Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Педагогом быть модно!»: Созидание всеобщей гармонии жизни

Новости Дирекции креативных программ

В истории отечественной науки Художественно-графическому факультету Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета принадлежит особая роль. Возникнув как первый в стране художественно-графический факультет, он стал родоначальником лучших отечественных традиций методики преподавания изобразительного искусства, дизайна и декоративного искусства. Эталонные модели подготовки педагогических кадров основаны на синтезе образования и фундаментальной науки, что до сих пор является приоритетным направлением научно-исследовательской деятельности факультета.

Современный облик ХГФ МПГУ сформировался благодаря образовательной, научной и культурно-просветительской работе выдающихся ученых и педагогов, многие из которых стали основоположниками ведущих научных школ.

Мы пообщались с заведующим кафедрой методики преподавания изобразительного искусства, доцентом кафедры живописи, доцентом РАО, кандидатом педагогических наук, выпускником МПГУ 2014 года Иваном Юрьевичем Рудневым:

– Могу сказать, что художественно-графический факультет сегодня – это современный, динамично развивающийся, научно-образовательный центр, соответствующий требованиям, предъявляемым со стороны государства и институтов гражданского общества, обеспечивающий качественную, основанную на фундаментальных и прикладных гуманитарных исследованиях, подготовку высококвалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов, как на российском, так и на международном уровнях, отвечающий запросам цифровой экономики и многопрофильного  образования.

Студенты и преподаватели активно участвуют в международных научно-практических конференциях, выставках, проводят мастер-классы и научно-педагогические экскурсы. Учёные факультета успешно сотрудничают со многими зарубежными коллегами и университетами стран Европы, Азии, Америки.

Что касается вопросов истории ХГФ МПГУ в различные периоды, когда смотришь на динамику развития факультета в целом и учебно-методической базы страны в сфере преподавания изобразительного искусства, наполняешься чувством гордости за наш факультет. Художественно-графический факультет МПГУ действительно стал тем началом – «ключом живительной воды», – который породил создание всех ХГФ в нашей стране и целостной Академической школы реалистического искусства. Сегодня он вполне заслуженно занимает лидирующее положение среди родственных факультетов педагогических вузов страны и является реальной движущей силой, активно влияющей на состояние социальной и культурной сферы, как университета, так и всего общества, и, учитывая современное состояние и тенденции развития образования, предоставляет высокое качество образовательных услуг в России и мире для различных категорий населения.

Как проходит обучение профессии педагога изобразительного искусства?

– В основу обучения профессии «учитель изобразительного искусства» положен классический подход, в основе которого лежат реалистические принципы изобразительного искусства. Человек, как важная часть окружающего мира, не должен выпадать из всеобщего процесса созидания, он обязан развиваться сам и совершенствовать окружающий мир, жить реальным настоящим и думать о реальном будущем. Жить не по принципу «как хочу», а по необходимости объективного существования.

То, что сейчас происходит в образовательном пространстве изобразительного искусства – разные концепции, направления, школы и течения, порой весьма далекие от обучения реалистическому искусству, это всего лишь способ найти свою нишу. А реализм – это живое участие в созидании всеобщей гармонии жизни, где нет места эгоизму, это связь художника через гармонию произведения с всеобщей гармонией мира, это правдивое, объективное изображение действительности.

Реализм не прихоть, не выдумка человека, это форма существования, данная ему самой природой, и субъективисты напрасно стараются похоронить его, утверждая, что реализм «устарел». Главный его принцип – руководствоваться жизнью – не потерял актуальности и сегодня, и в полной мере созвучен современным целям и задачам художественного образования.

Искусство – это следствие воспитания человека. О достоинствах реалистического метода приходится говорить не потому, что с ним соперничает какая-то другая система преподавания, а потому, что он целиком опирается на жизнь. Ему чужды схематичность, упрощенчество, формальность, сводящее на нет живое образное начало у рисующего.

Изобразительное искусство – это не только реальное познание мира, воспитание, обучение и развитие личности. Это также наша культура, традиции.

Сегодня многое предается забвению, методика преподавания изобразительного искусства в разных странах и школах претерпевает кризис, рисование с натуры, как основной метод наглядного обучения реалистическому искусству, утрачивает свое значение, что приводит к утрате понимания его основополагающей роли в воспитании, развитии и обучении детей, к пассивной роли педагога.

В изобразительном искусстве ключевое слово – «образ». Поэтому, необходимо учить правильно видеть, чувствовать, любить и понимать красоту окружающего мира и реалистически ее изображать. Это главная задача, независимо от того, в какой области наши выпускники будут трудиться. Результат обучения – не только получение профессионального художественно-педагогического образования, но и формирование научного мировоззрения и подготовка студентов к реальной жизни.

В чем заключается педагогическая цель?

– Миссия педагога состоит в его умении и готовности пройти вместе со своими учениками каждый шаг их познания реальной и творческой жизни. В свой образовательный арсенал педагог должен привлекать всё, что способствует вдохновению, раскрытию и развитию способностей обучающихся, их творческой активности, самостоятельности, умению трудиться плодотворно и с элементами творчества, расширению сознания, мировоззрения, мироощущения, мировосприятия, и миропонимания, интереса и любви к выбранному виду деятельности. Следовать вместе с учениками к единой цели по пути, который ведет к положительному и качественному развитию личности. С пользой для человека, его семьи и общества.

Что Вы можете сказать о профессии, опираясь на опыт Вашей педагогической деятельности и общения со студентами?

– Профессия учителя изобразительного искусства – это не только призвание. Искусство учить и творить вместе с учениками – не просто средство заработка, но и прекрасная возможность для полноценной, творческой жизни.

Личность обучающегося всегда была и остается основополагающей в системе образования. И это должно быть не декларировано, а реализовано. Нужно растить не столько специалиста, сколько человека.

Миссия педагога – содействовать всестороннему развитию человеческого потенциала, открывать новые возможности для гармоничного развития креативной, социально активной, ответственной личности, способной к поиску новых нестандартных решений глобальных задач будущего.

Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.Узнать больше о поступлении и подать документы в МПГУ: https://mpgu.su/postuplenie/aktualno-prijomnaja-kampanija/

Артём Колесников
7-ая Мастерская
Центр мультимедийных и печатных СМИ
Дирекция креативных программ

02 / 08 / 2021

Показать обсуждение