Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Недоношенный ребенок в семье: чем поможет логопед?

Новости МПГУ

21-23 октября 2021 г. в Москве состоялся XX Российский Конгресс «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» с международным участием.

На конгрессе были представлены результаты последних научных достижений в диагностике, лечении и профилактике наиболее распространенных болезней детского возраста. Бурное обсуждение состоялось вокруг реформы медицинского образования в нашей стране. Особое внимание было уделено наследственным болезням у детей и новым генетическим технологиям, а также проблемам здоровья и развития недоношенных детей. В работе междисциплинарного симпозиума «Недоношенный ребенок в семье» приняли участи сотрудники нашего университета.

Доцент кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства, старший научный сотрудник отдела медицинской реабилитации ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России, президент логопедического информационно-консультативного центра «Я снова говорю» Ольга Данииловна Ларина в докладе «Нарушение акта глотания у недоношенных детей как междисциплинарная проблема» заострила внимание слушателей на том, что преждевременные роды являются ведущей причиной смерти детей во всем мире. Недоношенные дети находятся в группе риска как по смертности, так и по повышенной заболеваемости. Они чаще младенцев, рожденных в срок, имеют различные нарушения развития. С первых часов жизни, помимо узких специалистов, в которых нуждается недоношенный малыш по индивидуальным показаниям, всем таким детям необходим врач-невролог. Ольга Данииловна отметила, что крайне важно и присутствие логопеда в родильных домах (и особенно в отделениях для недоношенных детей). На примере зарубежного опыта она рассказала о том, какую помощь может оказывать логопед маленьким пациентам и их семье.  Прежде всего логопед выступает здесь как специалист по кормлению: он оценивает готовность ребенка к кормлению через рот, возможность вскармливания грудью или из бутылочки, обучает маму правильному позиционированию мамы и малыша, дает рекомендации по оральному стимуляции для младенцев, которые еще не готовы к кормлению грудью или из бутылочки.  Ведь если ребенок не способен есть, он не будет набирать вес, а, значит, возрастет риск последующих осложнений его здоровья. Важно оценить способность младенца координировать рефлексы сосания, глотания и дыхания; нарушение двигательных навыков в правильной последовательности может привести к аспирации и даже пневмонии. Именно логопед может определить, насколько правильно у ребенка сформированы органы ротовой полости, оценить работу мышц, участвующих в речи и глотании, которые у недоношенных младенцев часто недостаточно развиты, дать рекомендации по стимулированию раннего речевого развития ребенка. В этой связи не менее важной стороной деятельности логопеда является и т.н. коммуникативная терапия – работа с семьей по развитию навыков общения в раннем возрасте через правильное взаимодействие с ребенком.

Особенностям речевого развития недоношенных детей посвятила свой доклад профессор кафедры логопедии нашего университета, главный научный сотрудник ФГБУ НМИЦО ФМБА России, ведущий научный сотрудник ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов, д.п.н. Ольга Святославна Орлова. По данным ВОЗ, ежегодно в мире преждевременно рождается до 15 млн младенцев. В связи с выхаживанием детей, родившихся раньше срока, процент патологических состояний значительно возрастает. У таких детей, как правило, задерживается психомоторное, психоэмоциональное и, конечно же, речевое развитие.  Эти проблемы, подчеркнула Ольга Святославна, требуют комплексного междисциплинарного воздействия. Логопед, работающий с детьми раннего возраста, должен хорошо знать нормы речевого развития, структуру нарушений речевой деятельности и возможные причины их возникновения, а также четко представлять систему и владеть методами коррекционного воздействия. Уже на этапе оценки крика новорожденного опытный логопед может определить признаки возможного речевого дизонтогенеза. В обязательном порядке должна проводиться оценка состояния слухового анализатора, тщательное наблюдение за уровнем предречевого развития коммуникативно-познавательной и эмоциональной сферы недоношенного младенца. Чем больше выражена степень патологических состояний и незрелость тех или иных органов и систем организма, тем раньше данный ребенок нуждается в коррекционно-педагогических занятиях, направленных на восстановление психофизического развития.

Рождение недоношенного ребенка – это сложное испытание для всей семьи, которой требуется комплексная поддержка специалистов разного профиля. Столь ответственная работа требует от логопеда вдумчивого подхода, предъявляет повышенные требования к уровню его квалификации, мотивирует к дальнейшему профессиональному росту.  Одной из возможностей пополнить свои знания, ознакомиться с последними научными исследованиями в области логопедии, поделиться своим практическим опытом является участие в научно-практических конференциях. Такая возможность вам предоставится совсем скоро: 1-2 ноября МПГУ проводит II Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «ЛОГОПЕДИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО», приуроченную к 75-летию начала подготовки логопедов в МПГУ. Приглашаем всех принять участие в работе конференции.

25 / 10 / 2021

Показать обсуждение