Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Профессор Института детства Н.В. Микляева представила комплект авторских игр на Международном салоне образования

Новости образования

 

В рамках Международного салона образования в Москве 13 апреля состоялась презентация комплекта авторских логопедических игр к.п.н., профессора кафедры дошкольной дефектологии Института детства Натальи Викторовны Микляевой.

Первым в презентации было пособие “Слоги на дороге” (в соавторстве с М. Вайнапелем).

“Слоги на дороге” – удивительная разработка. Это сочетание классики сенсомоторных игр (“двигаясь и играя, обучаемся”) и современных технологий обучения произношению и грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Что могут делать наши “Слоги на дороге”?

–  Позволяют сформировать у ребенка зрительные и слуховые ассоциации на основе символов звуков (и их полуфабрикатов) для поэтапной постановки звуков и обучению правильному произношению.

–  Создают условия для постановки и автоматизации трудных для ребенка звуков в форме игровых обучающих ситуаций, которые моделируются во время слогового чтения (вместе или вслед за взрослым).

–  Позволяют ввести сюжетные физкультурные минутки и динамические паузы в занятия по коррекцию звукопроизношения и воспитанию звуковой культуры речи, обучению грамоте.

–  В ненавязчивой форме создают у ребенка мотивацию к изучению букв, поддерживают первые попытки чтения и письма (обведения контуров).

–  В форме игровых соревновательных ситуаций отрабатывают у детей умения и навыки чтения слогов со стечениями согласных.

– Развивают ориентировку на систему дорожных знаков, включают их в опыт двигательной импровизации ребенка или группы детей, формируют установку на использование знаков в реальной жизни.

Играть могут от 2 до 5-7 детей (от 3 до 10 лет) вместе со взрослым. Это может быть учитель-логопед, педагог дополнительного образования или воспитатель, родитель. В их распоряжении

2 игровых поля (первое – со звонкими согласными и гласными, второе – с глухими согласными и гласными, составляющими слоги; каждое поле состоит из 7 горизонтальных “дорог” и 10 вертикальных “дорожек”),

10 карточек с изображениями дорожных знаков (предписывающих, предупреждающих  и др.),

16 карточек с изображениями-символами “полуфабрикатов” для постановки трудных звуков (свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) и соноров (Р, Рь, Л, Ль)),

20 карточек с символами, характеризующими темпо-ритмические характеристики слогового ряда (тихо-громко, быстро-медленно);

макет кубика с пиктограммами эмоций для накладывания  интонации на слоговые ряды;

33 контурных буквы русского алфавита.

К игре прилагается инструкция – развернутая методичка, которая описывает все секреты постановки и автоматизации звуков изолированно и в слогах, слоговых рядах и словах, множество вариантов модификации игровых заданий и упражнения по обучению детей чтению.

Второй в презентации была дидактическая и пропедевтическая игра “Морфемные кубики” (ЗАО “Элти-Кудиц”).

Морфемные кубики используются для формирования морфемных обобщений и противопоставлений, отработки навыков морфемного анализа и синтеза в процессе развития языковой способности воспитанников. Имеют СВИДЕТЕЛЬСТВО Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации права интеллектуальной собственности как “Комплект морфемных кубиков для формирования грамматического чувства языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста” (2013 г.).

Они состоят из набора деревянных кубиков (по 4 х 4 см), которые отличаются друг от друга:

  • весом (корневые морфемы самые тяжелые, полностью литые кубики; префиксы (приставки) и суффиксы одинакового веса, вдвое легче, чем корни; флексии (окончания) – легче всех, воспринимаются как практически пустые),
  • прозрачностью или непроницаемостью стенок (корневые морфемы и префиксы (суффиксы) имеют непроницаемые стенки; постфиксы (окончания) – прозрачные),
  • цветным контуром (корневые морфемы имеют красный контур стенок; приставки – зеленый, суффиксы – синий, окончания  – желтый);
  • шумовым сопровождением (корни не дают возможности издавать шум, внутри приставок и суффиксов шумят и перекатываются горошины, внутри окончаний – слегка шуршат белые конфетти или они могут быть пустыми).

На каждой грани кубика написана одна морфема (в случае, если она будет представлена в словах в виде разных морфов, над более употребляемым вариантом пишется в скобках второй морф: например, морфема «бег-» представлена двумя морфами (бег- в “бегу”, беж- в “бежит”). Кубики делятся на группы:

1 группа: кубики с корнями слов

2 группа: кубики с суффиксами

3 группа: кубики с приставками

4 группа: кубики с окончаниями

К набору данных кубиков прилагается комплект карточек-подсказок (схем). Каждая из них представляет собой схему морфемного анализа слова. Среди них много однокоренных слов, относящихся к разным частым речи.

Особенностью данной схемы является расположение морфем на 3 уровнях:

1 уровень – приставки,

2 уровень – корня и суффикса,

3 уровень – окончания.

При этом каждая морфема имеет свое цветового обозначение на схеме: зеленый – приставка, красный – корень, синий – суффикс, желтый – окончания. Фактически, это маркеры для ориентировки среди группы кубиков: они указывают на то, среди какой группы кубиков нужно искать нужную морфему. При этом могут быть даны задания на словообразование или словоизменение.

Такие карточки предлагаются детям для индивидуальной работы по тренировки навыков морфемного анализа и синтеза и для работы в подгруппах из 2-3-х человек для лингвистического экспериментирования с однокоренными словами. В комплект входит 145 карточек. Их можно дополнить самостоятельно, воспользовавшись приложением к данному модулю (в виде иллюстративного фотографического материала) и распечатав схемы морфемного анализа на цветном принтере. Можно сделать новые карточки.

При использовании комплекта таких схем-карточек вместе с морфемными кубиками их можно использовать в качестве основы для действий по подражанию (через накладывание кубиков на карточки), по образцу (через прикладывание кубиков сбоку к готовой схеме) и по памяти (через демонстрацию карточки-схемы и воспроизведение морфемного состава слова, ориентируясь только на память), по аналогии (через замену в уме морфемы-кубика и подбор под него новой карточки и др.). Благодаря этому осуществляется пропедевтика многих будущих орфографических ошибок – на основе формирования морфемного чувства языка, своеобразной лингвистической интуиции.  языкового явления на основе опыта морфемного моделирования.

В презентации данных пособий приняли участие студенты отделения дошкольной дефектологии Института детства.

 

15 / 04 / 2016

Показать обсуждение