Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Российско-чешский диалог в Институте детства

Новости

4 октября в Институте детства МПГУ прошел международный семинар «Проблемы специального и инклюзивного образования: российско-чешский диалог», организованный Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор УНЦ междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, профессор кафедры логопедии Института детства Юлия Олеговна Филатова. Представив иностранных гостей кафедры специальной педагогики педагогического факультета Остравского университета – Петра Адамуса, Еву Зезулкову, Катерину Якну – она передала слово директору Института детства, заведующей кафедрой логопедии Анне Алексеевне Алмазовой, которая рассказала о структуре и системе обучения в Институте детства МПГУ.

Профессор Ева Зезулкова познакомила слушателей с системой образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями в Чешской Республике. Продолжила поднятую тему декан дефектологического факультета Института детства Елена Владимировна Кулакова с выступлением на тему: «Система специального и инклюзивного образования в России», ответив на вопросы, возникшие у чешских коллег. Второй доклад представителя Остравского университета Евы Зезулковой был посвящен логопедии в Чехии и вызвал особый интерес у присутствующих на семинаре. Юлия Олеговна Филатова познакомила чешских коллег с классификациями нарушений речи в России. Доцент Катерина Янку представила доклад о комплексной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и ее роли в специальном образовании в Чехии. В выступлении профессора Остравского университета Петра Адамуса были представлены основные принципы управления процессами интеграции учеников с расстройствами аутистического спектра. Практическим опытом работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, поделился профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства Илья Владимирович Евтушенко, а его доклад «Вариативность адаптированного дополнительного образования обучающихся с ООП в России» стал заключительной и яркой точкой данной части мероприятия.

Практической частью программы встречи стала публичная лекция представителя делегации педагогического факультета кафедры специальной педагогики Остравского университета Чешской республики Катерины Янку «Роль терапии в специальной образовательной интервенции, сфокусированной на концепции мультисенсорной стимуляции Снузелен» для преподавателей, аспирантов и студентов Института детства. Лектор подробно рассказала присутствующим о мультисенсорных комнатах Снузелен, которые используют чешские дефектологи (специальные педагоги) в работе с людьми с разными отклонениями в развитии. Аудитория активно включилась в дискуссию после лекции, и Катерина Янку с энтузиазмом отвечала на вопросы слушателей.

Накануне, 3 октября, для чешской делегации было организовано посещение ГБОУ города Москвы «Школа № 158» для ознакомления с организацией специального и инклюзивного образования детям с особыми образовательными потребностями. Руководителем службы психолого-педагогического сопровождения Школы № 158 Маргаритой Федоровной Позднышевой и методистом школьного отделения 3 для детей с тяжелыми нарушениями речи Галиной Петровной Матюховой была продемонстрирована преемственность дошкольного и школьного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями. На дошкольном уровне были показаны фрагменты интегрированного занятия воспитателя и психолога в подготовительной инклюзивной группе, подгруппового занятия по развитию зрительно-моторной координации детей с задержкой психического развития, занятия по логоритмике в средней группе, продемонстрировано оборудование кабинета лекотеки; в школьном отделении 3 для детей с тяжелыми нарушениями речи чешская делегация посетила уроки образовательной и коррекционно-развивающей областей «Окружающий мир» (2 класс), «Развитие речи» (3 класс), «Русский язык» (9 класс). Директор Школы № 158 Зоя Николаевна Чернышева рассказала об управленческих решениях в реализации ФГОС ОВЗ/ФГОС УО в московской школе.

В результате насыщенной двухдневной программы произошел качественный обмен опытом и идеями, а планы о перспективах дальнейшего научного и академического сотрудничества можно считать позитивным итогом российско-чешского диалога.

Фото: бакалавр отделения инклюзивного образования и сурдопедагогики

Института детства М.Л. Михалина

08 / 10 / 2019

Показать обсуждение