Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента

Новости МПГУ

Московский педагогический государственный университет многие годы является ведущим педагогическим вузом страны. О целях и задачах деятельности университета, особенностях российского образования и современных студентах рассказал проректор по развитию, доцент, кандидат исторических наук Василий Вячеславович Страхов.

– Что бы Вы могли назвать сверхзадачей МПГУ, как одного из крупнейших вузов страны?

В.С.: Сегодня стратегически важный характер для Университета приобретают те цели и целевые показатели в области образования, которые представлены в Указе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Значение данного документа для нашего вуза и всей системы образования страны трудно переоценить. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что Президентом РФ поставлена задача обеспечить глобальную конкурентоспособность отечественного образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Иными словами, один из главных акцентов Указа сделан именно на школе, качестве школьного образования.

Не вызывает сомнений, что для МПГУ, вся деятельность которого изначально ориентирована, в первую очередь, на школу, максимально полное и эффективное участие в решении этой задачи будет являться важнейшим приоритетом на среднесрочную перспективу. Важно и то, что своеобразным стержнем указанного процесса будет выступать масштабная цифровизация образования, создание «в цифре» принципиально новых учебников, пособий и дидактических средств, разработка цифровых предметных методик и технологий обучения.

Учитывая богатейший научно-методический потенциал, соответствующий опыт и традиции, университет, как неоднократно отмечал наш ректор, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков, по праву должен играть одну из главных ролей в научном сопровождении и методическом обеспечении цифровизации отечественного образования.

Другое важное положение Указа Президента РФ, которое также теснейшим образом сопряжено с педагогическим профилем нашего Университета, – это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

И здесь, безусловно, МПГУ должен быть лидером. О воспитании, как составной и неотъемлемой части образования, в нашем Университете не забывали никогда. Более того, все последние годы уделяется особое внимание гармоничному воспитанию личности студентов, развитию их духовно-нравственной сферы. Ведь общеизвестно, что каким будет учитель, такими будут и его ученики…

Ко всему сказанному мне хотелось бы добавить, что в университете уже проведена серьезная работа по осмыслению путей достижения целей и целевых показателей, представленных в Указе Президента РФ. Соответствующие предложения направлены в Президиум Российского Совета Ректоров.

– Что мотивирует, на Ваш взгляд, сегодняшних абитуриентов поступать в университет? Чем привлекателен поступающим «первый педагогический»?

В.С.: На протяжении последних нескольких лет общественный рейтинг нашего университета и его позиции в образовательном сообществе растут ускоренными темпами. По итогам прошлого года, мы вошли в целый ряд мировых рейтингов высших учебных заведений.

С другой стороны, в общественном сознании нашей страны и профессиональном сообществе десятков других стран МПГУ ассоциируется, прежде всего, с фундаментальностью профессиональной подготовки, конкурентоспособностью полученного здесь образования. Это – один из «брендов», который всегда был и есть в МПГУ. Уверен, что активная и плодотворная работа всего коллектива над повышением качества и условий реализации наших образовательных программ очень четко фиксируется потенциальными абитуриентами и их родителями. Все это создает вузу дополнительную привлекательность. Наконец, следует помнить, что именно наши преподаватели во многом определяют и создают те технологии, которые сегодня используются в школьном образовании. И это тоже одна из главных особенностей, которая привлекает абитуриентов.

– Кем могут стать выпускники МПГУ? Ограничивается ли, на Ваш взгляд, их будущая профессия только педагогической сферой?

В.С.: Несмотря на то, что большинство наших студентов обучается на направлениях подготовки, связанных с педагогикой и образованием, у нас немало и тех, кто учится на иных направлениях подготовки. Наш вуз готовит высококвалифицированных психологов, журналистов, юристов и т.д. Эта гуманитарная составляющая очень органично дополняет педагогические специальности. Я, как и многие мои коллеги, считаю, что педагог – это не только специалист в сфере воспитания и обучения, а ещё и человек, который обладает развитыми компетенциями в области коммуникаций. Сегодня эти навыки востребованы и в органах управления, и в бизнесе, и во многих иных областях деятельности. Поэтому наши выпускники сегодня могут работать в самых различных сферах.

– Есть ли преимущества у направлений подготовки педагогического университета относительно аналогичных направлений в гуманитарных вузах? Если да, то какие направления и их особенности Вы выделили бы?

В.С.: Преимущества, безусловно, имеются. В первую очередь они связаны с богатейшими традициями вуза, многие из которых активно преумножаются сообразно современным реалиям. Это и творческая составляющая, и гуманистические основания, и формирование в наших студентах глубокой, искренней любви к детям. О развитии духовно-нравственной сферы наших студентов мы с Вами уже говорили. Педагогический университет – стратегический резерв российского образования и уникальное явление, потенциал которого необходимо развивать.

– У Вас большой опыт в образовании, Вам удалось поработать с несколькими поколениями студентов. Как Вы считаете, чем принципиально отличается сегодняшнее поколение – те, кто учится на младших курсах или только поступают в университет?

В.С.: Современное поколение студентов более динамично. Обращает на себя внимание уровень владения им современными технологиями, которого, естественно, не было раньше. Достаточно высокий, в целом, уровень школьного образования также является одной из отличительных черт сегодняшних студентов. В этой связи не могу не сказать, что сегодня более двухсот поступающих в университет имеют 100 баллов по одному из ЕГЭ как минимум. Кроме того, среди поступающих – большое количество победителей, призёров и участников олимпиад всех уровней, в том числе внутриуниверситетских. Спортсменов у нас тоже много – свыше тысячи абитуриентов имеют Золотой значок ГТО. Примечательно, что в МПГУ подают заявления и мастера спорта. И это далеко не всё, что характеризует современное поколение молодежи, которое приходит в вуз.

По моим наблюдениям, в последние годы молодые люди стали гораздо больше проникаться идеями патриотизма, социальной ответственности, высокой значимости национально-исторических традиций, духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни. Здесь не могу не вспомнить с каким воодушевлением, душевным волнением и глубокой признательностью прошлым поколениям сотни наших студентов участвовали в акции «Бессмертный полк» в День Победы. О позитивных трансформациях в сознании современной студенческой молодежи свидетельствует и активное участие многих наших студентов в волонтерском движении. В этом плане сегодняшние студенты существенно отличаются от тех обучающихся, которые были 10-15 лет назад.

Напомним, что подача документов на бакалавриат по результатам ЕГЭ на очную и очно-заочную форму обучения осуществляется до 26-го июля. До 10-го июля могли подать лица, поступающие по результатам внутренних вступительных испытаний, проводимых МПГУ самостоятельно. Поступающие на заочную форму обучения могут подать пакет документов до 7-го сентября.

 

Алексей Желудов

Фото: Алексей Желудов

Центр мультимедийной журналистики и печатных СМИ

25 / 07 / 2018

Показать обсуждение