Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Преподаватели кафедры психологии на XVI Европейском психологическом конгрессе

Наука

Почти целый год мы все готовились к долгожданному событию, XVI Европейскому психологическому конгрессу: выбирали самые значимые результаты своей научно-исследовательской деятельности, как можно точнее переводили текст, старались внести творческие элементы в оформление презентаций и постеров. Конгресс – это действительно Событие с большой буквы! В Москве встретились психологи, социальные работники, врачи из 83 стран мира, открылась замечательная возможность живого взаимодействия и сотрудничества с коллегами практически во всех отраслях психологии.

И вот этот момент настал! Открытие Конгресса предварялось великолепным концертом, на котором выступали лучшие исполнители, и были представлены блестящие образцы народной культуры России, а также классика, исполнением которой славится наша страна – балет, оперное пение. Рядом со мной сидел психолог из Бельгии, который привез в Москву всю свою семью. Для них эта встреча с отечественной культурой была ценным, неожиданным подарком. За время концерта я стала свидетельницей их многочисленных восторженных возгласов и бурных аплодисментов.

На церемонии открытия подарком для всех нас, психологов и педагогов МПГУ, стало первое вручение премии Л.С. Выготского, ученого, имя которого тесно связано с нашим университетом. Премия учреждена Российским обществом психологов и, начиная с этого года, премией на каждом конгрессе будут награждаться психологи, внесшие наибольший вклад в психологию развития. Имя выдающегося российского ученого заняло достойное место в Европейском психологическом сообществе.

На следующий день, 3-его июля, начались по-настоящему «трудовые будни». Уже при входе в фойе я увидела группу преподавателей кафедры психологии, которые помогали осваивать новый, электронный, формат постеров доценту Е.Ю. Бекасовой. На постере были представлены результаты исследования: «Bilingual personality throughout the Image of the World Paradigm».

Наш первый день был очень трудным и насыщенным – необходимо было войти в режим почти непрерывного выбора между пленарными докладами, на которых представлялись новейшие психологические темы, тематическими симпозиумами (до девяти в одно и то же время), панельными дискуссиями. Также нужно было освоиться в огромном пространстве нового, Шуваловского, корпуса МГУ.

Всего от кафедры психологии в работе XVI Европейского психологического конгресса приняли активное участие пять преподавателей и соискательница. Они выступали с устными докладами на симпозиумах, представляли постерные доклады, участвовали в обсуждениях на панельных дискуссиях. Преподаватели кафедры, доценты С.А. Володина и Е.Ю. Бекасова также приняли участие в экскурсиях, в которых познакомились с системой обучения в Центре образования № 2030 г. Москвы и с работой психологической службы Центра МЧС РФ.

В первый день профессор С.Н. Морозюк выступила с устным докладом о саногенной рефлексии матери как факторе психологического благополучия ребенка («Sanogenic reflection of the mother as a factor in the psychological well-being of the child»). Доцент кафедры С.А. Володина сообщила о результатах исследования конфликтологической компетенции учителей как важной составляющей образовательной среды («Conflictological competence of a teacher as a condition for creating a psychologically comfortable and safe environment»).

Второй день конференции был отмечен работой симпозиума «Family Psychology», организованного нашими коллегами с кафедр психологии развития личности и психологии образования Факультета педагогики и психологии. Председатель симпозиума Н.А. Цветкова пригласила поделиться уникальным опытом психотерапевтической работы с семьями профессора Университета Парижа Винсента де Гольжака (Vincent de Gaulejac). Сообщения, которые были сделаны Н.А. Цветковой, З.И. Айгумовой, М.Н. Швецовой и Е.Ю. Макаровой, были посвящены актуальным темам, связанным с практикой консультирования семей разного типа. Преподаватели кафедры психологии (С.Н. Морозюк, И.А. Горбенко, С.А. Володина, Е.Ю. Бекасова и Л.В. Попова) не могли не принять участие в симпозиуме наших коллег и внесли свой вклад в его работу: задавали уточняющие вопросы, предлагали варианты интерпретации результатов исследований.

Результаты совместной работы профессоров кафедры социальной педагогики и психологии Е.А. Левановой и Т.В. Пушкаревой и доцента кафедры психологии И.А. Горбенко были представлены в устном докладе о личностных детерминантах рискованного поведения подростков, участвующих в «серфингe на поездах» («Personal Determinants of the Risky Behavior of Minors: on the example of “train serfing”»).

Профессор кафедры психологии Л.В. Попова приняла участие в дискуссии, которой завершился приглашенный симпозиум по методам поддержки детей и подростков («Enhancing resilience in children and adolescents: focusing basic needs and resources for prevention and intervention»), организованный Кристофером Штейнбахом (Германия).

Второй день был примечателен тем, что участники Конгресса освоились и стали возобновлять свои прежние контакты как с зарубежными коллегами, так и отечественными. Во время перерывов можно было наблюдать и вновь образовавшиеся группы, увлеченно обсуждавшие общие проблемы и возможные совместные исследования. (На фотографии профессор С.Н. Морозюк с действующим президентом Европейской федерации психологических ассоциаций профессором Тельмо Мауриньо Баптиста и главным представителем международной ассоциации прикладной психологии и всемирного совета по психотерапии в ООН доктором Джуди Куриански).

На третий, последний день, работы Конгресса было поставлено устное выступление Л.В. Поповой о менторстве как форме работы с одаренными («Рsychological aspects of mentoring the gifted»). Несмотря на то, что остальные участники сессии проводили свои исследования по проблемам, не связанным с одаренностью, сообщение вызвало большой интерес, вопросы по организации менторства и качествах, которые необходимы ментору для успешной работы.

Подводя итоги, следует отметить, что раньше участие в конференциях рассматривалось как форма повышения квалификации. Это в полной мере относится к прошедшему событию. XVI Европейский психологический конгресс принес много нового в наше понимание современного состояния психологии, познакомил с новыми теориями, понятиями, методами исследования и, безусловно, послужит хорошим стимулом к углублению психологических воззрений.

Огромную благодарность следует выразить организаторам этого значимого события. Сердечное спасибо руководству Факультета педагогики и психологии, МПГУ за поддержку нашего участия в XVI Европейском психологическом конгрессе!

До встречи на 17-м Европейском психологическом конгрессе в 2021 году в г. Любляне (Словения)!

 

Л.В. Попова

 

08 / 07 / 2019

Показать обсуждение