Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Особая миссия – научить знать, уметь, владеть, применять

Новости МПГУ

Наталья Бушная, заведующая кафедрой общегуманитарных и юридических дисциплин Ставропольского филиала МПГУ, в цикле интервью о преподавании и педагогах рассказала о том, что вовлечение студентов в прикладные и фундаментальные исследования позволит вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. 

Наталья Викторовна Бушная родилась в селе Переяславка, района имени Лазо Хабаровского края. В МПГУ работает с 2014 года. С 2015 года является заведующим кафедрой общегуманитарных и юридических дисциплин Ставропольского филиала МПГУ.

 

– Наталья Викторовна, как обнаружить в себе талант преподавателя?

– Талантлив тот преподаватель, который знает, что ожидают от него студенты: знаний, общения, научения умению выстраивать диалоги, отстаивать свою позицию, быть восприимчивыми к постоянно меняющейся правовой сфере.

И, главное, – не только обнаружить в себе талант педагога, но и уметь поддерживать его и развивать.

 

– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?

– Не просто говорить о сложном и интересном в деятельности преподавателя, поскольку только в таком тесном переплетении видна многогранность предназначения педагога.

Преподаватель, педагог во все времена в большинстве стран почитаемая, непростая профессия, потому, что на него возлагается особая миссия – научения знать, уметь, владеть, применять.

Работа со студентами – это не только самореализация, но и приобретение знаний вместе со студентами.

Уметь прислушиваться к мнению студента, владеть техническими средствами обучения, соответствующими цифровой эпохе, творчески подходить к учебному процессу- все это делает преподавателя интересным аудитории.

Преподавать – значит быть человеком творческим, постоянно стремящимся к движению вперед, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

 

– Если бы вы сейчас начинали свою работу преподавателя, то каких ошибок постарались бы избежать?

– Хотелось бы ответить словами А.С. Пушкина:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.».

 

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?

– Педагог должен заинтересовать студентов, увлечь. Он должен быть способным к саморазвитию и самообразованию, быть конкурентоспособным.

Парадигма современного образования предполагает выстраивание такой «модели» преподавателя, которая демонстрирует не только достижения, например, в научной сфере, но и апробирует новейшие педагогические технологии, способствующие развитию компетенций, формированию у обучаемых потребности в самообразовании. Это предъявляет новые требования к деятельности преподавателя вуза.

Сегодня преподаватель высшей школы не может быть только лектором, излагающим основы научных знаний. Он должен обладать профессиональным мастерством и творческой интуицией, ориентироваться на требования интенсивно изменяющегося природо-социального мира, использовать соответствующие духу времени способы взаимодействия со студентами.

Быть настоящим педагогом – значит повышать качество преподавания и образования, которые сегодня определяют уровень развития общества. Именно образование – важное составляющее производственной и инвестиционной сферы, экономическая эффективность которой поддается количественной оценке.

 

– Какими вы видите будущих педагогов?

– Помимо личных качеств, педагог должен быть в курсе не только образовательных инноваций, но и тех процессов, которые происходят в разных сферах жизни общества и государства.

Национальный проект «Образование» ставит перед каждым педагогом две ключевые задачи. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Каждый педагог должен приложить максимум усилий для выполнения поставленных задач и чувствовать себя ответственным за будущее своей страны. Призыв к будущим педагогам должен быть таким: быть вовлеченным и вовлекать студентов в прикладные и фундаментальные исследования – это позволит вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

 

– Расскажите о научной работе на факультете?

– Научная работа в Ставропольском филиале МПГУ на кафедре общегуманитарных и юридических дисциплин сочетает традиционные и инновационные методики, демонстрирующие достижения преподавателей и студентов. Преподаватели и студенты участвуют в международных, всероссийских, региональных конференциях, побеждают в Международных научных конкурсах.

Выстраивание научной траектории должно быть нацелено на формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для научных исследований и разработок молодых ученых и создания научных лабораторий.

 

– Каковы результаты практических занятий ваших студентов?

– Практические занятия у студентов проводятся в разных формах, часть из них проходят в специализированных аудиториях: зале судебных заседаний, кабинете криминалистики.

Сотрудничество с ГБУК СК «Музейно-выставочный комплекс Моя страна. Моя история» позволяет проводить занятия по дисциплинам «История», «История государства и права России» в интерактивной форме. Мультимедийные средства дают студентам визуализировать информацию в цифровом формате. Практические занятия по отдельным дисциплинам проходят и в судах города Ставрополя.

Результатом такого обучения должна стать компетентность, конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Требования работодателей к качеству подготовки выпускников в современных условиях формулируются в деятельностном формате, а не в знаниевом. Кроме того, работодатель обращает внимание на такие результаты образования как готовность к командной работе, к непрерывному самообразованию, способность решать всевозможные проблемы, активное поведение на рынке труда. Степень конкурентоспособности выпускника вуза – показатель качества образовательного процесса большинства образовательных учреждений. Только такой выпускник способен достичь устойчивого положения на рынке труда и своевременно реагировать на его постоянно меняющиеся требования и запросы.

Результаты сформированных умений и навыков, в том числе, в ходе практических занятий, – дипломы победителей в конкурсах учебно-методических и научных работ, публикации научных трудов и успешное трудоустройство.

 

– Чем живет ваша кафедра?

– Кафедра общегуманитарных и юридических дисциплин как структурное подразделение Ставропольского филиала МПГУ активно участвует в жизни университета и организовывает международные конференции, в том числе, студенческие. Преподаватели кафедры – авторы монографий, учебных пособий, научных публикаций в ведущих журналах из перечня ВАК, международных изданий, входящих в базы данных Web of Science и Scopus.

Потенциальных абитуриентов привлекают профориентационные проекты «Юридическая школа», «Школа юного криминалиста», направленные на повышение интереса абитуриентов к профессии юриста, приобретение первоначального опыта в сферах социально-профессиональной практики, которые мы реализуем.

Взаимодействие с работодателями – одно из важных направлений деятельности кафедры. В современных социально-экономических условиях для каждого вуза большое значение приобретает работа по расширению и совершенствованию партнерских отношений с предприятиями и организациями. Такое взаимодействие дает возможность точнее определять цели и задачи вуза, реализовывать механизмы совершенствования образовательных программ, научной и инновационно-практической деятельности. Взаимодействие вузов и работодателей – необходимое условие полноценного развития системы высшего образования и трудовых отношений в России.

Постоянными работодателями кафедры являются:

– ГУ МВД России по Ставропольскому краю;

– Управление ЗАГСа по Ставропольскому краю;

– Управление службы судебных приставов по Ставропольскому краю;

– Ставропольский филиал международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург»;

– Арбитражный суд Ставропольского края и другие учреждения и организации, осуществляющие деятельность в юридической сфере.

С уверенностью скажу, что студенты-выпускники направления подготовки «Юриспруденция» востребованы на рынке труда и конкурентоспособны в условиях российской действительности.

Практикоориентированное обучение, профессиональный подход, возможность непрерывного образования, трудоустройство, получение навыков эксперта-криминалиста в криминалистической лаборатории, навыков консультирования и составления правовых документов в Юридической клинике…. И это далеко не все, что мы предлагаем нашим будущим студентам. Абитуриент, поступивший в Ставропольский филиал МПГУ, сделает правильный выбор.

 

Беседовала Милана Салманова

17 / 04 / 2020

Показать обсуждение