Навигация по сайту

Первоклассная профессия

Интервью

Что такое учитель сегодня? Стоит ли поступать в педагогические вузы? Почему дагестанский учитель пожаловался на свою зарплату Дмитрию Медведеву, а московские педагоги своими заработками вполне довольны. Отчего школьников становится все больше, а школ и учителей – все меньше? «Профиль» попросил экспертов рассказать о нынешних плюсах и минусах учительской профессии.

Сколько учеников впервые сядут за парты в этом году, как ни парадоксально, до сих пор достоверно неизвестно. Недавно пресс-служба Минобрнауки опубликовала новость, в которой новый министр образования Ольга Васильева, приступившая к своим обязанностям 19 августа, сообщила о 1,6 млн первоклассников. По ее словам, в этом году их на 145 тыс. больше. Однако те же цифры называл в прошлом году ее предшественник Дмитрий Ливанов, и трудно допустить, что второй год подряд ситуация абсолютно идентична. Позднее пресс-служба удалила цифру 145 тыс. первоклашек из заявления министра, однако данные сохранились на страничке Минобрнауки в социальной сети Facebook.

Впрочем, тенденцию пресс-служба уловила правильно. Число первоклассников и школьников в последние годы растет, а вот количество учителей, профессия которых, как известно, пользуется особым уважением у министра Васильевой, – нет. Как и число общеобразовательных учреждений. «Профиль» попросил экспертов рассказать о том, что сейчас представляет профессия учителя.

Средние по стране

Совет премьер-министра Дмитрия Медведева недовольным зарплатой учителям уходить в бизнес моментельно превратился в интернет-мем. Напомним, эта фраза прозвучала в начале августа на образовательном форуме «Территория смыслов» как ответ на вопрос дагестанского учителя, как выжить на зарплату 15 тыс. рублей.

Согласно исследованию «Avito Работа», в июле 2016 года средняя заработная плата учителя по России составила 22,7 тыс. рублей, что на 1% больше, чем годом ранее. Самые высокие ставки традиционно в Москве и Санкт-Петербурге. В июле столичный соискатель мог рассчитывать в среднем на 40,5 тыс. рублей в месяц, а кандидат из Санкт-Петербурга – на 29,6 тыс. Год назад эти показатели составляли 47,8 тыс. и 27,6 тыс. рублей соответственно. Максимальный рост зарплаты зафиксирован в Омске – в полтора раза, в Челябинске и Волгограде – на 33,3% и 29,6% соответственно. А вот в Воронеже и Екатеринбурге, напротив, зарплата снизилась на 6–8%. По данным же Росстата, среднестатистическая зарплата педагогов по России в 2016 году составляет 36,8 тыс. рублей, что на 6,2 тыс. рублей больше, чем в прошлом году. Стоит заметить, что в 2014‑м она была выше, чем в 2015‑м: 32,6 тыс. против 30,6 тыс. рублей. Однако вопрос дагестанского учителя весьма актуален: Дагестан относится к числу регионов с самой низкой среднестатистической зарплатой педагогов – 20,2 тыс. рублей.

«Сегодня зарплата учителя должна соответствовать средней зарплате по региону, как было сказано в майских указах президента, – объяснила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. – И это нормально. Другое дело, что есть дифференциация зарплат по школам и регионам. Во‑первых, если вы откроете тот же Росстат, то увидите, что есть школы федерального ведения с высокими зарплатами, есть школы регионального ведения, и там тоже неплохие зарплаты, а дальше идут муниципальные школы – и там они, как правило, ниже, причем значительно. И это формирует у учителей представление о том, что их зарплата не выросла. Во‑вторых, уровень зарплат в регионах разный. В Москве у учителей очень хороший заработок, а в Дагестане или Калмыкии он низкий, что соответствует уровню жизни в этих регионах».

Ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Семенов также отметил, что российские власти всех уровней стараются реализовать норму «средняя зарплата учителя не ниже средней зарплаты по региону». «Вместе с принципом «подушевого» финансирования – от количества учеников – и другими положениями Закона об образовании 2012 года эта норма запустила системные изменения в школе, – считает он. – В частности, начал быстро расти престиж учителя в обществе, в ряде регионов исчезли учительские вакансии, увеличился конкурс на педагогические направления в вузы, лучшие их выпускники идут в школу. Это объективно характеризует отношение общества к уровню зарплаты учителя. Наши студенты не считают уровень зарплаты препятствием для прихода в школу, хотя «лучше бы, чтобы платили побольше». От себя замечу, что упомянутая норма средней зарплаты не достигается во многих странах, например, в США. Мы часто ностальгически вспоминаем о дореволюционной школе. Но в массовой школе дореволюционной России зарплата учителя была нищенской».

Как рассказал ректор, в настоящее время зарплата учителя включает гарантированный минимум (ставку) и «доплату за результат». Решение о способе вычисления этой доплаты принимает школа, хотя и опирается на рекомендации федеральных и региональных органов власти. «Конечно, возникает много вопросов, ответ на которые должна найти школа. Главный: что такое результат? Это средний балл или индивидуальный прогресс каждого ученика? – заметил он.  – Но основные принципы здесь тоже ясны: финансирование школы впрямую определяется количеством учеников, приоритет имеет результат, а не трудозатраты или стаж учителя».

Согласно опросу Центра экономики непрерывного образования

РАНХиГС, большая часть (55%) директоров школ отмечают лишь небольшую разницу в размере оплаты учителей. Четверть не видит большой разницы, и только 20% высказали мнение, что она действительно существенная. Сами учителя чаще всего оценивают уровень своего материального положения как средний (56%). Около 30% называют его «ниже среднего», и 9% – низким. При этом высоким и «выше среднего» считают свой доход 1% и 4% педагогов соответственно.

Председатель Молодежной ассоциации директоров школ Москвы, директор школы № 1371 Илья Бронштейн отметил, что столица задачу, поставленную президентом в майских указах, выдерживает. «Средняя зарплата педагога по городу превышает 70 тыс. рублей, – рассказал он. – Если говорить про мою школу, то наш учитель в среднем получает около 80 тыс. рублей в месяц. Но это достигается за счет того, что у нас сильно развита система предоставления дополнительных образовательных услуг. Соответственно, каждый учитель выбирает для себя: он может просто работать в классе и получать зарплату, определенную штатным расписанием школы, а может зарабатывать дополнительные средства, открывая кружки, проводя дополнительные занятия. И этот заработок может быть очень приличным, все зависит от педагога, от его жизненной активности, профессиональных качеств. Даже для Москвы, я считаю, заработная плата в диапазоне 70–85 тыс. рублей вполне достойная. На рынке труда работу на такие деньги так просто не найдешь, это точно».

Больше зарплата – больше нагрузка

Квалификация и опыт педагогов действительно позволяют предоставлять дополнительные образовательные услуги, такие, как репетиторство или платные курсы. Как рассказал Семенов, в кризисные 90‑е годы заработок «на стороне» был для учителей необходимостью, так как часто их зарплаты не хватало на содержание семьи. И школы никак не могли этому препятствовать. Но сегодня возможностей для приработка остается немного, поскольку нагрузка на учителей стала большая, а зарплата в школе, как правило, не сильно ниже альтернативной. «Но, конечно, есть исключения. Квалифицированный учитель английского языка может сохранять малую долю ставки в школе, а основной доход получать от частных уроков. Связь со школой при этом может быть полезной для оперативного получения той или иной информации, возможно, набора учеников, использования помещения и т. д.», – отметил ректор.

Как объяснила Клячко, сегодня зарплата учителя зависит от того, на скольких ставках он работает: «Ставка – это 18 аудиторных (классных) часов в неделю. К ним еще должны быть добавлены 18 неаудиторных часов, которые идут на проверку домашних и контрольных работ, на общение с родителями и другую внеклассную работу. Многие учителя работают на 1,5 и 2 ставки».

По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, большинство педагогов (52%) предпочитают работать на одной ставке. Около 38% повышают свою нагрузку до полутора ставок. Две ставки и полставки выбирают 7% и 3% соответственно.

Впрочем, по мнению Бронштейна, понятие «ставка» из финансовой жизни школы ушло. «Оно не ушло из области трудового законодательства, и норма в 18 учебных часов осталась. Однако школы Москвы самостоятельны в определении штатного расписания. Следовательно, стоимость той или иной ставки определяется локальными актами школы», – объяснил он.

«Что касается количества учеников в классе, то до 2016 года действовала норма 25 человек. Довольно часто в реальности в классе занималось более 30 (а иногда и менее 10, но страдало финансирование школы), – отметил Семенов. – Сейчас это ограничение снято. Теперь количество учащихся на уроке определяется площадью помещения». Как рассказал Бронштейн, в его школе эта санитарная норма определена в 27 человек.

По мнению ректора МПГУ, какие бы нормы ни были определены, школы всегда учитывают традиционную разбивку учеников на классы. «Но возникает возможность, например, прочитать общую лекцию для всех десятиклассников,  – заметил он.  – В общем, это дает возможность для разумной оптимизации, а значит, и для некоторого повышения зарплаты. Но самое существенное здесь – не стремление увеличить зарплату, а необходимость учить всех детей из округи при дефиците учебных площадей. Эта проблема будет становиться все более актуальной в ближайшие годы в связи с ростом количества детей школьного возраста. Именно поэтому сейчас в стране разворачивается программа строительства новых школ».

По данным Росстата, численность учащихся в общеобразовательных организациях растет с 2011 года. В прошлом учебном году за школьными партами сидели 14,6 млн человек. А количество школ продолжает неуклонно сокращаться во многом из-за закрытия малочисленных сельских. С 1990 по 2015 год их число сократилось с 69,7 тыс. до 42,6 тысячи.

Как отметила Клячко, растет и число учеников, приходящихся на одного учителя. «В этом году мы вдруг решили, что у нас резко понизилась численность учителей, но на самом деле это давний тренд, поскольку стало намного меньше школьников, – объяснила она. – В 90‑е годы был примерно 21 млн, постепенно их численность сократилась до 13 млн. Теперь опять начался рост. Поэтому в последние годы стало увеличиваться и число школьников, приходящихся на одного учителя». По расчетам Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, с 2005 по 2015 год среднее число школьников на одного учителя увеличилось с 9,6 до 13,7.

«Думаю, сегодня мы должны говорить обо всем комплексе условий работы в школе, в частности, о количестве уроков, которые ведет учитель, о его перегрузке ненужной отчетностью, о возможности повышения квалификации, об оснащении школ и качестве интернета, о быте учителя в школе, – перечисляет ректор Семенов. – Еще один вопрос касается не преподавательского персонала: психологов, логопедов. Актуальным становится вопрос о вожатых Российского движения школьников. Есть ли у школы финансовая возможность для привлечения этих специалистов? Какова будет их зарплата? Болезненно идет процесс смены поколений, школа не всегда готова предоставить учителю-пенсионеру, который не выдерживает уровня нагрузки и требований качества, работу в качестве воспитателя группы продленного дня или педагога дополнительного образования».

Неудачников нет

На прошлой неделе педагогическое сообщество с негодованием обрушилось на известного телеведущего Владимира Соловьева, который заявил, что в педвузы идут только те школьники, которые больше никуда не могут попасть. «С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего?» – заявил он. Следует признать, что телеведущий в данном случае выразил довольно распространенное в обществе мнение.

Ректор МПГУ возразил, что такое мнение давно не соответствует действительности. «Сегодня на бюджетные места в ведущие педвузы конкурс большой, и он растет. При этом педагогическое образование самое полезное, самое универсальное, – сказал он. – Мы учим студентов учиться и учить других, заниматься самовоспитанием и формировать личности учеников. Это важнейшие умения в жизни. Поэтому к нам идут не только те, кто точно решил быть педагогом. При этом намного существеннее не «средний балл ЕГЭ» (в нашем вузе он за 70 и продолжает расти), а способность учителя учиться и хорошее отношение к детям. Это мы формируем и проверяем на практике в нашем университете. Такова же установка и в других педвузах, в которых сейчас по всей стране идет процесс модернизации».

«В нашей стране всегда были и есть хорошие и не очень хорошие вузы, в том числе педагогические, – отметила Клячко. – У нас есть слабые университеты и среди технических вузов, и среди классических. Действительно, педагогические вузы в массе своей не слишком сильные. И поэтому есть представление о том, что в них плохо учат». По ее словам, причина кроется в том, что эти вузы одни из самых распространенных – они есть практически в каждом регионе. «И те, кто хочет получить гуманитарное образование, не всегда имеют возможность его получить в другом вузе, – объяснила эксперт. – Например, если абитуриенты хотят получить хорошее историческое или филологическое образование, то довольно часто идут в педагогические вузы, поскольку не могут найти соответствующее предложение в своем регионе».

Как отметила Клячко, раньше действительно наблюдался так называемый негативный отбор, потому что сильные ребята в педвузы не шли. «Понятно, что если школьник силен в математике, то он скорее пойдет на математический факультет, – рассуждает она. – Кроме того, более сильные выпускники педвузов нередко уходили работать в другие сферы. Поэтому работать в школы шли далеко не самые лучшие из выпускников. Долгое время, еще с советских времен, профессия учителя становилась все менее и менее престижной. Эта проблема и порождает представление, будто в педвузах учится слабый контингент».

В свою очередь, Бронштейн заметил, что выпускники с минимальными баллами ЕГЭ рассчитывать на бюджетное место в педвузе сегодня не могут. «Но главное, вопрос в том, кто пойдет работать учителем в Москве при отсутствии вакансий. Если ты профнепригоден, не можешь преподавать, ты не получишь рабочее место, – заявил он. – Мы всегда смотрим на достижения кандидата, его характеристики. Если он собирается преподавать иностранный язык, собеседование проводим на иностранном. Работу учителя нельзя получить просто так».

Вакантная профессия

Как отметили эксперты, ситуация на рынке труда действительно плачевная, так как молодые учителя работать в школу не идут. И дело не в отсутствии желания, а в отсутствии вакансий. «У нас каждый год примерно на 50 тыс. сокращалась численность учителей. Правда, в последние годы она стабилизировалась, – рассказала Клячко. – И поэтому теперь молодым ребятам особенно некуда идти. А если еще повысят пенсионный возраст, проблема будет еще глубже. Хотя на самом деле он в школах давно повысился, так как из женщин, которые составляют основную массу нашего учительства, в 55 лет практически никто на пенсию не уходит. Они работают до 65, а иногда и до 70 лет. Кроме того, повышение зарплаты стало дополнительным стимулом работать и не уходить на пенсию».

По мнению ректора МПГУ Алексея Семенова, жалобы на небольшой процент выпускников, приходящих на работу в школы, во многом является результатом недоразумения. «Я сам – профессиональный математик, выпускник мехмата МГУ в 1970‑е годы, при государственном распределении. Какой процент моих сокурсников стал работать профессиональным математиком после окончания факультета? Если не считать тех, кто пошел в аспирантуру, то, скорее всего, меньше 2%, – рассказал он. – Какой процент выпускников аспирантуры продолжил работу профессионального математика? Меньше 10%. Было ли полезно обучение в МГУ для остальных? Конечно, они используют свою математическую квалификацию, в том числе умение строго и точно рассуждать, в самых разных жизне нных ситуациях. Еще «страшнее» такие проценты для выпускников истфака, филфака и т. д. Педагогическое образование более универсально, чем математическое или инженерное. Нашим выпускникам точно пригодятся их знания педагогики и психологии. А вот о чем стоит заботиться, это о том, чтобы наши лучшие, а не худшие выпускники приходили на работу в школу и там оставались. Вот эту архиважную проблему нам удается решить в том числе за счет радикального повышения зарплат, с чего мы начали разговор. Правда, частично. Прежде всего это касается Москвы».

Бронштейн рекомендует будущим выпускникам педвузов, если они действительно хотят попробовать поработать в школе, еще в студенческие годы приходить в школы на практику. «В таком случае могут предложить достойную работу и достаточную зарплату. Мы очень внимательно к этому относимся и охотно принимаем на практику, и из них выбираем тех, кого готовы пригласить на работу», – посоветовал он.

Впрочем, как заметил Семенов, в некоторых регионах России учителей не хватает. Как правило, речь идет о сельских школах, которые не привлекают молодых педагогов своей удаленностью.

«Ситуация в целом улучшается, но упомянутый демографический подъем может «съесть» это улучшение, – заметил он. – Эту проблему можно было бы решить прежде всего не зарплатой, а жильем для учителя, возможно, отсрочкой от призыва на воинскую службу на время работы в сельской школе. Есть и другие подходы, вроде целевого набора в вузы, при котором выпускник обязан прийти на работу в школу, как это было в советское время».

Информация с сайта Профиль

30 / 08 / 2016

Показать обсуждение




Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Новости МПГУ
Ректор МПГУ А.В.Лубков на канале “Спас” в программе Бориса Костенко “Вечность и время. Миссия учителя”
Журнал ректора
05 / 03 / 2019

Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков на канале "Спас" в программе Бориса Костенко "Вечность и время. Миссия учителя".

Интервью с абитуриентом
Новости МПГУ
Интервью с абитуриентом
28 / 08 / 2018

Закончилась пора волнений, и многие абитуриенты уже заняли свои места в приказах о зачислении. О первых впечатлениях, поступлении и серьёзном выборе рассказала Елена Брит, первокурсница Института социально-гуманитарного образования обучающаяся по...

Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
Новости МПГУ
Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
27 / 08 / 2018

Каждый абитуриент хочет узнать больше об университете и институте, в который он подаёт документы. Мечтает понять, как всё устроено, и что его ждёт в дальнейшем. На самые популярные вопросы, которые...

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
25 / 08 / 2018

  Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ готовит различных специалистов в области педагогики и психологии. О направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году и особенностях обучения рассказала Декан факультета дошкольной педагогики...

Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
24 / 08 / 2018

В основе мечтаний каждого человека лежит неотъемлемое желание помочь другим людям. Татьяна Александровна Соловьева, Директор Института детства, кандидат педагогических наук, рассказала о мечте своей юности.

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
21 / 08 / 2018

Сегодня многие абитуриенты мечтают стать журналистами, педагогами, психологами. Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Парамонова Маргарита Юрьевна поделились своими студенческими мечтами.

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
Новости МПГУ
Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
20 / 08 / 2018

Студенты МПГУ продолжают делиться историями из опыта своей вожатской деятельности. Зинаида Федорова, студентка 3 курса факультета начального образования МПГУ, рассказала сотруднику ФКЦ Анне Савенок о своих впечатлениях о работе вожатой.

Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
14 / 08 / 2018

На протяжении всей жизни человек постоянно мечтает, строит планы. Не всегда все осуществляется с первого раза, в таких случаях необходимо набраться терпения и приложить немало усилий. Директор Института истории и...

Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
Новости МПГУ
Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
25 / 07 / 2018

О целях и задачах деятельности университета, особенностях российского образования и современных студентах рассказал проректор по развитию, доцент, кандидат исторических наук Василий Вячеславович Страхов.

Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
17 / 07 / 2018

По каким направлениям готовит Факультет педагогики и психологии? В каких отраслях могут работать ваши выпускники?...

В МПГУ 11000-ый абитуриент
Новости МПГУ
В МПГУ 11000-ый абитуриент
12 / 07 / 2018

В Московский педагогический государственный университет ежегодно приходят тысячи абитуриентов. Не даром вуз называют «первый педагогический» - сегодня большинство выпускников поступают именно на педагогические направления.

Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
Новости МПГУ
Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
27 / 02 / 2018

28 февраля у известного ученого, педагога, дефектолога Софии Давыдовны Забрамной юбилей. За 55 лет трудовой деятельности в нашем университете София Давыдовна прошла все ступени профессионального роста (от ассистента кафедры олигофренопедагогики...

Институт иностранных языков МПГУ  расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
Новости МПГУ
Институт иностранных языков МПГУ расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
19 / 02 / 2018

2017-2018 учебный год в Институте иностранных языков  МПГУ был ознаменован  традиционно большим набором и высоким конкурсом на престижные бакалаврские и магистерские программы. Программа «Теория и практика перевода»,в числе российских и...

58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
Новости Дирекции креативных программ
58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
06 / 11 / 2017

27-30 октября командир СПО «YO-вожатый» Калинина Валерия в составе делегации Московского отделения РСО приняла участие в 58-ом Всероссийском слёте студенческих отрядов.

Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Журнал ректора
03 / 11 / 2017

Накануне юбилея МПГУ, ректор доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексеей Лубков дал интервью "Учительской газете".

Воспитание творца
Статьи, выступления, интервью
Воспитание творца
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

В канун 145-летия Московского педагогического государственного университета руководитель проектов "Завтра.ру" и "День.тв" Андрей Фефелов беседует с ректором МПГУ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Алексеем Лубковым.

Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
Институт физики, технологии и информационных систем (новости)
Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
24 / 10 / 2017

К 145-летию нашего университета пресс-служба МПГУ взяла интервью у ряда ведущих профессоров. Одним из первых опубликовано интервью с директором Института физики, технологии и информационных систем профессором Дмитрием Исаевым.

Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Интервью
Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Журнал ректора
12 / 09 / 2017

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
30 / 08 / 2017

В Литературной газете опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова об итогах набора 2017 года.

Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
Институт истории и политики (новости)
Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
29 / 08 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью с советником ректора МПГУ историком Е.Ю. Спицыным, посвященное предыстории возникновения Второй мировой войны.

В ИСГО поступают лучшие!
Новости МПГУ
В ИСГО поступают лучшие!
01 / 08 / 2017

Студенткой направления Педагогическое образование с профилями «Обществознание и Основы мировых религий и светской этики» стала Мария Нелюбина, победитель Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры».

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимирович Лубкова, посвященное последним инициативам министра образования О.Ю. Васильевой.

Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
Новости МПГУ
Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
16 / 06 / 2017

Ответственный секретарь Приемной комиссии МПГУ рассказала об изменениях правил приема в 2017 году, о новых программах подготовки и о причинах роста интереса поступающих к Московскому педагогическому государственному университету.

Из подопечных – в волонтеры!
Интервью
Из подопечных – в волонтеры!
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

О развитии движения в спецшколе.

Борьба за любовь
Интервью
Борьба за любовь
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

Психологическая помощь семье ребенка с нарушениями развития.

Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Интервью
Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Наши выпускники
12 / 04 / 2017

В этом году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя), которое будет продолжаться до конца 2019 года. Каждый этап, наверное, принесет изменения в жизнь дошкольных образовательных организаций. Педагоги очень заинтересованы в обсуждении ключевых вопросов профессионального стандарта, каким образом он повлияет на их жизнь.

Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
Наука
Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
23 / 03 / 2017

Заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Мария Александровна Буданова рассказала в интервью о возможностях обучения на кафедре.

Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
20 / 02 / 2017

Доброго времени суток, дорогой читатель! Никогда не задумывался о том, каково это учиться за границей? Хочешь узнать о том, что чувствуют иностранные студенты, когда приезжают в Россию получать знания? Тогда...

Великий разлом
Статьи, выступления, интервью
Великий разлом
06 / 02 / 2017

Неверно рассуждать о революции 1917 года как о «конце истории», считает ректор Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей ЛУБКОВ.

Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
Интервью
Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
20 / 01 / 2017

"Учитель – ключевая фигура всех процессов изменения в педагогике. Без его одобрения не было поступательного движения реформ, без его заинтересованного участия невозможно проводить мероприятия сегодня..."

Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Интервью
Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Наши выпускники
10 / 01 / 2017

Про то, какие книги должны формировать человека, я высказался в форме школьного учебника по литературе с 5-го по 9-й класс, который мы делали вместе с Татьяной Смирновой в течение последних 7 лет. Он только что вышел тиражом десять экземпляров – для экспертизы, так как пойдет ли он в школу, мы еще не знаем. Там все правильно, там те книги, которые должны личность формировать.

Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
21 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» мы познакомим тебя с последним на этот год интервью, где ты узнаешь составляющие успеха студентки 3 курса направления Культурология, профсоюзного лидера обучающихся ИСГО, руководителя Оформительского сектора Маргариты Поповой.

Алексей Лубков: С чувством ответственности…
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: С чувством ответственности…
12 / 12 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков дал интервью газете "Педагогический университет".

Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
09 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» речь пойдет о Екатерине Подгорновой - руководителе спортивного сектора. Именно она организовывает и поддерживает работоспособность и жизнь сектора, устраивает различные мероприятия и следит за их проведением в стенах нашего института. Именно она своими усилиями заинтересовывает и привлекает людей к спорту, помогая зарядится энергией и драйвом, который все испытывают не только наблюдая, но и участвуя в различных спортивных мероприятиях.

Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
05 / 12 / 2016

Многим, возможно, всегда было интересно побольше узнать о своих преподавателях, хотелось познакомиться с их интересами или хобби. Вдруг, всеми уважаемый седой профессор слушает тяжелый рок? А может быть, любимым увлечением кандидата наук является вышивание крестиком? Всё это и другие интересные факты о наших уважаемых преподавателях мы попытаемся узнать в рубрике "Интервью с преподавателем".

Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Интервью
Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Наши выпускники
01 / 12 / 2016

Лев Рубинштейн — о подростках, литературе и патриотизме.

Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Интервью
Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Наши выпускники
29 / 11 / 2016

Большинство из пишущих сегодня о Фиделе Кастро знают о нем по книгам и СМИ. Мы же решили поговорить с человеком, лично встречавшимся с команданте. Впечатлениями о лидере кубинской революции с читателями «Правмира» поделился историк, публицист, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио. Именно он выступил переводчиком во время последней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Фиделем Кастро.

Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Интервью
Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Наши выпускники
07 / 11 / 2016

Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен, заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по всем основным предметам. Опыт унифицированного подхода к изучению истории в школе министр считает удачным...

Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
Интервью
Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
22 / 10 / 2016

В истории российских медиа - знаковое событие: впервые один из эфирных телеканалов объявил о том, что вскоре полностью уйдет в Сеть и станет "интернетовидением". Об этом - интервью с известным медиа-экспертом, зав. кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Анастасией Фольц.

Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Интервью
Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Наши выпускники
05 / 10 / 2016

Накануне Дня учителя «главная учительница страны» дала «КП» первое развернутое интервью в новой должности

Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Наши выпускники
01 / 10 / 2016

Первая мировая война, столетие начала которой исполнилось в текущем году, стала не только мощным потрясением для Российского государства и общества, но и моментом истины для самых разных политических сил огромной и многонациональной страны. Поскольку сегодня, как и в начале ХХ века, Россия стоит на пороге серьёзнейших испытаний, исторический опыт приобретает особую актуальность. Например, важно проанализировать то, как вели себя в годы войны либералы-западники, взаимоотношения которых с действующей властью никогда не были простыми.

Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Интервью
Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Наши выпускники
26 / 09 / 2016

Министр образования и науки Ольга Васильева приехала с рабочим визитом в Волгоград. В ходе поездки она посетила второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, посвященный русскому языку как основе российского образования.

Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
Интервью
Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
13 / 09 / 2016

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА "Россия сегодня".

Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Интервью
Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Наши выпускники
13 / 09 / 2016

О том, какие изменения ждут сферу образования и чем она планирует руководствоваться в своей работе, Ольга Васильева рассказала ТАСС в своем первом программном интервью.

Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Интервью
Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Наши выпускники
08 / 09 / 2016

Заслуженногоый учитель России и выпускник МПГУ — об управлении школой, хоумскулинге и новой роли директора.

Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Интервью
Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Наши выпускники
07 / 09 / 2016

Например, проводить перевернутые уроки, ставить спектакли по Окуджаве и, если надо, скакать на коне

Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Интервью
Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Наши выпускники
29 / 08 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и выпускник МПГУ Александр Архангельский.

Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Интервью
Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Наши выпускники
19 / 08 / 2016

Новый министр образования дала «Комсомолке» первое интервью после назначения.

Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
Журнал ректора
Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
16 / 08 / 2016

Опубликовано интервью ректора Московского педагогического государственного университета, академика Российской академии наук и Российской академии образования Алексея Львовича Семенова "Концепция математического образования".

Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Интервью
Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Наши выпускники
25 / 07 / 2016

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.

Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Интервью
Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Наши выпускники
21 / 07 / 2016

Александр Николаевич Архангельский — литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, автор УМК по литературе для старшей школы, отвечает в блиц-интервью на три главных вопроса о школе.

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
Интервью
4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
19 / 07 / 2016

Слово «тьютор» уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Интервью
Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Наши выпускники
18 / 07 / 2016

…А ведь уже выросло целое поколение наших детей, которые не хотят работать. По разным причинам: страшно взрослеть, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии. И вот их приводят ко мне на консультацию, и мы начинаем разбираться. Среди мальчиков 14–17 лет пальму первенства держат «игроки».

Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Интервью
Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Наши выпускники
14 / 07 / 2016

Как привить ребенку интерес к работе? Что важнее сформировать у подростка – профессиональные навыки или представление о миссии? Кто такие трудоголики? На эти и другие вопросы отвечает психолог Катерина Дёмина.

Катерина Демина: Если ребенок лжет
Интервью
Катерина Демина: Если ребенок лжет
Наши выпускники
11 / 07 / 2016

Все мы время от времени приукрашиваем жизнь выдумками: о чем-то умалчиваем, увиливаем от ответа, а иногда намеренно обманываем. Но почему тогда факт, что родной и любимый ребенок позволил себе солгать, вызывает такую бурю эмоций, от гнева и ярости до полнейшего отчаяния и сокрушения в печали?

«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Интервью
«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Протоиерей Димитрий Смирнов дает комментарий новой редакции статьи 116 УК РФ, запрещающей родителям наказывать своих детей вплоть до уголовного наказания в виде лишения свободы до 2-х лет.

Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Интервью
Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Можно привести массу аргументов в пользу воспитания ребёнка на дому. Но что делать, если у матери при всей огромной любви к детям элементарно нет для этого возможностей? И так или иначе приходится доверить детей няням, бабушкам и воспитателям? Практикующий семейный психолог Катерина Дёмина рассказывает, как правильно подойти к выбору няни, как удовлетворить базовые потребности ребёнка, наконец, как перестать волноваться на пустом месте и правильно организовать свою жизнь.

IT и вызовы для школы и общества
Наука
IT и вызовы для школы и общества
04 / 07 / 2016

Франц-Йозеф Кун - международный эксперт в области повышения квалификации учителей, основатель и президент АВС-сообщества, содействующего обучению грамоте (Германия), организатор производства развивающих игр Никитиных в Германии.

Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Интервью
Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Наши выпускники
28 / 06 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
Интервью
Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
21 / 06 / 2016

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом "РГ" рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, профессор Алексей Коршунов.