«Все мы с честью выйдем в люди – Пусть пролетят года, Но вовек мы не забудем Первых шагов труда» / Из песни «Комсомольский марш». Музыка: А. Свечников; Слова: С. Васильев |
«Колонисты, мы Отчизне Наши силы отдадим! Только тот хозяин жизни, Кто живёт трудом своим!» / Из песни «Комсомольский марш» Музыка: А. Свечников; Слова: С. Васильев |
«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга»
/ Антон Семёнович Макаренко |
«Для нас мало просто «исправить» человека, мы должны его воспитать по-новому, то есть должны воспитать так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом общества, но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи»
/ Антон Семёнович Макаренко |
«Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете – вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы – и все из-за отсутствия уважения»
/ Антон Семёнович Макаренко |
«Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди»
/ Антон Семёнович Макаренко |
«Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности»
/ Антон Семёнович Макаренко |
В рамках проекта «Педагогическое служение Отечеству» продолжаем рубрику «Сердце отдаём детям», посвящённую отечественным художественным фильмам, в которых повествуется о школьных буднях, учительской миссии сеять «разумное, доброе, вечное», а также ученическом сообществе, которому школьная парта была взлетной полосой для последующего становления как достойного гражданина своего Отечества, надёжного семьянина, продолжателя трудовых и ратных дел своих дедов и отцов.
Очередной материал рубрики «Сердце отдаём детям» посвящается советскому художественному фильму «Педагогическая поэма», снятому на Киевской киностудии режиссёрами Алексеем Семёновичем Маслюковым и Мечиславой Здиславовной Маевской по одноимённой книге классика отечественной педагогики Антона Семёновича Макаренко.
«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко в Советском Союзе была издана в 1935 году. В произведении рассказывалось о создании и судьбе колонии для несовершеннолетних. «Педагогическая поэма» отличалась от других литературных произведений. Ее автор ничего не выдумывал, он описывал собственную жизнь и свое детище – трудовую колонию имени М. Горького. Все персонажи книги существовали в действительности, а многие трудные подростки, воспитанные А.С. Макаренко, стали выдающимися людьми своего времени.
Премьера фильма «Педагогическая поэма» состоялась 26 декабря 1955 года. Фильм посмотрели 32 миллионов 300 тысяч зрителей. В 1956 году фильм «Педагогическая поэма» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
Сюжеты фильма «Педагогическая поэма»
Действие разворачивается в 1920 году. Первая колония для беспризорных детей была создана в селе Ракитном под Полтавой. Ребята проходят нелёгкий путь от беспризорничества до слаженного коллектива, вместе со взрослыми преодолевают трудности и невзгоды.
Съёмочная группа фильма «Педагогическая поэма»
Авторы сценария:
– Иосиф Михайлович Маневич (22.09.1907-30.11.1976, Востряковское) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский кинодраматург, киновед, редактор, педагог, член Союза кинематографистов СССР. В мае 1945 года в составе «трофейной бригады» Комитета по делам кинематографии под руководством заместителя председателя комитета Михаила Ильича Хрипунова (18.10.1901-01.04.1952) вылетел в Берлин. В его задачу входил вывоз фильмов из собрания рейхсфильмархива.
– Алексей Семёнович Маслюков (02.06.1904-14.04.1962) – участник Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств УССР (1960). В РККА с мая 1942 года, политрук, капитан, агитатор 927-го стрелкового полка 251-й стрелковой дивизии, затем инструктор по культурной работе Дома Красной Армии 31-й Армии 1-го Украинского фронта.
Постановка:
– Алексей Семёнович Маслюков (02.06.1904-15.04.1961, Киев) – участник Великой Отечественной войны, советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств УССР (1960). В РККА с мая 1942 года, политрук, капитан, агитатор 927-го стрелкового полка 251-й стрелковой дивизии, затем инструктор по культурной работе Дома Красной Армии 31-й Армии 1-го Украинского фронта.
– Мечислава Здиславовна Маевская (25.12.1904-12.10.1975, Киев) – советская кинорежиссёр. Как режиссёр самостоятельно поставила только один фильм – «Военная тайна» (1958), а в основном работала совместно с мужем режиссёром А.С. Маслюковым, их фильм «Педагогическая поэма» (1955) номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, фильм «Партизанская искра» (1957) получил поощрительный диплом 1-го Всесоюзного кинофестиваля.
Главный оператор: Иван Иванович Шеккер (11.03.1909-09.10.1967) – ветеран Великой Отечественной войны, советский кинооператор. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым оператором на 2-м Украинском Фронте.
Оператор: Валентина Алексеевна Тышковец (26.01.1915-20.02.1977, Киев) – советский кинооператор. Во время Великой Отечественной войны работала в фотоателье, созданном кинооператором Всеволодом Ковальчуком. Под предлогом фотосъемки они ездили по концентрационным лагерям и по возможности спасали попавших туда людей. На студии Валентина печатала фото, которые позднее использовались как свидетельства фашистских зверств.
Композитор: Анатолий Григорьевич Свечников (02/15.06.1908-12.03.1962, Байковое в Киеве) – советский украинский композитор, заслуженный деятель искусств УССР (1954), лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).
Художник: Максим Максимович Липкин (12.08.1907) – советский и украинский художник театра, член Союза художников СССР.
Песня «Комсомольский марш»: Слова С. Васильева; Музыка А. Свечникова.
Оркестр Министерства культуры УССР (дирижёр – Константин Арсеньевич Симеонов (07/20.06.1910-03.01.1987, Лесовая дорожка Большеохтинского в Санкт-Петербурге) – ветеран Великой Отечественной войны, узник лагерей Ламсдорф-318-Ф и в Северных Альпах, советский, украинский и российский дирижёр, педагог, народный артист СССР (1962).
Директор картины: Михаил Яковлевич Ротлейдер (28.12.1899-14.05.1998, Киев) – советский деятель кинематографа, организатор кинопроизводства и директор картин. В разные годы возглавлял киностудии и производство кинокартин в Киеве, Москве, Одессе, Ташкенте. В 1952 году – директор киностудии имени Довженко (Киев).
В фильме «Педагогическая поэма»
– Антона Семёновича Макаренко сыграл Владимир Николаевич Емельянов (07/20.06.1911-02.07.1975, 16-й участок Бабушкинского) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, артист фронтовой бригады, советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1972).
– Завхоза Калину Ивановича Сердюка исполнил Михаил Фёдорович Покотило (08/21.06.1906-01.09.1971, Киев) – советский театральный и киноактёр, театральный режиссёр, народный артист УССР (1953).
– Старшую воспитательницу Екатерину Григорьевну сыграла Елена Фёдоровна Лицканович (09.05.1926-11.02.2018) – советская актриса театра и кино.
– Воспитательницу Лидию Петровну исполнила Нина Васильевна Крачковская (17.04.1930-12.03.2021, 21-й участок Троекуровского) – советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1991).
– Воспитателя Ивана Ивановича Осипова сыграл Сергей Сергеевич Петров (09/21.09.1895-02.11.1965, Киев) – советский актёр театра и кино, народный артист Украинской ССР (1948).
– Инспектора Шарина исполнил Константин Константинович Михайлов (10.05.1910-29.05.1994) – советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (30.12.1967).
– Воспитанника Григория Буруна сыграл Юрий Дмитриевич Саранцев (07.10.1928-24.08.2005, Николо-Архангельское) – советский и российский актёр кино и дубляжа, народный артист РФ (2000).
– Воспитанника Семёна Карабанова исполнил Юлиан Александрович Панич (23.05.1931-09.10.2023, Франция) – советский и французский актёр театра и кино, кинорежиссёр, журналист, лауреат Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (2013). Указом Президента РФ присвоено звание заслуженного деятеля искусств России с формулировкой «за пропаганду русской неподцензурной литературы в программах радио «Свобода» (1966).
– Воспитанника Ивана Лапоть сыграл Александр Александрович Суснин (13.11.1929-15.07.2003, Большеохтинское в Санкт-Петербурге) – советский и российский киноактёр, заслуженный артист РСФСР (1991). В кино начал сниматься в студенческие годы (1947). Его дебют – роль школьника в фильме Марка Семёновича Донского (21.02/06.03.1901-21.03.1981) «Сельская учительница». Помимо ролей в кино Суснин также занимался озвучиванием отечественных и зарубежных фильмов.
– Воспитанника Сашу Задорова исполнил Георгий Александрович Юматов (11.03.1926-04.10.1997, Ваганьковское) – участник Великой Отечественной войны, советский и российский киноактёр, заслуженный артист РСФСР (1969), народный артист РСФСР (1982). В 1941-1942 годах учился в Военно-морской школе, служил матросом на Черноморском флоте. В январе 1942 года 15-летний Георгий принимал участие в боевых действиях в Крыму в составе обеспечения Евпаторийского десанта. В 1942 году был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный», а через год стал рулевым. Принимал участие во взятии Будапешта, Бухареста. Отличился в боях за Вену, при штурме Имперского моста. За время войны несколько раз был ранен и контужен.
– Воспитанника Митягина сыграл Павел Тимофеевич Грубник (1927) – советский и украинский актёр театра и кино.
– Воспитанника Гуда исполнил Яша Паничев – советский и актёр украинский актёр театра и кино.
– Воспитанника Фёдора Таранца сыграл А. Чистик – советский и актёр украинский актёр театра и кино.
– Воспитанника Тоську Соловьёва исполнил Миша Чернов – советский и актёр украинский актёр театра и кино.
– Воспитанника Зайченко сыграл Ваня Поплавец – советский и актёр украинский актёр театра и кино.
– Воспитанника Степана Перца исполнил Ролан Антонович Быков (12.10.1929-06.10.1998, 10-й участок Новодевичьего) – советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, мастер озвучивания фильмов, мультфильмов и спектаклей, сценарист, педагог, народный артист СССР (1990), лауреат Государственной премии СССР (1986), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1987) и премии Президента РФ (1999), член Союза кинематографистов СССР. Выдающийся актёр, один из лучших в истории режиссёров детского кино, мыслитель, общественный деятель. Организатор Первого Московского международного фестиваля кино- и телефильмов для детей и юношества (1989).
– Алексея Максимовича Горького сыграл Павел Петрович Кадочников (16/29.07.1915-02.05.1988, 15-й участок Серафимовского в Санкт-Петербурге) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский актёр, кинорежиссёр, сценарист и педагог, Герой Социалистического труда (1985), народный артист СССР (1979), лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951), член Союза кинематографистов СССР.
– Наталку Петренко исполнила Наталия Михайловна Наум (14.01.1933-22.03.2004, Байковое в Киеве) – советская и украинская актриса театра и кино, народная артистка Украинской ССР (1974), лауреат Государственной премии Украины имени А. Довженко (1999).
– Любовь Савельевну Джурицкую сыграла Валентина Ефимовна Беляева (27.02.1925-27.03.2015, Кунцевское) – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советская актриса кино и дубляжа. Во время Великой Отечественной войны работала в школе, пионервожатой. В 1944 году в эвакуации в Омске играла в танцевальном и драматическом кружках, работала в Омском областном театре, училась в студии при театре. После третьего курса уехала в Москву и поступила на второй курс ВГИКа.
– Председателя народного образования исполнил Константин Михайлович Барташевич (27.02.1899-13.03.1975, Николо-Архангельское) – участник Первой мировой войны, советский актёр театра и кино. В 1906-1916 годах учился в Московском реальном училище Святого Михаила, затем поступил юнкером в Алексеевское военное училище. После выпуска из училища в октябре 1916 года прапорщик Барташевич участвовал в Первой мировой войне, служил на Северном флоте, дослужился до звания подпоручика. В мае 1918 года демобилизовался, в сентябре того же года вступил в Красную Армию, был секретарём штаба войск ВОХР. Участвовал в художественной самодеятельности.
– Халабуду сыграл Григорий Терентьевич Тесля (21.01.1909-04.01.1968, Байковое в Киеве) – участник Великой Отечественной войны, советский актёр театра и кино, заслуженный артист Украинской ССР. Во время Великой Отечественной войны служил в составе 45-й железнодорожной военной бригады.
– Директора трудовой колонии исполнил Сергей Сергеевич Цейц (01.02.1918-01.10.1994, 4-й участок Ваганьковского) – советский и российский артист театра и кино, народный артист РСФСР (1973). Мастер эпизода, в ряде ролей создал гротесковые, эксцентричные образы. Принимал участие в озвучивании мультфильмов (барон Мюнхгаузен).
– Воспитанника Жорку Волкова сыграл Валерий Алексеевич Зиновьев (1928) – советский актёр театра и кино.
– Воспитанника Антона Братченко исполнил В. Амелин – советский актёр театра и кино.
– Воспитанника Галатенко сыграл Евгений Иванович Зиновьев (21.11.1927-17.05.1980) – советский актёр театра и кино.
– Воспитанника Костю Ветковского исполнил Костя Евгеньев – советский актёр театра и кино.
– Воспитанника в Короткова сыграл Лемар Фатеевич Бурыкин () – советский актёр театра и кино.
– Воспитанника Ховрах исполнил Владимир Васильевич Борискин (28.07.1923-02.05.1994) – советский актёр театра и кино.
– Воспитанника Кудлатого сыграл Лев Григорьевич Абрамов (1926) – советский актёр театра и кино.
Создатели фильма «Педагогическая поэма» из педагогических семей и семей военных
– Мечислава Здиславовна Маевская. Отец – Здислав Константинович Маевский, преподаватель математики и физики в Варшавском политехническом институте, в реальных училищах.
– Елена Фёдоровна Лицканович. Родилась в семье военнослужащего.
– Нина Васильевна Крачковская. Её отец – академик Василий Поликарпович Крачковский, был преподавателем и профессором МИИТа, работал в управлении железнодорожного транспорта. Мать окончила Институт благородных девиц, занималась хозяйством и воспитанием детей.
– Юрий Дмитриевич Саранцев. Родился в селе Большой Мелик Балашовского района Балашовского округа Нижневолжского края в чувашской семье военного и домохозяйки.
– Ролан Антонович Быков. С началом Великой Отечественной войны его мать и брата эвакуировали в Йошкар-Олу, а отец ушёл добровольцем на фронт.
– Наталия Михайловна Наум. В 9 лет стала круглой сиротой – отец и мать погибли во время Великой Отечественной войны.
Судьба некоторых воспитанников А.С. Макаренко
Ещё до начала Великой Отечественной войны трое воспитанников колонии имени А.М. Горького получили боевые ордена: Леонид Вацлавович Конисевич был награждён орденом «Знак Почёта» как штурман, обеспечивший доставку груза в борющуюся против фашистов Испанию, Наум Леонидович Каплуновский – медалью «За отвагу», Николай Фролович Шершнёв – орденом Красной Звезды за участие в разгроме японских милитаристов на Дальнем Востоке. Многие воспитанники А.С. Макаренко, закончившие военные училища, встретили начало Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии.
– Воспитанник коммуны имени Ф.Э. Дзержинского Василий Цымбал в годы войны служил в морской пехоте Черноморского флота. В ноябре 1943 года в составе 386-го отдельного батальона морской пехоты он участвовал в десанте на Керченский полуостров. Василий Тимофеевич в числе первых десантников ступил на крымскую землю и, увлекая за собой других, бросился на укрепления врага. Его взвод захватил противотанковый ров и закрепился в нём. Но фашисты решили любой ценой вернуть утерянные позиции и сбросить десант в море.
В бой против горстки моряков вступили 10 танков противника. За 4 часа отважные морские пехотинцы отразили 19 танковых атак. Когда 2 фашистских танка обошли с фланга позицию взвода, Василий Цымбал вступил в единоборство с ними и, подорвав противотанковой гранатой головной танк, сорвал манёвр врага. Во время последовавшего затем ночного боя его умелые действия помогли перегруппировать силы десанта. Отважный моряк погиб при освобождении г. Керчи в ноябре 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР Василию Тимофеевичу Цымбалу было присвоено звание Героя Советского Союза.
– Пётр Чеслер после пребывания в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского стал моряком и попал на крейсер «Червона Украина», экипаж которого долгие годы дружил с коллективом коммунаров. По словам бывшего коммунара полковника В.С. Богдановича, юноша сам вызвался служить именно на этом корабле. Когда в 1936 году В.С. Богданович, призванный на военную службу, попал в Севастополь, он повстречал там П. Чеслера и ещё некоторых бывших коммунаров. Закончив соответствующие курсы, П. Чеслер стал командовать сторожевым катером. «Малыш» – так называли боевые друзья и сам катер, и его отважного командира лейтенанта П. Чеслера. 22 июня 1941 году П. Чеслер впервые вышел в море как командир сторожевого катера. И сразу – в бой. Роль сторожевого катера сложна и ответственна. Иногда П. Чеслеру приходилось подставлять свой катер под огонь противника, чтобы дать возможность уйти транспортируемому судну. В сентябре 1943 года катер П. Чеслера вместе с другими сторожевыми катерами шёл на Анапу. При высадке десанта в Анапе осколок вражеского снаряда пробил орден Красного Знамени и вошёл в сердце отважного командира.
– Коммунар Лаврентий Васильевич Ковалёв родился в 1919 году. Два года спустя от ран, полученных во время Гражданской войны, умер его отец. Мать уехала куда-то на заработки и не вернулась. Мальчик жил у бабушки. С 1929 по 1937 год он находился в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. В 1938 году после окончания аэроклуба начал работать на Харьковском авиационном заводе. С ним и эвакуировался в 1941 году в Пермь. В феврале 1942 года Л.В. Ковалёв окончил танковую школу. Он воевал под Сталинградом, на Воронежском, Степном, 1-м и 4-м Украинском фронтах в 31-й танковой бригаде. В составе 1-й танковой армии сражался на Курской дуге, под Белгородом и Богодуховом, дошёл до Днепра, освобождал Киев, Житомир, Тернополь, Львов. С Сандомирского плацдарма начался его боевой путь по Европе: сначала Польша, потом Германия, Чехословакия. В Чехословакии и закончил войну гвардии старшина Л.В. Ковалёв. Он награждён орденом Отечественной войны I степени (за форсирование Днепра), орденом Красной Звезды (за Сандомирское сражение), медалями «За отвагу» (за бои на Курской дуге), «За освобождение Киева», «За освобождение Праги» и др. В 1948 году Л.В. Ковалёв демобилизовался из Советской Армии и стал работать в органах МВД, в 1954 году возвратился на родной завод. Стаж его работы на заводе составляет уже 36 лет. Л.В. Ковалёв часто выступает перед молодёжью, рассказывает о коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, об А.С. Макаренко, своём трудовом и боевом пути.
– Бывший бандит, грабитель Карабанов (в жизни – Семен Калабалин) стал одним из самых известных воспитанников Макаренко. Он продолжил дело учителя: после рабфака вернулся в Горьковскую колонию воспитателем. В 30-е годы Калабалин был арестован по ложному доносу, но вскоре освобожден, не в последнюю очередь из-за заступничества учеников, дежуривших под окнами тюрьмы. Во время Великой Отечественной Семен Калабалин попал в разведку, был пленен. Несколько раз пытался бежать и выжил лишь чудом. Всю жизнь Семен Калабалин посвятил педагогике, воспитанию трудных подростков. Он возглавлял несколько детских домов, написал ряд статей и автобиографию, получил звание заслуженного учителя РСФСР.
– Один из первых воспитанников колонии Григорий Бурун (настоящее имя – Григорий Супрун) под руководством Макаренко из малолетнего преступника превратился в настоящего человека – честного, трудолюбивого. Командир косарей, возглавляющий праздник первого снопа, стал одним из главных персонажей «Педагогической поэмы». После колонии Григорий Супрун поступил на рабфак, затем в технологический институт. В годы войны бывший колонист трудился инженером танковой бригады. Оп принимал участие в Курской и Сталинградской битвах, освобождал Прибалтику и Кенигсберг. После Победы Супрун вернулся на родину, в Харьковскую область, где прожил остаток жизни.
– Бывший командир одного из отрядов коммуны имени Ф.Э. Дзержинского Сергей Яковлевич Черкашин сначала работал на Харьковском электромеханическом заводе, затем инструктором в ФЗУ. Ещё до Великой Отечественной войны он был призван в армию, где стал офицером. С.Я. Черкашин служил в авиации на Кавказском и Северо – Кавказском фронтах, завершил войну на 3-м Белорусском фронте. Под Вильнюсом он воевал с французскими патриотами в полку «Нормандия-Неман». В 1942 году на фронте Сергей Яковлевич вступил в партию. Тогда же узнал, что его жену расстреляли гестаповцы. С.Я. Черкашин завершил войну под Кёнигсбергом. Он награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа» и «За взятие Кёнигсберга». После войны С.Я. Черкашин стал работать начальником технической части в ФЗУ. Двое сыновей ветерана – педагоги, третий – полковник.
– Братья Жевелий: Александр и Дмитрий Чевелий. Круглые сироты, братья Жевелий (Александр и Дмитрий Чевелий) попали в колонию подростками. Они стали одними из самых ярких колонистов, юными помощниками Макаренко. В годы войны Александр и Дмитрий сражались с врагом в воздухе. Александр пилотировал самолеты. Дмитрий выучился на штурмана и отдал жизнь в боях за Мурманск.
– Иван Антонович Ветров родился в 1915 году, а в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского пробыл с 1930 по 1935 год. Он овладел столярным и токарным делом, вместе с другими коммунарами успешно осваивал выпуск первых в стране электросверлилок. По предложению А.С. Макаренко комсомольская организация коммуны назначила Ивана вожатым пионерской базы. «После того как в коммуне побывал В.П. Чкалов, – вспоминает Иван Антонович, – коммунары увидели не только красоту, но и огромные возможности авиации». Известно, что коммуна находилась рядом с Харьковским аэропортом и лётным полем авиационного института. Многие коммунары захотели стать лётчиками. В коммуне был организован планёрный кружок. Харьковский авиаклуб предложил членам кружка, коммунарам А. Чевелию и И. Ветрову учиться в лётно-планёрной школе Осоавиахима. А.С. Макаренко возражал, он считал, что не в этом призвание Ветрова, что тот должен стать педагогом. Но совет командиров постановил отпустить коммунара И. Ветрова в лётно-планёрную школу. Вскоре Иван убедился, что Антон Семёнович был прав. Он вернулся в коммуну. Через некоторое время Иван поступил в Харьковский юридический институт. Всю войну – с первого до последнего дня Иван Ветров был на фронте. Он сражался за Львов, Харьков, Сталинград, Орёл, Барановичи, воевал в 4 странах и закончил войну в городе Штеттине.
И.А. Ветров рассказывал, что при налёте фашистских самолётов на воинский эшелон, помогая спасать раненых, он обнаружил убитого, обгоревшего до неузнаваемости лейтенанта. Иван стал просматривать бумаги, которые находились в его планшете, и обнаружил фотографию Антона Семёновича с коммунарами. В планшете было также недописанное письмо: «Здравствуй, дорогая Любашка! Завтра мы снова уходим на передовую. В это время особенно часто вспоминаю нашу коммуну, годы, прожитые как в прекрасном сне. Где теперь наши ребята, куда разбросала их судьба?..» До сих пор не удалось установить имя этого лейтенанта.
– А Александр Чевелий, окончив лётно-планёрную школу, стал прекрасным лётчиком. В годы войны одно время он был штурманом самолёта генерала А.И. Ерёменко, награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени. А. Чевелий умер после войны, а его брат Дмитрий, воевавший на Северном флоте, погиб.
– Задоров: Павел Архангельский. С Задоровым, настоящее имя которого Павел Архангельский, связан один из самых неприятных эпизодов романа. В самом начале работы в колонии имени М. Горького Макаренко так сильно разозлился на нахального воспитанника, что ударил его. Спустя годы один из первых комсомольцев колонии, рабфаковец Задоров со смехом вспоминал: «Здорово, что ты мне по морде съездил!». Павел Архангельский выучился на инженера-гидролога, работал на стройке Волго-Балтийского канала, в годы войны возглавлял саперную роту, получил множество наград. После Великой Отечественной Архангельский жил и работал в Куйбышеве (Самара).
– 24 апреля 1930 года из Харьковского детского приёмника Зиновий Клямер попал в коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Попал, многого в жизни не понимая, не зная, что на следующий день познакомится с человеком, которого он, как, впрочем, и все коммунары и колонисты, доныне называют отцом, что он станет слесарем-лекальщиком 6-го разряда, закончит вечерний рабфак, а 3 года спустя вместе со Стомахиным С., Иващенко П., Сотниковым С. поступит в Орловское бронетанковое училище. «Та всесторонняя подготовка, которую мы получили в коммуне, – вспоминает Зиновий Соломонович, – дала возможность «макаренковскому экипажу» – так нас называли товарищи по училищу – быть в числе самых передовых». Командиру танка 3.С. Клямеру было присвоено звание сержанта. Позднее, осенью 1939 года он, получив звание лейтенанта, командовал танковой ротой. Во время Великой Отечественной войны 3.С. Клямер был заместителем командира танкового батальона, комбатом, начальником штаба полка танковой бригады. Он участвовал в разгроме милитаристской Японии. Для него война завершилась лишь 3 сентября 1945 года. 3.С. Клямер трижды был ранен. Он имеет много боевых наград – орден Отечественной войны II степени, два ордена Красной Звезды, медали. После демобилизации из армии полковник Клямер стал работать в объединении «Кировский завод».
– Лапоть: Николай Лапотецкий. Секретаря совета командиров, колониста, который умел с самым серьезным видом шутить и призывать к порядку буянов, в «Педагогической поэме» звали Лаптем, а в реальной жизни – Николаем Лапотецким. После учебы в трудовой колонии Лапотецкий поступил на рабфак, работал в Полтаве, затем был призван на фронт. Он защищал родину на передовой, в стрелковом полку Красной Армии. Был тяжело ранен, получил инвалидность. Остаток жизни Николай Лапотецкий прожил в Москве.
– Галина Константиновна Геращенко, попав в коммуну имени Ф.Э. Дзержинского 13-летней девочкой, жила там 4 года. Когда началась война, ей было 19 лет. Она работала в Воронежском издательстве и одновременно училась на курсах медицинских сестёр. С первых дней войны Галина стала работать в эвакогоспитале, а через год добровольцем ушла на фронт. Старшина медицинской службы Г.К. Геращенко воевала с сентября 1942 по 9 мая 1945 года на Кавказе, Украине, в Польше, Германии, Чехословакии. Она была награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Многих солдат вынесла Галина Геращенко из огня, спасла от смерти. Она вспоминала: «…всегда всматривалась в лица раненых, а вдруг встречу кого-то из наших, коммунаров. Я всегда мысленно была с коммуной и коммунарами, ведь для меня и до сих пор нет и не было на свете ничего дороже». Как-то под Ростовом две санитарные машины сумели уйти из-под обстрела танковой колонны фашистов. В спешке медсестра потеряла свой вещевой мешок, а в нём были фотографии, дневник времён коммуны. Галина Константиновна переживала по поводу этой потери.
– Прожили достойную жизнь и остальные колонисты, персонажи «Педагогической поэмы». Братченко (Антон Браткевич) стал офицером, командовал эскадроном, сражался с фашистами в Закавказье. Кудлатый (Денис Горгуль) был председателем колхоза, в годы Великой Отечественной – членом партизанского отряда. Таранец (Федор Таранец) возглавлял стрелковое отделение, участвовал в боях за Минск. Георгиевский (Григорий Андриевский) выучился на врача, служил фельдшером. Все эти мужественные люди не вернулись с войны. Вершнев (Николай Шершнев) всю жизнь проработал доктором в Комсомольске-на-Амуре, трудился главврачом городской больницы. Соловьев (Антон Соловьев) выучился на электрика, в годы войны был замполитом комендатуры гарнизона, участвовал в войне с Японией, а после Великой Отечественной вернулся в профессию. Нисинов (Дмитрий Анисимов) стал пилотом военных самолетов, работал летчиком-испытателем. Без преувеличения можно сказать, что все воспитанники Макаренко и юные герои «Педагогической поэмы» не посрамили своего учителя и воплотили в жизнь главный девиз колонии: «Не пищать!».
Источники:
– Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/42911/?ysclid=lqhpb8dzfv538265529&utm_referrer=ya.ru
– Кино – Театр. РУ: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5022/annot/?ysclid=lqhpdsbr3z741748136
– Как сложилась судьба воспитанников А.С. Макаренко: https://dzen.ru/a/XfadEBqGCACurbaH
– Судьба воспитанников А.С. Макаренко: https://stalinline.ru/2019/06/20
– Воспитанники А.С. Макаренко во время Великой Отечественной войны:
http://makarenko-museum.ru/lib/Pressa/Chubarov_L_Vosp_of_ASM_in_II_World_War.htm
– Леонид Конисевич. Нас воспитал Макаренко:
– История учеников Макаренко:
https://www.pravmir.ru/v-pedagogiku-dolzhny-idti-muzhchiny-video/?ysclid=lqjw5j26p7555552473
– Документы о Полтавской трудовой колонии имени М. Горького: https://makarenko.su/colgordoc.htm
– Жизнь колонии имени М. Горького в фотодокументах: https://makarenko.su/Fotogorky/fotogorky.htm
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий.