Своим участием в работе на трудовом фронте студенты помогали армии.

Массовым патриотическим движением советского народа с первых же месяцев войны стал сбор средств в Фонд обороны. Рачительные суммы в этот фонд поступали от субботников и воскресников. Всего с августа 1941г. по октябрь 1943г. в стране было проведено пять всесоюзных комсомольско-молодежных воскресников, в которых в общей сложности участвовали 43 млн. человек. Первый из них был проведен 17 августа 1941г. В тот раз на заводе «Каучук» работало 400 студентов, преподавателей и сотрудников МГПИ.

К концу 1942г. сумма, собранная студентами и преподаваниями вузов, достигла 13,5 млн руб. С 1942г. денежные взносы трудящихся делались не на оборону вообще, а на производство определенных видов боевой техники. Так, в 1942г. комсомольцы МГПИИЯ и МГПИ собрали на танковую колонну Осоавиахима соответственно 1 670 и 3 300 руб. Причем МГПИ занял первое место по сбору средств на танки среди комсомольских организаций Фрунзенского района столицы.

Одним из направлений шефской деятельности была помощь раненым бойцам. Студенты и сотрудники МГПИ им. В.И. Ленина уже летом 1941г. работали в госпиталях. Зимой 1941/42 г. МГПИ был прикреплен к госпиталю, расположенному в школе № 49 по улице Усачева. В первой половине 1942г. в госпитале работало 300 студентов МГПИ (ежедневно 10-15 человек). Возглавлял эту работу коммунист Скородум. Студенты приходили к раненым с концертами, читали им газеты, художественную литературу, помогали писать письма домой. Докладывая на заседании партбюро МГПИ о работе комсомольской организации в феврале 1942г., секретарь комитета ВЛКСМ Б. Павлов говорил, что студенты «сутками сидят в госпитале и не чуждаются никакой работы, в самые напряженные моменты они выполняют работу и медсестер, и санитарок, и доноров».

В МГПИ имелось 80 постоянных доноров. Доценты Б.Н. Биркина, Т.Г. Териан, машинистка М.М. Анцибор сдали за годы войны каждая по 20 литров крови, лаборант М.А. Верепаховская – 8 литров. В 1944г. они были награждены значками «Отличник здравоохранения».

В МГПИ им. В.И. Ленина в годы войны были организованы бригаде по шитью и ремонту солдатского белья и обмундировании. Студентки и сотрудницы занимались этим на дому. Только в феврале 1942 г. для подшефного госпиталя было отремонтировано 100 пар белья. Тогда же в институте было собрано несколько библиотек для госпиталей. Первая из них была передана госпиталю, расположенному в здании Академии им. М.В. Фрунзе. Здесь постоянно читали лекции 12 преподавателей МГПИ. За активную работу в госпиталях и воинских частях президиум ЦК Союза работников высшей школы наградил почетной грамотой профессоров В.Н. Бочкарева, И.И. Кубикова, П.И. Попова, доцента Б.Н. Биркину. В подшефном госпитале большую работу по восстановлению речи раненых бойцов проводили работники дефектологического факультета.

Массовым движением, направленным на оказание помощи фронту, стали сбор и отправка на фронт подарков. Только в 1941/42 учебном году студенты и сотрудники МГПИ отправили на фронт 600 посылок. В институте было собрано 300 теплых вещей для Красной армии и 400 – для освобожденных районов. В посылки вкладывались письма, на которые всегда приходил ответ. Профессор МГПИ И.А. Каиров в сентябре 1941г. докладывал Ученому совету института: «Миг представляется, что связь с красноармейцами, которые посылают нам письма, также должна быть использована… Я получил письмо… Мы с группой наших студентов читали это письмо и условились вместе ответить… Это дает мне возможность ближе присмотреться к студентам, видеть, что они предлагают, как предлагают, и этим оказывать на них известное влияние.

В МГПИ непосредственным вдохновителем и организатором переписки с фронтом была лаборант М.А. Верпаховская, под руководством которой работал дружный актив из сотрудников В.Н. Недзвецкой, O.K. Масловой, М.И. Поповой, Л.Г. Головкиной и студенток М. Кансузян, Е. Одноворовой, З. Балдиной, Н. Давыдовой, К. Парамоновой, Л. Шаги, З. Трофимовой и др. Сохранился рабочий дневник Верпаховской, в котором упоминается более 200 адресатов.

Особое место в переписке занимали письма бывшим ракитникам и воспитанникам МГПИ, призванным в ряды действующей армии. Началом этой работы стала переписка с ополченцами. В период формирования дивизий народного ополчения москвичи старались обеспечить своих товарищей-ополченцев всем необходимым – от вооружения и обмундирования до канцелярских принадлежностей. После того как формирование было закончено, трудящиеся столицы продолжи поддерживать связь с ополченцами – завязалась переписка, начался обмен делегациями. Также партийная организация поддерживала связь и с другими группами мобилизованных.

Факты из переписки обсуждались на собраниях групп, курсовых и факультетских комсомольских организаций. В МГПИ оформлялись фотовитрины и выставки о фронтовиках, материалы о них публиковались в стенной печати. Такая переписка способствовала в дальнейшем восстановлению довоенной численности профессорско-преподавательского состава и контингента студентов за счет того, что, демобилизовавшись из армии, каждый стремился вернуться в свой родной вуз, зная, что о нем там помнят и гордятся им.

Коллектив МГПИ в период войны оказывал значительную помощь школам и периферийным педагогическим вузам па территории, освобожденной от врага. Взяв шефство над одной из школ Истринского района, студенты обязались собрать для нее учебники, тетради, канцелярские принадлежности. Эти обязательства были выполнены. Ребятам было вручено свыше 100 учебников, много тетрадей, карандашей и других школьных принадлежностей. В период зимних каникул институт организовал помощь отстающим школьникам. Проводились обследования учащихся в подшефных школах, создавались учебные кабинеты и кружки, организовывались беседы, вечера художественной самодеятельности.

В школы и вузы районов, освобожденных от оккупантов, коллектив МГПИ посылал оборудование для лабораторий и кабинетов, учебные пособия, книги. В 1943г. коллектив института организовал сбор книг для школ Сталинграда. Для чтения лекций и консультаций в педагогические институты Сталинграда и Украины направлялись ведущие профессора и преподаватели. Осенью 1943г. Наркомпрос РСФСР приказал дирекции МГПИ в порядке шефской помощи выделить учебно-лабораторное оборудование и библиотечные фонды Ставропольскому и Пятигорскому педагогическим институтам, Новозыбковскому учительскому институту. Дополнительно коллектив МГПИ взял шефство над сталинградским институтом. В феврале 1944г. туда были командированы для чтения лекций Д.И. Перепелк И.Ф. Свадковский, С.Ф. Козлов.

Важно отметить, что выделение подшефным части библиотечных фондов и оборудования происходило в обстановке, когда сам МГПИ находился на «голодном пайке», а студенты и преподаватели продолжали испытывать значительные бытовые трудности и лишения.

Расходы государства на высшую школу, резко сократившиеся в первых два учебных года, с 1943г. начали расти. Однако финансирование было недостаточным, ибо за год войны деньги обесценились, а цены выросли. Кроме того, финансирование МГПИ осуществлялось сверхсметным порядком и поэтому планировать работу дирекции было практически невозможно.

В 1943/44 учебном году каждый студент получил четыре-шесть тетрадей, две перьевых ручки и два карандаша. На весь институт было выделено всего 130 килограммов бумаги. Ни о какой издательской деятельности в этих условиях говорить не приходилось. Впрочем, в июле 1941г. типография МГПИ была мобилизована для нужд фронта, прекратилось издание даже институтской многотиражки. Остро продолжал стоять вопрос отопления. МГПИ в плановом порядке дровами не снабжался, а собственных усилий коллектива на лесозаготовках было недостаточно. Зимой 1943/44 температура в помещениях поддерживалась на уровне 2-4 градусов.

С 1943г., когда начала расти численность студентов, злободневными стали вопросы об учебных помещениях и общежитиях. В 1941г. в МГПИ занятия проводились в пяти корпусах. Лесом того же года фугасной бомбой было уничтожено здание по Мерзляковскому переулку, 3, затем институт вынужден был освободить помещение в здании МИТХТ, используемое под лаборатории физмата. Весной 1944г. лишился своего здания геофак (Пушечная ул., 5). При существенно выросшей численности студентов и планировавшемся на 1944г. приеме на дневное отделение 570 человек даже при организации работы в две смены было невозможно разместить все академические группы в имеющихся помещениях. Тем более что два оставшихся основных учебных корпуса (Главный и Тихомировский) нуждались в срочном капитальном ремонте. В них были неисправны отопительная, водопроводная и газопроводная системы, крыши протекали, из-зa чего вышли из строя две большие лекционные аудитории Главного корпуса (отваливалась штукатурка). Распоряжением СНК СССР от 24 августа 1944г. МГПИ были выделены средства и материалы на ремонтные работы, но по независящим от института причинам ремонт начался только в январе 1945г. и только в Тихомировском корпусе. Ремонтные работы настолько затянулись, что директор МГПИ П.В. Мясников обратился с просьбой в вышестоящие инстанции разрешить институту н порядке исключения начать 1945/46 учебный год не 17 сентября, как было установлено, а 1 октября.

Трудно решался вопрос об обеспеченности института общежитием. Если в 1940/41 учебном году МГПИ располагав общежитиями общей площадью 7775 кв. м (1675 мест), то к лету 1944г. – только 2445 кв. м (1582 места). Полностью отошло от института общежитие по улице Усачева, 35, заселенное частными лицами. В общежитии по улице Усачева, 64, принадлежавшем теперь Наркомвоенмору, у института осталось только 320 мест (до войны там размещалось 900 студентов). При расселении вынужденно нарушались все мыслимые санитарные нормы. В тех комнатах, где раньше жили 3-4 человека, теперь размещалось 7-8. На каждого проживающего приходилось по 2,5 кв. м. Под общежития занимались учебные помещения. В Главном корпусе, например, под эти нужды отошли физкультурный зал и три аудитории. При этом 250 студентов, остро нуждавшихся в общежитии, не были им обеспечены. Значительная часть оборудования общежитий – мебель, постельным принадлежности – была передана госпиталям, оставшееся износилось.

Бытовые лишения сказывались на здоровье студентов. В начале лета 1944г. в связи с мобилизацией на трудовой фронт было проведено медицинское освидетельствование студентов МГПИ. В результате было установлено, что, не считая 32 инвалидов, 239 студентов первых трех курсов (16%) не способны к физическому труду, поскольку страдают болезнями сердца, ревматизмом, полиартритом и т.п.

В последнем военном учебном году несколько улучшилось питание и снабжение студентов. К лету 1945г. подсобное хозяйство МГПИ расширилось почти на 5 гектаров. Стипендиальный фонд вырос в 3,5 раза, и к концу войны стипендия составляла 140-210 руб. (отличники получали повышенную на 25% стипендию). От платы за обучение (400 руб. в год) была освобождена значительная часть студентов – дети фронтовиков и инвалидов Отечественной войны, сами участники войны. В 1944г. в Ялте был организован всесоюзный дом отдыха студентов. Однако более полное разрешение материально-бытовых проблем произошло уже в послевоенное время, чему в немалой степени способствовало постановление СНК СССР от 12 февраля 1945г. «О мероприятиях по укреплению МГПИ им. В.И. Ленина».

Оптимизм и жизнерадостность, уверенность в победе над гитлеровской Германией не покидала ни на миг коллектив МГПИ. В Ленинской аудитории Главного корпуса на протяжении всей войны проводились встречи с ее участниками, политическими деятелями, артистами и писателями, проходили вечера художественной самодеятельности, в которых принимали участие преподаватели и студенты.

Большой популярностью у студентов пользовались тематические факультетские вечера, посвященные избранной профессии. Перед студентами выступали известные географы, историки, биологи, заслуженные педагоги. Факультетское бюро исторического факультета МГПИ совместно со Всеславянским комитетом подготовило вечер, посвященный борющейся Югославии. Большой интерес в студенческой среде вызывали диспуты. В 1944/45 учебном году в МГПИ им. В.И. Ленина студенты приняли активное участие в дискуссиях «Петр I в литературе и искусстве», «Образ советского человека в литературе». Дискуссия о личности Ивана Грозного собрала более 700 человек.

Во многих вузах столицы в 1944/45 учебном году работали клубы выходного дня. На их вечерах устраивались концерты, встречи с поэтами, писателями, танцы. В МГПИ, например, выступали певцы И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, М.П. Максакова; актрисы А.К. Тарасова, Е.Н. Гоголева; поэты и писатели А.А. Сурков, К.М. Симонов, К.А. Тренев и др. Особенно активно эти клубы работали в каникулярное время (студенческие каникулы возобновились с зимы 1944г.).

На завершающем этапе войны чаще стали проводиться торжественные митинги и собрания, приуроченные к различным знаменательным датам. В октябре 1943г. широко праздновалось 25-летие ВЛКСМ. Обстановка позволила торжественно отметить майские и ноябрьские праздники в 1944г. На эти торжественные встречи собиралось каждый раз более 2 тыс. студентов, в том числе и из других вузов. Массовыми были митинги по случаю 3-й годовщины начала Великой Отечественной войны в июне 1944 г. В августе-сентябре 1944г. на торжественных собраниях вручались медали «За оборону Москвы». В апреле 1945г. широко отмечалось 75-летие со дня рождения В.И. Ленина. В МГПИ им. В.И. Ленина состоялся торжественный актовый день, посвященный присвоению институту имени В.И. Ленина, впоследствии ставший традиционным. К этому дню в институте была организована выставка – отчет за четыре года войны. Торжественные митинги прошли в вузах по случаю Дня Победы и награждения ВЛКСМ орденом Ленина.

В советском обществе на учителя принято было смотреть как на работника идеологического фронта. Победа советского народа в Великой Отечественной войне была и идеологической победой советской системы образования и воспитания человека и гражданина, победой советской школы. Не случайно народная молва приписала Сталину слова о том, что она была обеспечена простым русским учителем. Сегодня любому объективному исследователю ясно, что важнейшим источником Победы были характер советских людей, их стойкость, мужество, патриотизм, самопожертвование, взаимовыручка, вера. Это традиционные черты русского и других народом СССР вырабатывались в течение многих веков. Однако в ходе Великой Отечественной войны проявились и такие качества национального характера, которые, на наш взгляд, были порождением именно советского образа жизни, воспитаны советской школой. Прежде всего это массовый героизм на фронте и в тылу. На подвиг шли не только зрелые, умудренные жизнью люди, но и совсем юные – пионеры, школьники, комсомольцы, студенты. Заслуживает особого внимания изучение поведенческих ориентиров наших людей в экстремальных условиях войны. В этом отношении немалый интерес представляют факты личного участия питомцев и преподавателей МГПИ в военных действиях и оказании всесторон­ней помощи фронту.

МГПИ сыграл особую роль в достижении Победы в Великой Отечественной войне. Эта роль определялась местом, которое занимал наш институт в предвоенные и военные годы в системе педагогического образования страны. Среди вузов Москвы МГПИ являлся одним из немногих, не прекращавших работу в условиях войны. Лишь на короткий срок, с 17 октября по 17 ноября 1941 г. (период осадного положения в столице), МГПИ прервал свою деятельность, но он же первым и возобновил учебный процесс, что дало возможность студентам не только нашего, но и других столичных вузов – МГУ, МИФЛИ, МГПИИЯ – продолжить обучение. Это был подвиг преподавательского коллектива. Во многом это была заслуга директора МГПИ С.П. Котлярова.

В годы войны начался процесс централизации высшего педагогического образования вокруг МГПИ им. В.И. Ленина. В его состав вошли Московский дефектологический институт и МГПИ им. К. Либкнехта. Тогда же Московский художественный учительский институт и Московский учительский институт иностранных языков стали факультетами Городского педагогического института (с 1946г. – МГПИ им. В.П. Потемкина), который впоследствии объединился с МГПИ им. В.И. Ленина. Именно наш институт стал базой для слияния этих вузов.

 

Литература:

Савельев П.Ю. Студенчество военной поры //Очерки истории Московского педагогического государственного университета. – М.: Прометей, 2002

А.В. Чистова, к.и.н., доцент кафедры истории ИСГО,
ведущий специалист отдела публикаций истории изучения МПГУ
Дирекции изучения истории МПГУ

 

06 / 05 / 2022

Показать обсуждение




Творческий конкурс сюжетной композиции “Во имя жизни”
Художественно-графический факультет (новости)
Творческий конкурс сюжетной композиции “Во имя жизни”
Календарь Великой Победы
04 / 07 / 2022

Творческий конкурс сюжетной композиции “Во имя жизни” проводится  уже второй раз и становится хорошей традицией на факультете. Этот конкурс посвящен 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и направлен на выявление талантливых подростков и молодёжи в сфере изобразительного искусства и...

Профессор МПГУ В.Ю.Захаров на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Стиллавин Today. Александр Герцен и его «Колокол»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ю.Захаров на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Стиллавин Today. Александр Герцен и его «Колокол»
04 / 07 / 2022

Профессор МПГУ В.Ю.Захаров на Радио «Маяк» (ВГТРК) в программе «Стиллавин Today. Александр Герцен и его «Колокол».

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на «Радио России» в программе «Радиоуниверситет. Боже, царя храни!»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на «Радио России» в программе «Радиоуниверситет. Боже, царя храни!»
04 / 07 / 2022

Профессор МПГУ В.Ж.Цветков на «Радио России» в программе «Радиоуниверситет. Боже, царя храни!»

Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на канале «Осторожно Собчак» в программе «Актуальный разговор. Культурная отмена России»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на канале «Осторожно Собчак» в программе «Актуальный разговор. Культурная отмена России»
04 / 07 / 2022

Профессор МПГУ Е.В.Жаринов на канале «Осторожно Собчак» в программе «Актуальный разговор. Культурная отмена России».

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на Радио «Спутник» в программе «Прямой эфир. О внешней политике Екатерины II».
Новости МПГУ
Доцент МПГУ А.П.Синелобов на Радио «Спутник» в программе «Прямой эфир. О внешней политике Екатерины II».
04 / 07 / 2022

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на Радио «Спутник» в программе «Прямой эфир. О внешней политике Екатерины II».

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. Антисоветизм = русофобия»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ А.П.Синелобов на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. Антисоветизм = русофобия»
04 / 07 / 2022

Доцент МПГУ А.П.Синелобов на канале «Красная линия» в программе «Точка зрения. Антисоветизм = русофобия».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Грызение совести»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Грызение совести»
04 / 07 / 2022

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Грызение совести».

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Наркозавистливые»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Наркозавистливые»
04 / 07 / 2022

Доцент МПГУ В.Л.Шаповалов на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Наркозавистливые».

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Добавить срок»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Добавить срок»
04 / 07 / 2022

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Добавить срок».

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Стихия огня»
Новости МПГУ
Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Стихия огня»
04 / 07 / 2022

Доцент МПГУ С.А.Засорин на канале «Звезда» в программе «Специальный репортаж. Стихия огня».

Ректор МПГУ А.В.Лубков и доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дали комментарий в газете «Аргументы и факты» «Как навредил Сорос»
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков и доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дали комментарий в газете «Аргументы и факты» «Как навредил Сорос»
03 / 07 / 2022

Ректор МПГУ А.В.Лубков и доцент МПГУ В.Л.Шаповалов дали комментарий в газете «Аргументы и факты» «Как навредил Сорос».

Отечественная война 1812 года в зарисовках студентов ХГФ
Новости
Отечественная война 1812 года в зарисовках студентов ХГФ
03 / 07 / 2022

24 июня 1812 началась Отечественная война, 210-летие которой студенты Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ отметили в учебной аудитории на Рязанке, д. 9 зарисовками с натуры. Бондаревич Екатерина, Щапов-Крамской Константин, Чуваткина Ксения, Ефимова Анна, Боганкова Дарья и Сибагатова Лия под...

Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на Радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. План уничтожения славян нацистами»
Новости МПГУ
Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на Радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. План уничтожения славян нацистами»
03 / 07 / 2022

Профессор МПГУ Г.А. Артамонов на Радио «Аврора» в программе «Прямой эфир. План уничтожения славян нацистами».

Участие МПГУ в Круглом столе «Сохранение, изучение и развитие языков народов Российской Федерации: основа единства и многообразия» в Государственной Думе РФ
Анонсы
Участие МПГУ в Круглом столе «Сохранение, изучение и развитие языков народов Российской Федерации: основа единства и многообразия» в Государственной Думе РФ
03 / 07 / 2022

Участие МПГУ в Круглом столе «Сохранение, изучение и развитие языков народов Российской Федерации: основа единства и многообразия» в Государственной Думе РФ

Конкурс “Встречаем лето”
Художественно-графический факультет (новости)
Конкурс “Встречаем лето”
02 / 07 / 2022

Как важно научиться всем премудростям работы в детском лагере понимает каждый студент, который должен выйти на вожатскую практику. Но то, что даже отрядный уголок должен делаться по определённым “канонам” понимает не каждый, пока не столкнётся с его изготовлением. На Художественно-графическом...

Взаимодействие с Российским историческим обществом
Новости МПГУ
Взаимодействие с Российским историческим обществом
02 / 07 / 2022

В Доме Российского исторического общества состоялась рабочая встреча представителей МПГУ – членов РИО с Председателем правления Российского исторического общества (РИО), исполнительным директора фонда "История Отечества" Константином Ильичом Могилевским.

В память о создании Государственного Комитета Обороны: представители МПГУ приняли участие в возложении цветов
Новости МПГУ
В память о создании Государственного Комитета Обороны: представители МПГУ приняли участие в возложении цветов
02 / 07 / 2022

30 июня состоялась акция возложения цветов и венков к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду Московского Кремля, в которой приняли участие представители Московского педагогического государственного университета. Мероприятие, организованное Проектом Будущее, было приурочено к созданию Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО), созданном...

Итоги реализации программ профессионального обучения “Вожатый” и “Основы вожатской деятельности” в 2021/2022 учебном году
Новости МПГУ
Итоги реализации программ профессионального обучения “Вожатый” и “Основы вожатской деятельности” в 2021/2022 учебном году
01 / 07 / 2022

По традиции в период с февраля по апрель ежегодно Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ реализует программы профессионального обучения «Вожатый» и «Основы вожатской деятельности». В 2021/2022 учебном году на них было зачислено более 950 обучающихся МПГУ из 13 учебных структурных подразделений, включая колледж МПГУ, а также студентов Ставропольского и Дербентского филиалов МПГУ.

Алексей Лубков принял участие в IX Форуме регионов Беларуси и России
Новости МПГУ
Алексей Лубков принял участие в IX Форуме регионов Беларуси и России
Журнал ректора
01 / 07 / 2022

Форум, посвященный сотрудничеству двух стран, прошел в Гродно 30 июня – 1 июля. В первый день проведены шесть секций по таким направлениям, как интеграция высшего образования, сотрудничество России и Беларуси в сфере АПК, создание единого научно-технологического пространства, эффективное импортозамещение в Союзном государстве, и другим.

Сотрудники Управления общественных проектов приняли участие в образовательном курсе конкурса «Семейная память»
Новости МПГУ
Сотрудники Управления общественных проектов приняли участие в образовательном курсе конкурса «Семейная память»
01 / 07 / 2022

1 июля 2022 года в рамках проведения Всероссийского исследовательского конкурса «Семейная память» была проведена новая дистанционная встреча специалистов в области исторической и педагогической науки с участниками проекта.

Студенты ХГФ ИИИ МПГУ на Всероссийском молодежном слете «Россия – единство в многообразии»
Новости
Студенты ХГФ ИИИ МПГУ на Всероссийском молодежном слете «Россия – единство в многообразии»
01 / 07 / 2022

  Студенты Художественно-графического факультета Института изящных искусств Новожилов Илья Игоревич 3 курс аспирантуры 44.06.01 Образование и педагогические науки (научный руководитель профессор, д.п.н., академик РАО и РАХ Ломов С.П.) и Боганкова Дарья Игоревна студентка 1 курса магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование название...

ХГФ: читаем Пушкина лучше всех!
Новости
ХГФ: читаем Пушкина лучше всех!
01 / 07 / 2022

ХГФ: читаем Пушкина лучше всех!

ХГФ приветствует лауреата конкурса исследовательских работ среди студентов МПГУ!
Новости
ХГФ приветствует лауреата конкурса исследовательских работ среди студентов МПГУ!
01 / 07 / 2022

Студентка 3 курса Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ Гусева Виктория Сергеевна (научный руководитель – доцент кафедры живописи ХГФ Е.В.Воронина) с работой «Развитие русского импрессионизма на примере творчества Константина Коровина и проведение урока-беседы по теме “Русский импрессионизм”» получила 2 место...

Утверждена Концепция подготовки педагогических кадров
Новости образования
Утверждена Концепция подготовки педагогических кадров
01 / 07 / 2022

1 июля 2022 года премьер-министр Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин утвердил Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года.

Лекция доктора исторических наук, профессора Н.И. Девятайкиной в рамках культурно-просветительского проекта «Слово учителя: о России, во имя России.  МПГУ – педагогам»
Новости МПГУ
Лекция доктора исторических наук, профессора Н.И. Девятайкиной в рамках культурно-просветительского проекта «Слово учителя: о России, во имя России. МПГУ – педагогам»
01 / 07 / 2022

30 июня продолжил свою работу культурно-просветительский лекторий МПГУ «Слово учителя: о России. Во имя России. МПГУ – педагогам». С лекцией «Новая культура патриотизма: потенциал уроков истории в ее развитии и обогащении» выступила доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории Нина Ивановна Девятайкина.

Представители АРПО приняли участие в торжественном вручении сертификатов студентам Новгородских колледжей
Новости МПГУ
Представители АРПО приняли участие в торжественном вручении сертификатов студентам Новгородских колледжей
01 / 07 / 2022

01.07.2022 в г. Великий Новгород на базе ГОАУ ««Центр опережающей профессиональной подготовки Новгородской области» при участии представителей Правительства Новгородской области, Ассоциации развития педагогического образования страны (АРПО) и Ассоциации выпускников Чанчуньского инженерного университета состоялось торжественное вручение сертификатов студентам Новгородских колледжей, завершивших обучение по дополнительной программе «Китайский язык».

Панельная дискуссия «Психолого-педагогическая помощь семье маленькой мамы» состоялась на кафедре педагогики и психологии семейного образования
Институт педагогики и психологии (новости)
Панельная дискуссия «Психолого-педагогическая помощь семье маленькой мамы» состоялась на кафедре педагогики и психологии семейного образования
01 / 07 / 2022

28 июня 2022 г. в Институте педагогики и психологии на кафедре педагогики и психологии семейного образования состоялась Панельная дискуссия «Психолого-педагогическая помощь семье маленькой мамы» (дистанционно).   Цель конференции: обсуждение научной проблемы применения практических инструментов психолого-педагогической помощи семье, маленькой мамы Задачи...

Вожатый –  это призвание!
Новости МПГУ
Вожатый – это призвание!
01 / 07 / 2022

Вот и наступило наше долгожданное вожатское лето! Студенты 3 курса Института биологии и химии выехали в детские оздоровительные лагеря на вожатскую практику. Много было сомнений и страхов у новоиспеченных вожатых: «А я смогу найти контакт с отрядом?», «Дети точно будут...

Акция Библиотеки МПГУ #100_страниц_лета
Новости библиотеки
Акция Библиотеки МПГУ #100_страниц_лета
01 / 07 / 2022

1 июля стартовала традиционная летняя акция Библиотеки МПГУ #100_страниц_лета! Лето – это жаркие дни, путешествия, новые книги и знакомства, открытия и яркие воспоминания, которые останутся с нами на весь год. Приглашаем вас вместе составить в лентах социальных сетей карту летних...

Итоги олимпиады «Педагогическое цифроведение»
Новости МПГУ
Итоги олимпиады «Педагогическое цифроведение»
01 / 07 / 2022

С 1 марта по 31 мая 2022 года Институтом развития цифрового образования МПГУ проводилась третья Международная студенческая дистанционная олимпиада «Педагогическое цифроведение». В этом году в олимпиаде приняли участие 606 студентов из 35 вузов: из 31 вуза России и 5 университетов стран СНГ (Армения, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан).

О наборе на программу профессиональное переподготовки «Прикладное программирование в образовании»
Новости МПГУ
О наборе на программу профессиональное переподготовки «Прикладное программирование в образовании»
01 / 07 / 2022

Кафедра цифрового образования Института развития цифрового образования приглашает студентов бакалавриата и магистратуры приобрести дополнительную квалификацию и повысить свой профессиональный уровень в области цифровых компетенций, освоив профессию программиста. Обучение проводится на бесплатной основе по программе профессиональной переподготовки «Прикладное программирование в образовании».

Педагогическая практика: обучение через опыт
Институт истории и политики (новости)
Педагогическая практика: обучение через опыт
01 / 07 / 2022

Усилиями преподавателей кафедры методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ сформирован пул базовых образовательных учреждений для прохождения производственной практики. Сегодня эти площадки обеспечивают знакомство студентов с передовыми образовательными стратегиями – развивающими моделями обучения и воспитания и позволяют перенимать опыт...

Всероссийская акция #отметьтемолодостьвпутешествии в рамках Всероссийского студенческого выпускного 2022 г.
Новости образования
Всероссийская акция #отметьтемолодостьвпутешествии в рамках Всероссийского студенческого выпускного 2022 г.
01 / 07 / 2022

Росмолодежь приглашает принять участие во Всероссийской акции #отметьтемолодостьвпутешествии в рамках Всероссийского студенческого выпускного 2022 г. Кто может участвовать: — Выпускники 2022 года Что нужно сделать? — разместить пост о том почему выпускник гордится своим вузом, за что любит и почему...

Станислав Теофилович Шацкий и его вклад в педагогику
Новости МПГУ
Станислав Теофилович Шацкий и его вклад в педагогику
01 / 07 / 2022

Научный сектор Института детства подготовил материал к 144-летию со дня рождения русского и советского педагога Станислава Теофиловича Шацкого. Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по...

Общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы»
Новости МПГУ
Общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы»
01 / 07 / 2022

30.06.2022 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялось Общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы». В заседании участвовали: О.М.Казакова, председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению, Е.Б.Алтабаева, сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре...

«Стараюсь соединить в себе сразу две роли – преподавателя и студента»: Денис Сергеевич Золотухин о том, как сделать обучение более продуктивным
Новости МПГУ
«Стараюсь соединить в себе сразу две роли – преподавателя и студента»: Денис Сергеевич Золотухин о том, как сделать обучение более продуктивным
01 / 07 / 2022

Институт иностранных языков – самое крупное учебное подразделение МПГУ, и сегодня объединяет более 3000 студентов и около 330 преподавателей. Это классическое образование международного уровня и возможность изучать несколько популярных мировых языков, среди которых английский, китайский, немецкий, французский, испанский, итальянский, польский, чешский.

В начале июля МПГУ встретит школьников из ДНР и ЛНР
Новости МПГУ
В начале июля МПГУ встретит школьников из ДНР и ЛНР
Журнал ректора
01 / 07 / 2022

В ходе реализации проекта «Университетские профильные образовательные смены», разработанного Минпросвещения России, в начале июля Московский педагогический государственный университет примет школьников 8-10 классов.

Международный конкурс «Изобразительное искусство. Учитель. Школа»
Художественно-графический факультет (новости)
Международный конкурс «Изобразительное искусство. Учитель. Школа»
01 / 07 / 2022

На базе художественно-графического факультета Института изящных искусств прошел Международный конкурс студенческих проектов по методике преподавания изобразительного искусства «Изобразительное искусство. Учитель. Школа». Конкурсное жюри под руководством Ломова Станислава Петровича, научного руководителя художественно-графического факультета, и Руднева Ивана Юрьевича, заведующего кафедрой методики преподавания...

Посещение студентами кафедры психологической антропологии НМИЦ им. Н.Н. Блохина
Новости МПГУ
Посещение студентами кафедры психологической антропологии НМИЦ им. Н.Н. Блохина
01 / 07 / 2022

29 июня 2022 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства, к.филол.н. Елены Игоревны Адамян состоялся образовательный выход на флагманскую площадку проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ им. Н.Н. Блохина. Значимым компонентом программы подготовки бакалавриата «Педагогическая антропология и психология воспитания» является...

Сотрудники МПГУ посетили Центр цифровых технологий образования Академии Минпросвещения
Новости МПГУ
Сотрудники МПГУ посетили Центр цифровых технологий образования Академии Минпросвещения
01 / 07 / 2022

29 июня 2022 года сотрудники МПГУ посетили Центр цифровых технологий образования Академии Минпросвещения России в составе проректора по дополнительному образованию Кудрявцевой Д.А., начальника отдела экспертно-аналитической и проектной деятельности Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников при МПГУ Шароновой О.В., директора Института...

Вахта Памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» в Куйбышевском районе Калужской области
Центр поисковой работы и историко-культурного туризма (новости)
Вахта Памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» в Куйбышевском районе Калужской области
30 / 06 / 2022

Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – помните! Р. Рождественский   22 июня – это дата, которая осталась в человеческой памяти как роковой рубеж начала отсчета долгих 1418 дней Великой Отечественной войны....

Директор ИМИ, профессор С.Д. Каракозов принял участие в работе заседания Национального аккредитационного совета
Новости
Директор ИМИ, профессор С.Д. Каракозов принял участие в работе заседания Национального аккредитационного совета
30 / 06 / 2022

29 июня 2022 года на базе Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева состоялось заседание Национального аккредитационного совета под председательством академика РАО Болотова В.А.

Летняя школа: школьные каникулы продолжаются!
Выводить на главной
Летняя школа: школьные каникулы продолжаются!
30 / 06 / 2022

Губанова Наталья Федоровна (доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент) организовала и провела занятия для школьников в Летней школе.  Прошли три занятия со школьниками Московской области на базе Методического центра г....

Ректор МПГУ принимает участие в IV Форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
Новости МПГУ
Ректор МПГУ принимает участие в IV Форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
Журнал ректора
30 / 06 / 2022

Алексей Лубков: «Мы приглашаем белорусских коллег пройти культурно-образовательные стажировки на базе МПГУ».

Ректор МПГУ поддержал инициативу о «золотом стандарте» образования
Новости МПГУ
Ректор МПГУ поддержал инициативу о «золотом стандарте» образования
Журнал ректора
30 / 06 / 2022

Представители Комитета Госдумы РФ по просвещению предложили ввести в российских школах единый стандарт образования, закрепить общие для всех учреждений учебные программы и отменить вариативность учебников. Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков высказался в поддержку этой инициативы в пресс-центре «Россия...

Раз – ступенька, два – ступенька
Новости МПГУ
Раз – ступенька, два – ступенька
30 / 06 / 2022

В начальной школе дети приобретают первые системные знания об окружающем мире и социализируются в обществе. Живодрова Татьяна Алексеевна, заместитель декана факультета начального образования Института детства, рассказала, как пришла к преподавательской деятельности и о жизни её любимого факультета.

Преподавателям и студентам Института педагогики и психологии вручены благодарности за участие в организации и проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Институт педагогики и психологии (новости)
Преподавателям и студентам Института педагогики и психологии вручены благодарности за участие в организации и проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
30 / 06 / 2022

30 июня 2022 года преподавателям и студентам ИПП вручены благодарности за участие в организации и проведении заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, состоявшейся в период с 27 марта по 02 апреля 2022 на площадке МПГУ. Институт поздравляет с получением...

Завершился проект Министерства образования и науки РФ «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию»
Новости МПГУ
Завершился проект Министерства образования и науки РФ «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию»
30 / 06 / 2022

Завершился проект Министерства образования и науки РФ «Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробацию», 2017 г. (Госзадание № 27.4379.2017/5.1), в реализации которого принимал участие Институт детства Исследование было ориентировано на создание...

Герменевтический клуб: работа в марте-июне
Новости МПГУ
Герменевтический клуб: работа в марте-июне
30 / 06 / 2022

Герменевтические проекты кафедры психологической антропологии Института детства под руководством к.психол.н. Н.Б. Ковалевой в этом полугодии проходили в смешанном формате. Что интересного происходило? 4 апреля мы отмечали 90-летие Андрея Тарковского. Ранее мы много работали с  такими произведениями, как «Андрей Рублев» (1966),...

Итоги акции #читаем_Пушкина_вместе_2022 в Библиотеке МПГУ
Новости библиотеки
Итоги акции #читаем_Пушкина_вместе_2022 в Библиотеке МПГУ
30 / 06 / 2022

Дорогие читатели! Подведены итоги акции #читаем_Пушкина_вместе_2022! Библиотека МПГУ пятый год принимает участие в межрегиональной акции #Читаем_Пушкина_вместе. В этом году существенно расширилась география участников, работы присылали из города Кирово-Чепецк Кировской области, посёлка Мирный Челябинской области, города Серова Свердловской области, села Казаклар...

Студенты Института педагогики и психологии приняли участие в проектной сессии: «Проектирование эффективного пути студента: от абитуриента до молодого профессионала»
Институт педагогики и психологии (новости)
Студенты Института педагогики и психологии приняли участие в проектной сессии: «Проектирование эффективного пути студента: от абитуриента до молодого профессионала»
30 / 06 / 2022

30 июня 2022  студенты Института педагогики и психологии приняли участие в проектной сессии: « Проектирование эффективного пути студента: от абитуриента до молодого профессионала», посвященная Дню российской молодежи. Студенты выступили участниками деловой игры и приняли активное участие в обсуждении темы проектной сессии....

Матвей Каниковский, студент 3 курса ИФКСиЗ, завоевал золотую медаль на турнире «Большого Шлема» по дзюдо
Новости МПГУ
Матвей Каниковский, студент 3 курса ИФКСиЗ, завоевал золотую медаль на турнире «Большого Шлема» по дзюдо
30 / 06 / 2022

  Турнир «Большого Шлема» по дзюдо 25-27 июня 2022 Монголия, Улан-Батор Матвей Каниковский, студент 3 курса заочной формы обучения, завоевал золотую медаль. «Серебряную» медаль турнира завоевал Fonseca Jorge ( Португалия) первый номер Мирового рейтинга по дзюдо в данной весовой категории,...

Благодарность от Российского общества «Знание»
Институт педагогики и психологии (новости)
Благодарность от Российского общества «Знание»
30 / 06 / 2022

Пучковой Еленой Борисовной, кандидатом психологических наук, заведующим кафедрой психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии проведена просветительская работа, которая оценена руководством Российского общества «Знание». Пучкова Е.Б. приняла участие в проекте подготовки нянь-гувернанток «Бабушка и Дедушка на час».

Состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы воспитания детей с ОВЗ: региональный опыт»
Новости МПГУ
Состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы воспитания детей с ОВЗ: региональный опыт»
29 / 06 / 2022

25 июня 2022 г. состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы воспитания детей с ОВЗ: региональный опыт». Мероприятие было организовано в рамках продолжающегося проекта Института детства МПГУ «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», который с 2021...

Студенты-дефектологи в особенном театре
Новости МПГУ
Студенты-дефектологи в особенном театре
29 / 06 / 2022

Будущие дефектологи учатся не только в аудиториях. Расширить знания о предмете, получить новые навыки позволяют конференции, научно-практические семинары и даже посещение театра. Театра особенного. МИРТ – Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр – является одним из первых творческих объединений, где наравне с...

Заместитель директора Института педагогики и психологии приняла участие в программе «Доброе утро» на Первом канале
Институт педагогики и психологии (новости)
Заместитель директора Института педагогики и психологии приняла участие в программе «Доброе утро» на Первом канале
29 / 06 / 2022

27 июня в программе «Доброе утро» на Первом канале вышел выпуск, посвященный теме «Куда пойти учиться». Сейчас самая актуальная пора для абитуриентов, для того, чтобы задуматься о выборе профессии. Что может помочь определится в жизни и не ошибиться с выбором,...

Преподаватели и студенты Факультета музыкального искусства приняли участие в концерте «Педагоги – Vоинам: Zа Мир!» в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко
Новости МПГУ
Преподаватели и студенты Факультета музыкального искусства приняли участие в концерте «Педагоги – Vоинам: Zа Мир!» в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко
29 / 06 / 2022

26 июня 2022 г. обучающиеся и преподаватели Факультета музыкального искусства Института изящных искусств совместно с труппой студенческого музыкального театра «Новый диалог» организовали концерт в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко. Студенты под руководством Директора Института изящных искусств Андрея Александровича...

Экспертиза качества учебных изданий
Новости МПГУ
Экспертиза качества учебных изданий
29 / 06 / 2022

В МПГУ расширяется деятельность по экспертизе учебных изданий для вузов. К настоящему времени рекомендации получили уже около десятка учебных пособий московского издательства «ВАКО». Работа с издательством будет продолжена, а пособия, в случае положительных заключений, будут закуплены в библиотеку.

Круглый стол «Создание Молодежного совета Ассоциации развития педагогического образования (АРПО): цели, задачи, пути развития»
Новости МПГУ
Круглый стол «Создание Молодежного совета Ассоциации развития педагогического образования (АРПО): цели, задачи, пути развития»
29 / 06 / 2022

29.06.2022 года в конференц-зале Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ состоялся круглый стол на тему «Создание Молодежного совета Ассоциации развития педагогического образования (АРПО): цели, задачи, пути развития».