Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Педагогом быть модно!»: Быть преподавателем, значит быть другом

Новости Дирекции креативных программ

Невозможно представить сегодняшнюю жизнь без регулярного взаимодействия с иностранными языками: путешествия, образовательные конференции и форумы, даже мессенджеры. Анастасия Андреевна Тимофеева, старший преподаватель кафедры контрастивной лингвистики Института иностранных языков, кандидат филологических наук, считает, что в современном мире иностранные языки – не просто навык, а жизненная необходимость. Она рассказала, с какими сложностями сталкиваются преподаватели, и что для неё значат иностранные языки.

Почему Вы выбрали иностранные языки?

– В современном поликультурном мире необходимо знать иностранные языки. Одним из аргументов в пользу изучения иностранных языков для меня была возможность их практического применения, что потом привело меня к преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Для меня это ещё и средство непрерывного саморазвития. Не могу назвать себя полиглотом, так как владею лишь двумя иностранными языками – английским и немецким, но благодаря обучению в МПГУ познакомилась и с древними языками: латинским, старославянским и древнегреческим.

Вспомните свой первый рабочий день в качестве преподавателя, каким он был?

– Мой первый рабочий день в качестве преподавателя состоялся 3 сентября 2014 г. В 2014-2015 учебных годах, я преподавала три дисциплины: латинский язык, русский язык как иностранный и методику преподавания русского языка как иностранного. Было довольно волнительно, несмотря на полуторагодичный опыт работы в качестве преподавателя-практиканта. Часть студентов для меня была новой, поскольку латинский язык – ознакомительная дисциплина именно в начале обучения в вузе. В целом, настроение и мое, и студентов было позитивным, но первая общая лекция по латинскому языку не прошла без неудобств. По расписанию ко мне на занятие пришли четыре большие группы, нам сложно было разместиться в небольшой аудитории.

Особенно волнительными в тот день были занятия по русскому языку как иностранному, так как я еще не имела на тот момент опыта работы с иностранными студентами не в рамках английского и латинского. Курс русского языка как иностранного поначалу выстраивался тяжело, поскольку ребята были не слишком настроены на материал. Но если глобально оценивать первый рабочий день, он был достаточно успешным, удалось выстроить общение со студентами, обозначить им планы дальнейшей работы.

Как Вы заинтересовываете студентов к изучению своего предмета?

– В последние годы я преподаю в основном практический курс английского языка и стараюсь использовать активные методы обучения на занятии: беседы на актуальные темы, представление проекта на английском языке, мини-конференции, игры развлекательного и познавательного характера (Hangman, Alias, Spyfall). Благодаря этому каждый студент может и стремится принять участие в обсуждении, игре, исследовательской деятельности.

С какими сложностями сталкивается преподаватель?

– Думаю, основными трудностями, с которыми сталкивается преподаватель, являются учебно-методическая работа и самодисциплина, требующая постоянного обновления собственных знаний и отслеживания последних тенденций в своей области. Считаю, что преподавать можно только в том случае, если умеешь расти самостоятельно. Для начинающего преподавателя трудности могут вызывать основы основ, как и в любой профессии. Отдельно стоит отметить и выстраивание общения, которое должно строиться на взаимном уважении и понимании.

Что мотивирует Вас заниматься научной деятельностью?

– Стоит отметить, что личность научно-педагогического работника является одной из непреходящих ценностей для современного общества: профессионализм, мотивы, социальная зрелость, нравственные позиции. Думаю, что высокая мотивация является одной из значимых характеристик творческой личности. Так, ученый может жертвовать какими-то радостями жизни в пользу науки. Для меня основная мотивация для осуществления научной работы – это постоянный интерес к изучаемой области и желание открыть что-то новое, участвовать в научной жизни университета и своей страны, дискуссиях, посвященных актуальным вопросам лингвистики.

Вы учились в МПГУ, поделитесь самым памятным воспоминанием из студенчества.

– Самым примечательным мне кажется период начала обучения, которое у меня ассоциируется с подготовкой концерта к первому сентября. Тогда я вместе с группой студентов рисовала стенгазеты, посвященные 1 курсу, нашим впечатлениям и будущим педагогическим планам. На тот момент я поступила на тогда еще существовавший факультет славянской и западноевропейской филологии и готовилась стать учителем русского языка, литературы и английского языка. Я была довольно стеснительной только поступившей студенткой, поэтому старалась проявить активность, чтобы адаптироваться. Подготовка мероприятия проходила в веселом и непринужденном режиме, мне удалось узнать о будущих дисциплинах, педагогической практике, экзаменах, преподавателях. Наставники-старшекурсники и сотрудники деканата были к нам очень доброжелательны и приветливы.

Отдельно ещё запомнилась первая сессия, поскольку её приближением ознаменовывалось начало периода полноценного студенчества.

Есть ли разница между студентами тогда и сейчас?

– Я училась в МПГУ суммарно с 2008 по 2018 год. Фактически, вся моя жизнь связана с альма-матер. Я прошла все ступени обучения, и на моих глазах сменилось не одно поколение студентов. Могу с уверенностью утверждать, что и нынешние студенты, в сравнении с моим поколением, такие же активные, задорные, энергичные, амбициозные и творческие, какими были и мы.

Время, безусловно, накладывает свой отпечаток. В мои студенческие годы обучение, конечно, было компьютеризировано, но у нас не было таких современных гаджетов, которыми владеют современные студенты, поэтому мы были вынуждены чаще пользоваться бумажными носителями, конспектировать лекции и писать шпаргалки от руки. По сравнению с моим поколением, сейчас студенты более прагматичны в выборе будущей профессии, являются, в основном, индивидуалистами из-за расширения «виртуального мира». Думаю, что это не стоит причислять к недостаткам, а скорее, следует отнести к особенностям современной молодежи.

Что для Вас преподавание?

– Приведу цитату русского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь, и нести в себе, в своей учительской сути то, что хочешь воспитать в своих учениках».

Для меня преподавание – это, прежде всего, служение альма-матер, любовь к людям, студентам, терпение, трудолюбие, настойчивость, чувство ответственности и долга, требовательность, чувство юмора, оптимизм, преданность своему делу, самоотверженность, эмоциональность, энергичность и самоотдача. Быть преподавателем значит быть другом, ведь преподаватель – это человек, не просто дающий знания, но и помогающий студентам в самоопределении для успешного будущего.

Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.

Узнать больше о поступлении и подать документы в МПГУ: https://mpgu.su/postuplenie/aktualno-prijomnaja-kampanija/

Алина Орешко

Мастерская «МёдЪ»

Центр мультимедийных и печатных СМИ

Дирекция креативных программ

26 / 07 / 2021

Показать обсуждение