Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Педагогом быть модно»: Дети могут многое, если мы им поможем

Новости Дирекции креативных программ

Бывший министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт писал, что образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

Профессия дефектолога сегодня является очень актуальной, так как общество с каждым годом становится всё гуманней и проблемы, которые полвека назад казались не столь важными, сейчас заслуживают отдельного внимания.

Марина Михайловна Любимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института детства МПГУ, преподаёт специальные дисциплины: «Дизартрия», «Дислалия», «Методики диагностики речевых нарушений», «Коррекция произносительной стороны речи», «Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ». Марина Михайловна сотрудничает с МПГУ с 1996 года.

Какое Ваше самое яркое впечатление от работы в вузе?

– Вуз – это такой живой, бурно развивающийся организм, в котором всё время что-то происходит, поэтому мне очень сложно назвать что-то одно. Если говорить о работе со студентами, то это и их участие в олимпиадах, и проведение самими студентами мастер-классов, организация различных мероприятий, которые не касаются учёбы напрямую, – много всего. В последние месяц-два актуальное – это защита магистерских диссертаций. Лично для меня особенно ценно, что все мои магистранты блестяще защитились и стали моими коллегами.

Как Вы взаимодействуете со студентами?

– Поскольку я не просто преподаватель, а у меня очень богатый – почти четверть века – опыт работы логопедом, на занятиях со студентами одновременно я показываю им, какие приемы мы можем использовать вместе с детьми. Например, мы проводим социально-направленную интерактивную игру «Территория взаимодействия», где наши студенты являются ведущими.

Какими качествами и навыками, на Ваш взгляд, должны обладать студенты, желающие стать педагогами?

– Во-первых, они должны любить людей. Потому что педагог работает не только с детьми, он взаимодействует и с большим количеством взрослых. Это родители, коллеги, партнеры. Студент должен уметь учиться, он должен быть человеком стрессоустойчивым. А во-вторых, я думаю, что педагогическая деятельность без творчества невозможна. Идет ли речь о дефектологах, журналистах или физиках. Мне кажется, что это одно из основных требований.

Насколько актуальны профессии дефектологического профиля сегодня?

– Это направление с каждым днем становится всё более и более актуальным, потому что процессы инклюзии, которые очень активно внедряются в систему образования, позволили особым детям, в том числе детям с нарушением речи, обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками. Конечно, это требует постоянного сопровождения специалистов. И поэтому наша профессия на сегодняшний день востребована как никогда. Это касается абсолютно всех направлений дефектологического профиля. Абсолютно все специальности, которые предлагает наш факультет, нужны в современном обществе.

Что является ключевым в обучении детей с ограниченными возможностями?

– Наверное, ключевым является понимание, что несмотря на то, что этих детей обозначают как «с ограниченными возможностями», на самом деле возможности их велики. И эти дети могут зачастую то, чего не могут их здоровые сверстники. Это надо понимать. Главное – осознание, что они не такие же, как и вы, они другие, но они могут многое, если мы им поможем в этом.

 Какие существуют современные технологии для помощи в обучении детей с ОВЗ?

– Технологий очень много. Есть специальные помогающие технологии, которые называются ассистивными. Они изобретены для разных категорий детей: с нарушением слуха, зрения, речи. Например, для заикающихся есть такие специальные приборы, которые позволяют делать речь плавной. Кроме того, существует масса всяких приложений, есть программное обеспечение, которое позволяет этим детям учиться. Но необходимо помнить, на мой взгляд, одну важную вещь: какими бы ни были совершенные, суперсовременные ассистивные технологии, невозможно в работе с детьми с ОВЗ исключить живое общение, живое взаимодействие с педагогом.  Это, конечно, касается и не только детей с ОВЗ.

Что бы вы посоветовали абитуриенту, который хочет выбрать данное направление в обучении?

– Работа с больными детьми – это очень сложное дело, которое требует огромной эмоциональной отдачи, огромного вложения душевных сил – нужно быть к этому готовым. Если это твое, то будь оптимистом и готовься учиться. По-другому не получится. Люди, которые учатся у нас, должны понимать, что это только первые шаги. Учиться логопед или дефектолог будет всю жизнь.

Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.

 Узнать больше о поступлении и подать документы в МПГУ: https://mpgu.su/postuplenie/aktualno-prijomnaja-kampanija/

 Медина Калимуллина

Мастерская «МёдЪ»

Центр мультимедийных и печатных СМИ

Дирекция креативных программ

23 / 07 / 2021

Показать обсуждение