Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Дмитрия Моисеевича Петрушевского (01/13.09.1863 – 12.12.1942)

Новости МПГУ

«…Я до такой степени привык иметь дело с самими источниками,
что книги в большинстве случаев служат для меня только для справок

/ Д.М. Петрушевский

«…В лице Дмитрия Моисеевича Петрушевского Россия потеряла одного из самых выдающихся
за последние полвека историков, давно уже пользовавшегося мировой учёной репутацией»

/Е.В. Тарле 

Дмитрий Моисеевич Петрушевский – историк-медиевист, доктор всеобщей истории, профессор Московского университета, член-корреспондент АН СССР, академик АН СССР, Заслуженный профессор, декан историко-филологического факультета МВЖК (ныне – МПГУ).

Д.М. Петрушевский родился 01/13 сентября 1863 года в семье священника в селе Кобриново Киевской губернии (ныне – село в Тальновском районе Черкасской области Украины). Его отец Моисей Гервасиевич принадлежал к тем сельским церковнослужителям, которые, как впоследствии отзывался сын, «чувствовали в унисон с народной массой, жили её интересами, печалились ее печалями». От отца к сыну и перешли зачатки народнических настроений. Мать Юлия Андреевна – армянских корней, целиком посвятила себя заботам о семье с 12-ю детьми. В отличие от других церковнослужителей, отдававших обычно мальчиков в духовные учебные заведения, где они обучались бесплатно и даже получали небольшое вспомоществование, Петрушевские, несмотря на свой скромный достаток, решили дать сыну Дмитрию чисто светское образование.

В 1873-1878 годах Дмитрий Моисеевич учился в прогимназии в Златополе Чигиринского уезда, затем – в Коллегии Галагана в Киеве. Это было учебное заведение закрытого типа, основанное на деньги крупного помещика-либерала Г.П. Галагана в память о его безвременно скончавшемся сыне. Сюда принимались мальчики 14-16-ти лет. Для приёма на казённый кошт необходимо было представить удостоверение о бедности. Поступающие держали серьёзные устные и письменные экзамены. Занятия проводились по программе старших классов гимназии. Много внимания уделялось древним языкам, а также немецкому и французскому. Хорошо было поставлено преподавание литературы и истории, которыми Д.М. Петрушевский особенно увлекался.

После окончания Коллегии Г.П. Галагана в 1882 году, Дмитрий Моисеевич поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, но через год перевёлся на историко-филологический факультет Киевского университета Святого Владимира. Учился под руководством историка-медиевиста Ивана Васильевича Лучицкого (02/14.06.1845-22.08.1918) и доктора общей истории Фёдора Яковлевича Фортинского (15/27.02.1846-27.02.1848).

После окончания Киевского университета в 1886 году, с апреля 1887 года Д.М. Петрушевский был оставлен по представлению И.В. Лучицкого на кафедре всеобщей истории для подготовки к профессорскому званию.

В 1888 году Дмитрий Моисеевич был прикомандирован к Московскому университету. Осенью 1889 года сдал магистерский экзамен и был командирован за границу с целью сбора материала для диссертации по истории феодальной Англии. С весны 1893 года преподавал всеобщую историю на Коллективных уроках при Обществе воспитательниц и учительниц в Москве. В июле 1894 года, после прочтения пробных лекций, был принят приват-доцентом на кафедру всеобщей истории Московского университета, занимался в университете на семинаре историка Павла Гавриловича Виноградова (18/30.11.1854-19.12.1925, Оксфорд).

Магистерский диспут Д.М. Петрушевского состоялся 13 марта 1897 года в Киевском университете. Историко-филологический факультет признал его достойным степени магистра всеобщей истории. 19 июля 1897 года высочайшим приказом по гражданскому ведомству состоялось назначение Дмитрия Моисеевича экстраординарным профессором Императорского Варшавского университета. Новый профессор прекрасно ориентировался в обстановке и особенно тщательно готовился к занятиям, понимая, что ему предстоит преодолеть национальную непримиримость своих слушателей. Д.М. Петрушевский, в котором сочеталась кровь нескольких народов, искренне уважал все нации. По прибытии в Варшаву он вместе с женой принялся изучать польский язык. Через две недели после начала чтения лекций профессор известил московских друзей: «Дела мои идут здесь не дурно. Слушает меня человек больше двухсот (и юристы первого курса, которые даже экзамены у меня должны сдавать) и иногда даже аплодируют. И сам я доволен своим курсом: он выходит таким, как я хотел». Юристов Дмитрий Моисеевич упомянул не случайно. На этом факультете поляки были в большинстве. Аплодисменты же в Варшавском университете раздавались в редчайших случаях и они дорогого стоили. Новый профессор становился весьма заметной фигурой. На занятиях Д.М. Петрушевский поднимал философско-теоретические проблемы. Он избегал мелких подробностей, лишь в крайних случаях упоминал исторических деятелей, сообщая о них самые необходимые сведения. Для него было важно донести до слушателей суть социально-экономических процессов. Год от года курс лекций совершенствовался. Читал он и спецкурсы – иногда по истории средневековой Англии, иногда – Франции.

Занятия со студентами отвлекали профессора от работы над докторской диссертацией. В 1898 году он, хотя и с трудом, добился творческого отпуска. Над диссертацией он работал в Дрездене, изредка выезжая в Берлин и Лондон. Труд был завершен в конце лета 1901 года под Москвой, в Клину. Вторая часть «Восстания Уота Тайлера» полностью посвящалась предыстории движения. Докторский диспут состоялся 4 ноября 1901 года на историко-филологическом факультете Московского университета. Официальными оппонентами выступили историк П.Г. Виноградов, профессор Московского университета и ученик В.И. Герье Роберт Юрьевич Виппер (02/14.07.1859-30.12.1954, Новодевичье). На заседание явились только либеральные профессора. Не явился декан факультета Александр Иванович Кирпичников (19/31.08.1845-30.04/13.05.1903, Ваганьковское). За него подписывать протокол о присвоении Д.М. Петрушевскому степени доктора всеобщей истории пришлось Василию Осиповичу Ключевскому (16/28.01.1841-12/25.05.1911, некрополь Донского монастыря).  Работу оценила и Российская академия наук, присудив автору «Восстания Уота Тайлера» большую премию митрополита Макария.

Осенью 1906 года Дмитрий Моисеевич начал вести занятия в Московском университете. В этом же году он был избран ординарным профессором кафедры всеобщей истории Московского университета. Входил в Совет Общества имени А.И. Чупрова для разработки общественных наук. Одновременно с 1906 года он утверждён в должности преподавателя МВЖК, вёл лекционный курс и семинарские занятия, в 1907-1911 годах был избран деканом историко-филологического факультета. Учёный справился с ролью организатора учебного процесса. Свидетельством тому служит адрес, преподнесённый ему курсистками в мае 1912 года, когда они узнали об уходе любимого профессора: «Ваши лекции возбуждали в нас научный интерес, который служил стимулом для дальнейшей работы всех сознательно воспринимавших Ваши лекции …Выражая Вам глубокую благодарность за хорошее, чуждое формализма и беспристрастное отношение к нам, которое особенно ясно сказалось в то время, как Вы были деканом историко-философского факультета, мы просим Вас, чтобы Вы не покидали наши курсы и продолжали бы возбуждать любовь к знанию». Под адресом стояло 410 подписей.

Востребовали Д.М. Петрушевского и на только что организованных женских педагогических курсах при частной женской гимназии А.С. Алферовой, которые должны были приучить слушательниц к научным занятиям. С 1908 по 1914 год был преподавателем истории хозяйственного быта в Московском коммерческом институте, с сентября 1912 года – сверхштатный ординарный профессор по кафедре истории.

В 1911 году Д.М. Петрушевский покинул Московский университет в знак протеста против политики министра просвещения Льва Аристидовича Кассо (20.06.1865-26.11/09.12.1914, с. Чутулешты Со­рок­ско­го у. Бес­са­раб­ской губернии). Для Дмитрия Моисеевича настали трудные времена. Отдушиной ему были Высшие женские курсы и Народный университет А.Л. Шанявского. Несколько лет Н.И. Кареев хлопотал об устройстве Петрушевского в Петербургский политехнический институт. Министерство противилось. Только в июле 1914 года учёного назначили ординарным профессором этого учебного заведения и он на экономическом отделении стал преподавать историю средних веков и историю народного хозяйства, хотя его крайне тяготил низкий уровень подготовки студентов по истории.

Весной 1917 года Д.М. Петрушевский вернулся в Московский университет в качестве ординарного профессора.

В 1918 году Высшие женские курсы преобразовали во 2-ой Московский университет. «Я не сомневаюсь, – писал Петрушевский, что скоро у нас в России закипит очень живая культурная работа во всех сферах жизни, и в частности в области науки и литературы, и нас, пишущих и работающих в этих областях, будут рвать на части». Характерно, что эти строки писались всего через два месяца после освобождения Д.М. Петрушевского из-под ареста. Во внутренней тюрьме ВЧК ему подстроили встречу с арестованным 14-летним сыном Владимиром, что потрясло учёного. Освободили же его вместе с несколькими другими историками благодаря заступничеству историка Михаила Николаевича Покровского (17/29.08.1868-10.04.1932, Кремлёвская стена), только что назначенного заместителем наркома просвещения.

В 1925 году Дмитрий Моисеевич стал заслуженным профессором; преподавал на кафедре истории европейских и внеевропейских обществ (с 1921) и на этнологическом факультете по кафедре истории Запада (с 1927 года). При этом он много ездил с лекциями по другим городам, особенно часто был в Иваново-Вознесенске и некоторое время он даже исполнял должность декана исторического факультета в Иваново-Вознесенском педагогическом институте.

Д.М. Петрушевский был избран 6 декабря 1924 года член-корреспондентом, а 12 января 1929 года – академиком АН СССР. В 1920-е годы был директором Института истории РАНИОН. В эти годы наметился его переход на позиции неокантианства: он стал рассматривать феодализм как исключительно политическое учреждение, не связанное с определёнными формами хозяйственной жизни; при этом он отрицал существование свободной общины и проповедовал извечность частной собственности и социального неравенства у древних германцев.

В своих вышедших в 1928 году «Очерках из экономической истории средневековой Европы», во введении Дмитрий Моисеевич высказался в поддержку неокантианской гносеологии Риккерта и Вебера, следствием чего, как отмечают, стала кампания по дискредитации учёного. В 1930-е годы он стал «изгоем от науки». Начиная с критики его книги «Очерки из экономической истории Западной Европы», в течение всей его дальнейшей жизни и даже после смерти Петрушевский подвергался критике официальной наукой, и только в 1958 году в статье профессора Бориса Георгиевича Могильницкого (18.04.1929-09.07.2014, Томск) была предпринята попытка объективно оценить научное творчество Петрушевского. Именно он также впервые в России обратился к городской истории в историографическом аспекте. С 1929 года Дмитрий Моисеевич занимался только научной деятельностью, так как Институт истории РАНИОН был закрыт; в МГУ он работал по совместительству.

Описание жизни и деятельности Д.М. Петрушевского останется неполным, если оставить без внимания его постоянное стремление помочь людям: содействовать студентам, попавшим в трудные ситуации, хлопотать за своих учеников, когда требовалось устроить их на работу, писать отзывы. Дмитрий Моисеевич добился повышения пенсии И.М. Гревсу. Обращался учёный в различные инстанции, когда у О.А. Добиаш-Рождественской возникли проблемы с печатанием её трудов. Академик направил полные сарказма письма в Народный комиссариат просвещения, узнав, что на титуле первого советского учебника по истории средних веков для средней школы значатся фамилии людей, его не писавших, но не указана фамилия действительного автора нескольких разделов – Николая Павловича Грацианского (19.09/01.10.1886-04.11.1945). Особенно следует отметить, что Д.М. Петрушевский не оставался безучастным к судьбам незаконно репрессированных. Уже публиковалось письмо, которое учёный писал Б.Д. Рязанову, содержащее просьбу не выселять из квартиры, оказавшейся на территории Института К. Маркса и Ф. Энгельса, семью арестованного профессора кафедры социологии 1-го МГУ ГО. Гордона

Среди основных трудов Д.М. Петрушевского: Общество и государство у Гомера. – М, 1896; Восстание Уота Тайлера. – СПб., 1897-1901. – Ч. 1-2; Очерки из истории английского государства и общества в Средние века. – М., 1903; Очерки из истории средневекового общества и государства. – М., 1904; Очерки из истории средневекового английского общества и государства. – М., 1913; Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века. – М., 1918; Общество и государство у Гомера. Опыт исторической характеристики. – М.: Задруга, 1913; Очерки из истории средневекового общества и государства. – М., 1917; Очерки из экономической истории средневековой Европы. – М.; Л., 1928; Косминский Е.А. Петрушевский Д.М. Английская деревня XIII-XIV вв. и восстание Уота Тайлера. – М.-Л., 1935; Английская деревня XIII–XIV веков и восстание Уота Тайлера. – М.; Л., 1935; Городское хозяйство средневековой Европы и новая историческая литература // Исторический сборник. – Т.4. – Л., 1935; Памятники истории Англии XI–XIII вв. – М., 1936; Восстание Уота Тайлера. Очерки из истории разложения феодального строя в Англии. – М., 1937.

Д.М. Петрушевский оказал большое влияние на российскую историческую науку, среди его учеников – медиевисты Е.А. Косминский, А.И. Неусыхин, М.М. Смирнов, специалисты по истории феодальной России А.Н. Насонов, Б.Д. Греков, Н.В. Устюгов, Л.В. Черепнин, историки античности Н.А. Машкин, исследователи новой истории Западной Европы В.М. Лавровский и А.С. Ерусалимский.

В 1941 году Д.М. Петрушевский вместе с Президиумом АН СССР эвакуировался в Казань. Переезд занял пять суток и серьёзно подорвал здоровье пожилого человека. Не лучшим образом влияла на него и перемена климата. Плохое здоровье, стеснённые жилищные условия (Его семью и сына Василия приютил местный профессор), недостаток литературы не давали возможности вести полноценные научные исследования. А оставаться праздным было невыносимо. Дмитрия Моисеевича поддерживало то, что его чуть ли не ежедневно навещали историки. Беседы на профессиональные темы давали импульсы чувствовать себя нужным. Но, учёному становилось всё труднее дышать и передвигаться. Досаждало бесконечное лежание.

Дмитрий Моисеевич Петрушевский скончался 12 декабря 1942 года в эвакуации, в Казани. Покоится на Арском кладбище.

Источники:

https://mpgu.su/scientists/petrushevskiy-dmitriy-moiseevich/

https://www.rea.ru/ru/org/managements/biblcentr/Pages/author-Petrushevsky.aspx

https://elibrary.com.ua/m/articles/view

https://isaran.ru/?q=ru/fund&ida=1&guid=2F87F663-AADC-0AD2-D993-E78DB6B38807

http://www.ras.ru/nappelbaum/e243a126-ef88-42fb-afff-f01b976282ba.aspx

https://bioslovhist.spbu.ru/histschool/2018-petrusevskij-dmitrij-moiseevic.html

 

Материал подготовил: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

 

15 / 09 / 2022

Показать обсуждение