Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

“Роль и место астрономии в системе естественнонаучных знаний” – первая лекция в Астрокосмическом комплексе

Институт физики, технологии и информационных систем (новости)

12 сентября 2018 года в Институте физики, технологии и информационных систем МПГУ, в рамках проекта “Университетская среда”, прошла лекция на тему: “Роль и место астрономии в системе естественнонаучных знаний”. Лекция стала первым мероприятием, проведенным на базе открывшегося 5 сентября Астрокосмического комплекса, который должен обеспечить совместную работу нескольких подразделений Института: Астрономической обсерватории, кафедры технологических и информационных систем, а также – в ближайшем будущем – базовой кафедры Института астрономии РАН (ИНАСАН). Лекцию провел профессор астрофизики, доктор физико-математических наук, автор УМК по астрономии Виктор Максимович Чаругин.

Перед лекцией выступил директор института, профессор, доктор педагогических наук Дмитрий Аркадьевич Исаев, рассказав гостям о задачах комплекса.  На базе Астрокосмического комплекса будут проходить занятия по астрономии и ее методике, астрофизике, технологии, робототехнике и по другим дисциплинам основных образовательных программ. Здесь будут реализовываться программы дополнительного образования для студентов и школьников, в частности поддержанный Департаментом города Москвы кружок «Небесная механика», повышения квалификации и профессиональная переподготовка учителей, проходить культурно-просветительские мероприятия. После выступления Дмитрия Аркадьевича гостям была показана астрофизическую лаборатория и четыре комнаты для проектной деятельности учащихся: «Космонавтика», «Планета Земля», «Астрономия» и «Воздухоплавание и авиация».

Астрономия, как предмет вернувшаяся в школьную программу, имеет огромное мировоззренческое значение. В ходе лекции участники узнали, что изучение астрономических объектов повлияло на очень многие стороны жизни человека. Обобщение опыта использования геометрических схем на небосводе и живописных образов земных предметов привело к появлению письменности и искусства счета. Например, схематическое изображение созвездия Тельца_  (послужило прообразом звука “А” в языках племен индоевропейской группы. Символ “0” ноль, который ввели древние индийцы в 3-м тысячелетие до н. э. символизировал замкнутый путь всех предметов во Вселенной, подобно тому, как замкнутые видимые пути небесных светил. Согласно мифологии индийцев, все предметы рождаются из вечной пустоты и исчезают в ней. Вселенная— это, проявленная пустота. Ноль означает пустоту — начало и конец Вселенной. В записи десятичных дробей, открытых древними индийцами символ «0», использовался для обозначения пустого десятичного разряда.

Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития. Неудивительно, что в древней Греции астрономия имела свою богиню (музу Уранию). На площадях греческих городов устанавливались солнечные часы, имевшие также и художественную ценность. По приказу Александра Македонского придворный поэт Арат написал поэму “Явления” о созвездиях и планетах в III в. до н. э. Карл Великий в 782 г. создал придворное общество ученых монахов – знатоков сочинений древних авторов. По инициативе этого общества при монастырях открыли школы, в которых обязательными предметами были арифметика, латинский язык и астрономия. В XIV в. астрономию включили в число предметов факультета свободных искусств университетов.

Ясно, чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход позволит не только повысить качество естественнонаучного образования, но и решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.

По окончании лекции все желающие смогли посетить мобильный планетарий, входящий в состав Астрокосмического комплекса, и посмотреть фильм о полетах на Луну.

Множество других фотографий события вы можете увидеть на странице события в Фотоленте МПГУ

 

17 / 09 / 2018

Показать обсуждение