28 ноября 2020 г. профессор кафедры психологической антропологии Института детства К.Е. Сумнительный принял участие в работе фокус-группы от России в проекте ЮНЕСКО «Перспективы образования». Дискуссии проводятся в рамках подготовки третьего глобального доклада, который создается по заказу ЮНЕСКО «в целях содействия решению проблем, которые ожидают нас в будущем, стимулировать изменения и способствовать выработке рекомендаций по вопросам политики в области образования». Первый глобальный доклад Юнеско был подготовлен в 1971-1972 гг, второй в 1993-1996 гг. Эта дискуссия была организована Фондом Монтессори (филиала AMI в России). Проходила 28 ноября дистанционно. В фокус-группе приняло участие 11 человек, среди которых были научные работники, учителя, родители.
Как поясняют авторы проекта, в нем «используется концепция множественности перспектив образования, позволяющая признать богатое разнообразие путей познания и бытия во всем мире. Эта множественность признает наличие различных измерений в будущем и вероятность желательных и нежелательных вариантов развития». Организуя консультации во всех регионах мира, Юнеско выявляет потенциальные возможности и проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. В этом году проект проходит в рамках новой концепции «Научиться становиться». Эта концепция рассматривает обучение как постоянно развивающийся процесс, имеющий непрерывный характер и продолжающийся всю жизнь. Как настаивают авторы концепции: «Понятие «становиться» означает такую направленность мышления, которая подчеркивает потенциал, отвергает детерминизм и ставит во главу угла гибкость и открытость для инноваций».
Итоги работы фокус-группы будут обработаны и представлены в виде доклада в Юнеско. Желающие присоединиться к ней могут ответить на вопросы Юнеско через сайт организации. А участникам дискуссии было предложено три ключевые темы:
- Тема 1: Наш меняющийся мир: Как вы видите будущее?
- Тема 2: Широкие цели образования
- Тема 3: Последствия для обучения.
Профессор Сумнительный принял участие в обсуждении всех трех тем. Наибольшее оживление вызвал третий вопрос. Участники согласились, что институт образовательных учреждений сохранится, но поменяется содержание его деятельности. В целом согласились и с предложенным профессором К.Е. Сумнительным положительным сценарием, который предполагает развития к 2050 следующих тенденций:
- от набора педагогических инструментов для передачи знаний к набору педагогических инструментов для поддержки человека в реализации его потенциала с опорой на деятельностный подход;
- от получения преимущественно знаний к формированию ценностей и личных качеств;
- изменение соотношения формального и неформального образования для личного статуса и успешности;
- инклюзия не только как признание права на образование для всех, но и права на использование всех возможностей реабилитации.
Отрицательный сценарий участники дискуссии договорились не обсуждать.