Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Трансформация образовательного пространства для устойчивого будущего»: участие кафедры ЮНЕСКО МПГУ в юбилейных мероприятиях, посвященных 30-летию Программы межуниверситетского партнерства УНИТВИН

Новости МПГУ

29-30 сентября 2022 года в Университете управлении «ТИСБИ» (г. Казань) в гибридном формате состоялась Международно-практическая конференция «Трансформация образовательного пространства для устойчивого будущего, посвященная 30-летию программы межуниверситетского партнерства УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО, в которой по приглашению организаторов приняла участие Кафедра ЮНЕСКО МПГУ «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов». Конференция прошла при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Университет управления «ТИСБИ» является уникальным примером вуза, в котором представлены все три международные сети ЮНЕСКО: работает международная кафедра ЮНЕСКО, открыт Центр ЮНЕСКО-ЮНЕВОК, а также расположен Координационный совет Проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ, который возглавляет основатель и первый Ректор Университета Н.М. Прусс. Негосударственный вуз, который в этом году также отмечает свое 30-летие, ведет большую работу для успешного сетевого взаимодействия кафедр ЮНЕСКО в рамках программы УНИТВИН. На пленарном заседании представителям международных организаций, государственных структур, педагогической и академической общественности из 26 регионов РФ и 11 стран было передано приветствие Первого президента Республики Татарстан, специального посланника ЮНЕСКО по укреплению межкультурного диалога Минтимера Шаймиева. Успех университета в организации инклюзивного образовательного пространства был отмечен в выступлении депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ, первого заместителя председателя Комитета по образованию и науки ГД РФ О.Н. Смолина.

Важность взаимодействия в рамках глобальных сетей ЮНЕСКО стала основным лейтмотивом выступления Ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, советника Министра иностранных дел РФ Г.Э. Орджоникидзе. Эта тема была продолжена в выступлении Координатора программы УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО сектора «Будущее образования» штаб-квартиры ЮНЕСКО Инги Нишанян, которая напомнила, что партнерство мирового академического сообщества, в том числе через успешно работающую сеть кафедр ЮНЕСКО, – необходимое условие достижения устойчивого развития. Она остановилась на итогах состоявшегося в середине сентября Саммита по трансформации образования с участием ЮНЕСКО, который прошел под лозунгом «Действовать вместе!». В глобальном докладе саммита была отмечена роль, которую могут сыграть кафедры ЮНЕСКО для достижения мира и будущего, необходимость социального партнерства, совместимого с ценностями мирового академического сообщества, получившего название «нового социального договора» для переосмысления места знаний и науки для мира. На фоне общечеловеческих угроз важно акцентировать коллективную ответственность, право на качественное образование, укрепление позиций образования как общественного и общего блага, подчеркнула И. Нишанян, призвав в своем выступлении к глобальной солидарности и международному сотрудничеству.

Особенности функционирования российских кафедр, их опыт научно-экспертной, информационной и проектной деятельности, в том числе во взаимодействии с ассоциированными школами ЮНЕСКО, стал темой дискуссии во время Специальной сессии сетей ЮНЕСКО, посвященной 30-летию программы УНИТВИН (модератор – старший советник Секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО К.А. Гавердовская) с участием представителей руководства Координационного комитета и более 20 кафедр ЮНЕСКО разных регионов РФ, региональных координаторов АШ ЮНЕСКО и сети ЮНЕВОК. Участники сессии обменялись мнениями по поводу эффективности разных видов институционализации кафедр в вузах, межвузовских и межсекторальных сетей УНИТВИН, новых требований к заявкам на создание, отчетности, продления соглашений с ЮНЕСКО и другим процедурным вопросам.

Важным ориентиром для российских кафедр и школ ЮНЕСКО в их деятельности должна быть, как отметил Г.Э. Орджоникидзе, Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (Указ Президента РФ В.В. Путина от 5 сентября 2022 г.), где в п.40 сказано, что для продвижении науки и образования необходимо развивать международное сотрудничество по линии глобальных сетей ЮНЕСКО с участием кафедр и ассоциированных школ в рамках программы Межправительственной программы всемирного межвузовского сотрудничества и академической мобильности УНИТВИН. Дискуссия о путях интенсификации взаимодействия работы внутри российского сегмента глобальных образовательных сетей продолжилась во второй день работы конференции на целевом круглом столе.

Опыт кафедры ЮНЕСКО МПГУ «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» – одной из старейших и успешно работающих кафедр в России – был представлен на обеих площадках. В частности, в своих выступлениях координатор кафедры, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ М.А. Кривенькая сделала акцент на востребованности и особой роли эффективно выстроенной системы взаимодействия кафедр и школ ЮНЕСКО как ресурса для успешного выполнения «третьей миссии» университета, его вклада в развитие общества.

Помимо деятельности, соответствующей основным направлениям программ ЮНЕСКО, на конференции в рамках работы секций, круглых столов и мастер-классов обсуждались такие вопросы, как концепция развития современного вуза в условиях формирования устойчивого будущего, конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее, проблемы трансформации образования: международный опыт, инновационная трансформация инклюзивного образования и инклюзивного общества – ожидание и реальность, будущее современного университета в перспективе устойчивого будущего: взгляд выпускника, перспективы цифровизации образования в условиях неопределенности глобальных вызовов, инклюзия как мировоззрение и образовательная концепция для устойчивого будущего людей с ОВЗ, построение образовательных траекторий на протяжении всей жизни, проектная деятельность в вузе и другие.

По итогам конференции предложен проект резолюции, который будет дорабатываться в соответствии с предложениями участников конференции.

М.А. Кривенькая

03 / 10 / 2022

Показать обсуждение