Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Памяти Марка Захарова: встреча Герменевтического клуба

Новости

2 ноября команда Герменевтического клуба МПГУ в составе Анастасии Гудковой, Марии Золотовой, Кирилла Березы и Виталия Минаева под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Натальи Борисовны Ковалевой в рамках небольшого спецкурса по психологии понимания (одного из курсов, организованной кафедрой психологической антропологии для студентов 1 курса дефектологического факультета) провела две встречи с разбором фильма Марка Захарова “Тот Самый Мюнхгаузен” (1980) в технологиях медиагерменевтики (Н.Б. Ковалева, 2012).

Клуб не первый раз работает с этим киношедевром, но в этот раз возможность встречи с автором и героями фильма –была особенно дорога в силу недавней кончины великого режиссера и великой благодарности ему: для Клуба как и для многих в нашей стране Марк Захаров был и остается единомышленником, собеседником и сказочником, благодаря произведениям которого даже в самые трудные времена удается видеть горизонты прекрасного и смотреть на мир с улыбкой.

В рамках курса были проведены также интересные упражнения и игры, позволявшие рассмотреть наиболее значимые аспекты понимания, раскрыть его диалогическую природу и культурную опосредованность. По технологиям медиагерменевтики для более полного раскрытия смысла фильма и актуализации его проблематики был использован образ лабиринта, заданный через знаменитый миф об Ариадне и Тесее. Ключевыми образами стали образ Минотавра как того, что живет и заполоняет человека – ветхого человека, если его не победить в себе духовно; и образ живой Нити Ариадны – символа, воплощенной дружбы любви, синергии смысла, заботы о друг о друге и о самом главном.

В результате студенты совершили много герменевтических и смысловых открытий и в конце появились две блистательные сценки.

Вот одна из цитат: “Если в прошлый раз мне было мучительно разбирать мой любимый фильм, потому что Барон всегда с детства был моим идеалом человека, а Марта мучила меня своей простотой, серостью на его фоне, то в этот раз мучений больше не было, и Марта перестала быть простой. Для меня фильм стал фильмом о возрождении человека, его борьбой за себя с самим собой и с любовью. Это интересно, потому что обычно любовь это что-то дающее опору, а здесь до такой любви надо было дорасти, путем жертв и правды. Это о воскрешающей силе любви и дружбы, в борьбе человека за что-то, что выше его. И этот путь, который люди проходят вместе, по ниточке, с которой нельзя отступиться показался мне не страшным, и даже очевидным. Потому что Томас будто прозрел, когда Барона не стало, оказалось, что все искусственное, подобно сброшенной чешуе, которая ломается в руках и сохнет на солнце, а живое вот не умирает”.

08 / 11 / 2019

Показать обсуждение