Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Секция кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева в рамках проведения научной сессии на ХГФ ИИИ МПГУ

Наука

29 марта 2023 года, в рамках проведения на художественно-графическом факультете Института изящных искусств МПГУ научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 2022 год, состоялось заседание секции кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.

Работу секции открыл заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, кандидат педагогических наук, доцент РАО – Руднев И.Ю., который поздравил коллег с началом работы научной сессии за 2022 год, пожелал всем участникам плодотворной работы и подчеркнул, что одним из ключевых аспектов научно-исследовательской деятельности педагогического сообщества ХГФ является научная сессия, которая по сложившейся традиции проходит каждой весной. Каждый год преподаватели и студенты разных кафедр ХГФ представляют результаты своих исследований.

Сессия была посвящена очень значимой и важной теме — роли науки в деле подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере высшего художественно-педагогического образования. Общеизвестно, что главной особенностью и основой университетского образования является научная фундаментальность содержания образования. Естественно, что достижения науки и результаты фундаментальных исследований ведущих научных школ университета, включаются в образовательные программы подготовки кадров. На базе проводимых исследований строится учебно-воспитательный процесс, осуществляется подготовка специалистов. Сегодня фундаментальное образование тяготеет к тому, чтобы осуществлять сохранение и передачу знаний, которые наиболее важны для интеллектуального и творческого развития молодежи. Эффективным может считаться такое обучение, при котором обучающийся самостоятельно организует свою деятельность, а преподаватель выполняет функцию наставника, стимулируя его к самостоятельной деятельности. Студенты при таком подходе не только осваивают информацию, в том числе и в новой цифровой среде с инновационными средствами и технологиями обучения, но и учатся самостоятельно работать с ней, искать, систематизировать, анализировать и использовать в практических целях. Это способствует развитию творческого мышления, умения видеть причинно-следственные связи и вырабатывать неординарные решения относительно любого вопроса.

Фундаментальность и качество образования обеспечивается наличием сильной научной школы. Основоположником и первым руководителем научной школы на художественно-графическом факультете является Николай Николаевич Ростовцев (1918–2000) – доктор педагогических наук, выдающийся ученый, педагог и художник. Вся его трудовая (научная, педагогическая, творческая) деятельность была связана с художественно-графическим факультетом и университетом, сначала он в нем учился, потом работал. Им написаны многие программы и труды по «Методике преподавания изобразительного искусства в школе», «Академический рисунок»  «История методов обучения рисованию», «Рисование головы человека» и др. Николай Николаевич Ростовцев решительно отстаивал и проводил в жизнь лучшие традиции русской реалистической школы, закладывая прочные основы профессиональных знаний. Повышение качества подготовки специалистов, и, в частности, педагогов-художников, во многом, как считал Ростовцев Н.Н., зависит от методики преподавания. Для нас, его последователей, очень важно, как Николай Николаевич понимал методику преподавания изобразительного искусства. Он говорил: «Теория методики преподавания, действительно, наука. Само же преподавание — это искусство, которое требует очень многого: знания самого предмета, знания основных положений педагогики, психологии, физиологии и закономерностей методики учебно-воспитательного процесса, а также навыка творческого использования всех этих знаний в практике преподавания». Очень важным, отмечал Николай Николаевич, является преемственность.

Кафедра методики преподавания изобразительного искусства является преемником и продолжателем традиций научной школы Н.Н. Ростовцева. 30 мая 2022 года решением Ученого совета МПГУ кафедре было присвоено имя профессора Н.Н. Ростовцева.

Учебная, воспитательная, методическая и научная деятельность Кафедры направлена на воспитание и формирование гармонично развитой личности конкурентоспособного и компетентного специалиста, владеющего навыками самостоятельной организации и приобретения необходимых знаний и умений.

Данная цель конкретизируется и формулируется в ключевых направлениях фундаментальных и поисковых научных исследований кафедры:

  • 7.3.4. Разработка методологии и методик формирования содержания начального, основного и среднего общего образования и на их основе регулярное внесение необходимых изменений в содержание образования. Рук. Ломов С.П.
  • 7.3.8. Научно-методическое обеспечение и сопровождение гибридных (дистантных) форм обучения и воспитания в период пандемии. Рук. Руднев И.Ю.
  • 7.4.5. Современные образовательные и интерактивные технологии, активные методы профориентации в содержании профориентационной деятельности. Рук. Раздобарина Л.А.
  • 3.18.3. Традиции и современные пути развития академического образования: преподавание живописи графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, искусствознания, новейших художественных течений и новых дисциплин. Рук. Игнатьев С.Е.

Происходящие процессы цифровизации ставят перед кафедрой новые задачи –  реализацию образовательных программ с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Новые форматы обучения с применением ЭО И ДОТ (гибридный, смешанный) делают образовательный процесс более доступным, гибким и автономным. Студенты получают более персонализированный опыт обучения, самостоятельно организуя время и место занятий, преподаватели адаптируют процесс обучения к потребностям разных категорий обучающихся, в том числе, для студентов с ОВЗ и иностранных обучающихся. Все это в целом позволяет более точно анализировать и корректировать качество образования, выявлять талантливых и одаренных обучающихся, проектировать индивидуальные программы обучения.

Сегодня мы наблюдаем невиданное развитие цифровых технологий. Поэтому необходимо заниматься серьезными фундаментальными исследованиями этого процесса для совершенствования образовательных методик, внедрения результатов научных исследований по развитию и внедрению цифровых технологий, усиления практической направленности образовательных программ в цифровых образовательных средах, для создания возможностей личностного и профессионального роста обучающихся и преподавателей. Хотелось бы, чтобы такие исследования стали непосредственной составной частью научно-практических работ на факультете в области цифровой трансформации художественно-педагогического образования, основанного на традициях научной школы художественно-графического факультета и трудах его выдающихся деятелей: Ростовцева Н.Н., Кузина В.С., Шорохова Е.В., Ломова С.П., Игнатьева С.Е. и др. ведущих ученых ХГФ.

На сессии были представлены следующие доклады:

  1. Ломов Станислав Петрович, академик РАО и РАХ, д.п.н., научный руководитель художественно-графического факультета, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Художественное образование как предмет научного познания реальной картины мира».
  2. Карев Борис Анатольевич, академик РАО, профессор, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Методология воспитания в современной образовательной среде».
  3. Руднев Иван Юрьевич, к.п.н., заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, доцент РАО. Тема доклада: «Научно-методическое обеспечение и сопровождение гибридных форм обучения и воспитания в период пандемии на художественно-графическом факультете».
  4. Игнатьев Сергей Евгеньевич, д.п.н, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Роль контура в выразительном решении композиции».
  5. Савинов Андрей Михайлович, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Формирование финансовая грамотности у обучающихся изобразительному искусству».
  6. Козлов Валерий Иванович, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «О рекомендациях по демонстрационному экзамену по изобразительному искусству».
  7. Долгоаршинных Нелли Владимировна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства».
  8. Канунникова Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Из опыта преподавания дисциплины «Введение в профессию»».
  9. Хлебников Александр Сергеевич, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Изобразительная грамота в Древнеегипетском искусстве».
  10. Блохина Наталья Викторовна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Из опыта преподавания дисциплины «Методика обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования»».
  11. Савина Анна Владимировна, ассистент кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Развитие творческих способностей младших школьников».
  12. Ли Фугуй, соискатель кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Традиции и инновации китайской живописи (могухуа) при подготовке художников-педагогов в китайских вузах».
  13. Слюсарева Анастасия Евгеньевна, аспирант кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Оптимизация самостоятельной работы студентов по живописи как условие эффективной профессиональной художественно-педагогической подготовки».
  14. Ню Яфэй, аспирант кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева. Тема доклада: «Особенности обучения китайских студентов масляной живописи при подготовке художника-педагога».

В целом работа секции прошла на высоком научно-практическом уровне. Все доклады сопровождались презентациями и завершались плодотворной дискуссией. Во время обсуждения докладов сохранялась доброжелательная атмосфера позитивного научного спора и взаимного уважения. Расширенная тематика докладов научной секции представила видение современных проблем в художественно-педагогическом образовании не только России, но и в Китае, с которыми сталкиваются сегодня многие педагоги, ученые, художники.

Очевидно, что вопросы методики преподавания изобразительного искусства сегодня играют важную роль, особенно в условиях трансформации художественно-педагогического образования. Поэтому необходимо искать разумный баланс между сохранением традиций и внедрением инноваций, с целью передачи накопленного багажа знаний и опыта новым поколениям студентов ХГФ. Результаты проведения научной сессии еще раз показали, что надо ориентироваться не на отказ от традиций и принципиальную новизну инноваций, а органично вписать инновационный инструментарий в современный культурный контекст, придав современному художественному образованию новые смыслы, расширив и обогатив существующие традиции.

По итогам выступлений планируется издание сборника научных статей.

Руднев И.Ю.,

заведующий кафедрой методики преподавания

изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева,

канд. пед. наук, доцент РАО

 

Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023

06 / 04 / 2023

Показать обсуждение