Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Погружение в педагогику 2020» в Институте детства: как это было

Новости МПГУ

12 сентября 2020 г. в Институте детства подошла к концу двухнедельная адаптационная программа «Погружение в педагогику», концепция которой была рождена в далеком 2014 году на кафедре психологической антропологии, благодаря необыкновенно увлечённым в своей деятельности людям, и продолжает жить до сих пор. В этом году руководство проектом осуществлялось доцентом кафедры, к.психол.н. Луизой Игоревной Адамян.

Программа этого года была не похожа на прошлые года. Это совсем другой опыт. Но это все тоже Погружение в Педагогику в стенах Института детства для студентов, впервые поступивших в университет, с той лишь разницей, что все проходило дистанционно.

Главная идея Погружения – знакомство студентов не только друг с другой, университетом, кафедрами, но прежде всего знакомство со своей будущей профессией педагога, которое возможно через деятельность, через встречи с яркими личностями, профессионалами своего дела, способные Словом увлечь студентов на покорение профессиональных вершин. Каждый из первокурсников должен был почувствовать, что поступление в МПГУ  – это одно из лучших событий, произошедшее в их жизни, та точка бифуркации, которая послужит началом становления профессиональной идентичности будущего учителя-дефектолога, учителя начальных классов.

Какая программа ждала студентов Института детства?

Первая неделя – неделя знакомства – была посвящена формированию учебных групп, знакомству студентов Института детства друг с другом, формированию общего социокультурного пространства через освоение пространства университета, совместному выполнению студентами групповых работ, посвященных истории университета. Вводную лекцию об истории МПГУ прочитал директор музея – БОРИСОВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ. Особое внимание в своем рассказе он уделил истории факультетов начального образования и дефектологического, последний в этом году отмечает свое 100-летие.

Вторая неделя – неделя деятельности – была направлена не только на изучение человека, на познание окружающего мира через игровую, исследовательскую, проектную и изобразительную деятельность, но и на преобразование самих студентов как субъектов этой деятельности. Завершилась неделя – днём литературы, как одной из важных линий деятельности человека, той творческой деятельности, в которой Слово играет определяющую роль.

В течение этих недель были прочитаны 12 актовых лекций: «Что такое антропология и зачем она нужна?», «Януш Корчак: как любить ребенка», «Такая разная игра», «Роль игры в развитии детей с ОВЗ раннего возраста», «От исследовательской активности к исследовательской деятельности: стратегия развития в мире неопределенности», «Мир особого детства с позиции исследователя в области коррекционной педагогики и специальной психологии», «Продуктивное образование: учимся делать, делая», «Госпитальная педагогика: от проектной идеи до сети школ в России», «Пространство образования – пространство искусства: на примере театра Пиано», «Искусство – событие», «Дневник читателя. Педагогика самости» и «Дети-читатели»: новые подходы к литературному образованию в начальной школе».

Лекции были прочтены приглашенными специалистами, признанными в научном сообществе педагогами и учеными:

ДАНИЛКО ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (доктор исторических наук, профессор Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН);

ВАЛЕЕВА РОЗА АЛЕКСЕЕВНА (доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики Института психологии и образования, профессор Казанского федерального университета, Президент Российского общества Януша Корчака);

ТРИФОНОВА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА (кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства);

РАЗЕНКОВА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА (доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП РАО»);

СОЛОВЬЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА (доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «ИКП РАО»);

ОБУХОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (к. психол.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ);

ШАРИКОВ СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ (Создатель и руководитель проекта «УчимЗнаем», Почетный работник общего образования РФ, Ph.D.);

ЧИКИШЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», Заслуженный работник Культуры РФ, член Союза театральных деятелей РФ, лауреат государственной премии Президента Российcкой Федерации 2017г. (за создание театра “Пиано” и реализацию программы единого образовательного пространства “Школа – Театр – Дом”));

 ДЕМАХИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии им. И.Б. Ольбинского, абсолютный Победитель конкурса “Педагог года России – 2012”);

СОЛОВЕЙЧИК АРТЕМ СИМОНОВИЧ (главный редактор ИД «Первое сентября», лидер движения «Школа – наше дело», основатель проекта «Школа цифрового века», Профессор Lesley University (Cambridge, MA, USA). Department Education through Arts);

ТРОИЦКАЯ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА (доктор педагогических наук, автор концепции инновационной системы литературного образования младших школьников (УМК “Дети-читатели”), методист по литературе Хорошевской прогимназии и Школы-мастерской).

На лекциях ставились следующие вопросы: что такое антропология и зачем современному педагогу нужны антропологические знания (Е.С. Данилко); какими правами обладают дети? Что такое разумное воспитание? Как помочь детям в самовоспитании? Как обеспечить защищенность ребенка в детском коллективе? (Р.А. Валеева); что такое игра? Какой она бывает? Что именно мы должны развивать у ребенка, когда говорим о ведущей деятельности? (Е.В. Трифонова); какова роль игры в развитии ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста? Какое место занимает игра в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья? (Ю.А. Разенкова); что такое исследовательская деятельность и как содействовать, а не противодействовать преобразованию исследовательской активности в исследовательскую деятельность? (А.С. Обухов); как увидеть невидимое в развитии особого ребенка? Почему причины и механизмы нарушений в развитии это не только «биологическое», но и «социальное»? Сколько нужно знать и что нужно уметь, чтобы стать исследователем в мире особого детства? (Т.А. Соловьева); что такое образование? Что такое учится делать, делая? Чем отличается проектная деятельность от исследовательской? (А.С. Обухов); что можно сделать, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым? А если это ребенок находится на длительном лечении? Какую роль в обеспечении коммуникации с ребёнком играет окружающая среда? (С.В. Шариков); искусство как способ взаимодействия с пространство детства особого ребенка, на примере театра «Пиано» (В.Н. Чикишев); как построить занятие, чтобы оно было событийным для его участников? Является ли профессия педагога в XXI веке уходящей натурой? Что такое педагогика сегодня: технология, наука или искусство? (А.А. Демахин); как можно увлечь другого своими рассказами? Как сделать так, чтоб учение для ребенка было увлечением? Что такое дневник читателя и для чего он нужен педагогу? Как учить детей не читать, а перечитывать? (А.С. Соловейчик); как помочь ребенку полюбить читать? Что для этого должен сделать учитель? Как приблизить книгу к ребенку? (Т.С. Троицкая).

Все эти вопросы звучали не случайно, они решали одну задачу – показать разные грани профессии педагога, и того мастерства, которым он должен обладать.

Для студентов дефектологического факультета за это время было проведено 42 мастерских, лабораторий, гостиных. В этом Событии принимали участие: преподаватели кафедры психологической антропологии: Адамян Е.И. (доцент., к.филол.н.), Адамян Л.И. (к.псих.н., доцент), Гаврилова О.Я. (к.псих.н.), Венедиктова А.В. (к.п.н., доцент), Веселинов М.Е. (ассистент), Воробьева И.Н. (ст.преподаватель), Ковалева Н.Б. (к.спих.н., доцент), Колосова Е.Б. (ст. преподаватель), Конрад И.С. (к.филол.н., доцент), Кузьмина Е.Р. (доцент), Лосева Л. (ассистент кафедры), Никитина Л.А. (к.п.н.), Родина Н.М. (к.псих.н., доцент), Ростовская А.Е. (ст. преподаватель), Трифонова Е.В. (к.псих.н., доцент), Федорова Е.П. (к.псих.н., доцент); преподаватель кафедры анатомии, физиологии и  клинических основ дефектологии – Красноперова Н.А. (к.п.н., профессор); преподаватели кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии – Евтушенко И.В. (д.п.н., профессор), Сизова А.В. (к.п.н., профессор); преподаватели кафедры дошкольной дефектологии – Микляева Н.В., (к.п.н., профессор), Чумакова И.В. (к.п.н., доцент); преподаватели кафедры логопедии – Любимова М.М. (к.п.н., доцент), Мерзлякова Н.В. (к.п.н., доцент); преподаватель кафедры кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М.Р. Львова – Соловьева Ю.И. (к.п.н., доцент).

В проекте «Погружение в педагогику» Института детства в День проектной деятельности приняла участие и «Физическая гостиная» МПГУ. Ее руководитель – КСЕНИЯ ТЕПЛЯКОВА со своими коллегами –  погрузили студентов в мир физических явлений, показывая, как можно вовлечь ребенка в изучение мира вокруг себя, как сделать науку интересной для ее изучения.

Проводили свои мастерские, лаборатории и открывали литературные гостиные и студенты дефектологического факультета – Желтикова Екатерина Андреевна, Золотова Виктория Олеговна, Демура Юлия Дмитриевна, Теслова Анна Андреевна, Курилина Ангелина Сергеевна, Авдеев Даниил Сергеевич, Шепенина Дарья Романовна, Литвинович Анна Андреевна, Хрусталева Ольга Германовна, Матанцева Екатерина Сергеевна, Шальмиева Николь Юриковна, Кожанова Мария Валериевна, Сакович Екатерина Андреевна, и студенты факультета начального образования –  Каримбекова Валентина,  Боровлева Кристина, Соболева Елена Александровна, Иншакова Евгения Вячеславовна, а также выпускник кафедры психологической антропологии, магистрант департамента психологии ВШЭ по направлению «Экзистенциальный анализ и логотерапия» – Виталий Романович Минаев.

В Погружении принимали участие сурдопереводчики – Гинзберг Ирина Алексеевна и Шаповалова Наталья Владимировна, которые помогали студентами с особыми образовательными потребностями содержательно включиться в работу лекций и мастер-классов.

Люди, которые помогают Погружению быть  – Кураторы. Их задача  не только координация действий студентов, поиск «потеряшек», не знающих куда идти и кому обращаться,  но и формирование учебных групп и их сплочение, проведение двухдневного треннинга на командообразование, передача опыта, который поможет первому курсу быстрее и легче освоиться в новой для него реальности. В течение этих двух недель с 325 студентами Института детства работали: Шевлякова Н.А. (ФНО 206), Ялина А.А. (ФНО 206), Леукин Д.А. (ФНО 304), Лаптырева О.А. (ФНО 305), Николаева А.Ю. (ФНО 306), Некрасова С.М. (ФНО 306), Кутахина Е.Р. (ФНО 407), Чемерега А.А. (ФНО 208), Щеблетова Д.И. (ФНО 208), Кожанова М.В. (ФНО 303), Шальмиева Н.Ю. (ФНО 303), Соболева Е.А. (ФНО 206), Солдатченкова В.В. (ФНО 206), Ракутина А.В. (ФНО 304), Газина Л. (ФНО 304), Каримбекова В.А. (ФНО 406), Боровлева К.В. (ФНО 406), Пузакова Т.А. (Деф 205), Литвинович А.А. (ФНО 207), Шепенина Д.Р. (ФНО 207), Сабурова Д.А. (ФНО 304), Честных Е.Ю. (ФНО 304), Сакович Е.А. (Деф 101М), Кофанова А.И. (Деф 311).

Если пересчитать количество людей, которое приняло участие в программе «Погружение в педагогику» для студентов Института детства, то оно действительно внушительное. Каждый из нас был рад внести свою лепту в работу с первым курсом, которое и есть наше будущее, ведь отчасти от нас самих зависит, каким оно будет.

 

Текст подготовили:

Адамян Л.И. и Адамян Е.И.,

доценты кафедры психологической антропологии

Института детства

Фото:

Адамян Л.И.

 

13 / 09 / 2020

Показать обсуждение