Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Под руководством специалистов из МПГУ в Московском доме национальностей обсудили адаптацию и интеграцию иностранцев в столице

Новости МПГУ

Между Московским педагогическим государственным университетом и Московским домом национальностей установились давние партнерские отношения, закреплённые специальным Соглашением.

В Московском доме национальностей состоялся семинар «Вопросы социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Москве» в рамках проекта ГБУ «МДН» «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции мигрантов в современной России». В мероприятии приняли участие приглашенные эксперты и гости.

Ведущими семинара были специалисты из МПГУ, занимающие также значимые общественные руководящие должности в Совете по делам национальностей при Правительстве Москвы.

Заместитель председателя – секретарь Попечительского совета МПГУ Московский Юрий Викторович был несколько лет назад избран Председателем комиссии по вопросам миграции этой структуры, а заместитель директора Института социально-гуманитарного образования по научной работе, директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования МПГУ Омельченко Елена Александровна руководит Комиссией по образованию и науке Совета.

Подробная информация о проведенном мероприятии размещена на сайте МДН https://mdn.ru/report/seminar-voprosy-sotsiokulturnoj-adaptatsii-i-integratsii-inostrannyh-grazhdan

Председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Ю.В. Московский выступил с докладом по обсуждаемой теме, отметив, что Москва является городом с положительной динамикой адаптации и интеграции иностранных мигрантов и приезжих с российских регионов.

Докладчик привел статистические данные о современном миграционном процессе в Российской Федерации. В настоящее время в стране единовременно находится около 4 миллионов мигрантов. Примерно 3 миллиона – это трудовые мигранты, и четверть из них находится в Москве. По статистике, сейчас в российской столице 7-8 миллионов рабочих мест, и около 10% из них занимают иностранные трудящиеся. Также Ю.В. Московский привел данные об этнической составляющей иностранных рабочих. Ранее большую часть приезжих составляли выходцы из Украины, Белоруссии, Молдавии, на данный момент половина мигрантов – это выходцы из регионов Центральной Азии. Эксперт объяснил данную ситуацию динамикой в миграционном процессе: бывшие мигранты могли либо уехать на родину, либо стать гражданами Российской Федерации. Кроме того, Ю.В. Московский напомнил, что необходимо мигранту, чтобы стать гражданином Российской Федерации.

Кроме того, им были предложены конкретные предложения по ускорению получения российского гражданства людьми «русской культуры». В частности, «носителям русского языка» и «потомкам выходцев с территории современной Российской Федерации». Также он предложил объявить «миграционную амнистию» для граждан Украины по образцу тех, что были проведены для граждан Молдавии, Киргизии, Таджикистана.  В завершение своего выступления Ю.В. Московский уделил внимание Евразийскому  экономическому союзу и патентной системе в сфере трудовой миграции для граждан других государств СНГ.

Председатель Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования по научной работе, директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования МПГУ Е.А. Омельченко представила доклад на тему «Интеграция детей из семей мигрантов средствами образования: опыт Москвы». Докладчик выявила несколько проблем интеграции детей мигрантов в образовательный процесс. Несмотря на то, что Российская Федерация стоит на третьем месте по абсолютному количеству мигрантов, российская система школьного образования не направлена на работу по включению детей мигрантов в образовательный процесс. Также отсутствуют четкая система межведомственного контроля по образованию мигрантов и особые образовательные условия для первого этапа адаптации, не учитывается, что часть миграционного процесса осуществляется семьями. Кроме того, было отмечено отсутствие достоверной статистики об иноязычных и иноэтничных обучающихся.

Е.А. Омельченко предложила три способа адаптации детей мигрантов:

— интенсивный годичный курс обучения русскому языку как иностранному (далее – РКИ) (структурное подразделение в образовательных школах),

— обучение русскому языку по специальной методике (РКИ во второй половине дня в рамках дополнительного образования),

— дифференцированный подход (обучение инофонов в общеобразовательных классах).

Также докладчик поделилась историей реализации проекта «Школы русского языка» в общеобразовательных учреждениях Москвы. В 2006-2013 гг. 11 школ в каждом округе столицы осуществляли годичные интенсивы по специальной методике РКИ. В этот период обучение было бесплатным, кроме того, проводилась работа по повышению квалификации педагогов. В 2013-2018 гг., несмотря на растущий спрос, школы русского языка постепенно начали ликвидировать, также в ряде общеобразовательных учреждений ввели платные услуги. По состоянию на 2019 г. в 3-х учреждениях Москвы действуют по 2-3 класса школы русского языка с платным предоставлением услуг.

В конце выступления Е.А. Омельченко отметила, что во многих случаях ребенок является «вынужденным мигрантом», т.к. решение о миграции принимают родители. Таким образом, ребенок не подготовлен к адаптации и интеграции. Данную проблему необходимо решать на государственном уровне, т.к. дети мигрантов – будущие граждане Российской Федерации.

Также свои мнения по обсуждаемому вопросу озвучили член Общественного совета при Посольстве Республики Таджикистан в Российской Федерации А.А. Авганов; член Правительственной комиссии по миграционной политике И.В. Ивахнюк; председатель Совета Землячеств Украины Н.И. Лях; председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Л.В. Шеслер; председатель Совета РОО «Таджикский культурный центр» Х.Д. Хамракулова.

В заключение мероприятия участники обменялись мнениями по теме семинара и подвели итоги.

Проведение данного мероприятия способствует профилактике проявления экстремизма в условиях растущего миграционного прироста в Москву, в том числе создает возможности для выработки методов и рекомендаций по противодействию экстремизма.

Следует отметить, что взаимодействие между Московским педагогическим государственным университетом (#МПГУ) и Московским домом национальностей принимает всё более конкретные формы, наполняясь содержанием. Этому способствует колоссальный интеллектуальный и организационный потенциал, имеющийся в МПГУ, громадный, почти что 150-летний опыт работы в педагогике и в других сферах, которые близки нам по тематике.

Анастасия Светлова

(Использованы фотографии с сайта Московского дома национальностей и фото сделанные Ю.В. Московским)

22 / 10 / 2019

Показать обсуждение