Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Профессор кафедры педагогики института «Высшая школа образования» С.Ю. Дивногорцева прошла стажировку в Италии

С 3 по 13 мая 2019 г. профессор кафедры педагогики института «Высшая школа образования» доктор педагогических наук С.Ю. Дивногорцева прошла стажировку по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области педагогической коммуникации в Италии, которая включала в себя знакомство с образовательными учреждениями, социальными центрами, культурой и педагогикой этой страны.

Началась стажировка с посещения частной школы «Ла Трачча», которая находится недалеко от Бергамо. Школа существует 35 лет, но богата своими традициями обучения и воспитания. Например, учителя школы сами составляют и пишут программы обучения, а учебники используют в работе с детьми только для выполнения упражнений на закрепление. Эпицентром обучения здесь является диалог между учителем и учащимися, а основной ведущей целью образования – встреча учащегося с тем, что он изучает, понимание и принятие того, что сейчас перед ним. Основным лейтмотивом христианского воспитания в этой школе являются добрые, построенные на любви  и уважении другого, отношения между участниками образовательного процесса, что, впрочем, не исключает уроков по религии в школе, богослужений, бесед со священниками и проч.

Два дня были посвящены встрече с профессором Г. Фруджуеле, вместе с которой искали ответы на вопрос о том, почему образование и воспитание сегодня называют устаревшими понятиями и почему на самом деле это не так. И снова на первый план диалога вышла тема отношений между людьми как фундаментальной вещи для каждого человека. Рассуждали и о том, что считать истинным воспитанием. По мнению профессора Г. Фруджуеле, оно характеризуется следующими четырьмя составляющими: авторитет,  традиции, проверка гипотезы, когда каждое поколение пытается объяснить своими словами реальность, в которой оно живет, свобода. О каждом из этих составляющих рассуждали, дискутировали, размышляли.

Один из дней был посвящен Амврозианской библиотеке. Доктор наук, директор Класса славистики Амвросианской академии Ф. Браски рассказал о малоизвестных фактах биографии Л. Да Винчи, затем показал  лучшие произведения искусства в Амврозианской библиотеке, увлекательно рассказал об истории их появления в пинакотеке Амврозианы.

Отдельный день был проведен в прекрасной Брешии, где в филиале Католического университета Святого Сердца на научно-методологическом семинаре с основным докладом, посвященном обстоятельному рассказу о том, как переплетены и взаимодействуют теология и педагогика при подготовке студентов – будущих учителей основ православной культуры в России, выступила доктор педагогических наук С.Ю. Дивногорцева. Коллеги с итальянской стороны выступили с докладами, в которых поднимали темы воспитательного окружения ребенка, развития экологической культуры личности школьника, а также были посвящены проблемам инноваций и традиций в школьном образовании.

Также в программу было включено знакомство с двумя социальными центрами. Первый связан с дополнительным образованием в центре «Portofranco» детей, имеющих трудности в обучении. Второй опыт ознакомил нас с центром-ассоциацией приемных семей «Cometa», миссия которого связана с работой в приемных семьях и с ними, воспитанием детей и их профессиональным обучением, социально-педагогической поддержкой родителей, временно лишенных родительских прав.

 

Конечно, посещение Италии невозможно без знакомства с ее культурой и искусством. Прежде всего, был посещен главный собор Милана – Дуомо, а также замок Сфорцеско, где нельзя не полюбоваться неоконченной мраморной скульптурой Микеланджело «Пьета Роданини», а также посмотреть картины, музыкальные инструменты, старинную мебель и многое другое.

Последний день стажировки был посвящен уникальному музею, рассказывающему об истории, системе обучения и воспитания мальчиков-сирот – мартинитов, поскольку они принимались в приют около церкви Св. Мартина, и девочек-сирот – Стеллине. Первый существовал с первой половины 17 века, второй был открыт в 19 веке, а закрыты были в 1970-80 годах ХХ века, когда, согласно проведенным реформам, все приюты в Италии были ликвидированы. Музей в основном рассказывает историю этих приютов в 19 веке. В музее хранятся архивные материалы с того времени, которые дают богатый материал для экспозиции. Музей содержит много интерактивного материала, а потому здесь можно почувствовать себя в роли учениц на уроке географии в приютской школе, на трудовых работах (глажение белья), ознакомиться по желанию с биографией известных выпускников этих приютов.

В целом программа стажировки, ее содержание, встречи в ходе практики с разными участниками образовательных процессов, беседы, обсуждения и даже дискурсы познакомили с иными педагогическими реалиями, другими подходами к выстраиванию педагогического процесса, но и нельзя было не заметить много общего, в том числе, например, общую проблему сохранения феномена воспитания в нарастающей культуре релятивизма. Все было поучительно и интересно.

16 / 05 / 2019

Показать обсуждение