Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии Алла Михайловна Антипова рассказала о магистерской программе «Современные стратегии литературного образования»

Новости МПГУ

Алла Михайловна Антипова

В нескольких вузах Москвы реализуются магистерские программы, так или иначе связанные с литературным образованием. При этом основной акцент в них сделан на литературоведческой подготовке обучающихся.

Кафедра методики преподавания литературы Института филологии МПГУ, единственная методическая кафедра страны, позиционирующая себя как центр передовой методической науки, играющей ведущую роль в системе подготовки квалифицированного педагога-словесника, в 2013 году открыла магистерскую программу «Современные стратегии литературного образования», цель которой – сформировать представление о специфике современного литературного образования в информационном обществе. Магистранты получают глубокие знания в области методологии литературного образования, осваивают современные стратегии чтения и понимания текстов различных типов и современные подходы к анализу и интерпретации художественных текстов (русской классики и современной литературы), знакомятся с лучшими образовательными практиками.

Направленность (профиль) данной программы обусловлена усложняющимися задачами обучения, воспитания и развития современных школьников. Утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации «Профессиональный стандарт педагога» (2013) предусматривает наличие у учителя необходимого набора профессиональных, общекультурных и коммуникативных компетенций, которые являются условиями его продуктивной деятельности. В центре внимания учителя-словесника и учащихся на уроке литературы – художественный текст, который предоставляет максимальные возможности для совершенствования этих компетенций, а также для развития исследовательских, общекультурных и коммуникативных умений учащихся. Поэтому важно было соблюсти баланс при отборе содержания теоретико-методологической, литературоведческой и методической подготовки магистрантов.

Представлю основные дисциплины вариативной части: «История литературного образования»; «Современные концепции литературного образования»; «Методология и методика анализа художественного текста»; «Интерпретация прецедентных текстов русской литературы»; «Актуальные проблемы изучения русской классической литературы»; «Актуальные проблемы изучения современной литературы»; «Проблемы изучения современной детской литературы»; «Методика преподавания литературы в высшей школе».

Дисциплины по выбору: Читательские практики / Читатель-школьник в медиасфере; Литературное творчество / Речевая деятельность на уроках литературы; Развитие личности в образовании / Педагогические теории и системы; Непрерывное литературное образование / Литературное образование в условиях инклюзии; Социология и психология чтения / Чтение как социокультурный феномен.

Каждая из названных дисциплин, по-своему уникальная, занимает важное место в системе подготовки педагогов высокой квалификации, знающих современные парадигмы литературного образования и умеющих практически применять систему научных знаний и навыков научно-исследовательской, методической, проектной работы в образовательной, культурно-просветительской, социальной сферах деятельности.

В рамках факультатива «Изучение литературы в зарубежной методике» у магистрантов развиваются умения компаративного анализа отечественных и зарубежных методических систем и технологий обучения литературе с последующим применением изученных моделей в собственной практике.

Важно подчеркнуть, что в процессе освоения программы преподавателями используются современные образовательные технологии: проблемного и проектного обучения, игровые, интерактивные, инфокоммуникационные технологии. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме защиты методических проектов, эссе (или представление статьи для энциклопедического словаря) об одном из педагогов-словесников XIX–XX вв. (на выбор); круглых столов, в том числе с использованием элементов технологии «Дебаты» и др.

Особое внимание хочу обратить на прочную связь изучаемых дисциплин и курсов между собой, а также с практиками и выполнением научно-исследовательской работы. Приведу такой пример: в 1 семестре осваивается дисциплина «Читательские практики». Замечу, что подобная дисциплина включена в планы подготовки бакалавров. Но если в бакалавриате она нацелена на развитие творческих способностей филологов, создание собственных интерпретаций литературного произведения и воплощение их в выразительном чтении и письменных текстах различных видов и жанров, то в магистратуре основное содержание дисциплины связано с целенаправленной, познавательно мотивированной работой с учебными и научными текстами на основе различных стратегий. Курс «Читательские практики» готовит магистрантов к прохождению научно-исследовательской практики по получению профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности (1–2 семестры, общая продолжительность – 12 недель в учебном году). В процессе практики магистранты проверяют в действии важнейшие компетенции: владения современными методами сбора, анализа и обработки научной информации, умениями изложения полученных результатов в виде рефератов (различных видов), отчётов, докладов и др. Работа магистрантов в период научно-исследовательской практики планируется в соответствии с логикой выполнения выпускной квалификационной работы. По итогам практики студентам предлагается продемонстрировать различные формы презентации научной информации, отражающей результаты проведённой поисковой работы.

Компетенции, сформированные в ходе освоения дисциплины «Читательские практики», проверенные в ходе научно-исследовательских практик в 1 и во 2 семестрах, развиваются в процессе изучения различных дисциплин в дальнейшем, что содействует подготовке учителя-исследователя, способного организовать обучение через исследование и руководить учебно-исследовательской работой учащихся.

В целом научно-исследовательская деятельность, имеющая профессиональную направленность, становится эффективным средством развития индивидуальных способностей педагогов, раскрытия их творческого потенциала для решения актуальных проблем педагогической науки и практики.

У наших магистрантов есть возможности для апробации результатов научно-исследовательской деятельности на ежегодных конференциях, проводимых кафедрой: всероссийской видеоконференции «Магистр – науке и образованию: Актуальные проблемы современного литературного образования» (председатель оргкомитета – проф. А. М. Антипова), студенческой научной конференции «Педагог XXI столетия» (председатель оргкомитета – проф. Е. В. Гетманская). По итогам конференций публикуются статьи с размещением в РИНЦ,

В рамках планомерно организованной научно-исследовательской и методической работы магистранты принимают участие в ежегодной студенческой олимпиаде «Золотые страницы отечественной методики», что также позволяет совершенствовать их методологическую культуру.

Не менее важную роль в профессионально-личностном развитии педагогов, формировании их профессиональной компетентности играет опыт участия в ежегодном конкурсе чтецов, работе читательского клуба и др.

Отмечая уникальность программы, отдельно нужно сказать о ведущих преподавателях. Это известные учёные-методисты нашей страны, авторы учебников для школы и вузов, разработчики нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога-словесника: заведующий кафедрой методики преподавания литературы Виктор Фёдорович Чертов, профессора кафедры: Сергей Александрович Зинин, Ирина Алексеевна Подругина, Елена Валентиновна Гетманская. В реализации программы участвуют также опытные доценты: Анна Александровна Маныкина, Наталия Александровна Миронова, Наталия Алексеевна Попова, Лариса Владимировна Тимашова.

Усилиями кафедры методики преподавания литературы создана программа, имеющая своё неповторимое лицо. Её освоение содействует личностному и профессиональному росту обучающихся, подготовке творческих, инициативных, профессионально ответственных педагогов, способных к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.

Выпускники программы успешно работают преподавателями литературы в образовательных организациях среднего, среднего профессионального и высшего образования. Некоторые из них продолжают обучение в аспирантуре.

Магистерская программа открывает перед выпускниками и новые профессиональные перспективы: работа в научных организациях; проведение экспертизы и консультирование по вопросам преподавания литературы; работа по продвижению чтения; деятельность в системе управления образованием и др.

Напомним, что подача документов в магистратуру завершается 10 августа на очную и очно-заочную форму обучения и 7 сентября на заочную форму обучения.

 

Игорь Паков

Центр мультимедийной журналистики и печатных СМИ

 

07 / 08 / 2018

Показать обсуждение