Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

О развитии информационной грамотности говорили на международной конференции в ЮАР

Новости ЮНЕСКО

Проблемы развития информационной грамотности в условиях цифровой трансформации общества обсуждали на завершившейся 27 сентября в Северо-Западном университете ЮАР в городе Файндербейлпарк международной научно-практической конференции.

В составе ведущих международных экспертов по приглашению кафедры ЮНЕСКО по мультимодальному обучению и открытым образовательным ресурсам NWU в конференции принимала участие заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан, зав. кафедрой медиаобразования ИЖКМ И.В. Жилавская. Кроме России, на конференции были представлены ведущие научные школы по вопросам информационной грамотности из Турции (проф. Серап Курбаноглы) и США (проф. Томас Макей и Труди Якобсон).

Речь шла о том, каким образом расширить концепт информационной грамотности, вписать ее идеологию в современные контексты цифрового мира и при этом сохранить гуманитарную, социальную составляющую. Как отметил автор концепции метаграмотности профессор университета Нью-Йорка Томас Макей, в современном мире главный критерий любой деятельности должен сводиться к оценке того, наносит ли она вред другим людям или нет. Именно с этих гуманистических позиций мы сегодня должны подходить к оценке технологий, методик, всякой проектной работы.

О проблемах информационного поведения в эпоху пост-правды говорила один из ведущих исследователей информационной грамотности в мире Серап Курбаноглы. Она дала оценку когнитивным и этическим возможностям человека в отношении к дезинформации, фейковым новостям. В эру «нежурнализма», когда в производство контента вовлекаются нежурналисты особенно важно формировать информационную грамотность, расширяя ее потенциал и сферу влияния.

О задачах, которые стоят перед педагогическим сообществом по формированию академической грамотности говорил профессор Питер Дуплисис из университета небольшого города Южно-Африканской Республики Стеленбош. Оригинальные идеи открытой педагогики, открытых технологий и открытых образовательных коммуникаций в рамках учебного процесс раскрыла Труди Якобсон. Она поделилась опытом, когда в рамках учебного процесса магистранты ведут занятия у бакалавров, организуя творческие разноуровневые команды. О возможностях информационной этики в процессе самонастраивания искусственного интеллекта в условиях Четвертой промышленной революции говорил Яко Оливер, зав. кафедрой ЮНЕСКО по мультимодальному обучению и открытым образовательным ресурсам NWU. Например, под воздействием информационной этики, утверждал Яко Оливер, снижаются возможности искусственного интеллекта в распространении языка вражды.

На конференции было представлено много уникальных образовательных проектов, в частности, проект Referella, по освоению навыков в оформлении ссылок и сносок. Referella – это анимационная героиня, которая помогает студентам освоить эти не очень простые и трудоемкие умения. Поразил собравшихся своей высокой технологичностью и социальной значимостью проект по городской навигации с помощью QR-кода для слепых людей. Были представлены также интересные и перспективные проекты в области туризма, культуры, работы со студентами.

В рамках конференции организаторы приготовили гостям разнообразные экскурсии в квартал, где жил и работал южноафриканский государственный и политический деятель Нельсон Мандела, к подножью Кратера Вредефорт, образованного от удара метеорита миллионы лет назад. Это крупнейший метеорит на планете, и в 2005 году место его падения было занесено в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

02 / 10 / 2019

Показать обсуждение