Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Прилично (надо) ли спрашивать девушек о смысле жизни до ИГИЛ?

Стена директора Института истории и политики

Из курса русской литературы мы знаем, как наши соотечественники когда-то искали примеры счастья и счастливцев на Руси:

В толпе горластой, праздничной

Похаживали странники.

Прокликивали клич:

«Эй! нет ли где счастливого?

Явись! Коли окажется,

Что счастливо живешь,

У нас ведро готовое:

Пей даром сколько вздумаешь —

На славу угостим!..»

Таким речам неслыханным

Смеялись люди трезвые,

А пьяные да умные

Чуть не плевали в бороду

Ретивым крикунам.

Однако и охотников

Хлебнуть вина бесплатного

Достаточно нашлось.

Когда вернулись странники

Под липу, клич проклинавши,

Их обступил народ.

Пришел дьячок уволенный.

Тощой, как спичка серная,

И лясы распустил,

Что счастие не в пажитях,

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях.

«А в чем же?»

                        — В благодушестве!

 

У классика русской литературы Некрасова странники не смысл жизни искали, а тех, кто живёт в соответствии со своим смыслом жизни и, соответственно, счастлив. Ну, или уж совсем просто – рад своей жизни.

Ведь что такое счастье? Студент должен давать себе в этом отчёт)) Он ведь как раз на границе счастья и несчастья живёт и особенно остро переживает движение весов судьбы, качания её чашей в разные стороны.

По «России-24» в репортаже 5 марта рассказывали, как игиловцы (ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация) вербуют в Краснодарском крае молодых девушек. Русская мама рассказывает, как вербовали её дочь: «Ей уже начали задавать такие вопросы: а ради чего ты живёшь? А какой смысл жизни? … А вот ты подумай …Просто ребёнку с несложившейся психикой …Когда ребёнку такие вещи говорят – Всё уже, она начинает задумываться…». (Ролик на vesti.ru на 2:30 минуте.)

И так вербуют не только в Краснодарском крае. И не только в ИГИЛ. Проблема совсем в другом. Проблема в том, что никто кроме ИГИЛ не пристаёт к девочке с такими вопросами. Они становятся постепенно запретными в нашей культуре. Несколько лет назад было под запретом ругаться матом и обычные девочки не произносили эти слова вслух. Сегодня девочки разговаривают на мате. И даже студентки-педагоги. А вот вопросы про смыслы жизни теперь под запретом. Как говорит мама девочки из репортажа – это ведь страшно девочке задавать, она задумываться начинает.

Да уж, с такими вопросами не только к девочке 14-15 лет, но и к остальным тоже надо приставать. В том числе и к маме. Мама, видимо, тоже не окрепла… Или наоборот, окрепла настолько, что к ней теперь бесполезно приставать с такими вопросами. Только это не вопросы психики, а ценностей и смыслов жизни…

И о них надо думать пораньше, чем к тебе придут из ИГИЛ с вопросами о твоём смысле жизни. Мне, конечно, смешно, хотя это и не смешно, что разговоры «пацанов» из ИГИЛ про смысл жизни, которые сами ни умом, ни языком, ни остальным в этом далеко не продвинулись, вдруг стали находить отклик у девушек в России…

Это какой же провал в воспитании, в беседах про главное, про то, «что такое хорошо» у нас в обществе.

Когда-то Владимир Маяковский написал для детей «Что такое хорошо и что такое плохо»:

Крошка-сын

           к отцу пришел,

и спросила кроха:

– Что такое

           хорошо

и что такое

           плохо?

 

  У меня

      секретов нет, –

слушайте, детишки…

 

Сейчас многим детям, и даже юношам и девушкам некому рассказать про «хорошо» и «плохо». Эти рассказы начинаются и заканчиваются часто только рекламой, где у людей такие же реакции, как у кошечек и собак. Та же безудержная радость, только «корм» разный. Но смысл в этих роликах не сложнее, чем у всех любимых нами домашних животных. Когда люди становятся «кошечками» и «собачками», тогда и слово от ИГИЛ кажется философией. Вот такая, ребята, блин, диалектика (если вам слово такое знакомо?).

Когда-то в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом» можно было прочитать как студенты-историки учатся успеть среагировать в случае встречи с частным случаем реальности:

«Пашка крался по сайве, а сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит – и надо успеть ответить, подумал Антон и пригнулся было, но впереди была Анка, и она могла оглянуться».

Но чтобы успеть ответить на вопросы реальности, не важно, как она называется, будет она называться – «сайвой», или ещё как-то, надо понимать, почему и как у тебя спрашивают, о чём спрашивают, зачем, и что ты в этом случае можешь, или должен сделать. Как ты «ответишь»?

В 90-е годы мой однокурсник хорошо преподавал историю в школе в городе Куйбышеве (Самара) в 5 классе. Он не был игиловцем. Он был нормальным. Он знал, что такое хорошо и что такое плохо. Этому же он учил  детей.

Вот один из его учеников и задал вопрос в 1994 году по дороге в школу маме: «А какой, мама, твой смысл жизни?».

И что же мама? Мама мальчика отреагировала так же страшно, как и мама девочки, у которой игиловцы спрашивали то же самое. Мама помчалась к директору школы и устроила скандал: «Чему и зачем учат в этой школе детей? Зачем детям эти вопросы?».

И то, правда, зачем детям такие вопросы? Они ведь до ИГИЛ доведут? Историка уволили из школы, больше вопросы детям про смыслы жизни там не задают и родителей не пугают.

Когда-то эти вопросы задавал вашим дочерям мой друг учитель, чтобы ваши дочери жили, и они показались вам страшными. Сегодня эти вопросы задаёт вашим дочерям малограмотный террорист-игиловец, и вы ничего не можете сказать ни вашим дочерям, ни террористу, который хочет, чтобы ваши дочери умерли…

Если у нас вопросы о смысле жизни будут задавать только игиловцы и прочие «свидетели Иеговы», то нам, конечно, придётся запретить думать. Ещё недавно и те, и другие были бы и были осмеяны, когда пытались обратиться к молодым людям с такими вопросами. Почему? Потому что уровень подготовки, обдумывания и переживания нашей молодёжью таких главных мировоззренческих вопросов был качественно выше и сложнее, чем эти «детские» вопросы политических и религиозных сектантов. Но не теперь.

Друг-студент озабочен массой проблем: от работы, сессии, до … пропедевтики. И всё он вроде бы знает, но теряется сразу, как только у него прямо спрашивают: чувак(-иха), а тебе всё это зачем? Для чего ты живёшь?

И это не только у историков, но и у математиков, физиков и прочей новой ватаги молодёжи: под ноги смотрим, а что над головой и в каком мире мы живём, посмотреть им некогда. Понимание общих, «абстрактных» вопросов обычно отсутствует у наших молодых людей. Даже на госэкзаменах на математическом факультете МГУ заметили, что выпускники прекрасно разбираются в самых «сложных» разделах математики, но теряются и не могут ответить, когда получают «простые» вопросы о том, что такое «число».

Но это ещё не мировоззренческие вопросы. С чего начинаются смыслы?

Если ты, чувак, «индеец»… Или ещё кто? Надо ведь и пора определиться с тем, кто ты и зачем здесь?

09 / 03 / 2016

Показать обсуждение