Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Педагогом быть модно!»: Учиться и работать ради улыбок детей

Новости МПГУ

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого»

Антуан де Сент-Экзюпери

Институт детства был создан в 2014 году слиянием двух старейших факультетов университета – дефектологического и начального образования. В институте готовят специалистов, которые буду взаимодействовать с разными категориями детей. Преподаватели дают широкий спектр знаний студентам. На обоих факультетах ведется большая научная работа, идет активная студенческая жизнь.

Старший преподаватель кафедры теории и практики начального образования Института детства, Владимир Николаевич Шарапов, считает, что самое важное в работе как с детьми, так и со студентами – человеческое отношение. Тяжелый материал разбирает на конкретных примерах и учит студентов не бояться ошибок. Владимир Николаевич вспомнил студенческие годы, рассказал о выборе профессии и процессе преподавания.

Почему будучи абитуриентом, Вы выбрали именно МПГУ? Есть ли преподаватель, который вдохновил Вас на выбор данной профессии?

– Мне всегда нравилось работать с детьми. Учить их новому, наблюдать, как они применяют знания и получают от этого удовольствие. Пусть даже это самые простые мелочи: оптические иллюзии или домашние эксперименты. Если говорить о том, кто оказал большое влияние на мое мировоззрение, это мои школьные педагоги. Мне хотелось быть похожим на них.

Когда я учился, у нас в школе был, как мне кажется, «учитель от Бога». Виктор Германович – преподаватель информатики. Его отношение к детям, манера общения, сама личность оставили неизгладимые впечатления. Также у нас была директор школы, Галина Ивановна, которая умела найти подход к любому ученику или родителю, сказать правильные слова и замотивировать. Вполне возможно, что именно благодаря им я вообще стал педагогом.

О чём Вы думали, когда шли проводить первую пару?

– Единственная мысль была: не оплошать. В тот момент в моем педагогическом опыте были только дети. А здесь – студенты. Переживал, как они отреагируют, или же как отвечать на каверзные вопросы. Это больше социальные аспекты, нежели профессиональные. В знаниях я не сомневался, всё-таки меня учили лучшие педагоги, в чем я сильнее убедился, уже работая непосредственно с ними.

Что Вы считаете самым важным в работе со студентами? Придерживаетесь ли Вы традиционной учебной программы или стараетесь вносить что-то новое в нее?

– Самое важное – человеческое отношение и к студенту, и к себе. Объяснение на примерах, как работает тот или иной принцип. Разбираем конкретные кейсовые задачи. Например, рассматривая понятия, которые имеют родовидовые отношения, мы со студентами готовим борщ, чтобы понять, что является родовым, а что видовым. Программа почти всегда традиционна, а вот как ты ее подаешь – уже зависит от тебя. Мы стараемся разнообразить формы работы со студентами, используем перевернутые лекции, игровые технологии как пример геймификации современного образования. Активно применяем информационно-коммуникационные технологии, учим студентов работать с техническими средствами обучения не только формально, но и так, чтобы это было действительно полезно и интересно.

Вы преподаете педагогику начального образования. Какие качества Вы цените в студентах как в будущих учителях начальных классов?

– На мой взгляд, самое главное – это понимание материала. Если студент не понимает логику происходящего, то, зазубрив определение, он так ничему и не научится. Лично я требую понимания материала. Могу простить ответственному и трудолюбивому студенту незнание точного определения, если он действительно понимает, о чем говорит. Конкретно про учителей начальных классов я обычно говорю студентам, что они ходячая энциклопедия. Не важно, что у вас спросил ребенок: почему небо голубое, где раки зимуют или что такое большой адронный коллайдер. Вы всё должны знать, пусть по чуть-чуть, хотя бы на уровне объяснения 7-10-летнего ребенка.

Из поколения в поколение переходят приметы накануне экзамена. Помните ли Вы, как прошла ваша первая сессия, верили ли Вы в приметы?

– Я вообще не верю в приметы. Единственный раз, когда я их «использовал», был государственный экзамен – положил пяточек под пятку. Именно первую сессию я сейчас помню уже плохо, единственный эпизод в голове – это экзамен по культуре речи с Хан-Пирой Эриком Иосифовичем, тоже прекрасный был человек. Он нам даже на экзамене рассказывал интересные истории. Например, как он однажды с кем-то поспорил на предмет невозможности существования лживого языка. Речь может быть лживой, но не язык.

Принимаете ли Вы участие в общественной жизни Института детства во внеучебное время?

– У нас на факультете есть студенческий педагогический отряд, которым я руковожу. Там мы со студентами готовимся к работе с детьми, в первую очередь, в детских оздоровительных лагерях, так как у нас есть данная практика в рамках учебного плана. Прорабатываем игропрактики и педагогические ситуации.

Вы сказали, что студенты проходят вожатскую практику. А удалось ли Вам поработать в роли вожатого?

– Да, конечно, удалось. На третьем курсе почти всю нашу группу вывезли в лагерь «Салют», где мы и проходили эту практику. Так получилось, что с 2007 года я так и остался в этом лагере до сих пор. Больше всего запомнились дети, а некоторые из них сейчас сами вожатые и мои коллеги. А ещё запомнилась безумная усталость в конце дня, сумасшедший ритм жизни и счастливые глаза и улыбки детей после выступления или конкурса! Именно ради этих улыбок детей мы и работаем.

Работа в лагере – это постоянный контакт с детьми. Повлияла ли работа вожатым на Ваше дальнейшее отношение к выбранной вами профессии?

– Вы знаете, очень сильно повлияло. Во-первых, учишься терпению и понимаю – ведь ребенка не отругаешь. Ты вынужден искать причину, почему он что-то не делает. Ведь не всегда это нежелание, а, возможно, он просто не умеет это. Когда приходит понимание, то совсем по-другому смотришь и на ситуацию, и на ребенка. Этот опыт привел меня к мысли, которую я стараюсь донести до своих студентов: не надо сразу ругать ребенка, если у него что-то не получается, он может еще не уметь.

Во-вторых, я научился тайм-менеджменту. Жизнь в лагере течет очень быстро, нужно успевать делать несколько дел одновременно. Вот тут и учишься распределять обязанности и договариваться с товарищами, параллельно выполнять разные обязанности.

Какое напутствие Вы бы дали молодому учителю, который только начинает познавать мир педагогической профессии?

– Не бояться! Не бояться профессии, детей, родителей, ошибок! Особенно ошибок – очень грустно видеть студентов, которые не могут ответить на вопрос на паре, потому что боятся ответить неправильно. Как говорили мудрые: «Умный делает выводы из чужих ошибок, а дурак и из своих выводов не делает».

Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.

Анжелика Васильева
7-я Мастерская
Центр мультимедийных и печатных СМИ
Дирекция креативных программ

 

07 / 07 / 2021

Показать обсуждение