20 января 2022 года в режиме ВКС Учебно-методическое управление провело совещание с руководителями образовательных программ по вопросам проектирования программ педагогических направлений 2022 г. приема с учетом принципов Ядра высшего педагогического образования. В совещании приняло участие более 100 разработчиков новых образовательных программ.
Открывая совещание, Людмила Александровна Трубина, проректор по учебно-методической работе, обратила внимание на начало юбилейного для МПГУ года. МПГУ на всех этапах своей деятельности удерживал лидирующие позиции в сфере развития высшего педагогического образования, и нынешнее участие команды МПГУ в разработке Ядра высшего педагогического образования еще раз подтвердило и актуализировало это.
Людмила Александровна отметила весомую роль образовательных мероприятий в деятельности университета. Одним из таких мероприятий является разработка образовательных программ для предстоящего учебного года. Процесс проектирования проходит в контексте обновления педагогического образования, его разворота к потребностям школы. Людмила Александровна акцентировала внимание на общих задачах, которые следует учитывать при проектировании образовательных программ приема 2022 года на основе принципов единства образовательного пространства, одобренных Минпросвещения России и принципов школьного образования. В соответствии с ними выстраивается и кадровый состав, и распределение учебных поручений. При этом возрастает ответственность и функции руководителей образовательных программ на всех этапах – от приема абитуриентов до выпуска.
Людмила Александровна подчеркнула, что организацию деятельности по разработке учебных планов, образовательных программ осуществляет Учебно-методическое управление, и передала слово Екатерине Александровне Балабаевой, начальнику Учебно-методического управления.
Екатерина Александровна отметила, что все подготовительные мероприятия, предшествующие разработке образовательных программ 2022 года приема, выполнены, нормативно-методические материалы доведены до сведения руководителей образовательных программ, а также размещены на странице Управления.
В целях эффективности организации работы Учебно-методическим управлением проведено анкетирование руководителей образовательных программ бакалавриата по вопросам, связанным с концепцией Ядра высшего педагогического образования. Результаты анкетирования показали общую осведомленность руководителей о векторах развития педагогического образования, об участии МПГУ в формировании Ядра, о структурном и содержательном наполнении предметно-методических модулей, соответствующих профилям образовательных программ. Вместе с тем были выявлены дефициты, которые должны быть преодолены в процессе работы, в частности, недостаточное понимание конкретных мер по усилению связи программ подготовки со школьным образованием и видами деятельности педагогов.
Результаты анкетирования показали важность проведения разъяснительной работы, консультационной поддержки со стороны Учебно-методического управления, повышения квалификации. Все обозначенные проблемы, с которыми столкнулись руководители образовательных программ, были обобщены и проанализированы.
Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы прозвучали в сообщении Ольги Владимировны Щукиной, начальника отдела образовательных программ Учебно-методического управления. Ольга Владимировна акцентировала внимание на специфике проектирования образовательных программ для двухпрофильного бакалавриата, остановилась на принципах совмещения предметных профилей, а также на возможностях применения гибких подходов с учетом сохранения принципов Ядра высшего педагогического образования.
Начальник Отдела качества образования Учебно-методического управления Елена Александровна Бирюкова осветила ряд вопросов, связанных с особенностями планирования практик в новых условиях, а также отметила смещение акцентов на практикоориентированность в процессе подготовки будущих педагогов. Работа педагога многоаспектна, подчеркнула Елена Александровна. Наша задача – готовить к разным сторонам деятельности будущих педагогов.
Педагогические университеты должны связать систему подготовки педагогических кадров со сферой школьного образования, теоретическую подготовку с практикой, проведение которой планируется на базе школ, повысить степень участия студентов в образовании школьников, развить механизм наставничества и многое другое.
Завершая совещание, выступающие еще раз подчеркнули, что ключевая задача состоит в максимальном приближении студентов педагогического вуза к реальной жизни школы, к задачам и проблемам школьного образования.
Концепция Ядра высшего педагогического образования максимально должна этому способствовать.
Материалы совещания, включая ссылку на запись, направлены руководителям образовательных программ.
Учебно-методическое управление