Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Педагогом быть модно!»: Профессиональный симбиоз в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования

Новости МПГУ

Британский драматург Том Стоппард однажды сказал: «Я глубоко убежден, что если вашей целью является изменение мира, журналистика — это самое действенное и быстрое оружие для этого». Высказывание раскрывает суть журналистской деятельности. Профессиональный работник редакции, создавая свои публикации, информируя читателя о социально значимом факте, реализует идеологическую, просветительскую и культуроформирующую функции. Он создаёт массовое сознание. 

Как самостоятельная структура Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ сформировался 18 декабря 2015 года, однако подготовка журналистов в вузе ведется с конца прошлого столетия. За это  время сотни студентов обучились основам журналистской деятельности: узнали о структуре современных редакций, овладели навыками создания теле-, радиопередач и изучили технологии продвижения интернет-контента. Помимо этого, в процессе обучения студенты знакомятся с законодательными актами и этическими кодексами, изучение которых необходимо для регулирования деятельности журналиста.

Преподаватели стремятся обучить студентов не только теоретическим основам профессии. Они также проводят практические занятия на базе Центра мультимедийных и печатаных СМИ Дирекции креативных программ с целью передачи опыта работы в медиа. Педагоги уделяют время и творческой реализации студентов. Практические занятия, создание видео- и радиоматериалов, творческие задания, – всё это направлено на раскрытие уникальных творческих способностей начинающих журналистов.

Ксения Владимировна Марчан, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, кандидат филологических наук поделилась своими впечатлениями от работы в вузе:

«Мне нравится само творчество! Возможность ежедневно сталкиваться с его проявлениями в работе. И хотя сегодня моя преподавательская нагрузка связана больше с дисциплинами, направленными прежде всего на получение знаний («Профессиональная этика» и «Деонтология журналистики», «Философские и социокультурные основы журналистики»), а не проявление творческого потенциала студентов, тем не менее даже в рамках этих курсов мы сталкиваемся с творчеством напрямую. Ведь студентам приходится отвечать на один из важнейших вопросов о профессии: чего же больше в журналистике – ремесла или творчества, и где проходит граница между этими понятиями…»

Для реализации творческого потенциала преподавателям важно наладить связь со студентами. От формы коммуникации и стиля общения между педагогом и обучающимся напрямую зависит качество образования. Ксения Владимировна рассказала о своём опыте взаимодействия со студентами:

«Лично мне кажется, что со студентами у меня есть взаимопонимание. Надеюсь, у них такое же впечатление. Для меня это важно. Конечно, пандемия усложнила процесс налаживания контакта между нами, все-таки живые встречи говорят гораздо больше о любом человеке. Но я верю, что это временно. В любом случае журналиста, в том числе и начинающего, очень хорошо характеризуют его тексты и речь как определяющие в нашей профессии инструменты общения. И как раз дистанционный формат позволяет эту сторону коммуникации оценивать в первую очередь».

Темпы развития современных подростков чрезвычайно ускорены. Каждое новое поколение, пришедшее в университет, отличается от предыдущего своими навыками, способностями, общей осведомлённостью. Ксения Владимировна поделилась мыслями на этот счёт:

«Сегодня практически все абитуриенты весьма подкованы в знании коммуникационных технологий, но только с технической точки зрения. Хотя этот факт тоже немаловажен для современной профессии, тем не менее, к очень большому сожалению, ребята порой не владеют навыками простой межличностной коммуникации. А еще многих студентов сегодня отличает инфантилизм. Для будущих профессионалов в нашей сфере это, разумеется, опасная тенденция, так как она связана со способностью личности критически оценивать ситуацию, что крайне важно для журналиста, особенно при верификации информации. Конечно, подобное отношение сказывается на процессе обучения, и все мы занимаемся и воспитательной деятельностью. Но преподавателям эти сложности дают определенный стимул: мы стремимся найти новый подход к студентам, обучить их дисциплине и критическому мышлению».

Нет такой сферы деятельности, в которой не должен быть компетентен журналист. Этот специалист обязан ориентироваться во многих вопросах, касающихся жизни человека и окружающего мира. В ходе своей работы, в процессе обучения будущий журналист получает определенные навыки. Преподаватели ИЖКМ соединяют в себе два направления: журналистика и педагогика. Они занимаются постоянным саморазвитием, непрерывно повышают квалификацию, чтобы транслировать полученные знания своим ученикам. Студенты видят в преподавателе своего  наставника, перенимают его умения и опыт. Ксения Владимировна рассказала о своём видении профессии преподавателя журналистики:

«Симбиоз в виде преподавателя журналистики – это логичное развитие в рамках профессиональной деятельности, где ты сначала учишься, получаешь опыт, а потом им делишься с другими. Но любая преподавательская деятельность – это непременно продолжение обучения и развития в разных направлениях, особенно если тебе поручают читать новые дисциплины. Что также актуально и для профессии журналиста, который обо всем должен знать понемногу, а если берется за освещение какой-то темы, то обязан изучить ее вдоль и поперек. Таким образом, с каждым новым материалом он становится немного профи в разных сферах. Поэтому для качественной работы и выполнения профессионального долга эти знания не должны быть поверхностными. Что и отличает профессионального журналиста. Такова специфика нашей профессии – многонаправленность и многозадачность деятельности и многогранность личности самого журналиста. Это разнообразие не дает скучать и думать о смене профессии».

Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.

Екатерина Астанина
7-ая Мастерская
Центр мультимедийных и печатных СМИ
Дирекция креативных программ

 

02 / 07 / 2021

Показать обсуждение